Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики,





Скачать 354.9 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики,
страница1/3
Дата публикации06.10.2013
Размер354.9 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, Программы по литературе для 5-11 классов татарских средних общеобразовательных школ под редакцией М. Г. Ахметзянова, выпущенный издательством «Магариф» в 2009 году и учебника « Русская литература». Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. /Под редакцией М, Г. Ахметзянова/. Казань. Издательство «Магариф», 2009.

Программа ориентирована также на программы по литературе для школ с русским языком обучения под редакцией В. Я. Коровиной и под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, что позволило расширить список писательских имен и произведений, рекомендованный проектом Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.

Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В программу включены также произведения зарубежной классики. Задача курса – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке. Научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Цель преподавания русской литературы в татарской школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией.

Общими показателями достижения цели литературного образования являются:

- складывающиеся читательские интересы;

- глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок);

- уровень овладения знаниями о литературе (умение применять их в анализе и оценке художественных произведений);

- качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы.

Структура и содержание программы

Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений. Их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям.

Содержание программы

Русская литература

10 класс (105 часов ,3 часа в неделю)

Введение 1ч.

Русская литература первой половины 19 века

А.С.Пушкин. 9ч.

Очерк жизни и творчества. Вольнолюбивая лирика:»Деревня», «К морю».

Философская лирика: «Пророк», «Осень», «Вновь я посетил», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…»,»Подражание Корану», «Элегия», « Я памятник себе воздвиг…», «Поэт», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», « Разговор книгопродавца с поэтом», « Вольность», « Демон», «Сожженное письмо».

Трагедия «Борис Годунов»

«Медный всадник»

М.Ю.Лермонтов . 6ч.

Очерк жизни и творчества

Философская лирика :»Дума», «Выхожу я один на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Гляжу на будущность с боязнью…»,»Пророк», «Молитва»,»Кинжал», «Валерик», «Сон», «Нет, я не Байрон», «Завещание».

Любовная лирика: «Нет,не тебя я так пылко люблю», «Расстались мы…», «Как небеса , твой взор блистает», « Они любили друг друга так долго и нежно».

Н.В.Гоголь. 6ч.

Очерк жизни и творчества.

«Петербургские повести», «Невский проспект»,»Шинель»

Русская литература второй половины 19 века. 1ч

А.Н.Островский. 3ч.

Очерк жизни и творчества. «Гроза»

И.А.Гончаров. 5ч.

.Очерк жизни и творчества. Роман « Обломов»

И.С.Тургенев. 6ч.

Очерк жизни и творчества.

Роман «Отцы и дети» ,»Первая любовь».

Н.Г.Чернышевский. 4 ч.

Роман « Что делать?»

Н.А.Некрасов.5ч.

Очерк жизни и творчества. Лирика:»»Я не люблю иронии твоей» «Рыцарь на час», « Умру я скоро», «Элегия», «Зине», « В дороге», « Надрывается сердце от муки»,»Душно ! без счастья и воли…», « Поэт и гражданин», «Блажен незлобный поэт», «Еду ли ночью по улице темной…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди», «Музе».

«Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И.Тютчев.2ч

Слово о поэте. Лирика: « Я очи знал ,- о, эти очи!», «О, не тревожь меня укорой справедливой !»,»О, как убийственно мы любим,,,», «Предопределние», « О,вещая душа моя!», « Умом Россию не понять…»

А.А.Фет.2ч.

Слово о поэте. Лирика: «Я пришел к тебе с приветом!», «Шепот, робкое дыханье,,,», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Целый мир от красоты…», «Как беден наш язык…»

А.К.Толстой.2ч.

Слово о поэте. Лирика : « Коль любить, так без рассудку…», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…», «Осень .Обсыпается весь наш бедный сад», «Дождя отшумевшего капли…», «Острою секирой ранена береза…», « Прозрачных облаков спокойное движенье…».

Н.С.Лесков.3ч.

Очерк жизни и творчества . « Однодум» , «Кадетский монастырь».

М.Е.Салтыков – Щедрин. 4ч.

Очерк жизни и творчества. «История одного города».

Ф.М.Достоевский.5ч.

Судьба писателя . «Преступление и наказание».

Л.Н.Толстой. 8ч.

Жизненный и творческий путь писателя . «Война и мир».

А.П.Чехов.4ч

Очерк жизни и творчества. «Студент», «Ионыч», пьеса « Вишневый сад».

Зарубежная литература

М.Сервантес. 1ч.

Слово о писателе . «Дон Кихот»

В.Шекспир.1ч.

Слово о писателе . «Гамлет».

Д.Г.Байрон.1ч.

Очерк жизни и творчества . «Корсар».

И.В.Гете.1ч.

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта . «Фауст».

О.Бальзак. «Евгения Гранде».1ч.

В том числе уроков внеклассного - 5, уроков развития речи -15,урок-зачёт-3,контрольных работ-1

Виды контроля:

-выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, сопоставительный анализ монологов, устное сочинение, составление конспекта статьи, составление тезисного плана, викторина, составление хронологической таблицы, работа по тестам, подготовка сообщений, составление характеристики героя.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класс:

Ученик должен знать:

-образную природу словесного искусства;

- Общую характеристику развития литературы (Этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных произведений;

-основные теоретические понятия: разновидности реализма, течения и «школы», жанровое своеобразие литературы, литературная критика; принципы «реальной критики»; теория «искусства для искусства», понятие о драме (драматургический конфликт), речевая характеристика героев; понятие о романе как жанре эпического рода литературы, приемы раскрытия характера (быт, монолог и др.), углубленное понятие о разных типах романа, нравственно-психологическом и общественно-психологическом, развитие понятия о поэме как жанре эпического рода, понятие о лирике как роде литературы, ее жанры, специфика.

Ученик должен уметь:

-прослеживать темы русской литературы в их исторических измерениях;

-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

-определять идейную и эстетическую позицию автора;

- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

-анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей.

-различать героя, повествователя, автора в художественном произведении;

-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставить и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов;

-Использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе:

Для учащихся:

Русская литература. Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. /Под редакцией М, Г. Ахметзянова/. Казань. Издательство «Магариф», 2009.

Семенов А. Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 9-10 классы. М.: Владос,2005.

Для учителя:

Русская литература. Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. /Под редакцией М. Г. Ахметзянова/. Казань. Издательство «Магариф», 2009.

Русская литература в 10 классе татарской школы. Методическое руководство к учебной хрестоматии. Казань. Издательство «Магариф».

Литература. 10 класс. Поурочные планы. Составитель Л. И. Косивцова. Волгоград, 2005.

Е. М. Мордес. «Искать, пробовать, обучать...» нетрадиционные уроки по русской литературе. 5-11 классы. Волгоград, 2005




Тема урока

Кол-во

часов

Планируемый результат

Формы и виды контроля

Примечание

Дата

Факт.

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой

План-конспект статьи учебника.










2 2

Рус-лит первой половины 19 в.

А.С.Пушкин.Очерк жизни и твор.основ. мотивы лирики.

1

Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.

Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике











3 3

Вольнолюбивая лирика:»Деревня»,»К морю».

Слияние личной и гражданской тем.

1

Знать сти-ия на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стих-ия с учетом тематики, идеи и проблематики.

Идейно-тематический анализ текстов стих-ий










4- 4-5

Философская лирика:»Пророк»,»Осень»,Вновь я посетил…»,»Погасло дневное светило…»,»Свободы сеятель пустынной…»,»Подражания Корану» (9.»И путник усталый на Бога роптал…»),»Элегия»,»Я

Памятник себе…»,»Поэт»,»Поэту»,»Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,»Разговор книгопродавца с поэтом«,»Вольность»,»Демон»,»Сожженное письмо».Раздумья поэта о смысле жизни.

Утверждение высокого предназначения поэта.

2

Знать нравственно-философскую проблематику стих-ий, уметь их анализировать.

Идейно-тематический анализ текстов философской лирики.










6-7

Трагедия »Борис Годунов».Проблема народа и власти в трагедии. Царь Борис, его приспешники и противники. Композиция и язык трагедии.

2
















8-9

«Медный всадник». Изображение исторической воли Петра 1 ,трагических последствий его деятельности. Бунт Евгения . Сочувствие поэта «маленькому человеку.

Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

2

Знать жанрово-композиционную основу произведения

Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта.

Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрыть конфликт личности и государства.

Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения.










10-11



Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

2
















12

М.Ю.Лермонтов. Очерк жизни и твор. Осн. Мотивы поэзии Лермонтова

1

Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Уметь анализировать романтические стих-я

Схематизация материала, составление плана-конспекта










13

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

1

Знать стих-ия по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы;

Анализ лирических стих-ий на тему жизни и смерти.










14

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины

1

Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.

Уметь анализировать стих-ия по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.

Анализ философских лирических стих-ий










15

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

1

Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.

Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по оной тематике.

Анализ лирических стих-ий на тему поэта и поэзии.










16

Любовная лирика:»Нет, не тебя так пылко я люблю…»,» Расстались мы: но твой портрет…»

1
















17

РР Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

1

Знать элементы анализа лирического стихотвореня.

Уметь анализировать лирическоестихотворение

Работа с памяткой «Анализ лирического стихотворения»

Обучающая работа творческого характера: анализ стихотворения










18

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

1
















19-



Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1
















20

. Очерк жизни и творчества.

Н.В.Гоголя

1

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.














21-22



Н.В.Гоголь. «Петербургские повести «.

2

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.

.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала.











23

«Невский проспект» Трагическое и комическое в повестях, реальность и фантастика. Образ Петербурга как бездушного города. Образ художника Пискарёва.

1

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.










24-25



Н.В.Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека»

2

Знать текст произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики.

Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.











26



Сочинение по твор. Н.В.Гоголя

1
















27

Русская лит. Второй половины 19 в.

Демокр. лит. Лит. критика

1
















28-29

Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»

2

Знать основные моменты биографии писателя,его вкладе в развитие русского национального театра.

Уметь готовить сообщение о писателе. Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.

Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе.










30

Н.А.Добролюбов. «Луч света в тёмном царстве». Д.И Писарев «Мотивы русской драмы»

1
















31

У.В.Ч. А.Н.Островский. «Бесприданница», «Лес» (по выб.)

1
















32

Урок-зачёт по тв. А.Н. Островского

1
















-33 -34

Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов» «Роман Обломов» (главы)

2

Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.

Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»;

Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера

Конспектированиесхематизация материала, аналитический пересказ текста Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода










35

Обломов» как роман о любви

1

Знать содержание романа «Обломов».

Уметь составлять сравнительную характеристику героев.

Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение










36

Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

Знать понятие «обломовщина»

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе

Аналитический пересказ текста










37

Роль других персонажей в раскрытии хар. Обломова.

1
















38

УВЧ И.А Гончаров.»Очерки «Фригат»

1




.










  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconПояснительная записка программа составлена на основе проекта федерального...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа составлена, на основе проекта федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным нерусским языком обучения...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconПояснительная записка программа составлена на основе проекта федерального...
Воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconКонспект занятия №1-2
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconТема: Учимся составлять текст
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconКонспект занятия по "Весёлой аэробике"
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconПлан-конспект урока в 10 классе по теме
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconКонспект занятия по степ-аэробике для детей 15-17 лет Цель
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconТеоретические основы исследования коммуникационных технологий в организации...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconРаботы по введению курса «Основы религиозной культуры и светской...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, iconРабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень)...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск