№
урока
| Тема урока
| Кол-во
Часов
| Дата
| Основное содержание урока
| Теория литературы, работа по развитию речи.
|
1
| Литературное произведение в историко-культурном контексте.
| 1
|
| Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
( свобода, духовно- нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
| Литературный процесс. Индивидуальный стиль. Литературная борьба.
|
Русская литература первой половины 19-го века.
|
2
| Урок-лекция. Жизнь и творчество А.С.Пушкина.
| 1
|
| Гуманизм лирики Пушкина. И ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.
| Романтизм, реализм.
|
3
| Романтическая лирика А.С.Пушкина.
| 1
|
| Период южной и михайловской ссылок . «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану» (9. «И путник усталый от Бога роптал…», «Демон». Трагизм мировосриятия и его преодоление.
| Выразит. чт. и анализ стих.
Стих. наизусть.
|
4
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
| 1
|
| «Поэт», «Поэту»
(« Поэт! Не дорожи любовию народной….»),
« Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом».
| Выразит. чт. стих.
|
5
| Тема свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.
| 1
|
| Эволюция темы.
«Вольность», «Свободы сеятель пустынный….», « Из Пиндемонти».
| Выразит. чт. стих.
Стих. наизусть.
|
6-7
| Философская лирика А.С. Пушкина.
| 2
|
| Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»,
« Элегия» («Безумных лет угасщшее веселье….», «Вновь я посетил….», « Отцы пустынники и жены непорочны…».
| Выразит. чт. стих.
Стих. наизусть. Домашнее сочинение по лирике Пушкина.
|
7
| А.С.Пушкин. «Медный всадник».
| 1
|
| Петербургская повесть Пушкина. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в произведении.
| Отзыв о произведении. Рассказ о герое.
|
8
| А.С.Пушкин .»Медный всадник».
| 1
|
| Образ Петра I как царя- преобразователя в поэме. Социально-нравственные проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
| Рассказ о герое.
|
9-10
| Р/р. Сочинение.
| 2
|
|
| « Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина»
|
11
| Урок-лекция. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.
| 1
|
| Основные темы и мотивы творчества. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару.
« Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм в творчестве.
| Конспектирование лекции.
|
12
| Молитва как жанр в лирике
М.Ю. Лермонтова.
| 1
|
| «Молитва» « Я, Матерь Божия….»
| Выразит. чт. и анализ стих.
Стих. наизусть.
|
13.
| Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.
| 1
|
| «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»),
«Завещание».
| Выразит. чт. и анализ стих.
Стих. наизусть.
|
14
| Философские мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова.
| 1
|
| «Как часто пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.
« Выхожу один я на дорогу…» и мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.
| Выразит. чт. и анализ стих.
|
15
| Внеклассное чтение. Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова.
| 1
|
|
| Домашнее сочинение по лирике Лермонтова.
|
16
| Жизнь и творчество Н.В.Гоголя.
| 1
|
| Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикадрическое начала в сборнике «Миргород».
| Сообщения по творчеству
писателя.
|
17
| «Петербургские повести» Н.В.Гоголя.
| 1
|
| Образ «маленького человека» в сборнике.
| Выборочный пересказ произведений.
|
18
| Н.В.Гоголь. «Невский проспект»
| 1
|
| Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в произведении.
| Анализ эпизода.
Рассказ на заданную тему.
|
19
| Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. «Портрет»
| 1
|
|
|
|
20-21
| Р/р. Сочинение.
| 2
|
|
|
|
Русская литература второй половины 19-го века.
|
22
| Лекция. Русская литература второй половины XIX века.
| 1
|
| Основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики, и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение классической литературы.
|
|
23
| И.А.Гончаров.
« Обломов».
| 1
|
| Жизнь и творчество писателя. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.
| Сообщения о писателе.
Отзыв о прочитанных главах. Ответы на вопросы с элементами цитирования текста.
|
24
| И.А. Гончаров. «Обломов».
| 1
|
| Облюмов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.
| Выборочный пересказ эпизодов. Характеристика героев. Составление плана. Анализ эпизода.
|
25
| И.А.Гончаров. «Обломов».
| 1
|
| «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
| Пересказ эпизодов. Характеристика героев.
Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.
|
26
| Р/р. Роман «Обломов» в зеркале русской критики.
| 1
|
| «Что такое обломовщина?»
| Работа со статьей.
|
27
| А.Н.Островский. «Гроза».
| 1
|
| Жизнь и творчество писателя. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
| Составление хронологической таблицы. Сообщение о писателе. Отзыв о произведении.
Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.
Драматургический конфликт.
|
28
| А.Н.Островский. «Гроза».
| 1
|
| История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.
| Рассказ о героях. Ролевое чтение. Пересказ выбранных эпизодов.
|
29
| А.Н.Островский. «Гроза»
| 1
|
| Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
| Составление плана. Цитирование текста пьесы.
|
30
| А.Н.Островский. «Гроза».
| 1
|
| Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.
| Составление плана. Характеристика героини. Цитирование текста. Ролевое чтение.
|
31
| Р/р. Пьеса «Гроза» в русской критике.
| 1
|
| Споры вокруг пьесы.
| Сообщения на заданную тему.
Работа со статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Домашнее сочинение.
|
32
| И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.
| 1
|
| «Записки охотника» и их место в русской критике.
| Сообщения на заданную тему.
|
33
| И.С.Тургенев. «Отцы и дети».
| 1
|
| История создания романа.
| Отзыв о прочитанном . Ответы на вопросы.
|
34
| И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
| 1
|
| Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя( отношение УК духовным ценностям: к любви, природе, искусству)
| Углубление понятия о романе. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе.
Ответы на вопросы, пересказ эпизодов, характеристика героя, цитирование текста.
|
35
| И.С. Тургенев.
« Отцы и дети».
| 1
|
| «Отцы» и «дети» в романе.
| Выборочный пересказ. Цитирование текста.
Характеристика героев.
|
36
| И.С.Тургенев. «Отцы и дети».
| 1
|
| Любовь в романе Тургенева.
| Выборочный пересказ, цитирование текста, характеристика героев.
|
37
| Р/р. Анализ эпизода из романа «Отцы и дети».
| 1
|
| «Смерть Базарова».
|
|
38
| Р/р. Споры в критике вокруг романа « Отцы и дети».
| 1
|
|
| Работа со статьей
Д. И. Писарева «Базаров».
Сообщения на заданную тему.
Домашнее сочинение.
|
39
| Единство мира и философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.
| 1
|
| Жизнь и творчество поэта. “ Silentium!”,
« Не то, что мните вы, природа….», « Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…».
| Выразит. чт. стих.
Сообщение о поэте.
Стих. наизусть.
Углубление понятия о лирике. Жанр оды и элегии в русской поэзии.
|
40
| Человек и история в лирике
Ф.И. Тютчева.
| 1
|
| Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…»,
«Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».
| Выразит. чт. стих.
Стих. наизусть.
|
41
| Любовная лирика Ф.И.Тютчева.
| 1
|
| Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». « О, как убийственно мы любим…», « К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).
| Выразит. чт. стих.
Стих. наизусть.
|
44
| Тема природы в лирике А.А.Фета.
| 1
|
| Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», « Еще весны душистой нега….», « летний вечер тих и ясен…», « Я пришел к тебе с приветом…», « Заря прощается с землею…».
| Выразит. чтение стих.
Стих. наизусть.
|
45
| Любовная лирика А.А.Фета.
| 1
|
| «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» , « Певице». Импрессионизм поэзии Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.
| Выразит. чт. стих.
Стих. наизусть.
Домашнее сочинение по творчеству Тютчева и Фета.
|
46
| А.К.Толстой. Основные мотивы, темы и образы поэзии.
| 1
|
| Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. « Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»,
« Против течения»,
« Государь ты наш батюшка…».
| Выразит. чтение и анализ стих.
|
47
| Судьба народа в лирике Н.А.Некрасова.
| 1
|
| Жизнь и творчество поэта. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. « В дороге», « Еду ли ночью по улице темной….», «Надрывается сердце от муки…»
| Выразит. чт. стих.
Ответы на вопросы.
Понятие о народности искусства.
|
48
| Образ разночинца-народолюбца в поэзии Н.А.Некрасова.
| 1
|
| Героическое и жертвенное в образе.
«Рыцарь на час»,
« Умру я скоро..»,
« Блажен незлобливый поэт…»
| Выразит. чт. стих. Развернутый ответ на вопрос.
|
49
| Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова.
| 1
|
| Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия»,
« Вчерашний день, часу в шестом…», «Музе», « О Муза! Я у двери гроба…», « Поэт и Гражданин»
| Выразит. чт. и анализ стих.
Стих наизусть.
|
50
| Тема любви в лирике Некрасова.
| 1
|
| Психологизм бытовая конкретизация темы.
« Мы с тобой бестолковые люди…», « Я не люблю иронии твоей..», « Тройка!, «Внимая ужасам войны».
| Выразит. чт. и анализ стих.
Стих. наизусть.
|
51.
| Н.А.Некрасов.
« Кому на Руси жить хорошо».
| 1
|
| Замысел, история создания и композиция поэмы. Гл. « пролог», «Поп», « Сельская ярмонка».
| Анализ глав. Выборочное цитирование.
Отрывок наизусть.
Фольклоризм художественной литературы.
|
52
| Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
| 1
|
| Образы крестьян и помещиков в поэме. Дореформенная и послереформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.
| Пересказ эпизодов из произведения. Выборочное цитирование . Полные ответы на вопросы.
|
53
| Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
| 1
|
| Образы народных заступников в поэме..
| Характеристика героев.
Выразит. чт. отрывков из произведения.
|
54
| Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.
| 1
|
| Особенности языка поэмы.
| Фольклорное начало в поэме.
|
55
| М.Е. Салтыков-Щедрин. Проблематика и поэтика сказок.
|
|
|
| Фантастика, гротеск и эзопов язык. Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета.
Сообщения на заданные темы.
|
56-57
| Внеклассное чтение.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».
| 2
|
| Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.
| Пересказ эпизодов. Ответы на вопросы.
|
58
| Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба.
| 1
|
| Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир.
| Сообщения о писателе.
Составление хронологической таблицы.
|
59
| Внеклассное чтение.
Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы»
| 1
|
| Народ и война в рассказах.
| Выборочный пересказ рассказов.
|
60
| Л.Н.Толстой. «Война и мир».
| 1
|
| История создания. Особенности жанра. Образ автора в романе.
| Отзыв о прочитанном тексте. Пересказ понравившихся эпизодов. Роман-эпопея.
|
61
| Л.Н.Толстой. «Война и мир».
| 1
|
| Изображение дворянского общества в романе.
| Сравнительная характеристика, пересказ отрывков.
|
62
| Л.Н.Толстой. «Война и мир».
| 1
|
| Изображение войны 1805-1807г.г.
| Цитирование текста.
Выборочный пересказ.
|
63-64
| Л.Н.Толстой. «Война и мир»
| 1
|
| Духовные искания Андрея Болконского.
Отрывок наизусть.
| Составление плана, опорного конспекта.
Цитирование текста.
Характеристика героя.
Сочинение –миниатюра.
Внутренний монолог
|
65-66
| Л.Н.Толстой. «Война и мир»
| 1
|
| Духовные искания Пьера Безухова.
| Составление плана, опорного конспекта.
Выборочный пересказ, цитирование текста. Характеристика героя.
|
67-68
| Л.Н.Толстой.
« Война и мир».
| 1
|
| Женские образы в романе.
| Сравнительная характеристика. Подробный пересказ отрывков.
|
69
| Л.Н.Толстой.
« Война и мир»
| 1
|
| «Мысль семейная» в произведении. Семья Ростовых и семья Болконских.
| Сравнительная характеристика.
|
70
| Л.Н.Толстой.
« Война и мир».
| 1
|
| Изображение войны 1812 года.
| Выборочный пересказ отрывков.
|
71
| Л.Н.Толстой.
« Война и мир»
| 1
|
| Кутузов и Наполеон.
| Составление опорного конспекта. Сравнительная характеристика.
|
72
| Л.Н.Толстой.
« Война и мир»
| 1
|
| Образ народа в романе.
| Характеристика героев. Выборочный пересказ.
|
73
| Л.Н.Толстой. «Война и мир»
| 1
|
| Художественные особенности романа.
| Подготовка к сочинению.
Психологизм художественной прозы.
|
74-75
| Р/р. Сочинение
| 2
|
|
|
|
76
| Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба.
| 1
|
| Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.
| Сообщения на заданную тему. Составление хронологической таблицы.
Нравственно-психологический роман, роман идеологический.
|
77
| Ф.М.Достоевский.
«Преступление и наказание».
| 1
|
| Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.
| Пересказ отрывков. Выразит. чтение.
Составление плана.
|
78
| Ф.М.Достоевский.
«Преступление и наказание».
| 1
|
| «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
| Составление плана, выборочный пересказ.
Выразит. чтение текста.
|
79-80
| Ф.М.Достоевский.
«Преступление и наказание»
| 1
|
| Духовные искания интеллектуального героя. И способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
| Характеристика героя. Составление плана.
Выборочный пересказ.
Цитирование текста.
Психологизм и способы его выражения в романах Достоевского и Толстого.
|
81
| Ф.М.Достоевский.
«Преступление и наказание».
| 1
|
| Двойники Раскольникова.
| Сравнительная характеристика.
|
82
| Ф.М.Достоевский.
«Преступление и наказание».
| 1
|
| Образ Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога.
| Характеристика героини.
Домашнее сочинение.
|
83-84
| Н.С.Лесков. «Очарованный странник»
| 2
|
| Жизнь и творчество писателя. Иван
Флягин – главный герой. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.
| Рассказ о писателе. Характеристика героя. Выборочный пересказ глав повести.
|
85
| Н.С.Лесков. «Тупейный художник».
| 1
|
| Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
| Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
|
86
| Внеклассное чтение.
Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда»
| 1
|
|
|
|
87
| А.П.Чехов. « Человек в футляре».
| 1
|
| Жизнь и творчество писателя. Особенности рассказов 80-90 г.г.
| Сообщения на заданную тему.
Отзыв о произведении. Рассказ о герое.
Углубление понятия о рассказе.
|
88
| А.П.Чехов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах».
| 1
|
| Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.
| Пересказ рассказов, комментированное чтение отрывков.
Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
|
89
| А.П.Чехов. «Ионыч»
| 1
|
| Душевная деградация человека в рассказе.
| Характеристика героя. Сочинение-миниатюра.
|
90
| А.П.Чехов. «Вишневый сад»
| 1
|
| Особенности драматургии Чехова. История создания жанр, система образов произведения. Разрушение дворянского гнезда.
| Сообщения на заданную тему.
Отзыв о произведении.
Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
|
91
| А.П.Чехов. «Вишневый сад».
| 1
|
| Символ сада в комедии. Своеобразие пьесы. Герои пьесы.
| Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.
|
Из литературы народов России.
|
92
| Коста Хетагуров. Сборник
« Осетинская лира».
| 1
|
| Жизнь и творчество осетинского поэта. Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость к Некрасову. Изображение жизни простого народа, Тема женской судьбы, образ горянки.
| Выразит. чт. стих.
|
Из зарубежной литературы
|
93
| Ги де Мопассан. «Ожерелье».
| 1
|
| Знакомство с биографией. Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Мечты героев о счастье.
| Ответы на вопросы.
|
94
| Г. Ибсен. «Кукольный дом».
| 1
|
| Жизнь и творчество писателя. Проблемы социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и ложная.
| Отзыв о произведении.
|
95
| А.Рембо. «Пьяный корабль».
| 1
|
| Пафос разрыва со всем устоявшимся, закостеневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Символизм стихотворения.
| Выразит. чт .стих.
|
96
| Итоговый урок.
| 1
|
|
|
|
97-102
| Резервные уроки
| 6
|
|
|
|