Скачать 136.2 Kb.
|
Урок-мастерская : Аппликация Тема: "ЛОМОНОСОВСКИЕ МОЗАИКИ" Цель: расширять знания детей о многообразии таланта М.В. Ломоносова, вызвать активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения , выполненные М.В. Ломоносовым в технике мозаики; дать представление о способе выполнения данной техники. Задачи: Пополнять знания детей о Н.В. Ломоносове - познакомить детей с Ломоносовскими мозаиками, учить детей создавать мозаику, подбирая необходимый цвет и материал, учить работать в группе, воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении работы, развивать умение работать с ножницами, кисточкой, развивать творческие способности. Материал к занятию: фото и иллюстрации Ломоносовских мозаик, образцы детских работ, выполненных в мозаичной технике, трафареты рисунков, цветная бумага, клей, кисточка, клеёнки, салфетки. Оборудование: Компьютер, ножницы, Ход занятия.
Друзья, внимание, приглашаю всех в нашу мастерскую. Вы узнаете, чем мы будем сегодня заниматься, если отгадаете кроссворд Отгадайте кроссворд: Вопросы к кроссворду: 1. Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. 2. Сверху – дыра, снизу – дыра, а посередине – огонь да вода. 3. Ехал Волох, рассыпал горох, стало светать – нечего собирать. 4. Много ног, а с поля на спине ползет. 5. Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказы- вает. 6. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. 7. Бел, как снег, в чести у всех; в рот попал – там и пропал. 1.М О Р О З 2.С А М О В А Р 3.З В Е З Д Ы 4.Б О Р О Н А 5.К Н И Г А 6.Р Е К А 7.С А Х А Р - Сегодня мы будем создавать мозаику. - Как вы понимаете слово мозаика? (ответы детей) Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной. А как появилась самая первая мозаика? (ответы детей) Для чего нужна была мозаика людям? (ответы детей) В древней Руси тоже умели делать мозаику из цветного стекла – смаль- ты. Многие соборы в древних городах славились своими мозаичными карти- нами. Позднее это искусство пришло в упадок, т. к. было дорогостоящим и трудоемким. Быстрее было расписывать стены просто красками. И секрет из- готовления цветного стекла был утерян. Никто не знал на Руси, как делать цветное стекло. И вот через 600 лет великий ученый и художник М.В.Ломоносов возродил искусство мозаики на Руси. Однажды Ломоносову показали небольшую, привезенную из Рима мо- заичную картину. Покоренный чистотой и яркостью смальты, Ломоносов возмечтал разгадать фабрику цветного стекла. Он воскликнул: "Таю перед тобой в восторге похвалу не камнями дорогими, ни злату, по стеклу". Ломоносов придумал создавать мозаику из разноцветных стекол: медь дала стеклу изумрудный цвет, железо - желтый, золото - рубиновый. И вот в Санкт-Петербурге, на набережной реки Мойки, в своей усадьбе Ломоносов открыл лабораторию), где со своими помощниками провел множество опытов в поисках состава и цвета смальт. Михаил Васильевич А рядом с лабораторией было построено еще одно здание, в котором Михаил Васильевич со своими учениками - "мастерами мозаичного набора" создавал картины. В этой мастерской родились многие знаменитые картины. Это "лица и дела великих наших предков": портреты Александра Невского, Петра I, а также знаменитая "Полтавская баталия" А вот эту работу создавала целая бригада мастеров. Одни делали лица, другие одежду, третьи небо, четвертые дым. (Дети рассматривают репродукции) Посмотрите, какие еще мозаики сделал Ломоносов (ответы де- тей). Это самая первая работа Ломоносова из мозаики (рассмат- ривание иллюстрации), она называется "Мадонна" и состоит из четырех ты- сяч частей. - Что на них изображено? До наших дней сохранилась 21 мозаика, сделанная Ломоносовым и его помощниками. Эти мозаики хранятся в музеях Москвы, Санкт- Петербурга и других крупных городов. - Дети, из каких материалов еще можно сделать мозаику? (бумага, картон, пластмасса, ткань, дерево и т.д.) Показ работ детей - Давайте попробуем создать свои мозаики. -Из какого материала мы будем выполнять свои работы? (из бумаги) Какие инструменты понадобятся для работы? Давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами. (Дети отвечают)
-Работу вы будете выполнять в группах (распределяю детей на 5 групп по 4 человека) -Давайте вспомним правило работы в группах А) Умение договориться; Б) Умение распределить обязанности; В) Работать дружно; IV. Самостоятельная работа V.Смотр работ детей Детские мозаики оформляются на выставку "Наш эрмитаж" для показа родителям и детям детского сада. VI. Итог урока -Чему вы учились на уроке? -Что нового узнали о Ломоносове? УРОК: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ТЕМА: "ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ЛОМОНОСОВ" Цель: познакомить детей с художественными произведениями Ло- моносова- поэта, а также произведениями русских писателей и поэтов, по- священными М.В. Ломоносову. Задачи: развитие эмоционального и положительного отношения к изучению творчества М.В. Ломоносова, развитие связной речи, памяти, воспитание любви к поэзии и интереса к художественной литературе. Материал к занятию: портреты Ломоносова, выставка художествен- ной литературы о М.В. Ломоносове Ход урока I. Орг.момент - О ком эти загадки? (Загадывают дети) 1. Сам пригожий, парик вельможи, взгляд свысока, а стать мужика. 2. Не царь, а правит, не полководец, а ведет к сражениям, не пророк, а пред- сказывает. 3. Наш земляк известен в мире: Он ученый и поэт, Владел секретами мозаики, Венеру изучал, был математиком. Он человек-университет, Он знаменит на целый свет. 4. Взрослым он пошел учиться, Придя с обозами в Москву. Жажда знанья получить Открыла миру гения. 5. Разноцветную мозаику Изобрел великий мастер. Он ваял царя Петра, Знатных дам, баталий, битв Умер с ним искусства древний вид. II. Новый материал Все эти загадки о великом М.В. Ломоносове. А я вам хочу прочитать рассказ Ольги Гурьян «Мальчик из Холмогор» - Послушайте рассказ, понравится ли он вам. Что нового узнаете о Ломоносове? 1. Первичное чтение рассказа - Что нового вы узнали о М.В. Ломоносове? - Мальчик из Холмогор - кто это? Как он оказался в Петербурге? 2. Перечитывание отрывка - Что интересного увидел Миша в доме Ломоносова? - Станет ли Миша ученым? - Интересная ли жизнь у Миши? - Хотели бы вы оказаться рядом с Мишей? 3. Обобщение Он сделал открытия в различных науках, но многим Ломоносов известен, как поэт. Он писал оды (так назывались стихотворения раньше), торжествен- ные оды, которые воспевали известных людей или события. Вот послушайте, как Ломоносов воспевал в стихах науку и ее значение: Науки юношей питают Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. Вот послушайте еще одно стихотворение М.В. Ломоносова: Лишь только дневной шум замолк, Надел пастушье платье волк И взял пастуший посох в лапу, Привесил к поясу рожок, На уши вздел широку шляпу И крался тихо сквозь лесок 4.Беседа учителя о стихотворении. Ломоносов был очень умным, талантливым человеком. Мы с вами гово- рим и читаем стихи на одном языке - русском, а М.В. Ломоносов знал 31 язык. А сейчас я объявляю конкурс стихов о Ломоносове. Дети читают небольшие стихи о Ломоносове. Каждый чтец получает Бумажную медаль с изображением М.В. Ломоносова и приз. V. Итог урока Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Материал к уроку: Стихи детям для разучивания Н.И. Рыленков ЛОМОНОСОВ Строптивый сын Архангельских поморов, Прямой, как ветер северной реки, Он сохранил неукротимый норов И песни, что певали рыбаки. МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ Владимир Виноградский А Михайло Ломоносов Той странной верности науке Всем сородичам пример Дивятся люди до сих пор… Он явился - нет вопросов, Шел, от мороза пряча руки, Он в науке пионер. В Москву ходок из Холмогор. Из сочинений Ивана Холмогорца МИШКИНЫ ЗАГАДКИ Мишка Ломоносов загадал своему приятелю Гераське Мельникову: - Отгадай: светел лик, ростом велик, умом скор, а сам не помор. Кто это? - Да ну тебя, - загнусавил Гераська тоскливо. Гераська - мальчуган из деревни Васильевской, что прилепилась на склоне горушки в Залыввье, не- вдалеке от Ровдиной горы, сверстник, всего одним годом старше Мишаньки. - Я хлеба хочу, а ты сызнова про свое. Кто же еще, ежели не царь Петр! - Откуда тебе знать?! - изумился Мишанька. Урок: Окружающий мир Тема: М.В. Ломоносов Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма, чувства городсти за богатое духовное и историческое наследие родины через знакомство с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова . Задачи: формировать систему элементарных знаний о жизни и творчестве М.В. Ломоносове; расширять и углублять представления детей о Родине, выдающихся её сынах; развивать речь детей, расширять словарный запас за счет знакомства детей с новыми словами (учёный , минералы) и специфическими северными выражениями (матушка - потаковщица, запазушник, зуёк); воспиты- вать интерес к истории России. Оборудование: аудиозаписи звуков шума моря, иллюстрации села Холмогоры, первых книг Ломоносова, памятника М.В. Ломоносову перед Архангельским государственным техническим университетом , репродукция картины Н.Н. Кислякова "Юноша Ломоносов на пути в Москву", репродукция портрета М.В. Ломоносова. Ход занятия. I. Орг. момент Дети входят в группу, усаживаются на стулья , расставленные полукругом. Учитель показывает детям портреты М.В. Ломоносова. Учитель: -Ребята, как вы думаете, кто это? (ответы детей) Учитель: - Это М.В. Ломоносов. Вы когда-нибудь слышали об этом человеке? М.В. Ломоносов – это великий русский учёный. Кто знает, что означает слово "учёный"? Учёный – это человек, который сделал, какие нибудь открытия. II. Рассказ учителя о Н.В. Ломоносове. М.В. Ломоносов жил когда-то очень давно на Архангельской земле. Людей, живущих в Архангельске, называют архангелогородцами. А ещё поморами. Город Архангельск находится недалеко от Белого моря. И людей , которые живут у Белого моря называют- поморами. Значит, Михаил Васильевич тоже помор. И сегодня я расскажу вам о М.В. Ломоносове. Звучит в записи северная народная песня. Учитель показывает иллюстрацию с. Холмогоры. Учитель: Давно это было... 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, что была расположена на Курострове в нескольких километрах от села Хол- могоры в семье поморского крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Раньше, ребята, звали не Михаил, как сейчас, а Ми- хайло. Маменька – потаковщица, Елена Ивановна, баловала и жалела сынка. Ребята, как вы думаете, почему так говорят: "маменька-потаковщица"? (ответы де- тей) Потакала, значит, разрешала погулять, поиграть, побаловаться. Кто знает, в какие игры играли дети в те далёкие времена, которые сохрани- лись до сих пор? (ответы детей) Учитель: "Вася - утёночек", "Сахаринка", "У медведя во бору...".
Игра «У медведя во бору» Учитель: Рано стал приучать отец Михайло к труду. Как и все поморские мальчики тех времён, он стал ходить с отцом на промысел – ловлю рыбы. Как вы думаете, какую рыбу ловили рыбаки, когда были на промысле? - (предполагаемые ответы детей: треска, селёдка, навага, сёмга) Тяжёлый был труд рыбаков. Звучит в записи шум моря. Учитель: Представьте себе, как юный Михайло стоит на носу отцовской "Чайки". Так называлось судно Василия Дорофеевича Ломоносова. Ветер раздувает парус, треплет волосы мальчика. Всё было интересно Михайло: почему светит солнце? Есть ли край у земли? Почему ночью на небе загораются звёзды? Тогда-то и отдал Василий Доро- феевич Михайло "в ученье". Первыми книгами Михаила Васильевича стали "Арифметика" и "Граммати- ка". Как вы думаете, что значит – арифметика? Как бы назвали её сейчас? (предполагаемые ответы детей: математика). Что значит грамматика? Чему она учит? Звучит запись зимней вьюги. Учитель: Вот уж совсем вырос Михайло, исполнилось ему 19 лет, а учиться ему по-прежнему было интересно. Однажды декабрьской ночью 1730 года отправился Михайло учиться в Москву. (Показываю репродукцию картины Н.Н. Кислякова "Юноша Ломоносов на пути в Москву") Учитель: Как вы думаете, на чём добирался Михайло в Москву? (ответы детей) А отправился он, ребята, пешком, с рыбным обозом. Рыбный обоз – это несколько саней, запряжённых лошадьми, которые везут рыбу на продажу. Не одну неделю добирался обоз до Москвы. 15 января 1731 года Михаил Васильевич Ломоносов поступает в Сла- вяно-греко-латинскую академию. Очень хотел Михайло знать все науки, и скоро стал первым учеником, первым – значит лучшим. И даже научился писать стихи. Через пять лет его как лучшего ученика отправляют учиться в Петер- бургскую Академию наук, где Ломоносов познакомился с такими науками, как геометрия, физика, химия. А в сентябре 1736 года его отправляют учить- ся горному делу за границу, в Германию. Там он изучает минералы (камни) и их свойства. Целых семь лет жил и учился Ломоносов в Германии, а когда вернулся в Россию, то сам стал служить (работать) в Петербургской Акаде- мии наук, в которой когда-то учился. Там Михаил Васильевич Ломоносов сделал много научных открытий. В 1756 году М.В. Ломоносов умер. Он был великим учёным, поэтом и художником. В память о своём знаменитом земляке в городе Архангельске установили памятник, который был построен на деньги, собранные народом. Так благодарные потомки прославленного помора хотели увековечить память о нём. Этот памятник стоит перед зданием Архангельского государственного технического университета. Показываю иллюстрацию.
-О ком мы сегодня говорили на уроке? -Что нового узнали? -Что запомнилось? |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед уроком каждая группа получает детали разрезанной мозаики. Каждое выполненное задание – деталь мозаики. За урок собирается вся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Урок с элементами здоровьесберегающих технологий. Работа с бумагой. Изготовление мозаики от контура к центру | ||
Конкурс «Педагогическая мастерская» Урок биологии в 11 классе Тема... Тема урока: «Искусственные системы. Агроценозы, факторы повышения их продуктивности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: речь и культура общения- «Разговор по телефону», математика – «Ознакомление с терминами «сумма» и «разность»»; 2 урока трудового... | ||
Методическое пособие по теме «Творческая мастерская» Аппликация это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может приклеиваться или пришиваться... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок трудового обучения во 2-м классе. Тема: "Объёмная аппликация. Я парикмахер" | ||
Урок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская” Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием... | Урок математики в проблемно эвристическом стиле ... | ||
Урок по теме: "Конструирование из мозаики" Учебная – обобщение и закрепление знаний по программе Paint, формирование навыков самостоятельной работы учащихся | Вид разработки Обозначения: оу – открытый урок, Пр – презентация, Пос – пособие, Игра, ку – компьютерный урок, м – мастерская, вм – воспитательное... | ||
Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение... | Урок 45-10. 25 (3 кл.) 4 урок 10. 35-11. 15 (3 кл.) Художественно-эстетическое... Мбоу «оош с. Кочковатки» Расписание внеурочной деятельности на 2013-2014 уч год | ||
Урок информатики в 6 классе по теме «Конструирование из мозаики» ... | Тема. Аппликация «Снеговик» из смятой бумаги. Цели Тема № Общие требования к содержанию образования, установленные государством. Система образования в российской федерации | ||
Урок мастерская в 6 классе Тема: Умей прощать обиды, учись людей любить Дидактическое пространство урока: портрет писателя, магнитофонная запись музыки к песне «Если с другом вышел в путь», толковый словарь,... | Конспект занятия в кружковом объединении «волшебный сундучок» на... Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация |