ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ изучения русской литературы.
Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы. Изучение литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения способствует решению специфических задач:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно – эстетической системы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы;
формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;
развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.
ОСНОВА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями об авторах произведений и историко–культурными фактами. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Объектом изучения являются произведения искусства слова. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительное чтение. Поэтому формирование навыков чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке - к конкурсному чтению.
Достижение этой цели возможно только при умелой организации глубокого и вдумчивого чтения. Только на основе чтения и нравственно-эстетической направленности изучения художественных произведений развиваются эстетические чувства, обогащается духовный мир ученика, укрепляется потребность в постоянном общении с книгой.
При чтении и изучении литературного произведения важно учитывать авторский замысел и авторскую позицию, особенности характеров действующих лиц, художественное своеобразие произведения. Такой подход позволит организовать нравственно-эстетическую направленность анализа и выявить не только конкретно-историческое содержание произведения, но и его непреходящее, общечеловеческое содержание и значение.
Общими показателями достижения цели литературного образования являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы; разносторонность, систематичность, направленность чтения;
складывающиеся читательские интересы;
глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок);
уровень овладения знаниями о литературе (умение применить их при анализе и оценке художественных произведений);
качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.
Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение читательского кругозора, но и формирование у учащихся самостоятельности. Цели и задачи изучения русской литературы в татарской школе определили СТРУКТУРУ и СОДЕРЖАНИЕ программы. Структура и содержание программы Содержание
| Кол-во часов
| Внеклассное чтение
| Развитие речи
| Введение.
| 1
|
|
| Устное народное творчество.
Сказки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
|
5
1
1
|
3
|
1
| Литературные сказки
| 9
| 3
| 1
| Сказки зарубежных писателей.
| 4
| 2
| 1
| Русская литература XIX века.
| 20
| 2
| 3
| Русская литература XX века.
| 12
| 1
|
| ИТОГО
| 53
| 11
| 6
| ПЯТЫЙ КЛАСС
(70 часов)
ВВЕДЕНИЕ(1час)
Начальное понятие о литературе как искусстве слова. Отражение в художественной литературе многообразия окружающего мира, духовной жизни человека, уроки литературы как школа читательского мастерства.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
СКАЗКИ (5 ч. + 3ч. внеклассное чтение + 1ч. урок развития речи.) Волшебные сказки.
Сказка «Царевна-лягушка». Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия, мастерства. Герои сказки: Василиса Премудрая и Иван-царевич, Баба Яга и Кощей Бессмертный. Волшебные события в сказке. Язык сказки, ее композиция. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Для внеклассного чтения: Сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»; «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». Сказки о животных. Бытовые сказки.
Сказка «Медведь и Лиса». Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.
Сказка «Как старик домовничал». Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок. Поэтичность сказок, их язык и построение. Для внеклассного чтения: Сказки «Зимовье зверей», «Каша из топора». Татарские народные сказки.
Сказка «Гульчечек» (волшебная), сказка «Лиса и Волк» (о животных), сказка «Как наказали жадного бая» (бытовая). Герои татарских народных сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках. Язык и построение сказок. Своеобразие русских и татарских народных сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок.
Для внеклассного чтения: Татарская народная волшебная сказка «Тан-батыр». Русские народные пословицы и поговорки. (1ч.)
Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в разговорную речь. Краткость и выразительность пословиц и поговорок. Меткость и точность языка. Отличие пословиц от поговорок. Прямой и переносный смысл пословиц. Сопоставление русских народных пословиц и поговорок с пословицами татарского народа. Теория литературы. Пословицы и поговорки. Их отличие. Загадки. (1ч.)
Загадка как один из видов устного народного творчества. Роль метафоры и сравнения в загадках. Загадка и отгадка. Теория литературы. Загадка. Особенности ее построения. Устное народное творчество. Литературные сказки. (9ч. + 3ч. внеклассное чтение + 1ч. урок развития речи) Сказки русских писателей.
Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (Вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочная основа «Вступления...». Поэтичность и выразительность языка.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Близость «Сказки о мертвой царевне...» к народным сказкам, душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы. Волшебные события в сказке. Поэтичность и выразительность языка. Стихотворная форма сказки.
Сказки А. С. Пушкина в иллюстрациях художников. Для внеклассного чтения: А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке»; М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка); Г. Тукай. Сказка «Шурале» и другие сказки по выбору учащихся. Сергей Тимофеевич Аксаков. Детство и гимназические годы писателя. С. Т. Аксаков в Казани. «Аленький цветочек». «Аленький цветочек» — сказка о верности, долге, красоте души человека, о всепобеждающей силе любви, разрушающей препятствия на ее пути. Воспроизведение в сказке гуманной морали народа. Герои сказки: купец и его дочери; лесной зверь, чудо морское. Обличение в сказке Коварства и предательства, осуждение зависти и жадности. Поэтика сказки. Выразительность языка сказки. Близость сказки к русским народным сказкам. Для внеклассного чтения: П. П. Ершов. «Конек-Горбунок». Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное в сказке. Ее близость к народным сказкам. Герои сказки: Варюша, боец, дед Кузьма, воробей Сидор. Сердечность и отзывчивость Варюши. Доброта бойца. Поэтическое описание весны. Любовь к родной земле как основная идея сказки. Для внеклассного чтения: К Г. Паустовский. «Теплый хлеб» и другие сказки по выбору учащихся. Сказки зарубежных писателей. (4ч. + 2ч. внеклассное чтение + 1ч. урок развития речи) Шарль Перро. Биография писателя. «Золушка». (Литературная обработка Т. Габбе, И. Любарской.) Осуждение жестокости и коварства. Золушка, мачеха и ее дочери. Добрая фея. Близость сказки к русским народным сказкам. Выразительность языка. Тема всепобеждающей доброты. Сказки Шарля Перро в иллюстрациях художников.
Для внеклассного чтения: Шарль Перро. «Кот в сапогах», «Спящая Красавица», «Мальчик с пальчик». Ханс Кристиан Андерсен. Биография писателя. «Снежная королева» (перевод с датского А. Ганзен. В сокращении). Тема всепобеждающей дружбы и любви. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма, воплощенных в образе Снежной королевы. Общее в сказках русских и зарубежных писателей (Х.-К. Андерсена и А. С. Пушкина). Сказка Х.-К. Андерсена в иллюстрациях художников и мультфильмах. Теория литературы. Литературная сказка. Для внеклассного чтения: Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Новый наряд короля»; С. Лагерлеф. «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; Р. Киплинг. «Маугли». Русская литература ХIХ века. (20ч. + 2ч. внеклассное чтение + 3ч. урок развития речи)
Русские писатели-классики ХIХ века. Литературные места России и Татарстана. Василий Андреевич Жуковский. Биография поэта. Лирика. «Там небеса и воды ясны!..», «Песня», «Приход весны». Воспевание поэтом красоты русской природы. Лиризм и музыкальность стихотворений. Поэт о неразрывной связи человека и природы. Александр Сергеевич Пушкин. Детство поэта. Михайловская ссылка. «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро». Биографические мотивы стихотворений. Образ няни. Особенности построения стихотворений, передающие чувства и настроения поэта. Мастерство Пушкина в передаче состояний природы и человека: звукопись, образность, ритм стихотворений. Радостное восприятие жизни.
Иллюстрации художников к стихотворениям А. С. Пушкина. П. И. Чайковский. «Времена года». Стихотворения татарских поэтов о природе. Теория литературы. Сравнение. Эпитет. Для внеклассного чтения:/ А. С. Пушкин. «Зима!.. Крестьянин торжествуя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин», «Зимняя дорога». Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «Бородино». Изображение героического подвига народа в войне 1812 года. Монологическая форма построения стихотворения. Патриотизм русских солдат, динамизм повествования. Изобразительность языка, звукопись. Стихотворения М. Ю. Лермонтова в иллюстрациях художников. Иван Сергеевич Тургенев. Детство писателя. «Муму» (в сокращении). Духовное богатство и красота простого русского человека. Жизненная основа рассказа. Образ крепостного крестьянина Герасима. Непримиримое отношение писателя к крепостному праву, жестокости, угнетению. Нравственный протест Герасима. Мастерство писателя в раскрытии характеров персонажей: портретные характеристики, их «живописность’>, речь героев. Искусство пейзажа. Изображение помещицы в рассказе. Иллюстрации художников к рассказу И. С. Тургенева «Муму»’. Кинофильм «Муму». Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Саша» (отрывок). Поэт о красоте русской природы. Обаяние девочки Саши. Печальная картина вырубки леса. «Зеленый Шум» (отрывок). Описание весеннего сада. Художественно-изобразительные средства в стихотворении. Русские поэты ХIХ века о родной природе. Алексеи Константинович Толстой. «Край ты мои, родимый край...», «Колокольчики мои...». Аполлон Николаевич Майков. «Осень», «Ласточки», «Рассвет». Иван Саввич Никитин. «Утро», «Ярко звезд мерцанье..». Теория литературы. Развитие понятия о сравнении и эпитете. Лев Николаевич Толстой. Детство писателя. «Кавказский пленник». Исторические события, получившие отражение в рассказе. Интерес писателя к жизни горских народов, быту, окружающей природе. Нравственная основа произведения — противопоставление двух характеров: верность в дружбе, чувство долга, храбрость Жилина, пассивность и трусость Костылина. Дружба русского офицера Жилина с горской девочкой Диной. Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Мальчики». Сюжет рассказа. Гимназисты «Монтигомо Ястребиный Коготь» и его друг Володя Королев. Их мечты и планы. Неудавшийся побег в Америку. Сестры Володи Королева. Теория литературы. Сюжет литературного произведения. Русская литература ХХ века. (12ч. + 1ч. внеклассное чтение) Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Косцы». Поэтическое изображение природы, бескрайних просторов русской земли. Воспевание силы и душевной красоты русских крестьян. Эстетическое и этическое в рассказе. Поэтическое воспоминание о родине. Лирика. «Помню — долгий зимний вечер...». Мир воспоминаний в лирике поэта. Лирический образ живой природы. Голос автора в стихотворении. Александр Иванович Куприн. Биография писателя. «Белый пудель» (в сокращении). Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов Мартына Лодыжкина — шарманщика и Сережи. Белый пудель Арто. Эгоизм и своеволие Трилли. Переживания Сережи. Приключения Арто. Пейзаж в рассказе. «Тапер» (в сокращении). Сюжет рассказа. Новогодний праздник в семье Рудневых. Взрослые и дети. Юрий Азагаров — незаурядный мальчик-пианист. Внимание великого музыканта к мальчику. Русские поэты ХХ века о родной природе. Александр Александрович Блок. «На лугу», «Ворона», «Там неба осветленный край...». Светлая любовь поэта к родной природе. Поэтически одухотворенное описание начала весны и осенней поры. Выразительность слова, музыкальность стиха. Сергей Александрович Есенин. «Поет зима — аукает...», «Черемуха». Песенно-напевный характер стихотворений Есенина. Народно-поэтические образы. Выражение любви поэта к родному краю. Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» (в сокращении). Картины нищеты и страдания бедных людей. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Герои повести. Их дружба. История с куклой и ее значение в раскрытии характеров действующих лиц. Повесть Короленко в иллюстрациях художников. Теория литературы. Развитие понятия о сюжете. Для внеклассного чтения: А. П. Чехов. «Ванька»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Михаил Михайлович Пришвин. Слово о писателе. «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение патриотического чувства писателя. Поэтичность языка. Константин Георгиевич Паустовский. Биография писателя. «Мещорская сторона» (в сокращении). Лирические картины родной природы. Свежесть, непосредственность и своеобразие поэтического чувства и настроения автора. Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. Рассказ «Никита». Реальное и фантастическое в рассказе. Главный герой рассказа Никита, одухотворенное восприятие им окружающего мира. Переживания мальчика: радость, грусть и страдание. Счастливый финал рассказа. «Июльская гроза» (в сокращении). Сюжет рассказа. Герои рассказа: Наташа и Антошка. Смелость и находчивость Наташи. Бабушка Ульяна Петровна, ее любовь к внукам. Забота родителей о детях. Описание ржаного поля и июльской грозы. «Любовь к родине, или Путешествие воробья» (в сокращении). Сказочное происшествие. Реальное и сказочное в рассказе. Сюжет рассказа. Старый скрипач, его доброе отношение ко всему живому. Желание принести людям радость. Приключения воробья, тоска по родине в теплых краях. Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Зимний дуб». Сюжет рассказа. Герои рассказа: любознательный мальчик Савушкин и учительница Анна Васильевна. Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего дуба. Юрий Павлович Казаков. Биография писателя. Русский север в творческой судьбе писателя. «Арктур - гончий пес». Сюжет рассказа. Герои рассказа: доктор и рассказчик, Арктур - гончий пес. Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе. Печальный финал рассказа. Для внеклассного чтения: Ю. П. Казаков. «Тедди». Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. «Ласточка», «Первый снег», «Жеребенок». Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Радость восприятия естественной красоты жизни. Мотив взаимосвязи жизни природы и человека. Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. «Журавли» (Сила слов). Писатель о бережном отношении к природе. Психологическая глубина произведения. Выразительность языка. Василий Иванович Белов. Слово о писателе. Рассказ «Скворцы». Доброта и любовь к братьям нашим меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. Болезнь Павлуни, забота семьи о нем. Воспитание стойкости характера. «На родине». Выразительное описание ярких картин природы. Любовь писателя .к «тихой родине». Грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе. Теория литературы. Герой литературного произведения. Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографическая основа рассказа. Живость и красота изображения природы Сибири. Васютка и рыбаки. Смелость и находчивость мальчика.
«Гирманча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни и быта людей. Гибель родителей мальчика. Гирманча и его новые друзья. Гуманистичекий пафос рассказа.
ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки учеников. К концу 5 класса учащиеся должны:
- знать содержание изученных литературных произведений;
- иметь представление об отличии письменной литературы от произведений устного народного творчества;
- определять тему прочитанного текста;
- выделять эпизод и определять его связь с предыдущими и последующими событиями;
- пользоваться справочным аппаратом книги, словарями;
- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты.
- читать наизусть. Уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять план к прочитанному;
- выделять и формировать тему, идею, давать характеристику героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
по литературе учащихся 5 класса национальной татарской школы. При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развернутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:
- правильность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;
- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);
- композиционная стройность и логика построения ответа;
- речевая грамотность, культура произношения (сохранение орфоэпических норм, интонация).
Поощряется самостоятельность мысли учащихся, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.
Оценивая достижения школьников в изучении русской литературы, учителю желательно иметь в виду:
- методические параметры взаимодействия и сотрудничества учителя и учащихся;
- возрастные особенности и возможности воспитанников.
Учитель стимулирует интерес к литературным произведениям, названным в списке для дополнительного чтения, контролируя чтение и время от времени обсуждая некоторые из них.
Техника чтения контролируется и оценивается каждую четверть (критерии – степень беглости и осмысленности, правильное интонирование).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ. Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях» – Магариф, 2005.
О.А. Ерёмина «Поурочное планирование 5 класс», издательство «Экзамен», 2009.
Поурочное планирование по литературе.
Журналы «Литература в школе».
Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова., Магариф, 2005.
Сайт «Открытый урок». |