Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся





Скачать 118.58 Kb.
НазваниеРеализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся
Дата публикации22.07.2014
Размер118.58 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9»

Представление эффективного (инновационного) педагогического опыта.

Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся.

1. Формальные параметры.

1.1. Наименование педагогического опыта: Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся.

1.2. Автор- разработчик педагогического опыта: Хохлова Ольга Александровна, заведующая школьной библиотекой, Горбатенко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, Хаманова Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы, Мохнашина Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы.

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.

1.4. Период функционирования педагогического опыта: с сентября 2006 года.

1.5. Адрес педагогического опыта: Данный проект создавался большой группой учащихся 7-10 классов МОУ СОШ №9 города Ирбита Свердловской области под руководством учителей литературы - Горбатенко М.Н., Мохнашиной О. А., Хамановой Н.В. Руководитель-координатор коллективного проекта - Хохлова О.А., заведующая школьной библиотекой.

1.6. Специалист, представляющий педагогический опыт: Горбатенко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы.

2. Содержательные параметры.

2.1.Актуальность педагогического опыта

Социально – образовательный заказ сегодня – ориентирование образовательной деятельности на всестороннюю подготовку учащихся к жизни в обществе, к сознательному и компетентному участию в различных видах общественной деятельности, развитие человека как личности, содействие его полнокровной и творческой жизни.

Современный заказ к школе основан на компетентностном подходе к образованию и предполагает качественно новый результат образования – учащиеся должны не только усвоить содержание тех или иных предметов, но и овладеть способами деятельности для достижения личностно и общественно значимых целей.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

В связи с этим изменяются и задачи школы: она призвана ознакомить учащихся с опытом и развитием общества, формировать на этой основе у каждого из них собственного мировоззрения, нравственных ценностей, художественных пристрастий и профессиональных интересов, социальной и гражданской зрелости.

Основой интересов и потребностей формирующейся личности является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. Компетентности могут реализовываться только в деятельности, но традиционные уроки не всегда могут справиться с этой задачей. Работая на результат, мы усиливаем роль самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных, дифференцируем учебную среду (мастерская, библиотека, музей идр.), вводим в школьное пространство разного рода социальные практики и социальное проектирование.

Социальная практика учащихся – ориентирование на результат приобретения социального опыта и повышение мотиваций к социальной деятельности, позитивные изменения ценностных ориентиров учащихся. Социальная практика – одно из перспективных направлений гуманистической системы воспитания.

Программа развития МОУ СОШ №9 рассчитана на личностный рост учащихся, приобретение ими социально значимых компетентностей, в том числе через участие в различных социальных практиках.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта

Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению как один из видов социальной практики учащихся.

Перспективным направлением в современном образовании являются технологии групповой деятельности учащихся, к ним относится и метод проектов. Нами использовалась технология работы над проектом, которая включает следующие этапы:

1. Погружение в учебный материал, первичные исследования и формулирование проблемы.

2. Осмысление дидактических целей проекта и задач.

3. Выдвижение гипотез решения проблемы.

4. Обсуждение плана работы учащимися индивидуально или в группе.

5. Обсуждение информационных ресурсов, возможных источников информации.

6. Самостоятельная работа учащихся индивидуально или в группе. Консультирование и направление деятельности учащихся со стороны руководителя проекта.

7. Создание проекта как продукта исследовательской деятельности учащихся. Подготовка учащимися к презентации по проекту, создание информационных продуктов (буклет по проекту, страничка на школьном сайте, экспозиция и экскурсия в школьном музее, и др.).

8. Публичная защита проекта.

9. Оценивание результатов проекта учащимися, руководителем, социумом. Результативность проекта его общественная значимость.

На протяжении трёх лет работы над проектами литературно-краеведческого характера мы освоили технологии создания информационных продуктов:

  • создание краеведческих очерков, объединённых в «Литературный путеводитель по городу Ирбиту»;

  • разработка виртуальной, пешеходной, автобусной экскурсий по литературным местам города Ирбита;

  • музейная экспозиция, посвященная 85-летию со дня рождения известного уральского писателя И.И.Акулова;

  • создание путеводителя по музейной выставке и буклета экспозиции с перечнем экскурсий.

Нами разработана технология создания музейной экспозиции на основе литературно-краеведческих проектов учащихся. Основные этапы работы по созданию музейной экспозиции:

  • определение темы экспозиции;

  • организация поисковой деятельности (отбор информационно значимого материла, работа в архивах, музеях, литературные экспедиции, встречи с краеведами);

  • обработка полученной информации, изобретение форм ее представления;

  • создание макета экспозиции (стендовый материал, предметный ряд экспозиции, описание музейных экспонатов этой выставки);

  • составление текста экскурсии.

  • монтирование экспозиции, подготовка экскурсоводов.

  • презентация музейной экспозиции.

рефлексия, оценивание результатов деятельности (публикации в школьной и городской печати).

В созданном нами информационном продукте - путеводителе по выставке - мы систематизировали по разделам все имеющиеся у нас материалы. Путеводитель по выставке помогает нам воссоздать экспозицию в случае ее демонтажа, а также легко менять место ее нахождения.

Цель коллективного проекта «Литературный путеводитель по городу Ирбиту»- собрать воедино сведения об известных на Урале и в России писателях, поэтах и публицистах18-20 веков, чьи имена связаны с нашим городом .

За поиском информации мы обращались в архивы г. Ирбита и Екатеринбурга, музеи, разыскивали людей, участников встреч с писателями. Изучали краеведческую литературу, встречались с местными краеведами, писателями, побывали в литературных экспедициях по родному краю.

Наш коллективный проект «Литературный путеводитель по городу Ирбиту» включает в себя 21 очерк , структура этих очерков такова:

- биографический материал о писателе, поэте, публицисте,

- сведения о пребывании литературного деятеля в Ирбите,

-список использованной литературы, источников информации,

- фотоматериалы.

Мы написали о Владимире Дале, Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке, Е,А.Вердеревском. С Ирбитом связано творчество писателей: Н.Д.Телешова, писателя-купца Н.М.Чукмалдина. Около пяти лет прожила в нашем городе первая в России женщина-офицер, героиня Отечественной войны 1812 года, «девица-кавалерист» Надежда Дурова.

На литературной карте города есть и имя Н.Г.Гарина-Михайловского. В 1919 году Ирбитскую гимназию окончила, а затем учительствовала в Ирбитском уезде уральская писательница Нина Попова. В 30-е годы прошлого века не раз бывал в нашем городе уральский сказочник, автор знаменитой «Малахитовой шкатулки», П.П.Бажов. Литературная карта Ирбитского района связана с именем известного русского мариниста, автора «Цусимы» А.С. Новикова-Прибоя. С Ирбитом связана судьба поэтессы Ксении Некрасовой. Немало стихов посвятила родному городу поэтесса Эмилия Бояршинова. Притяжение родной земли испытывал всю жизнь известный русский писатель И.И.Акулов. На встречах с читателями в нашем городе бывали многие известные уральские и российские поэты и писатели: В.П. Астафьев, А.М. Борщаговский, Б.С. Рябинин, Б. Ручьев, Э. Бояршинова, Г. Дробиз, Е.Е. Хоринская.

В ходе работы над коллективным проектом нами были открыты новые факты, новые имена деятелей литературы, уточнено местоположение объектов, представляющих историческую и культурную ценность. Выстроена перспектива развития проекта:

• собрать и сохранить сведения о жизни и творчестве ныне живущих в Ирбите поэтах и писателях;

• собрать материалы о проживании в нашем городе писателя Николая Кожевникова и пребывании в Ирбите Евгении Долиновой и Михаила Найдича, Леонида Фомина.

Наша работа над проектом «Литературный путеводитель по городу Ирбиту», а также литературно-краеведческие проекты по творчеству писателей послужили основой для создания музейной экспозиции, посвященной нашему земляку, Лауреату государственной премии, писателю И.И. Акулову. К таким литературно-краеведческим работам в 2006 году можно отнести:

• «Ирбитская ярмарка в романах Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приваловские миллионы» и И.И. Акулова «Касьян остудный» (авторы: Зотова Анна и Залогина Анастасия, ученицы 10б класса);

• «Природа в рассказах И.И. Акулова» (автор – Полуляхова Лилия, ученица 9б класса);

• «Касьян остудный» на сцене Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского» (автор – Алексеенко Любовь, ученица 9в класса);

• «Образ русского солдата в романе И.И, Акулова «Крещение» (автор – Бакилина Анастасия, ученица 9б класса);

• «Мотивы лирики Э.И. Бояршиновой» (автор – Кройтер Светлана, ученица 9в класса).

В 2007-2008 учебном году учениками Горбатенко М.Н. созданы проекты по литературному краеведению:

• «Основные темы лирики Ксении Некрасовой» (автор- Костарева Екатерина, ученица 9б класса);

• «Сравнительный анализ пьесы А.Расева «Касьян остудный» и текста романа И.И.Акулова «Касьян остудный» (автор - Тонкушина Татьяна, ученица 9в класса);

• «Литературное творчество В.И.Даля» (автор Крамаренко Юля, ученица9б класса).

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.

Наш педагогический опыт актуален, так как соответствует концепции развития современного образования, Программе развития нашей школы и требованиям государственного стандарта.

Проект реализуется через внеклассную деятельность учащихся ,в него вовлечены дети разного возраста, что позволило создать условия для их взаимообучения компьютерным технологиям, для делового общения школьников, для мотивировки к социальной деятельности и творческой активности. Проект основывается на использовании интеллектуальных ресурсов семьи и возможностях социума.

. Привлечение педагогами ресурсов социума (фонды библиотек, музеи, архивы, встречи с краеведами) способствовало расширению и интеграции образовательного и социального пространства учащихся, накоплению личностного опыта у детей как источника ценностных переживаний, осознанию участниками значимости своей работы для общества.

Все участники проекта (педагоги, учащиеся, родители) были включены в процесс создания интеллектуального продукта на основе единых социокультурных ценностей, в атмосфере открытого обсуждения, сотрудничества.

2.4.Методическая база педагогического опыта.

Литературно – краеведческие проекты основываются на следующих ведущих принципах:

- научность,

-системность,

-технологичность,

- доступность.

Реализация проектной деятельности учащихся строится на основе личностно ориентированного подхода через совершенствование коммуникативной, информационной, когнитивной, социальной компетентностей.

2.5. Педагогическая целесообразность эффективного опыта.

Деятельность руководителей проекта была направлена

• на приобщение учащихся к духовным, нравственным ценностям русской литературы, культуры родного края;

• на развитие читательских интересов, творческого потенциала учащихся;

• способствовала скорейшей социализации личности ребенка;

• дала возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, общественной, творческой деятельности.

Поскольку наша школа является Ресурсным центром по реализации областной программы «Урал.Человек.Истоки.»,то методический и содержательный аспекты проекта востребованы при проведении уроков, внеклассных мероприятий, музейных экскурсий.

2.6. Психологическая целесообразность эффективного опыта.

Педагогами созданы были психологическпие условия:

-диалогизации,

-персонификации,

-индивидуализации.

Работа с учащимися велась с учетом психо - физических возможностей детей, возрастных, индивидуальных особенностей личности и удовлетворяла потребности учащихся в развитии творческих способностей, самореализации в детском коллективе.

В проекте приняли участие 19 учеников 7-10 классов. Поскольку большая часть работы велась в Библиотечном информационно- образовательном центре школы, то заведующей библиотекой, Хохловой О.А., осуществлялось не только информационное сопровождение, но и координация действий всех участников, ею была создана атмосфера сотрудничества, творческого сопереживания, дружеского участия.

2.7. Социальная направленность эффективного опыта.

Процесс рождения коллективных литературно – краеведческих проектов представляет собой пролонгированную, длительную по времени социальную практику учащихся, способствующую их профессиональному самоопределению, самореализации .Одна из участниц проекта стала студенткой Педагогического университета, факультета литературного редактирования.

О ходе работы над «Литературным путеводителем» учащиеся под руководством Горбатенко М.Н. написали 9 статей в школьной газете «Школьный дневник», 8 из них были опубликованы в городской газете «Восход», и две в областной газете «Литературный квартал» Объединенного областного музея писателей Урала. Учащиеся сотрудничают со школьным Пресс- центром, осваивая азы журналисткой профессии.

2.8 Воспроизводимость педагогического опыта

Социокультурные проекты представлены в деятельности и других педагогов нашей школы.

2.9 Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Работа над проектом потребовала обратиться к информационным ресурсам Государственного архива, библиотек,музеев,интернета .

3. Результативные параметры.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Качественным результатом работы нашего музея стало

-организация образовательного пространства, способствующего развитию личности ребенка, преемственности духовных, культурных национальных традиций;

-создание условий для социальной успешности учащихся в значимой для них деятельности;

-формирование у выпускников готовности к общественной деятельности, желание быть успешными в коммуникативной сфере человеческих отношений, умение самостоятельно добывать знания, готовность в дальнейшей жизни приобщаться к эстетическим и культурным ценностям нашего и других народов;

-создание условий для интеллектуальной и творческой поддержки программы «Урал. Человек. Истоки».

В 2007 году проект « Литературный путеводитель по городу Ирбиту» был представлен на городской краеведческой конференции, где занял 1-е место в городском конкурсе Историко-краеведческих и исследовательских работ «Каменный пояс»..

В 2007 году учащиеся, создатели проекта «Литературный путеводитель по городу Ирбиту», на городском литературном фестивале «Акуловские чтения», в номинации «Юные дарования», награждены дипломами участников.

Этот проект участвовал в общероссийском конкурсе «ЛуЧик»(Лучший читатель)..

Одобрение и поддержку получила наша работа у краеведов города, сотрудников Историко-этнографического музея города Ирбита, Литературного музея Э. Бояршиновой города Котлас, мемориального Дома-музея П.П.Бажова города Екатеринбург, Литературного музея П.П.Ершова города Ишим. Мы представили созданный нами проект «Литературный путеводитель по городу Ирбиту» в Областном объединенном музее писателей Урала, в городе Екатеринбурге, от руководства музея учащиеся получили благодарственные письма.

3.2.Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

На протяжении трех последних лет педагоги нашей школы успешно используют в образовательной и воспитательной деятельности технологию социокультурных проектов. На основе коллективного проекта «Литературный путеводитель по городу Ирбиту» шесть учащихся вышли на итоговую аттестацию по литературе с индивидуальными проектами и успешно защитили их.

В 2008 году по данной технологии созданы проекты по творчеству уральского писателя П.П.Бажова.

3.4 Публикация педагогического опыта в печати.

  • Горбатенко М.Н. Открытие экспозиции «Певец земли уральской», посвященной жизни и творчеству И.И.Акулова в школьном музее «Семейных реликвий»./ Сб.:Открытый урок чтения. МОУ СОШ№9,2007.стр.45-67.

  • Горбатенко. М.Н.Организация проектной деятельности учащихся./Сб.:Образовательная программа школы как средство реализации образовательных потребностей, определенных образовательным сообществом.МОУ СОШ №9,стр.11-12.

  • Горбатенко М.Н. Школьный музей как ресурс образования.// Городская августовская конференция «От теории- к практике». Педагогическая мастерская «От содержания образования - к результатам образования». - Ирбит: МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9, 2008.

  • Хохлова О.А. Опыт работы школьной библиотеки.// Методист, №9, 2008.

  • Хохлова О.А. Материалы из практики работы библиотеки, направленные на патриотическое воспитание учащихся, на воспитание политической и правовой культуры, активной жизненной позиции, ответственности за выбор жизненных приоритетов и ценностей. // Мастер-класс. Вып. №3. Школьные библиотеки в конкурсе на лучшую организацию работы по правовому просвещению избирателей: Сборник методических материалов по результатам городского конкурса среди библиотек на лучшую организацию работы по правовому просвещению избирателей. /Ирбитская городская территориальная избирательная комиссия. Управление образования администрации города Ирбита; Информационно-методический центр.- Ирбит, 2008.

  • Хохлова О.А., Горбатенко М.Н. Литературный путеводитель по городу Ирбиту // Литературный квартал, №10, 2007-2008.

  • Хохлова О.А., Горбатенко М.Н. Литературный путеводитель по городу Ирбиту // Восход, 13 октября 2007 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconТемы вашего учебного проекта
Проект представляется на выпускном вечере. Проект позволяет раскрыть творческие способности учащихся, помочь им реализовать себя...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconТемы вашего учебного проекта
...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconТемы вашего учебного проекта
Акрополя и их связь в ансамбле. На основе собранного материала учащиеся создают презентацию достопримечательностей Афинского Акрополя...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconУрока информатики в 7 классе Тема урока: Создание коллективного мультимедийного проекта
Образовательные: ознакомления учащихся с возможностями среды PowerPoint по созданию коллективной мультимедийной презентации; повторить...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconПоложение о конкурсе "Ученик года 2008" Реализация национального проекта «Образование»
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconТемы вашего учебного проекта
Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconТемы вашего учебного проекта
Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconПоложение о конкурсе "Ученик года 2012/2013 года" Реализация национального проекта «Образование»
Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей учащихся и реализации творческого потенциала...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
««Основы социальной работы» является формирование у студентов системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconТематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Введение. Роль книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Выявление уровня литературного развития...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconСправка об итогах XXII городского конкурса
Призовые места заняли 114 (из 157 по городу) учеников лицея: I место – 31 ученик (из 40 по городу); II место – 43 ученика (из 58...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconНеобходимость реализации проекта диктуется имеющейся проблемой
Одним из пробных действий, осуществляемых педагогическим коллективом школы в переходный период является реализация управленческого...
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconВзаимосвязь науки и практики воспитания как феномен социальной стратегии и практики
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconТема: Проект «И в шутку и в серьез»
Цель: создание творческого проекта с использованием логических заданий по русскому языку
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся iconУроки русского языка, математики, литературного чтения, где были...
В рамках проекта «Мнемотехника как способ развития различных видов памяти младших школьников» были проведены уроки русского языка,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск