№
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
провед.
|
Форма
урока
|
Р/Р
|
Р/К
|
К/Р
|
Теория
литературы
|
Введение (1 час)
|
1
| Введение. Роль книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Выявление уровня литературного развития учащихся.
| 1
|
| Беседа.
Тестирование.
|
|
|
| Структурные элементы книги: обложка, титул, форзац, сноски, оглавление.
Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.
|
Устное народное творчество (10 часов)
|
2
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.
Р.К. Фольклор жителей Ставрополья.
| 1
|
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Р.К.№1
|
| Развитие представлений о фольклоре.
|
3.
| Р.К. Детский фольклор.
| 1
|
| Рассказ учителя. Беседа.
|
| Р.К.№2
|
|
|
4.
| Р.р. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
| 1
|
| Практическое занятие.
| Р.Р№1
|
|
| Развитие представлений о фольклоре.
|
5
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.
| 1
|
| Обучение выразительному чтению. Беседа.
|
|
|
| Развитие представлений о фольклоре.
Сказка.
|
6
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке.
| 1
|
| Обучение выразительному чтению. Беседа
|
|
|
| Развитие представлений о фольклоре.
Сказка.
|
7
| Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.
| 1
|
| Обучение выразительному чтению. Беседа
|
|
|
| Развитие представлений о фольклоре.
Сказка.
|
8
| «Иван - крестьянский сын и чудо -юдо». Волшебная сказка героического произведения. Система образов сказки.
| 1
|
| Обучение выразительному чтению. Беседа
|
|
|
| Волшебная сказка.
Героическое произведение.
|
9
| Образ главного героя сказки «Иван - крестьянский сын и чудо -юдо». Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.
| 1
|
| Обучение выразительному чтению. Беседа
|
|
|
| Волшебная сказка.
Героическое произведение.
|
10
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.
| 1
|
| Обучение выразительному чтению. Беседа
|
|
|
| Сказки о животных.
|
11
| Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
| 1
|
| Обучение выразительному чтению. Беседа
|
|
|
| Бытовые сказки.
|
12
| Р.р.Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки», «Добро и зло в народных сказках».
Р.К. Сказки писателей Ставрополья.
| 1
|
| Развитие речи.
| Р.Р.№2
| Р.К.№3
|
|
|
Из древнерусской литературы (2 часа)
|
13
| Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
| 1
|
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
|
| Древнерусская литература. Летопись.
|
14
| «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.
| 1
|
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
|
| Древнерусская литература. Летопись.
|
Из литературы XVIII века (2 часа)
|
15
| Из русской литературы XVIII века. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.
| 1
|
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
|
| Юмор.
|
16
| Роды и жанры литературы.
| 1
|
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
|
| Роды литературы: эпос, лирика, драма.
Жанры литературы.
|
Из литературы XIX века ( 44 часа)
|
17
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.
| 1
|
| Урок внеклассного чтения.
|
|
|
| Басня.
|
18
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.
| 1
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
|
| Басня.
Аллегория. Мораль.
|
19
| И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», Понятие об аллегории и морали.
| 1
|
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
|
| Басня.
Аллегория. Мораль
|
20
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. И. А. Крылова. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.
| 1
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению
|
|
|
| Эзопов язык
|
21
| Конкурс инсценированной басни.
| 1
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению
|
|
|
| Басня.
Аллегория. Мораль.
Эзопов язык.
|
22
| В. А. Жуковский. Слово о писателе. Жуковский – сказочник.
| 1
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
Беседа.
|
|
|
| Сказка (авторская, народная)
|
23
| В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
| 1
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
Беседа.
|
|
|
| Сказка (литературная, народная)
|
24
| В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.
| 1
|
| Беседа.
|
|
|
| Баллада.
|
25
| А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
| 1
|
| Рассказ учителя.
Беседа
|
|
|
| Поэтизация образа.
|
26
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
| 1
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
Беседа.
|
|
|
| Поэма.
|
27
| А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.
| 1
|
| Беседа.
|
|
|
| Сказка.
|
28
| А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
| 1
|
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
Беседа.
|
|
|
| Сказка.
Система образов.
|
29
| Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
| 1
|
| Беседа.
|
|
|
| Сказка (литературная, народная)
Ритм.
Рифма.
Строфа.
|
30
| Р.р. Обучение домашнему сочинению.
| 1
|
| Урок развития речи.
| Р.Р№3
|
|
| Ритм.
Рифма.
Строфа.
|