Урок-мастерская : Аппликация Тема: "ломоносовские мозаики"





Скачать 136.2 Kb.
НазваниеУрок-мастерская : Аппликация Тема: "ломоносовские мозаики"
Дата публикации31.07.2014
Размер136.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок-мастерская : Аппликация

Тема: "ЛОМОНОСОВСКИЕ МОЗАИКИ"

Цель: расширять знания детей о многообразии таланта М.В. Ломоносова, вызвать активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения , выполненные М.В. Ломоносовым в технике мозаики; дать представление о способе выполнения данной техники.

Задачи: Пополнять знания детей о Н.В. Ломоносове - познакомить детей с Ломоносовскими мозаиками, учить детей создавать мозаику, подбирая необходимый цвет и материал, учить работать в группе, воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении работы, развивать умение работать с ножницами, кисточкой, развивать творческие способности.

Материал к занятию: фото и иллюстрации Ломоносовских мозаик, образцы детских работ, выполненных в мозаичной технике, трафареты рисунков, цветная бумага, клей, кисточка, клеёнки, салфетки.

Оборудование: Компьютер, ножницы,
Ход занятия.

  1. Орг. момент

  2. Постановка темы и цели урока

Друзья, внимание, приглашаю всех в нашу мастерскую.

Вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься, если отгадаете кроссворд
Отгадайте кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

1. Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет.

2. Сверху – дыра, снизу – дыра, а посередине – огонь да вода.

3. Ехал Волох, рассыпал горох, стало светать – нечего собирать.

4. Много ног, а с поля на спине ползет.

5. Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказы-

вает.

6. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

7. Бел, как снег, в чести у всех; в рот попал – там и пропал.

1.М О Р О З

2.С А М О В А Р

3.З В Е З Д Ы

4.Б О Р О Н А

5.К Н И Г А

6.Р Е К А

7.С А Х А Р
- Сегодня мы будем

создавать мозаику.

- Как вы понимаете слово мозаика? (ответы детей)
Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства.

«Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.

А как появилась самая первая мозаика? (ответы детей)

Для чего нужна была мозаика людям? (ответы детей)

В древней Руси тоже умели делать мозаику из цветного стекла – смаль-

ты. Многие соборы в древних городах славились своими мозаичными карти-

нами. Позднее это искусство пришло в упадок, т. к. было дорогостоящим и

трудоемким. Быстрее было расписывать стены просто красками. И секрет из-

готовления цветного стекла был утерян.

Никто не знал на Руси, как делать цветное стекло. И вот через 600 лет великий ученый и художник М.В.Ломоносов возродил искусство мозаики на Руси.

Однажды Ломоносову показали небольшую, привезенную из Рима мо-

заичную картину. Покоренный чистотой и яркостью смальты, Ломоносов

возмечтал разгадать фабрику цветного стекла. Он воскликнул: "Таю перед

тобой в восторге похвалу не камнями дорогими, ни злату, по стеклу". Ломоносов придумал создавать мозаику из разноцветных стекол: медь дала стеклу изумрудный цвет, железо - желтый, золото - рубиновый.

И вот в Санкт-Петербурге, на набережной реки Мойки, в своей усадьбе

Ломоносов открыл лабораторию), где со своими помощниками провел множество опытов в поисках состава и цвета смальт. Михаил Васильевич
А рядом с лабораторией было построено еще одно здание, в котором

Михаил Васильевич со своими учениками - "мастерами мозаичного набора"

создавал картины.

В этой мастерской родились многие знаменитые картины. Это

"лица и дела великих наших предков": портреты Александра Невского, Петра

I, а также знаменитая "Полтавская баталия"


А вот эту работу создавала целая бригада мастеров.

Одни делали лица, другие одежду, третьи небо,

четвертые дым. (Дети рассматривают репродукции)

Посмотрите, какие еще мозаики сделал Ломоносов (ответы де-

тей).
Это самая первая работа Ломоносова из мозаики (рассмат-

ривание иллюстрации), она называется "Мадонна" и состоит из четырех ты-

сяч частей.

- Что на них изображено?






До наших дней сохранилась 21 мозаика, сделанная Ломоносовым и

его помощниками. Эти мозаики хранятся в музеях Москвы, Санкт-

Петербурга и других крупных городов.


- Дети, из каких материалов еще можно сделать мозаику? (бумага, картон, пластмасса, ткань, дерево и т.д.)
Показ работ детей








- Давайте попробуем создать свои мозаики.

-Из какого материала мы будем выполнять свои работы? (из бумаги)

Какие инструменты понадобятся для работы?

Давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами.

(Дети отвечают)

  1. Объяснение технологии выполнения мозаичной работы

  1. Обводим трафарет будущей композиции.

  2. Выкладываем кусочки бумаги

  3. Намазываем клеем часть композиции и прикладываем кусочки мозаики

-Работу вы будете выполнять в группах (распределяю детей на 5 групп по 4 человека)

-Давайте вспомним правило работы в группах

А) Умение договориться;

Б) Умение распределить обязанности;

В) Работать дружно;

IV. Самостоятельная работа

V.Смотр работ детей

Детские мозаики оформляются на выставку "Наш эрмитаж" для показа родителям и детям детского сада.
VI. Итог урока

-Чему вы учились на уроке?

-Что нового узнали о Ломоносове?

УРОК: РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ТЕМА: "ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ЛОМОНОСОВ"
Цель: познакомить детей с художественными произведениями Ло-

моносова- поэта, а также произведениями русских писателей и поэтов, по-

священными М.В. Ломоносову.

Задачи: развитие эмоционального и положительного отношения к изучению творчества М.В. Ломоносова, развитие связной речи, памяти, воспитание любви к поэзии и интереса к художественной литературе.

Материал к занятию: портреты Ломоносова, выставка художествен-

ной литературы о М.В. Ломоносове

Ход урока

I. Орг.момент

- О ком эти загадки? (Загадывают дети)

1. Сам пригожий, парик вельможи, взгляд свысока, а стать мужика.
2. Не царь, а правит, не полководец, а ведет к сражениям, не пророк, а пред-

сказывает.
3. Наш земляк известен в мире:

Он ученый и поэт,

Владел секретами мозаики,

Венеру изучал, был математиком.

Он человек-университет,

Он знаменит на целый свет.
4. Взрослым он пошел учиться,

Придя с обозами в Москву.

Жажда знанья получить

Открыла миру гения.
5. Разноцветную мозаику

Изобрел великий мастер.

Он ваял царя Петра,

Знатных дам, баталий, битв

Умер с ним искусства древний вид.

II. Новый материал

Все эти загадки о великом М.В. Ломоносове.


А я вам хочу прочитать рассказ Ольги Гурьян «Мальчик из Холмогор»

- Послушайте рассказ, понравится ли он вам. Что нового узнаете о Ломоносове?

1. Первичное чтение рассказа

- Что нового вы узнали о М.В. Ломоносове?

- Мальчик из Холмогор - кто это? Как он оказался в Петербурге?

2. Перечитывание отрывка

- Что интересного увидел Миша в доме Ломоносова?

- Станет ли Миша ученым?

- Интересная ли жизнь у Миши?

- Хотели бы вы оказаться рядом с Мишей?

3. Обобщение

Он сделал открытия в различных науках, но многим Ломоносов известен,

как поэт. Он писал оды (так назывались стихотворения раньше), торжествен-

ные оды, которые воспевали известных людей или события.

Вот послушайте, как Ломоносов воспевал в стихах науку и ее значение:
Науки юношей питают

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.
Вот послушайте еще одно стихотворение М.В. Ломоносова:
Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк

И взял пастуший посох в лапу,

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок
4.Беседа учителя о стихотворении.

Ломоносов был очень умным, талантливым человеком. Мы с вами гово-

рим и читаем стихи на одном языке - русском, а М.В. Ломоносов знал 31

язык.

А сейчас я объявляю конкурс стихов о Ломоносове.

Дети читают небольшие стихи о Ломоносове. Каждый чтец получает

Бумажную медаль с изображением М.В. Ломоносова и приз.

V. Итог урока

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.
Материал к уроку:
Стихи детям для разучивания
Н.И. Рыленков

ЛОМОНОСОВ

Строптивый сын Архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.
МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ

Владимир Виноградский

А Михайло Ломоносов Той странной верности науке

Всем сородичам пример Дивятся люди до сих пор…

Он явился - нет вопросов, Шел, от мороза пряча руки,

Он в науке пионер. В Москву ходок из Холмогор.

Из сочинений Ивана Холмогорца

МИШКИНЫ ЗАГАДКИ

Мишка Ломоносов загадал своему приятелю Гераське Мельникову:

- Отгадай: светел лик, ростом велик, умом скор, а сам не помор. Кто это?

- Да ну тебя, - загнусавил Гераська тоскливо. Гераська - мальчуган из

деревни Васильевской, что прилепилась на склоне горушки в Залыввье, не-

вдалеке от Ровдиной горы, сверстник, всего одним годом старше Мишаньки.

- Я хлеба хочу, а ты сызнова про свое. Кто же еще, ежели не царь Петр!

- Откуда тебе знать?! - изумился Мишанька.

Урок: Окружающий мир

Тема: М.В. Ломоносов

Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма, чувства городсти за богатое духовное и историческое наследие родины через знакомство с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова .

Задачи: формировать систему элементарных знаний о жизни и творчестве М.В. Ломоносове; расширять и углублять представления детей о Родине, выдающихся её сынах; развивать речь детей, расширять словарный запас за счет знакомства детей с новыми словами (учёный , минералы) и специфическими северными выражениями (матушка - потаковщица, запазушник, зуёк); воспиты-

вать интерес к истории России.
Оборудование: аудиозаписи звуков шума моря, иллюстрации села Холмогоры, первых книг Ломоносова, памятника М.В. Ломоносову перед Архангельским государственным техническим университетом , репродукция картины Н.Н. Кислякова "Юноша Ломоносов на пути в Москву", репродукция портрета М.В. Ломоносова.

Ход занятия.

I. Орг. момент

Дети входят в группу, усаживаются на стулья , расставленные полукругом.

Учитель показывает детям портреты М.В. Ломоносова.




Учитель:

-Ребята, как вы думаете, кто это? (ответы детей)

Учитель:

- Это М.В. Ломоносов. Вы когда-нибудь слышали об этом

человеке? М.В. Ломоносов – это великий русский учёный. Кто знает, что означает слово "учёный"?

Учёный – это человек, который сделал, какие нибудь открытия.

II. Рассказ учителя о Н.В. Ломоносове.

М.В. Ломоносов жил когда-то очень давно на Архангельской земле.

Людей, живущих в Архангельске, называют архангелогородцами. А ещё поморами. Город Архангельск находится недалеко от Белого моря. И людей , которые живут у Белого моря называют- поморами.

Значит, Михаил Васильевич тоже помор.

И сегодня я расскажу вам о М.В. Ломоносове.

Звучит в записи северная народная песня.

Учитель показывает иллюстрацию с. Холмогоры.



Учитель: Давно это было... 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской,

что была расположена на Курострове в нескольких километрах от села Хол-

могоры в семье поморского крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова

родился сын Михайло. Раньше, ребята, звали не Михаил, как сейчас, а Ми-

хайло.

Маменька – потаковщица, Елена Ивановна, баловала и жалела сынка. Ребята,

как вы думаете, почему так говорят: "маменька-потаковщица"? (ответы де-

тей)

Потакала, значит, разрешала погулять, поиграть, побаловаться.

Кто знает, в какие игры играли дети в те далёкие времена, которые сохрани-

лись до сих пор? (ответы детей)

Учитель: "Вася - утёночек", "Сахаринка", "У медведя во бору...".

  1. Физминутка

Игра «У медведя во бору»

Учитель: Рано стал приучать отец Михайло к труду. Как и все поморские

мальчики тех времён, он стал ходить с отцом на промысел – ловлю рыбы.

Как вы думаете, какую рыбу ловили рыбаки, когда были на промысле? -

(предполагаемые ответы детей: треска, селёдка, навага, сёмга)

Тяжёлый был труд рыбаков.

Звучит в записи шум моря.

Учитель: Представьте себе, как юный Михайло стоит на носу отцовской

"Чайки". Так называлось судно Василия Дорофеевича Ломоносова. Ветер

раздувает парус, треплет волосы мальчика.

Всё было интересно Михайло: почему светит солнце? Есть ли край у земли?

Почему ночью на небе загораются звёзды? Тогда-то и отдал Василий Доро-

феевич Михайло "в ученье".

Первыми книгами Михаила Васильевича стали "Арифметика" и "Граммати-

ка". Как вы думаете, что значит – арифметика? Как бы назвали её сейчас?

(предполагаемые ответы детей: математика). Что значит грамматика? Чему она учит?

Звучит запись зимней вьюги.

Учитель: Вот уж совсем вырос Михайло, исполнилось ему 19 лет, а

учиться ему по-прежнему было интересно. Однажды декабрьской ночью

1730 года отправился Михайло учиться в Москву.

(Показываю репродукцию картины Н.Н. Кислякова "Юноша Ломоносов на пути в Москву")



Учитель: Как вы думаете, на чём добирался Михайло в Москву?

(ответы детей)

А отправился он, ребята, пешком, с рыбным обозом. Рыбный обоз – это

несколько саней, запряжённых лошадьми, которые везут рыбу на продажу.

Не одну неделю добирался обоз до Москвы.

15 января 1731 года Михаил Васильевич Ломоносов поступает в Сла-

вяно-греко-латинскую академию. Очень хотел Михайло знать все науки, и

скоро стал первым учеником, первым – значит лучшим. И даже научился

писать стихи.

Через пять лет его как лучшего ученика отправляют учиться в Петер-

бургскую Академию наук, где Ломоносов познакомился с такими науками,

как геометрия, физика, химия. А в сентябре 1736 года его отправляют учить-

ся горному делу за границу, в Германию. Там он изучает минералы (камни) и

их свойства. Целых семь лет жил и учился Ломоносов в Германии, а когда

вернулся в Россию, то сам стал служить (работать) в Петербургской Акаде-

мии наук, в которой когда-то учился. Там Михаил Васильевич Ломоносов

сделал много научных открытий.


В 1756 году М.В. Ломоносов умер. Он был великим учёным, поэтом и

художником. В память о своём знаменитом земляке в городе Архангельске

установили памятник, который был построен на деньги, собранные народом.

Так благодарные потомки прославленного помора хотели увековечить память о нём.

Этот памятник стоит перед зданием Архангельского государственного

технического университета.

Показываю иллюстрацию.




  1. Итог урока

-О ком мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового узнали?

-Что запомнилось?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед уроком каждая группа получает детали разрезанной мозаики. Каждое выполненное задание – деталь мозаики. За урок собирается вся...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Урок с элементами здоровьесберегающих технологий. Работа с бумагой. Изготовление мозаики от контура к центру
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconКонкурс «Педагогическая мастерская» Урок биологии в 11 классе Тема...
Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности»
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: речь и культура общения- «Разговор по телефону», математика – «Ознакомление с терминами «сумма» и «разность»»; 2 урока трудового...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconМетодическое пособие по теме «Творческая мастерская»
Аппликация это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может приклеиваться или пришиваться...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок трудового обучения во 2-м классе. Тема: "Объёмная аппликация. Я парикмахер"
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconУрок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская”
Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconУрок математики в проблемно эвристическом стиле
...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconУрок по теме: "Конструирование из мозаики"
Учебная – обобщение и закрепление знаний по программе Paint, формирование навыков самостоятельной работы учащихся
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconВид разработки
Обозначения: оу – открытый урок, Пр – презентация, Пос – пособие, Игра, ку – компьютерный урок, м – мастерская, вм – воспитательное...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconУрок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconУрок 45-10. 25 (3 кл.) 4 урок 10. 35-11. 15 (3 кл.) Художественно-эстетическое...
Мбоу «оош с. Кочковатки» Расписание внеурочной деятельности на 2013-2014 уч год
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconУрок информатики в 6 классе по теме «Конструирование из мозаики»
...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconТема. Аппликация «Снеговик» из смятой бумаги. Цели
Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconУрок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить
Дидактическое пространство урока: портрет писателя, магнитофонная запись музыки к песне «Если с другом вышел в путь», толковый словарь,...
Урок-мастерская : Аппликация Тема: \"ломоносовские мозаики\" iconКонспект занятия в кружковом объединении «волшебный сундучок» на...
Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск