Скачать 196.78 Kb.
|
МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И.В. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____ от «___» _____________ 2013г. 2013 – 2014 учебный год. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» В.С.Кузина, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Целью преподавания изобразительного искусства является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 часа в неделю. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся. Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению. В 4 классе начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. Учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм). В 4 классе учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды). Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Дети должны самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно выразительными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка. Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях. Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет. В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме. Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре. В системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к пред- метам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека; составление сюжетных композиций и декоративных работ. Большую роль для выработки у детей умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т. п.). Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества. учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. Содержание программы: 4 КЛАСС (34 ч) Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (12 ч) Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы. Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира. Примерные задания: а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов; б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски); в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека; г) рисование с натуры и по памяти птиц и зверей; д) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин; е) выполнение графических и живописных упражнений. Рисование на темы (7 ч) Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию. Примерные задания: а) рисование на темы «Летний пейзаж», «Осень в лесу», «На уборке урожая», «Катание с гор», «Праздник 9 Мая — День Победы», «Песни нашей Родины»; б) иллюстрирование русских народных сказок «По щучьему веленью», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, басен И. Крылова «Квартет», «Свинья под Дубом»; Декоративная работа (7 ч) Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Лепка (2 ч) Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.). Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Лепка тематических композиций на темы труда «Сталевар», «Кузнец», «Высотник», «Пожарный» и т. д. Лепка героев русских народных сказок. Аппликация (2 ч) Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу». Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч) Основные темы бесед: • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры); • великие полководцы России; • портреты знаменитых русских писателей; • литература, музыка, театр и изобразительное искусство; • русский портретист Валентин Серов; • тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова; • красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»); • в мастерской художника; • прославленные центры народных художественных промыслов; • искусство родного края; • орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т. д.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; • известные центры народных художественных ремесел России; • ведущие художественные мучей России; уметь • различать основные и соетаимые, теплые и холодные цвета; • узнавать отдельные ироичиедсиия выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоратннно-прикладного искусства); • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага); • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литера iypu и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повес пкниой жизни для: • самостоятельной творческой деятельности; • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др. Тематическое планирование учебного материала 1 четверть (8 часов)
Литература:
|
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый... Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов | Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся... | Программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на... Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на основе | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс Дополнительная литература для учителя: Обучение в 4 классе. Пособие для учителя четырёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 2; Под ред. Б. И.... | Программа по искусству «Изобразительному искусству» Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип.... | Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2012-2013 учебный... «Технология» для 4 класса, авторы О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, рабочей тетрадью «Разноцветный мир» по изобразительному искусству... | Рабочая программа по изобразительному искусству (название предмета) Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ... | Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ... | ||
Пояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего... | Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош» Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе 34 часа 1 час в неделю | Тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе 34 часа 1 час в неделю |