Скачать 354.9 Kb.
|
Пояснительная записка Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики, Программы по литературе для 5-11 классов татарских средних общеобразовательных школ под редакцией М. Г. Ахметзянова, выпущенный издательством «Магариф» в 2009 году и учебника « Русская литература». Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. /Под редакцией М, Г. Ахметзянова/. Казань. Издательство «Магариф», 2009. Программа ориентирована также на программы по литературе для школ с русским языком обучения под редакцией В. Я. Коровиной и под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, что позволило расширить список писательских имен и произведений, рекомендованный проектом Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. Широкий круг произведений русской литературы, представленный в программе, позволит осуществить принцип вариативности в выборе произведений и путей изучения конкретной темы. В программу включены также произведения зарубежной классики. Задача курса – познакомить учащихся татарских школ с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений на русском языке. Научить их понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Цель преподавания русской литературы в татарской школе – становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями, гражданской идейно-нравственной позицией. Общими показателями достижения цели литературного образования являются: - складывающиеся читательские интересы; - глубина освоения идейно-нравственного содержания произведений (личностный характер восприятия, обоснованность и самостоятельность оценок); - уровень овладения знаниями о литературе (умение применять их в анализе и оценке художественных произведений); - качество речевых навыков и умений, формируемых в процессе преподавания русской литературы. Структура и содержание программы Программа представляет собой систематический курс школьного литературного образования. В нее включены высокохудожественные произведения русской и зарубежной классики, сохранившие общечеловеческое значение. Отбор художественных произведений был сделан на основе следующих критериев: высокий художественный уровень произведений. Их познавательное и воспитательное значение; общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени; доступность произведений школьникам; интерес учащихся к произведениям. Содержание программы Русская литература 10 класс (105 часов ,3 часа в неделю) Введение 1ч. Русская литература первой половины 19 века А.С.Пушкин. 9ч. Очерк жизни и творчества. Вольнолюбивая лирика:»Деревня», «К морю». Философская лирика: «Пророк», «Осень», «Вновь я посетил», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…»,»Подражание Корану», «Элегия», « Я памятник себе воздвиг…», «Поэт», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», « Разговор книгопродавца с поэтом», « Вольность», « Демон», «Сожженное письмо». Трагедия «Борис Годунов» «Медный всадник» М.Ю.Лермонтов . 6ч. Очерк жизни и творчества Философская лирика :»Дума», «Выхожу я один на дорогу…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Гляжу на будущность с боязнью…»,»Пророк», «Молитва»,»Кинжал», «Валерик», «Сон», «Нет, я не Байрон», «Завещание». Любовная лирика: «Нет,не тебя я так пылко люблю», «Расстались мы…», «Как небеса , твой взор блистает», « Они любили друг друга так долго и нежно». Н.В.Гоголь. 6ч. Очерк жизни и творчества. «Петербургские повести», «Невский проспект»,»Шинель» Русская литература второй половины 19 века. 1ч А.Н.Островский. 3ч. Очерк жизни и творчества. «Гроза» И.А.Гончаров. 5ч. .Очерк жизни и творчества. Роман « Обломов» И.С.Тургенев. 6ч. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети» ,»Первая любовь». Н.Г.Чернышевский. 4 ч. Роман « Что делать?» Н.А.Некрасов.5ч. Очерк жизни и творчества. Лирика:»»Я не люблю иронии твоей» «Рыцарь на час», « Умру я скоро», «Элегия», «Зине», « В дороге», « Надрывается сердце от муки»,»Душно ! без счастья и воли…», « Поэт и гражданин», «Блажен незлобный поэт», «Еду ли ночью по улице темной…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди», «Музе». «Кому на Руси жить хорошо». Ф.И.Тютчев.2ч Слово о поэте. Лирика: « Я очи знал ,- о, эти очи!», «О, не тревожь меня укорой справедливой !»,»О, как убийственно мы любим,,,», «Предопределние», « О,вещая душа моя!», « Умом Россию не понять…» А.А.Фет.2ч. Слово о поэте. Лирика: «Я пришел к тебе с приветом!», «Шепот, робкое дыханье,,,», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Целый мир от красоты…», «Как беден наш язык…» А.К.Толстой.2ч. Слово о поэте. Лирика : « Коль любить, так без рассудку…», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…», «Осень .Обсыпается весь наш бедный сад», «Дождя отшумевшего капли…», «Острою секирой ранена береза…», « Прозрачных облаков спокойное движенье…». Н.С.Лесков.3ч. Очерк жизни и творчества . « Однодум» , «Кадетский монастырь». М.Е.Салтыков – Щедрин. 4ч. Очерк жизни и творчества. «История одного города». Ф.М.Достоевский.5ч. Судьба писателя . «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой. 8ч. Жизненный и творческий путь писателя . «Война и мир». А.П.Чехов.4ч Очерк жизни и творчества. «Студент», «Ионыч», пьеса « Вишневый сад». Зарубежная литература М.Сервантес. 1ч. Слово о писателе . «Дон Кихот» В.Шекспир.1ч. Слово о писателе . «Гамлет». Д.Г.Байрон.1ч. Очерк жизни и творчества . «Корсар». И.В.Гете.1ч. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта . «Фауст». О.Бальзак. «Евгения Гранде».1ч. В том числе уроков внеклассного - 5, уроков развития речи -15,урок-зачёт-3,контрольных работ-1 Виды контроля: -выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, сопоставительный анализ монологов, устное сочинение, составление конспекта статьи, составление тезисного плана, викторина, составление хронологической таблицы, работа по тестам, подготовка сообщений, составление характеристики героя. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класс: Ученик должен знать: -образную природу словесного искусства; - Общую характеристику развития литературы (Этапы развития, основные литературные направления); - авторов и содержание изученных произведений; -основные теоретические понятия: разновидности реализма, течения и «школы», жанровое своеобразие литературы, литературная критика; принципы «реальной критики»; теория «искусства для искусства», понятие о драме (драматургический конфликт), речевая характеристика героев; понятие о романе как жанре эпического рода литературы, приемы раскрытия характера (быт, монолог и др.), углубленное понятие о разных типах романа, нравственно-психологическом и общественно-психологическом, развитие понятия о поэме как жанре эпического рода, понятие о лирике как роде литературы, ее жанры, специфика. Ученик должен уметь: -прослеживать темы русской литературы в их исторических измерениях; -определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; -определять идейную и эстетическую позицию автора; - анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики; -анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей. -различать героя, повествователя, автора в художественном произведении; -осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; - сопоставить и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов; -Использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе: Для учащихся: Русская литература. Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. /Под редакцией М, Г. Ахметзянова/. Казань. Издательство «Магариф», 2009. Семенов А. Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 9-10 классы. М.: Владос,2005. Для учителя: Русская литература. Учебник-хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. /Под редакцией М. Г. Ахметзянова/. Казань. Издательство «Магариф», 2009. Русская литература в 10 классе татарской школы. Методическое руководство к учебной хрестоматии. Казань. Издательство «Магариф». Литература. 10 класс. Поурочные планы. Составитель Л. И. Косивцова. Волгоград, 2005. Е. М. Мордес. «Искать, пробовать, обучать...» нетрадиционные уроки по русской литературе. 5-11 классы. Волгоград, 2005
|
Пояснительная записка программа составлена на основе проекта федерального... Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена, на основе проекта федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена на основе проекта федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным нерусским языком обучения... | Пояснительная записка программа составлена на основе проекта федерального... Воспитание духовно развитой личности, формировании гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви... | ||
Конспект занятия №1-2 Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | Тема: Учимся составлять текст Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | ||
Конспект занятия по "Весёлой аэробике" Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | План-конспект урока в 10 классе по теме Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | ||
Конспект занятия по степ-аэробике для детей 15-17 лет Цель Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком... | ||
Теоретические основы исследования коммуникационных технологий в организации... Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | ||
Работы по введению курса «Основы религиозной культуры и светской... Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | Рабочая программа по русскому языку для 7 класса моу тат. Янтыковская... Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса моу тат. Янтыковская... Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... | Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень)... Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным... |