Скачать 43.96 Kb.
|
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54 г.Брянска, заслуженный учитель РФ Урок диалогового общения Литература. 7 класс Л. Андреев. Рассказ «Кусака» Взаимосвязь человека и природы. Сочувствие «всему живому» Задание к этому уроку
3. Передать события II главы глазами Кусаки (индивидуальное задание).
В ходе урока составляется и записывается цитатный план рассказа. План
Ход урока ...Всё живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием... Л. Андреев 1. Вступительное слово учителя Подготовка к восприятию Леонид Андреев - один из талантливых и своеобразных писателей XIX - начала XX века. Он родился в Орле в семье землемера. Пока отец был жив, семья жила безбедно. Леонид окончил гимназию. После смерти отца началось бедствование, нищенство. Юноша зарабатывал как мог: давал уроки, рисовал и продавал пейзажи. Лучшие произведения писателя отличаются вниманием и сочувствием к страдающим и обездоленным людям. В основу многих из них легли впечатления детских и юношеских лет писателя. Главным персонажем Рассказа «Кусака» становится бездомная собака. Почему собака? Сам Л. Андреев писал об этом так: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну душу, все живое страдает одним страданием». К.И.Чуковский писал в своих воспоминаниях о работе Л. Андреева над произведениями: «Он не просто писал свои вещи, он был охвачен ими как пожаром. Как бы малы они ни были, он придавал им грандиозные размеры, насыщая их гигантскими образами.» А.М. Горький высоко ценил Л. Андреева, называя его «человеком редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины.» Обратимся к рассказу «Кусака» и попытаемся найти ту истину, поисками которой был озабочен писатель и которую донес до нас в очень серьезном и щемящем душу произведении. II. Аналитическая работа над текстом
– Какой была жизнь Кусаки до встречи с дачниками? – Озаглавьте эту часть рассказа словами из текста. 3. Чтение наизусть описания картины зимней природы. – Какова его роль? 4. Но не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились красивые, добрые люди. Проследим, как складывались взаимоотношения собаки с этими людьми. – Передайте события II главы глазами Кусаки. (Связный рассказ «Исповедь Кусаки»). – Что вас больше всего поразило в этой исповеди? (Боялась ласки). – Почему так медленно уменьшалось пространство, отделяющее Кусаку от людей? – Чего добились люди своей лаской? – Как словами текста выразить основную мысль главы? 5. Чтение учеником наизусть описания весенней природы. 6. III глава. «Прочтем вместе!» (Учащиеся отвечают на вопросы, читая текст)
7. Глава IV. - Вспомните первое появление Лели. Как мы к ней относимся? - Чтение в ролях сцены «Разговор с матерью». Звучит запись музыкальной пьесы Шумана «Первая утрата». - Изменилось ли ваше отношение к Леле? Почему? - «Симпатии, испытываемые человеком ко всем живым существам, делают его настоящим человеком», - сказал философ А. Швейцер. Почему так нельзя сказать о Леле и ее матери?
8. Глава V. Прослушайте музыкальное произведение: «Органная фуга» (фонохрестоматия по музыке, 7 класс). Какому состоянию Кусаки оно созвучно? – Чтение учителем V главы под эту же музыку. – Какие чувства вы испытывали, слушая музыку и конец рассказа? – Озаглавьте эту часть словами из текста. III. Обобщение. Итоговая беседа. Организация дискуссии. В жизни Кусаки было три основных состояния: одиночество, счастье, опять одиночество. – Рассмотрите иллюстрации и по ним восстановите ее чувства, ее внутреннее состояние «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества». (Злоба, страх; недоверие к людям; злоба исчезла; благодарность, любовь, счастье; тревога, глухая тоска).. – Какое одиночество в жизни Кусаки страшней. Почему? – О чем же этот рассказ? – Какую истину вы поняли для себя? В чем нравственное значение истории Кусаки? IV. Заключительное слово учителя Человек и природа тесно связаны между собой. Теряя связь с живым миром природы, человек теряет что-то очень хорошее в себе. Рассказ Л. Андреева вызывает сочувствие и сострадание к «братьям нашим меньшим» и в то же время учит ответственному отношению к тем, кого мы приручили. Он помогает нам посмотреть на свои поступки со стороны. Писатель осуждает черствость, жестокость, безразличие ко всему живому, необременительную доброту. История Кусаки взывает: «Люди, будьте милосерднее, добрее, не жалейте своего сердца, тепла одиноким и страдающим».
Письменная работа.
|
Программа элективного курса «Риторика» Михайлова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская сош №1» | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Наконечная Людмила... Наконечная Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы мобу сош№6 г. Нефтекамска Республики Башкортостан | ||
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального... | Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор разработки: Ирина Васильевна Глыбина, учитель русского языка и литературы мбоу сош №14 (ноц) | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | ||
Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош... Автор: Попков Сергей Иванович, учитель русского языка и литературы моу сош №112 Калининского района г. Уфы, Отличник образования... | ||
Урок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста» Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28... | Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | ||
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор-составитель: Кукоба С. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №12 г. Зеленокумска» | ||
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского... Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Нарьян-Мара | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор учитель русского языка и литературы моу «Поросинская сош» Томского района Каиль Ия Николаевна | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области |