Скачать 0.62 Mb.
|
Учебно-методическая разработка модульного курса «Православный храм» по модулю «Основы православной культуры» в качестве дополнения к учебному пособию «Основы православной культуры» А. Кураева. Автор - учитель русского языка и литературы МОУ «Поросинская СОШ» Томского района Каиль Ия Николаевна. Аннотация к учебно-методической разработке модульного курса «Православный храм» по модулю «Основы православной культуры» в качестве дополнения к учебному пособию «Основы православной культуры» А. Кураева. Учебно-методическая разработка модульного курса «Православный храм» предназначена для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по модулю «Основы православной культуры», а также частично по модулю «Основы мировых религиозных культур» и при проведении обобщающих уроков (Уроки 31-34) по модулям «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». Материалы пособия являются результатом многолетнего труда педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и носят практико-ориентированный характер. Данное пособие разработано в соответствии с Требованиями к результатам освоения курса и Методическими основами преподавания предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»: Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. – М. АПКиППРО, 2010. – 60 с. [7] В соответствии с названными документами, основными подходами к преподаванию предмета «Основы православной культуры» стали культурологический и коммуникативный. В методических рекомендациях, представленных в разработке модульного курса «Православный храм», формы и виды организации учебной деятельности на уроках основываются на сочетании различных методов обучения, среди которых особое внимание уделяется интерактивным формам работы. В разработке содержится богатый методический и дидактический материал, структурированный в соответствии с оригинальной авторской схемой подбора заданий к уроку, позволяющей учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач. Этим данная разработка отличается от других, содержащих готовые поурочные планы и зачастую не учитывающих при этом ни степень подготовленности конкретного классного коллектива, ни степень наполняемости класса, ни иных условий, влияющих на подготовку учителя к уроку и выбор им конкретных форм и методов работы. Дополнительными преимуществами данной разработки являются также вариативность заданий, дифференциация их по уровням сложности, подробная разработанность заданий и наличие дополнительных материалов для учителя, что позволит сократить количество времени на подготовку к уроку, а также избыточность заданий, что позволит учителю более полно учесть особенности конкретного классного коллектива.
Общие методические рекомендации к модулю «Православный храм». Методические рекомендации к урокам оформлены в соответствии со следующей схемой:
К каждому уроку ставятся цели (в зависимости от темы урока) и следующие виды задач: Образовательные: (меняются в зависимости от темы урока). Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:
Воспитательные:
и православной культуры, сформировавшимся в ходе развития истории России;
Для сокращения объёма печатного материала в методических разработках к каждому конкретному уроку приводятся только цели и образовательные задачи. Этап подготовки, совпадающий для всех уроков, также приводится только в данных Общих рекомендациях. Подготовка к уроку состоит из:
Ниже остановимся более подробно на описании некоторых форм и видов организации учебной деятельности на уроках. Работа с текстом. Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Словарная работа с текстом учебника. Усвоение знаний по ОРКиСЭ, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий и терминов. Для этого желательно организовать ведение детьми индивидуальных словариков (выделив 3-4 страницы в конце рабочей тетради). Детям необходимо выписывать объяснения новых слов как можно более кратко. В любом возрасте процесс овладения новой терминологией – нелёгкий труд. Облегчить детям эту работу позволяет игровая форма работы (разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем). На уроке такая работа может быть организована в группах (см. Интерактивные формы работы). Работа по усвоению и систематизация полученных сведений. Учитель может разработать подобные задания самостоятельно, это могут быть
Такую работу по усмотрению учителя можно организовать в классе (в интерактивной форме) или попросить учащихся выполнить определённые задания дома. Работа с дополнительной литературой. Для более сильного эмоционального воздействия, образного восприятия материала желательно на уроках выделять время для работы с отрывками из разнообразных литературных произведений, древних легенд, исторических документов, и, конечно, священной книги христиан – Библии. Данный вид работы, учитывая возраст обучающихся, желательно организовать в виде чтения (с остановками и комментариями) и дальнейшего ответа детей на вопросы учителя. Работа с аудиоматериалом. При организации такой работы мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:
Интерактивные формы работы. Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы и формы работы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый (Материал из Википедии — свободной энциклопедии). В Методическом пособии представлены следующие виды интерактивных заданий: творческие задания; задания для выполнения в группах; задания в виде обучающих игр (ролевые и образовательные игры); задания для работы с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; задания на использование вопросов; выполнение учащимися проектных работ; задания для внеаудиторных видов работы (постановка спектакля, организация выставки, подготовка праздничного (итогового) мероприятия и т. п.). Творческие задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, совместного обучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Творческое задание должно соответствовать следующим критериям :
Работа в группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). При организации работы в группах мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:
(в игровой форме – например, дети получают бумажные фигурки разных цветов, группу образуют дети с фигурками одного цвета; по указанию учителя – учитель старается так подобрать детей в группы, чтобы в каждой были аудиал, визуал, кинестетик; или подбирает детей в группы по успеваемости («сильные» ученики и «слабые»); или использует любой другой способ в зависимости поставленных задач).
Подготовка к защите итоговой проектной работы. В методических рекомендациях к урокам приводятся темы проектных работ с приблизительной схемой их выполнения. Так как процесс разработки и подготовки проектной работы к защите достаточно трудоёмкий, учителю необходимо предложить детям темы работ заранее. Поэтому удобно проводить защиту проектов учащихся на заключительных обобщающих уроках (уроки 31 – 34). Учитель также может предложить детям самим (или совместно с родителями) выбрать тему и название своего проекта. Желательно также поощрять желание детей выполнять проекты не индивидуально, а в составе группы. |