Сценарий урока Учреждение: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Учитель: Ленкова Татьяна Николаевна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 а
УМК: «Гармония»
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений и навыков.
Технологии: Технология деятельностного метода, ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технология учебного диалога.
Форма проведения: урок
Формы организации работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Литературное чтение», автор О. В. Кубасова, универсальный словарь по русскому языку – СПб.:ИГ «Весть»,2009, портрет Н. Носова, портрет В. Осеевой, выставка книг В. Осеевой, выставка детских рисунков к произведению Н. Носова «На горке», дешифраторы у каждого учащегося, листы для самооценки деятельности на уроке.
Ресурсы: Интернет ресурсы, словарь по русскому языку – СПб.:ИГ «Весть»,2009 (в электронном виде), презентация PowerPoint, составленная учителем к уроку
Цель урока: Познакомить с рассказом В. Осеевой «Хорошее», формировать умения выделять главную мысль произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Составлять картинный и словесный план рассказа.
Развивающие:
развивать навыки правильного и осознанного чтения;
развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
развивать память, внимание, речь учащихся;
развивать навыки рефлексии;
Воспитательные:
воспитывать организованность, умение работать в парах и группах;
воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
прививать интерес к предмету.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
| Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
| I.Самоопределение к деятельности.
| Приветствие учителя. В добрый день и в добрый час,
Очень рада видеть вас!
Все мы знаем, был звонок,
Начинаем наш урок!
-Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом — вот это солнышко. Слайд № 1 (см. приложения) Я предлагаю всем улыбнуться, как улыбается вам солнышко. А теперь улыбнитесь друг другу.
Желаю счастья и добра Всем детям с самого утра!
Желаю с настроением
Работать на литературном чтении! -Ребята, для того чтобы сегодня на уроке получить новые знания, нам необходимы такие же качества, как и у пчёлки.
-Назовите их! Слайд № 2
-Молодцы, ребята! Берём все эти качества с собой на урок, они нам очень пригодятся.
|
Приветствуют учителя стоя.
Садятся за парты.
Улыбаются учителю, друг другу. Называют качества:
(трудолюбие, взаимопомощь, дружба, внимание, терпение, прилежание)
|
Личностные: формирование положительной мотивации к обучению.
Предметные: развитие речи.
| II. Актуализация опорных знаний.
| Ребята, давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке?
- Кто автор произведения?
-Какое домашнее задание у вас было?
Учитель обращает внимание детей на доску, на которой портрет Н. Носова и рисунки к рассказу Н. Носова «На горке».
- А чтобы проверить, как вы усвоили содержание рассказа Н. Носова «На горке», я предлагаю вам тестовую работу. (см. приложения)
- Ребята, я проверю ваши работы и сообщу результаты на следующий урок.
| Отвечают на вопросы учителя.
- Нарисовать рисунок к самому понравившемуся эпизоду из рассказа Н. Носова «На горке», пересказ рассказа по составленному в классе плану.
Работают по заданиям тестовой работы самостоятельно.
| Познавательные: умение ориентироваться в содержании текста.
| III. Постановка учебной задачи.
| - А сейчас, ребята, вы должны мне сказать, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке.
Я вам задаю вопросы, а вы внимательно слушаете и выбираете буквы, которые нам нужны. На интерактивной доске включается «Касса букв» через ИНТЕРНЕТ
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1a2c430-14cf-4fad-aa0e-b06f7dd88c84/ResFile.SWF Вопросы:
Первая буква в имени утёнка в рассказе Б. Житкова (А)
Первая буква в названии рассказа В. Сухомлинского, в котором мальчики вместе взявшись за руки пошли в школу. (В)
Первая буква в имени писателя Пермяка. (Е)
Вторая буква в названии русской народной сказки, где богатый купец подарил мужику кусок золота. (Е)
Первая буква в жанре произведения Н. Сладкова «Медведь и Солнце» (С)
Вторая буква в имени мальчика, который посыпал горку песком в рассказе Н. Носова. (О)
- Какой же автор будет сегодня у нас в гостях на уроке?
Слайд № 3
Портрет В. А. Осеевой прикреплен на доску. -А теперь вы должны догадаться, с каким произведением В. Осеевой мы сегодня познакомимся.
Слайд № 4
Вы должны составить анаграмму к слову «ШОРОХ» и добавить две буквы «е».
Выполнив это задание, вы узнаете название произведения. – Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?
|
Отвечают на вопросы учителя.
На интерактивной доске из кассы ставят нужные буквы. - Прочитав слово с конца, догадываются, что гость на уроке – Осеева.
Разгадывают анаграмму. Приходят к выводу: произведение – «Хорошее»
Вспомнить, что мы знаем о В. Осеевой, научиться бегло и грамотно читать произведение, выяснить для чего мы изучаем это произведение.
| Коммуникативные:
вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого.
Регулятивные: осознают возникновение трудности, стремятся к их преодолению, пользуются полученными знаниями.
Предметные: вспоминают изученные произведения, их авторов, героев.
Регулятивные: делают вывод.
Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, вносят коррективы.
Регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу.
| IV. Первичное восприятие и усвоение нового материала.
| Учитель сопровождает выступление ученицы слайдами. Слайд № 5, слайд № 6
-Учитель дополняет выступление ученицы.
-Ребята, а какие произведения В. Осеевой вы знаете?
Слайд № 7
- А сейчас угадайте названия произведений В. Осеевой, которые мы уже изучали.
Слайд № 8, Слайд № 9, Слайд № 10 Учитель обращает внимание детей на выставку книг, которую ребята рассмотрят на перемене.
Сегодня, как вы уже догадались, мы знакомимся с произведением «Хорошее». Слайд № 11 -Как вы думаете, о чем это произведение? - Предположите, о чем пойдет речь? Сейчас мы прочтем и увидим, кто был прав? -Какое по жанру это произведение? Почему?
-Какой это рассказ – веселый или грустный?
-Как зовут главного героя?
| Выступление ученицы. Знакомство с биографией В.Осеевой. Высказывания детей.
Называют по слайдам произведения В. А. Осеевой, которые уже изучали.
Высказывают предположения.
Чтение рассказа детьми по цепочке (вслух).
| Личностные: проявление инициативы в познавательной деятельности.
Предметные: вспоминают изученные произведения В. Осеевой
Познавательные:
прогнозируют развитие событий.
Предметные: знакомство с новым произведением.
Познавательные: читают и слушают, извлекая необходимую информацию, соотнося с имеющимися знаниями.
| Динамическая пауза.
| Проводит физминутку под песню «Друзья» группы «Барбарики». (см. приложения)
Показывает движения. Организует переключение внимания.
| Поют песню «Друзья», выполняют движения за учителем.
| Личностные: стремятся к ЗОЖ.
| V. Первичное восприятие и усвоение нового материала с последующим применением теоретических знаний в условиях выполнения упражнений
| - Читая, подумайте, что хорошего в произведении В. Осеевой. -Ребята, как вы думаете, что означает слово «хороший»? -Давайте посмотрим значение этого слова в словаре. Показ печатного словаря.
Учитель демонстрирует на интерактивной доске электронный словарь.
Подберите синонимы к слову «хороший» Просмотр синонимов к слову «хороший» по электронному словарю. – Что же хорошего в рассказе В. Осеевой?
-А теперь, ребята, подберите антоним к слову «хороший»
Просмотр по электронному словарю антонимов к слову «хороший».
– Что вам не понравилось в рассказе?
Каким вы себе представляете мальчика?
-О каких «героических» делах мечтал Юра? Работая в паре, найдите и зачитайте об этом. Слайд № 12 -Как Юра отказывал окружающим в помощи – вежливо или грубо? -Какие добрые дела он бы мог сделать?
-Какое отношение к Юре у вас появилось?
- Какой совет вы можете дать Юре?
-Соответствует ли содержание рассказа его названию? - А теперь объясните название рассказа «Хорошее».
| Чтение рассказа детьми самостоятельно ещё раз с заданием.
Высказывания после чтения.
Размышляют, высказывают свое мнение. Подбирают и называют синонимы по заданию учителя.
Мысли, желания мальчика хорошие.
- Плохой.
- Поступки Юры. Высказывают свое мнение. Работают в паре. Зачитывают предложения из рассказа.
Отвечают на вопросы учителя, доказывают, размышляют. Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях.
| Познавательные: понимают представленную информацию, стремятся хорошо читать.
Познавательные: умеют структурировать информацию.
Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров.
Предметные: дают правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Коммуникативные: умеют работать в паре.
Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умеют осуществлять совместную деятельность.
| VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
| Для работы в группах на листочках у вас даны картиночки к произведению В. Осеевой «Хорошее» (см. приложения)
Задание:
Пронумеровать картинки по порядку, в соответствие с содержанием рассказа.
Дать название каждой картинке.
Демонстрирует слайд с картинками к рассказу В. Осеевой на интерактивную доску.
-Что получилось у вас, когда вы расположили картинки по порядку? -Что получилось, когда дали название каждой картинке? Работа с «корзиной хороших» и «плохих дел». (см. приложения) Учитель демонстрирует задание с корзинами на интерактивной доске.
| Повторение правила работы в группе. Понапрасну мы не говорим.
Внимательно задание читаем.
Бесшумно все его мы обсуждаем.
На вопросы отвечаем.
Если сам я не смогу,
Мне придёт на помощь друг. Работают в группах по 4 человека, сообща приходят к общему ответу.
Выступают, нумеруя картинки на интерактивной доске.
-картинный план
-словесный план.
Распределяют по корзинам добрых и плохих дел поступки ребят.
| Коммуникативные: умеют работать в группе, осознавая себя членом классного коллектива. Предметные: умение составить словесный и картинный план к рассказу.
Регулятивные: контроль своих действий по ориентированию в рассказе учебника.
| VII. Рефлексия.
| -Какую учебную задачу мы ставили на урок?
-Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»?
- О каких человеческих качествах нас заставляет задуматься рассказ «Хорошее»?
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будете ли вы ждать за это награды?
Самооценка деятельности учащимися при помощи дешифраторов по листам на доске (см. приложения)
Домашнее задание: Пересказать рассказ В. А. Осеевой. Рассказать о каком-нибудь вашем хорошем поступке.
-Ребята, в конце урока нам снова улыбается солнышко. Его лучи – волшебные.
Слайд № 13
- Почему? Прочитайте!
-Закончить урок мне хочется словами: Я хочу, чтоб добрыми вы были!
Слов волшебных не забыли!
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями! -Спасибо вам, ребята, за урок. Слайд № 14
|
Отвечают на вопросы учителя, доказывают свое мнение.
Оценивают свою деятельность на уроке.
Записывают в дневники домашнее задание.
|
Регулятивные: оценивают свою готовность, обнаруживают незнание. Реально оценивают свои знания и умения.
Познавательные: находят причины затруднения. Коммуникативные: прислушиваются к ответу других, высказывают и аргументируют свою точку зрения.
Познавательные: умеют строить осознанное речевое высказывание в устной форме.
| |