Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой





Скачать 145.3 Kb.
НазваниеЕфросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой
Дата публикации10.07.2014
Размер145.3 Kb.
ТипЗанятие
100-bal.ru > Литература > Занятие
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Зам. директор по УВР Директор школы

_________ Жаворонкова И.Б. _________ Минёнок Т. В.

«____» сентября 2013г. «___» сентября 2013г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

факультатива «В мире книг»

учитель начальных классов

Гущина Галина Григорьевна


п. Заводской

2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления факультатива «В мире книг» составлена на основе программы по внеурочной деятельности «В мире книг» Ефросининой Л.А. ( Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «В мире книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

- развитие эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального ребёнка, а также решение проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа факультатива «В мире книг» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. Программа факультатива реализуется в общеобразовательном учреждении во внеурочное время в объеме 32 часа в год - 1 класс, 33 часа в год - 2-4 класс, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 30-35 минут.

Формы организации занятий: литературные игры, конкурсы-кроссворды,

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, беседы, рассказы, ролевые игры, диалоги, подготовка и выступление в школьных спортивных праздниках.

Предполагаемый результат деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

  • находить книгу в открытом библиотечном фонде;

  • выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

  • формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

  • книге и героях;

  • характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

  • заданную тему;

  • сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

  • слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

  • пользоваться аппаратом книги;

  • овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Содержание программы

1 класс (32 ч)

Тема 1: Здравствуй, книга

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.
Тема 2: Книги о Родине и родной природе

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Тема 3: Писатели детям

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 4: Народная мудрость. Книги-сборники

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».
Тема 5: По страницам книг В. Сутеева

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Тема 6: Сказки народов мира

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Тема 7: Книги русских писателей-сказочников

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Тема 8: Детские писатели

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Понимашка». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Тема 9: Сказки зарубежных писателей

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Тема 10: Книги-сборники стихотворений для детей

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».
Тема 11: Дети — герои книг

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Тема 12: Книги о животных

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Календарно-тематическое планирование




занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Дата



Здравствуй, книга

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.






Здравствуй, книга

1


Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.






Книги о Родине и родной природе

1


Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).






Книги о Родине и родной природе

1

Книги о Родине и родной природе детских писателей Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).






Писатели детям

1

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).






Писатели детям

1

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).






Писатели детям

1

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.






. Народная мудрость. Книги-сборники

1

Потешки, шутки и считалки Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»






Народная мудрость. Книги-сборники

1

Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).






По страницам книг В. Сутеева

1


Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.






По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1


В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».






В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.






Сказки народов мира


1


Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.






Сказки народов мира


1

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.






Сказки народов мира


1

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).






Книги русских писателей-сказочников


1


Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино»






Книги русских писателей-сказочников


1


Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».






Книги русских писателей-сказочников

1


Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах)






Детские писатели

С. Маршак

1


Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки






Детские писатели

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1


К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.






Детские писатели

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1


Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.






Сказки зарубежных писателей

1


Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях






Сказки зарубежных писателей

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».


1


Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.






Сказки зарубежных писателей


1


Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.






Книги-сборники стихотворений для детей



1


Стихотворения для детей. Книги-сборники.

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С.Михалкова.






Книги-сборники стихотворений для детей



1


«Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».






Дети — герои книг


1


Дети — герои книг детских писателей.

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».






Дети — герои книг


1


Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».






Дети — герои книг


1


Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.






Книги о животных

1


Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.






Книги о животных

Книги В. Чаплиной о животных.


1


Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).






Книги о животных

По страницам любимых книг. Выставка книг.


1


Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».





Список литературы:

  1. М. Т. Карпенко. Сборник загадок. Москва «Просвещение» 1988

  2. М. Р. Львов. Школа творческого мышления. Издательство «Дидакт» Москва, 1993

  3. Н. А. Касаткина. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель» 2003

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа клуба «В мире книг» составлена на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «Сборник программ внеурочной деятельности...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» (сборник программ к комплекту...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconРабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности....
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconИванов С. В.,Евдокимова А. О., КузнецоваМ. И. Русский язык. 3 класс...
...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы Г. И. Беленького для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа) разработана на основе авторской программы Г. И. Беленького для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (Сборник...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базисного учебного плана 2004 года и Государственных программ по истории, а также Программы «Введение в изучение истории» под ред....
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconТематическое планирование уроков литературного чтения в 4г классе
«Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования, на основе авторской...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмм а по внеурочной деятельности пояснительная записка
В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПротокол от
Авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой («Литературное чтение» Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Основная школа. Старшая школа/ под науч ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Баласс,...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Горячев А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2004
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconРабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных)...

Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обсуждение и утверждение рабочих программ по предметам, их соответствие фгос. Планирование и организация внеурочной деятельности....
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...
Ефросининой Л. А. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск