МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9»
Представление эффективного (инновационного) педагогического опыта.
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся.
1. Формальные параметры.
1.1. Наименование педагогического опыта: Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению: создание «Литературного путеводителя по городу Ирбиту», как одного из видов социальной практики учащихся.
1.2. Автор- разработчик педагогического опыта: Хохлова Ольга Александровна, заведующая школьной библиотекой, Горбатенко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, Хаманова Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы, Мохнашина Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы.
1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
1.4. Период функционирования педагогического опыта: с сентября 2006 года.
1.5. Адрес педагогического опыта: Данный проект создавался большой группой учащихся 7-10 классов МОУ СОШ №9 города Ирбита Свердловской области под руководством учителей литературы - Горбатенко М.Н., Мохнашиной О. А., Хамановой Н.В. Руководитель-координатор коллективного проекта - Хохлова О.А., заведующая школьной библиотекой.
1.6. Специалист, представляющий педагогический опыт: Горбатенко Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
2. Содержательные параметры.
2.1.Актуальность педагогического опыта
Социально – образовательный заказ сегодня – ориентирование образовательной деятельности на всестороннюю подготовку учащихся к жизни в обществе, к сознательному и компетентному участию в различных видах общественной деятельности, развитие человека как личности, содействие его полнокровной и творческой жизни.
Современный заказ к школе основан на компетентностном подходе к образованию и предполагает качественно новый результат образования – учащиеся должны не только усвоить содержание тех или иных предметов, но и овладеть способами деятельности для достижения личностно и общественно значимых целей.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.
В связи с этим изменяются и задачи школы: она призвана ознакомить учащихся с опытом и развитием общества, формировать на этой основе у каждого из них собственного мировоззрения, нравственных ценностей, художественных пристрастий и профессиональных интересов, социальной и гражданской зрелости.
Основой интересов и потребностей формирующейся личности является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. Компетентности могут реализовываться только в деятельности, но традиционные уроки не всегда могут справиться с этой задачей. Работая на результат, мы усиливаем роль самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных, дифференцируем учебную среду (мастерская, библиотека, музей идр.), вводим в школьное пространство разного рода социальные практики и социальное проектирование.
Социальная практика учащихся – ориентирование на результат приобретения социального опыта и повышение мотиваций к социальной деятельности, позитивные изменения ценностных ориентиров учащихся. Социальная практика – одно из перспективных направлений гуманистической системы воспитания.
Программа развития МОУ СОШ №9 рассчитана на личностный рост учащихся, приобретение ими социально значимых компетентностей, в том числе через участие в различных социальных практиках.
2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта
Реализация коллективного творческого проекта по литературному краеведению как один из видов социальной практики учащихся.
Перспективным направлением в современном образовании являются технологии групповой деятельности учащихся, к ним относится и метод проектов. Нами использовалась технология работы над проектом, которая включает следующие этапы:
1. Погружение в учебный материал, первичные исследования и формулирование проблемы.
2. Осмысление дидактических целей проекта и задач.
3. Выдвижение гипотез решения проблемы.
4. Обсуждение плана работы учащимися индивидуально или в группе.
5. Обсуждение информационных ресурсов, возможных источников информации.
6. Самостоятельная работа учащихся индивидуально или в группе. Консультирование и направление деятельности учащихся со стороны руководителя проекта.
7. Создание проекта как продукта исследовательской деятельности учащихся. Подготовка учащимися к презентации по проекту, создание информационных продуктов (буклет по проекту, страничка на школьном сайте, экспозиция и экскурсия в школьном музее, и др.).
8. Публичная защита проекта.
9. Оценивание результатов проекта учащимися, руководителем, социумом. Результативность проекта его общественная значимость.
На протяжении трёх лет работы над проектами литературно-краеведческого характера мы освоили технологии создания информационных продуктов:
создание краеведческих очерков, объединённых в «Литературный путеводитель по городу Ирбиту»;
разработка виртуальной, пешеходной, автобусной экскурсий по литературным местам города Ирбита;
музейная экспозиция, посвященная 85-летию со дня рождения известного уральского писателя И.И.Акулова;
создание путеводителя по музейной выставке и буклета экспозиции с перечнем экскурсий.
Нами разработана технология создания музейной экспозиции на основе литературно-краеведческих проектов учащихся. Основные этапы работы по созданию музейной экспозиции:
определение темы экспозиции;
организация поисковой деятельности (отбор информационно значимого материла, работа в архивах, музеях, литературные экспедиции, встречи с краеведами);
обработка полученной информации, изобретение форм ее представления;
создание макета экспозиции (стендовый материал, предметный ряд экспозиции, описание музейных экспонатов этой выставки);
составление текста экскурсии.
монтирование экспозиции, подготовка экскурсоводов.
презентация музейной экспозиции.
рефлексия, оценивание результатов деятельности (публикации в школьной и городской печати).
В созданном нами информационном продукте - путеводителе по выставке - мы систематизировали по разделам все имеющиеся у нас материалы. Путеводитель по выставке помогает нам воссоздать экспозицию в случае ее демонтажа, а также легко менять место ее нахождения.
Цель коллективного проекта «Литературный путеводитель по городу Ирбиту»- собрать воедино сведения об известных на Урале и в России писателях, поэтах и публицистах18-20 веков, чьи имена связаны с нашим городом .
За поиском информации мы обращались в архивы г. Ирбита и Екатеринбурга, музеи, разыскивали людей, участников встреч с писателями. Изучали краеведческую литературу, встречались с местными краеведами, писателями, побывали в литературных экспедициях по родному краю.
Наш коллективный проект «Литературный путеводитель по городу Ирбиту» включает в себя 21 очерк , структура этих очерков такова:
- биографический материал о писателе, поэте, публицисте,
- сведения о пребывании литературного деятеля в Ирбите,
-список использованной литературы, источников информации,
- фотоматериалы.
Мы написали о Владимире Дале, Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке, Е,А.Вердеревском. С Ирбитом связано творчество писателей: Н.Д.Телешова, писателя-купца Н.М.Чукмалдина. Около пяти лет прожила в нашем городе первая в России женщина-офицер, героиня Отечественной войны 1812 года, «девица-кавалерист» Надежда Дурова.
На литературной карте города есть и имя Н.Г.Гарина-Михайловского. В 1919 году Ирбитскую гимназию окончила, а затем учительствовала в Ирбитском уезде уральская писательница Нина Попова. В 30-е годы прошлого века не раз бывал в нашем городе уральский сказочник, автор знаменитой «Малахитовой шкатулки», П.П.Бажов. Литературная карта Ирбитского района связана с именем известного русского мариниста, автора «Цусимы» А.С. Новикова-Прибоя. С Ирбитом связана судьба поэтессы Ксении Некрасовой. Немало стихов посвятила родному городу поэтесса Эмилия Бояршинова. Притяжение родной земли испытывал всю жизнь известный русский писатель И.И.Акулов. На встречах с читателями в нашем городе бывали многие известные уральские и российские поэты и писатели: В.П. Астафьев, А.М. Борщаговский, Б.С. Рябинин, Б. Ручьев, Э. Бояршинова, Г. Дробиз, Е.Е. Хоринская.
В ходе работы над коллективным проектом нами были открыты новые факты, новые имена деятелей литературы, уточнено местоположение объектов, представляющих историческую и культурную ценность. Выстроена перспектива развития проекта:
• собрать и сохранить сведения о жизни и творчестве ныне живущих в Ирбите поэтах и писателях;
• собрать материалы о проживании в нашем городе писателя Николая Кожевникова и пребывании в Ирбите Евгении Долиновой и Михаила Найдича, Леонида Фомина.
Наша работа над проектом «Литературный путеводитель по городу Ирбиту», а также литературно-краеведческие проекты по творчеству писателей послужили основой для создания музейной экспозиции, посвященной нашему земляку, Лауреату государственной премии, писателю И.И. Акулову. К таким литературно-краеведческим работам в 2006 году можно отнести:
• «Ирбитская ярмарка в романах Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приваловские миллионы» и И.И. Акулова «Касьян остудный» (авторы: Зотова Анна и Залогина Анастасия, ученицы 10б класса);
• «Природа в рассказах И.И. Акулова» (автор – Полуляхова Лилия, ученица 9б класса);
• «Касьян остудный» на сцене Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского» (автор – Алексеенко Любовь, ученица 9в класса);
• «Образ русского солдата в романе И.И, Акулова «Крещение» (автор – Бакилина Анастасия, ученица 9б класса);
• «Мотивы лирики Э.И. Бояршиновой» (автор – Кройтер Светлана, ученица 9в класса).
В 2007-2008 учебном году учениками Горбатенко М.Н. созданы проекты по литературному краеведению:
• «Основные темы лирики Ксении Некрасовой» (автор- Костарева Екатерина, ученица 9б класса);
• «Сравнительный анализ пьесы А.Расева «Касьян остудный» и текста романа И.И.Акулова «Касьян остудный» (автор - Тонкушина Татьяна, ученица 9в класса);
• «Литературное творчество В.И.Даля» (автор Крамаренко Юля, ученица9б класса).
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.
Наш педагогический опыт актуален, так как соответствует концепции развития современного образования, Программе развития нашей школы и требованиям государственного стандарта.
Проект реализуется через внеклассную деятельность учащихся ,в него вовлечены дети разного возраста, что позволило создать условия для их взаимообучения компьютерным технологиям, для делового общения школьников, для мотивировки к социальной деятельности и творческой активности. Проект основывается на использовании интеллектуальных ресурсов семьи и возможностях социума.
. Привлечение педагогами ресурсов социума (фонды библиотек, музеи, архивы, встречи с краеведами) способствовало расширению и интеграции образовательного и социального пространства учащихся, накоплению личностного опыта у детей как источника ценностных переживаний, осознанию участниками значимости своей работы для общества.
Все участники проекта (педагоги, учащиеся, родители) были включены в процесс создания интеллектуального продукта на основе единых социокультурных ценностей, в атмосфере открытого обсуждения, сотрудничества.
2.4.Методическая база педагогического опыта.
Литературно – краеведческие проекты основываются на следующих ведущих принципах:
- научность,
-системность,
-технологичность,
- доступность.
Реализация проектной деятельности учащихся строится на основе личностно ориентированного подхода через совершенствование коммуникативной, информационной, когнитивной, социальной компетентностей.
2.5. Педагогическая целесообразность эффективного опыта.
Деятельность руководителей проекта была направлена
• на приобщение учащихся к духовным, нравственным ценностям русской литературы, культуры родного края;
• на развитие читательских интересов, творческого потенциала учащихся;
• способствовала скорейшей социализации личности ребенка;
• дала возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, общественной, творческой деятельности.
Поскольку наша школа является Ресурсным центром по реализации областной программы «Урал.Человек.Истоки.»,то методический и содержательный аспекты проекта востребованы при проведении уроков, внеклассных мероприятий, музейных экскурсий.
2.6. Психологическая целесообразность эффективного опыта.
Педагогами созданы были психологическпие условия:
-диалогизации,
-персонификации,
-индивидуализации.
Работа с учащимися велась с учетом психо - физических возможностей детей, возрастных, индивидуальных особенностей личности и удовлетворяла потребности учащихся в развитии творческих способностей, самореализации в детском коллективе.
В проекте приняли участие 19 учеников 7-10 классов. Поскольку большая часть работы велась в Библиотечном информационно- образовательном центре школы, то заведующей библиотекой, Хохловой О.А., осуществлялось не только информационное сопровождение, но и координация действий всех участников, ею была создана атмосфера сотрудничества, творческого сопереживания, дружеского участия.
2.7. Социальная направленность эффективного опыта.
Процесс рождения коллективных литературно – краеведческих проектов представляет собой пролонгированную, длительную по времени социальную практику учащихся, способствующую их профессиональному самоопределению, самореализации .Одна из участниц проекта стала студенткой Педагогического университета, факультета литературного редактирования.
О ходе работы над «Литературным путеводителем» учащиеся под руководством Горбатенко М.Н. написали 9 статей в школьной газете «Школьный дневник», 8 из них были опубликованы в городской газете «Восход», и две в областной газете «Литературный квартал» Объединенного областного музея писателей Урала. Учащиеся сотрудничают со школьным Пресс- центром, осваивая азы журналисткой профессии.
2.8 Воспроизводимость педагогического опыта
Социокультурные проекты представлены в деятельности и других педагогов нашей школы.
2.9 Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Работа над проектом потребовала обратиться к информационным ресурсам Государственного архива, библиотек,музеев,интернета .
3. Результативные параметры.
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Качественным результатом работы нашего музея стало
-организация образовательного пространства, способствующего развитию личности ребенка, преемственности духовных, культурных национальных традиций;
-создание условий для социальной успешности учащихся в значимой для них деятельности;
-формирование у выпускников готовности к общественной деятельности, желание быть успешными в коммуникативной сфере человеческих отношений, умение самостоятельно добывать знания, готовность в дальнейшей жизни приобщаться к эстетическим и культурным ценностям нашего и других народов;
-создание условий для интеллектуальной и творческой поддержки программы «Урал. Человек. Истоки».
В 2007 году проект « Литературный путеводитель по городу Ирбиту» был представлен на городской краеведческой конференции, где занял 1-е место в городском конкурсе Историко-краеведческих и исследовательских работ «Каменный пояс»..
В 2007 году учащиеся, создатели проекта «Литературный путеводитель по городу Ирбиту», на городском литературном фестивале «Акуловские чтения», в номинации «Юные дарования», награждены дипломами участников.
Этот проект участвовал в общероссийском конкурсе «ЛуЧик»(Лучший читатель)..
Одобрение и поддержку получила наша работа у краеведов города, сотрудников Историко-этнографического музея города Ирбита, Литературного музея Э. Бояршиновой города Котлас, мемориального Дома-музея П.П.Бажова города Екатеринбург, Литературного музея П.П.Ершова города Ишим. Мы представили созданный нами проект «Литературный путеводитель по городу Ирбиту» в Областном объединенном музее писателей Урала, в городе Екатеринбурге, от руководства музея учащиеся получили благодарственные письма.
3.2.Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.Репрезентативность внедрения педагогического опыта.
На протяжении трех последних лет педагоги нашей школы успешно используют в образовательной и воспитательной деятельности технологию социокультурных проектов. На основе коллективного проекта «Литературный путеводитель по городу Ирбиту» шесть учащихся вышли на итоговую аттестацию по литературе с индивидуальными проектами и успешно защитили их.
В 2008 году по данной технологии созданы проекты по творчеству уральского писателя П.П.Бажова.
3.4 Публикация педагогического опыта в печати.
Горбатенко М.Н. Открытие экспозиции «Певец земли уральской», посвященной жизни и творчеству И.И.Акулова в школьном музее «Семейных реликвий»./ Сб.:Открытый урок чтения. МОУ СОШ№9,2007.стр.45-67.
Горбатенко. М.Н.Организация проектной деятельности учащихся./Сб.:Образовательная программа школы как средство реализации образовательных потребностей, определенных образовательным сообществом.МОУ СОШ №9,стр.11-12.
Горбатенко М.Н. Школьный музей как ресурс образования.// Городская августовская конференция «От теории- к практике». Педагогическая мастерская «От содержания образования - к результатам образования». - Ирбит: МОУ «Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9, 2008.
Хохлова О.А. Опыт работы школьной библиотеки.// Методист, №9, 2008.
Хохлова О.А. Материалы из практики работы библиотеки, направленные на патриотическое воспитание учащихся, на воспитание политической и правовой культуры, активной жизненной позиции, ответственности за выбор жизненных приоритетов и ценностей. // Мастер-класс. Вып. №3. Школьные библиотеки в конкурсе на лучшую организацию работы по правовому просвещению избирателей: Сборник методических материалов по результатам городского конкурса среди библиотек на лучшую организацию работы по правовому просвещению избирателей. /Ирбитская городская территориальная избирательная комиссия. Управление образования администрации города Ирбита; Информационно-методический центр.- Ирбит, 2008.
Хохлова О.А., Горбатенко М.Н. Литературный путеводитель по городу Ирбиту // Литературный квартал, №10, 2007-2008.
Хохлова О.А., Горбатенко М.Н. Литературный путеводитель по городу Ирбиту // Восход, 13 октября 2007 г.
|