Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В





Скачать 196.78 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В
Дата публикации17.07.2014
Размер196.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
МКОУ

«Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель МО


Протокол № _____ от « »
_________________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР


«___» _____________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы


Приказ № __ от
«___» _________2013г.


Рабочая программа
по изобразительному искусству в 4 классе

учителя Богдановой И.В.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от

«___» _____________ 2013г.

2013 – 2014 учебный год.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» В.С.Кузина, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Целью преподавания изобразительного искусства является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка;

  • формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;

  • воспитание интереса и любви к искусству.

Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 часа в неделю.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 34 часа:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись) – 12 часов;

  • рисование на темы - 7 часов;

  • декоративная работа – 7 часов;

  • лепка – 2 часа;

  • аппликация – 2 часа;

  • беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.


Основные виды занятий должны быть тесно связа­ны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени го­да и интересов учащихся.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) вклю­чает в себя изображение находящихся перед школь­никами объектов действительности, а также рисова­ние их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть дли­тельными (1—2 урока) и кратковременными (набро­ски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 ми­нут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конк­ретных задач урока). Для развития зрительной памя­ти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

В 4 классе начинается изучение детьми законо­мерностей перспективы, конструкции, светотени. Учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисую­щему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм). В 4 классе учеб­ные задания направлены на формирование у учащих­ся умения видеть гармоничные цветовые сочетания.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ни­же уровня зрения учащихся. Модели небольшого раз­мера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым каранда­шом или акварельными красками. Они могут пред­шествовать выполнению рисунков на темы и декора­тивным работам.

Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сю­жетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправ­ленных наблюдений, по воображению и сопровожда­ется выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изобра­жения конструктивного строения, объема, простран­ственного положения, освещенности, цвета предме­тов.

Важное значение приобретает выработка у уча­щихся умения выразительно выполнять рисунки. Де­ти должны самостоятельно выбрать сюжет из предло­женной темы, передать художественно выразитель­ными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями симмет­ричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необхо­димых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжет­ном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой уча­щиеся под руководством учителя могут провести на­блюдения, выполнить наброски и зарисовки до вы­полнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию воображе­ния и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декора­тивных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произве­дениями народного декоративно-прикладного искус­ства.

Работы выполняются на основе декоративной пе­реработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начина­ют рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие прие­мы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» рас­крывается значение народного искусства как мощно­го средства эстетического, трудового и патриотиче­ского воспитания. Простые и красивые художествен­ные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и лю­бить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-приклад­ного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

В системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид ху­дожественного творчества развивает наблюдатель­ность, воображение, эстетическое отношение к пред- метам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представле­нию, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произ­ведений.

Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с нату­ры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры че­ловека; составление сюжетных композиций и декора­тивных работ.

Большую роль для выработки у детей умения ви­деть и передавать красоту действительности, для фор­мирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и зада­ний, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т. п.).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искус­ства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и не­которых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспиты­вается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного твор­чества. учащиеся хорошо знали искусство, народное творче­ство своего края.

На ознакомление с произведениями изобразитель­ного искусства в 4 классе для бесед выде­ляются отдельные уроки; в одной беседе можно пока­зывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного ис­кусства.

Содержание программы:

4 КЛАСС (34 ч)

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (12 ч)
Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы распо­лагают сначала во фронтальной, затем в угловой перс­пективе). Проведение доступных учащимся объясне­ний к заданиям по изображению: 1) круга в перспек­тиве (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.

Рисование с натуры, по памяти и по представле­нию фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувст­вование и передача в рисунках красоты линий, фор­мы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатле­ний от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Примерные задания:

а) рисование с натуры и по памяти (в том числе на­броски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цвет­ка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кус­тарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;

б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);

в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фи­гуры человека;

г) рисование с натуры и по памяти птиц и зверей;

д) рисование с натуры и по памяти грузовых и лег­ковых машин;

е) выполнение графических и живописных упраж­нений.

Рисование на темы (7 ч)

Совершенствование умений отражать в тематиче­ских рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произве­дений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).Особое внимание обращается на средства художе­ственной выразительности: выделение композицион­ного центра, передача светотени, использование тоно­вых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей ли­нейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии де­тей, умения образно представлять задуманную ком­позицию.

Примерные задания:

а) рисование на темы «Летний пейзаж», «Осень в лесу», «На уборке урожая», «Катание с гор», «Праздник 9 Мая — День Победы», «Песни на­шей Родины»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «По щучьему веленью», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, ба­сен И. Крылова «Квартет», «Свинья под Дубом»;

Декоративная работа (7 ч)

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современ­ного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произ­ведения художественной лаковой миниатюры из Па­леха на темы сказок; примеры росписи Русского Севе­ра в оформлении предметов быта (шкафы, перегород­ки, прялки и т. д.).

Выполнение эскизов объектов на основе орнамен­тальной и сюжетно-декоративной композиции.

Лепка (2 ч)

Лепка домашних животных с натуры или по па­мяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда «Сталевар», «Кузнец», «Высотник», «Пожарный» и т. д.

Лепка героев русских народных сказок.

Аппликация (2 ч)

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засу­шенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».

Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыкан­ты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:

• жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);

• великие полководцы России;

• портреты знаменитых русских писателей;

• литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

• русский портретист Валентин Серов;

• тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;

• красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);

• в мастерской художника;

• прославленные центры народных художествен­ных промыслов;

• искусство родного края;

• орнаменты народов России и народов мира (укра­инский, белорусский, казахский, армянский и т. д.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

• основные жанры и виды произведений изобразительного искус­ства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные мучей России;

уметь

• различать основные и соетаимые, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные ироичиедсиия выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графи­ки, живописи, декоратннно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные каран­даши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображе­нию); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литера iypu и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повес пкниой жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного

искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мне­ния) при посещении выставок, музеев изобразительного искусст­ва, народного творчества и др.

Тематическое планирование учебного материала

1 четверть (8 часов)

Дата



п/п

Тема урока

Кол – во

часов


Тип урока

Вид изобразительной деятельности

Основные понятия







1

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

1

Комбинированный

Беседа. Темати­ческое рисование.

Пейзаж, палитра.







2

Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке»

1

Комбинированный

Аппликация

Пейзаж, палитра, акварель, пленер







3

Ознакомление с произведениями изобрази­тельного искусства. Рисование с натуры на­тюрморта из фруктов и овощей

2

Комбинированный

Беседа. Рисование с натуры

Натюрморт, декоративный натюрморт.







4

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с ябло­ками

2

Комбинированный

Рисование с натуры

Собственная тень, падающая тень, блики, рефлекс, штрих, линия.







5

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки

1

Комбинированный

Рисование с натуры

Собственная тень, падающая тень, блики, рефлекс, штрих, линия.







6

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.

1

Комбинированный

Рисование с натуры

Виды пейзажного жанра.




2 четверть (8 часов)











Комбинированный

Графика,силуэт,пейзаж.




7

Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор»

1

Комбинированный

Рисование по представлению










8

Образ человека в произведениях изобрази­тельного искусства. Рисование с натуры фи­гуры человека.

2

Комбинированный

Рисование с натуры

Портрет.







9

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта.

1

Комбинированный

Лепка

Лепка, скульптура.







10

Рисование животных с натуры или по пред­ставлению

1

Комбинированный

Рисование представлению

Художник-анималист.







11

Рисование птиц с натуры или по представле­нию

1

Комбинированный

Рисование по представлению

Художник-анималист.







12

Сказка в декоративном искусстве

2

Комбинированный

Декоративно-прикладное творчество.

Хохлома, Городец, Жостово, Гжель.




3 четверть (10 часов)











Комбинированный







13

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Тематическое рисование










14

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»

2

Комбинированный

Аппликация

Аппликация, архитектура.







15

Рисование народного праздника. «Песни нашей Родины.




Комбинированный

Тематическое рисование










16

«В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии

1

Комбинированный

Рисование с натуры

Батальный жанр, исторический жанр.







17

Рисование с натуры или по памяти современных машин.

1

Комбинированный

Рисование по представлению

Пропорции.







18

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

2

Комбинированный

Декоративно-прикладное творчество. Лепка

Декоративно-прикладное искусство.







19

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц»

1

Комбинированный

Рисование по представлению

Художник-анималист.







20

Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

2

Комбинированный

Тематическое рисование







4 четверть (8 часов)










Комбинированный







21

Выполнение эскиза росписи кухонной разделочной доски.

1

Комбинированный

Декоративно-прикладное творчество.

Декоративно-прикладное искусство.







22

Жанры изобразительного искусства.

1

Комбинированный

Беседа.

Виды пейзажного жанра.







23

Узор в круге из растительных, природных форм.

1

Комбинированный

Декоративно-прикладное творчество.

Хохлома, Городец, Жостово, Гжель.







24

Люди труда в изобразительном искусстве.

1

Комбинированный

Беседа

Портрет.







25

Составление мозаичного панно «Слава труду»

1

Комбинированный

Аппликация










26

Орнаменты народов мира

1

Комбинированный

Аппликация

Орнамент.







27

Тематическое рисование «Закат солнца»




Комбинированный

Тематическое рисование










28

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.

1

Комбинированный

Творческое занятие











Литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта начального образования.

  2. Программа для общеобразовательных учреждений В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство» 1-4 классы

  3. Поурочные разработки к урокам изо 4 класс

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПрограмма по изобразительному искусству во 2 классе составлена на...
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на основе
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс
Дополнительная литература для учителя: Обучение в 4 классе. Пособие для учителя четырёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 2; Под ред. Б. И....
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПрограмма по искусству «Изобразительному искусству»
Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2012-2013 учебный...
«Технология» для 4 класса, авторы О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, рабочей тетрадью «Разноцветный мир» по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству (название предмета)
Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс
...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconПояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconТематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе 34 часа 1 час в неделю
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе учителя Богдановой И. В iconТематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе 34 часа 1 час в неделю


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск