Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации06.04.2014
Размер0.62 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Культура > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
Учебно-методическая разработка модульного курса «Православный храм» по модулю «Основы православной культуры» в качестве дополнения к учебному пособию «Основы православной культуры» А. Кураева.

Автор - учитель русского языка и литературы МОУ «Поросинская СОШ» Томского района Каиль Ия Николаевна.
Аннотация к учебно-методической разработке модульного курса «Православный храм» по модулю «Основы православной культуры» в качестве дополнения к учебному пособию «Основы православной культуры» А. Кураева.

Учебно-методическая разработка модульного курса «Православный храм» предназначена для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по модулю «Основы православной культуры», а также частично по модулю «Основы мировых религиозных культур» и при проведении обобщающих уроков (Уроки 31-34) по модулям «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».

Материалы пособия являются результатом многолетнего труда педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и носят практико-ориентированный характер.

Данное пособие разработано в соответствии с Требованиями к результатам освоения курса и Методическими основами преподавания предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»: Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. – М. АПКиППРО, 2010. – 60 с. [7] В соответствии с названными документами, основными подходами к преподаванию предмета «Основы православной культуры» стали культурологический и коммуникативный.

В методических рекомендациях, представленных в разработке модульного курса «Православный храм», формы и виды организации учебной деятельности на уроках основываются на сочетании различных методов обучения, среди которых особое внимание уделяется интерактивным формам работы.

В разработке содержится богатый методический и дидактический материал, структурированный в соответствии с оригинальной авторской схемой подбора заданий к уроку, позволяющей учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач.

Этим данная разработка отличается от других, содержащих готовые поурочные планы и зачастую не учитывающих при этом ни степень подготовленности конкретного классного коллектива, ни степень наполняемости класса, ни иных условий, влияющих на подготовку учителя к уроку и выбор им конкретных форм и методов работы.

Дополнительными преимуществами данной разработки являются также вариативность заданий, дифференциация их по уровням сложности, подробная разработанность заданий и наличие дополнительных материалов для учителя, что позволит сократить количество времени на подготовку к уроку, а также избыточность заданий, что позволит учителю более полно учесть особенности конкретного классного коллектива.

МОДУЛЬ «Православный храм».




урока


Тема

Содержание




1.

Храм – дом Божий

Архитектура русских храмов. Разновидности и названия храмов, каноны храмостроительства.




2.

Первые храмы на Руси

Для чего строились храмы. Первые храмы на Руси.




3.

Монастыри

Понятие монашества. Первые монастыри на Руси. Роль монастырей в развитии отечественной культуры





























Основы православной культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Урок 19.

Православный храм.

Урок 10-11.

Священные сооружения

Урок 14.

Для чего построена и как устроена мечеть.

Урок 23.

Буддийский храм.

Урок 28.

Священные буддийские сооружения.

Урок 11.

Храм в жизни иудеев.
Изучение темы «Священные сооружения» во всём курсе ОРК и СЭ.



Общие методические рекомендации к модулю «Православный храм».

Методические рекомендации к урокам оформлены в соответствии со следующей схемой:

  • Цели и задачи урока; ключевые слова урока; подготовка к уроку и ожидаемые результаты.

  • I. Предлагаемые формы и методы работы.

  1. Работа с информацией.

    1. Работа с текстом.

    2. Работа с иллюстративным материалом.

    3. Работа с аудиоматериалом.

  2. Интерактивные формы работы.

  3. Организация рефлексии.

  • II. Дополнительный материал для учителя.

  1. Словарик к уроку.

  2. Отрывки из литературных произведений.

  3. Пословицы, поговорки, высказывания известных людей.

  • III. Дидактические карточки и задания для учащихся.

  1. Задания первого уровня.

  2. Задания второго уровня.

  3. Задания третьего уровня.

  • IV. Задания для самостоятельного выполнения.

  1. Выполнение домашнего задания.

  2. Подготовка к защите итоговой проектной работы.

  3. Творческая мастерская

К каждому уроку ставятся цели (в зависимости от темы урока) и следующие виды задач:

Образовательные:

(меняются в зависимости от темы урока).

Развивающие:

формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:

  • учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

  • коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования; развитие рефлексивных умений и навыков.

  • информационные: навыки создания собственных информационных продуктов в POWER POINT.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у обучающихся понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры;

  • воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческого духа

и православной культуры, сформировавшимся в ходе развития истории России;

  • воспитывать у обучающихся собственное отношение к жизни на основе духовности;

  • способствовать формированию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как любовь к Родине, чувство красоты и гармонии, эмоциональная отзывчивость.

Для сокращения объёма печатного материала в методических разработках к каждому конкретному уроку приводятся только цели и образовательные задачи.

Этап подготовки, совпадающий для всех уроков, также приводится только в данных Общих рекомендациях. Подготовка к уроку состоит из:

  • Разработки компьютерных презентаций (презентации-иллюстрации к рассказу учителя и слайд - программы по теме урока), иллюстративного материала в любых других формах и аудиоматериалов к уроку – в зависимости от темы урока;

  • Разработки дидактических карточек и заданий к уроку;

  • Подготовки раздаточных материалов (инструкции и задания).

Ниже остановимся более подробно на описании некоторых форм и видов организации учебной деятельности на уроках.

Работа с текстом.

Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.

Словарная работа с текстом учебника. Усвоение знаний по ОРКиСЭ, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий и терминов. Для этого желательно организовать ведение детьми индивидуальных словариков (выделив 3-4 страницы в конце рабочей тетради).

Детям необходимо выписывать объяснения новых слов как можно более кратко.

В любом возрасте процесс овладения новой терминологией – нелёгкий труд. Облегчить детям эту работу позволяет игровая форма работы (разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем).

На уроке такая работа может быть организована в группах (см. Интерактивные формы работы).

Работа по усвоению и систематизация полученных сведений.

Учитель может разработать подобные задания самостоятельно, это могут быть

  • задания с выбором ответа (в тестовой форме),

  • задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания),

  • задания на составление вопросов к тексту,

  • задания на составление плана или конспекта текста (краткого, вопросного, формализованного, т. е. в форме таблицы или схемы),

  • задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.),

  • задания на перекодирование содержания текста в другой формат (результат - схема, таблица, рисунок, мультимедийная презентация…),

  • задания на выборочный пересказ текста и т.п.

Такую работу по усмотрению учителя можно организовать в классе (в интерактивной форме) или попросить учащихся выполнить определённые задания дома.

Работа с дополнительной литературой.

Для более сильного эмоционального воздействия, образного восприятия материала желательно на уроках выделять время для работы с отрывками из разнообразных литературных произведений, древних легенд, исторических документов, и, конечно, священной книги христиан – Библии.

Данный вид работы, учитывая возраст обучающихся, желательно организовать в виде чтения (с остановками и комментариями) и дальнейшего ответа детей на вопросы учителя.

Работа с аудиоматериалом.

При организации такой работы мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

  • Подготовительный этап. Прежде чем что-либо послушать с детьми, необходима хотя бы краткая предварительная беседа (краткая справка – о чём произведение, об исполнителе, может быть – постановка вопросов, на которые детям будет необходимо ответить после прослушивания).

  • Прослушивание.

  • Обсуждение. Ответы на вопросы для выявления понимания услышанного, на корректировку нравственных представлений, на установление связей между полученной информацией и жизнью.

  • Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Интерактивные формы работы.

Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивные методы и формы работы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

В Методическом пособии представлены следующие виды интерактивных заданий: творческие задания; задания для выполнения в группах; задания в виде обучающих игр (ролевые и образовательные игры); задания для работы с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; задания на использование вопросов; выполнение учащимися проектных работ; задания для внеаудиторных видов работы (постановка спектакля, организация выставки, подготовка праздничного (итогового) мероприятия и т. п.).

Творческие задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, совместного обучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Творческое задание должно соответствовать следующим критериям :

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения,

  • является практическим и полезным для учащихся,

  • связано с жизнью учащихся,

  • вызывает интерес у учащихся,

  • максимально служит целям обучения.

Работа в группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

При организации работы в группах мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

  • Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется деление на группы

(в игровой форме – например, дети получают бумажные фигурки разных цветов, группу образуют дети с фигурками одного цвета; по указанию учителя – учитель старается так подобрать детей в группы, чтобы в каждой были аудиал, визуал, кинестетик; или подбирает детей в группы по успеваемости («сильные» ученики и «слабые»); или использует любой другой способ в зависимости поставленных задач).

  • Работа в группах – дети выполняют задание, обсуждая его выполнение между собой.

  • Выступления представителей групп, представляющих результаты работы.

  • Обсуждение. Сравнение представленных результатов работы групп.

  • Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Подготовка к защите итоговой проектной работы.

В методических рекомендациях к урокам приводятся темы проектных работ с приблизительной схемой их выполнения. Так как процесс разработки и подготовки проектной работы к защите достаточно трудоёмкий, учителю необходимо предложить детям темы работ заранее. Поэтому удобно проводить защиту проектов учащихся на заключительных обобщающих уроках (уроки 31 – 34). Учитель также может предложить детям самим (или совместно с родителями) выбрать тему и название своего проекта. Желательно также поощрять желание детей выполнять проекты не индивидуально, а в составе группы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск