«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности»





Скачать 349.45 Kb.
Название«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности»
страница1/5
Дата публикации04.08.2014
Размер349.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5


Управление образования администрации Прохоровского района
Районный методический кабинет

«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности»
(из опыта работы Даховой Раисы Митрофановны,

учителя начальных классов МОУ «Прохоровская гимназия»)

п. Прохоровка

2010 г.


Условия становления опыта

Работая в данной школе, обратила внимание на то, что существует много причин, мешающих ребенку хорошо учиться. Одна из них – это неполное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика.

Для изучения коммуникативных умений и навыков учащихся провела диагностику по методике Н.Ф. Виноградовой. В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности коммуникативных умений и навыков определилась необходимость активизации обучения общению через вовлечение учащихся в игровую деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время.

Актуальность опыта заключается в противоречиях, вызванных необходимостью постоянного увеличения объёма учебной информации, получаемой детьми и сложностями восприятия и усвоения её каждым отдельно взятым ребёнком. Одним из путей интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка нам видится совершенствование способов их практической деятельности, через игру создавая условия для развития коммуникативных умений и навыков, воспитывая активную личность.

Требования личностно-ориентированного обучения открывают широкие возможности для реализации субъективных позиций участников педагогической деятельности. Освоение педагогики взаимодействий – это увлекательный, непростой путь – предполагающий постоянную работу над собой.

Результат этой работы должен приносить радость и учителю и ученику, отличительные условия, а также актуальность выбранной темы определили мой опыт, в котором поднимается проблема: Как научить ученика быть
в учебном процессе?

    Действительная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание таких условий обучения, чтобы они были приняты ребенком, возбудили интерес, выявили эмоциональную насыщенность.

    Создание таких условий, учитывающих индивидуальные, общие и специальные способности школьника – важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.

    Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, в особенности тем, кто испытывает трудности в выполнении различных видов учебной деятельности: понимании нового материала, установлении связей между различными явлениями, в выражении своих мыслей в речи.

Педагогические игры ценны тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику. Для того, чтобы игра при обучении стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроке систематически и целенаправленно, единичная игра не дает никакого развивающего эффекта. Не нужно забывать о том, что одним из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация – у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

На уроках и во внеклассной работе перед учителем стоит еще одна очень важная задача – создать особую атмосферу доверия, доброжелательности, в которой дети чувствуют себя легко и спокойно. Хвалю их даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует к дальнейшему творчеству и положительно сказывается на его здоровье, что в настоящее время очень актуально. Все выше сказанное позволяет создавать условия для развития личности на основе сотрудничества педагога и школьника, на основе взаимного уважения, позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения.

У каждого ребенка своя биография, свой жизненный опыт. В школу ребенок приходит 6-7 лет. Сколько всего за это время произошло с ним, сколько увидел и узнал! В.А. Сухомлинский справедливо говорил, что воспитывает каждая минута жизни и уголок земли. А может быть, ребенок еще очень мало видел и слышал, мало общался со сверстниками и взрослыми с своем дошкольном детстве – это не замедлит сказаться на его развитии, готовности к школьному обучению.

Современный этап педагогической практики – это переход от информационно объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.

Ведущей педагогической идеей является успешное развитие коммуникативных умений и навыков в игровой деятельности младших школьников.

Длительность работы над опытом

Над темой опыта работаю пятый год, изучая и осваивая новейшие достижения педагогической науки и практики, изучая инновационные и информационные технологии, осуществляю оптимальный отбор методов, средств и форм обучения. Изучив и исследовав концепцию перспективной начальной школы Н.Ф. Виноградовой, самостоятельно разработала и модернизировала систему игр и игровых упражнений, которые апробирую в своем классе.

Диапазон опыта

Широко использую игровую деятельность на уроках русского языка, кружковой работе, внеклассных мероприятиях.

Теоретическая база опыта.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры, как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников

О необходимости и важности развития коммуникативных умений ребенка, осваивающего учебную деятельность писали еще в 60-70 г.XX века В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, акцентировалось внимание на недостаточном количестве исследований, в которых глубоко и всесторонне была бы изучена взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и развития ребенка.

Научной и методической основой данного педагогического опыта стали научные теории ученых-педагогов, психологов В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.С. Выготского, А.А. Максимовой, Н.Ф. Виноградовой, Л.Е. Журовой.

А.А. Максимова отмечает, что постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от её участников проявления своих способностей и использование ранее сложившихся навыков. Это даёт возможность совершенствовать личные качества и навыки, приближать их к реальным возможным в жизни действиям.

В игровой деятельности не обходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлечённый ребёнок проявляет себя несравненно полнее.

Сюжетно-ролевые игры, способствуя развитию коммуникативных умений облекают учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск (из статьи А.А. Максимова «Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх».

Вспоминается мысль нашего выдающегося психолога А.С. Выготского, которую можно рассматривать в качестве основополагающей для перестройки образовательного процесса: «Развитие есть результат, не совпадающий с его содержанием». Обращаю особое внимание на слова «не совпадающий», они означают, что нельзя измерять результаты обучения только по содержанию изучаемых программ, необходимо оценивать те изменения, которые произошли в психическом развитии школьника. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Выбор мной программы и учебников Н.Ф. Виноградовой обусловлен перестроечными процессами в сфере образования.

Чем привлекает система обучения Н.Ф. Виноградовой:

– четкостью построения содержания, направленного на отработку
ЗУНов, но, прежде всего на развитие логического мышления;

– методологическими подходами к формированию понятий и общих способов действий, которые позволяют учитывать индивидуальные и психологические особенности учащихся младшего школьного возраста;

– нацеленностью учебных заданий на осознание учебного материала;

– хорошим методическим обеспечением курса (учебники, тетради, методические рекомендации, сборник проверочных работ, в котором предусмотрен контроль за результатами обучения. В учебниках реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно-ориентированный подход. Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности.

В системе обучения Н.Ф. Виноградовой разработана система постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются все знания, которые получают дети. Эти игры требуют особого искусства педагога, ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны необходимо придать этому содержанию развлекательный эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая.

Новизна опыта состоит в создании необходимых условий для развития творческого потенциала личности на основе отбора приёмов и средств обучения, направленных на развитие активной познавательной деятельности учащихся репродуктивно-творческого, поискового и исследовательского характера.

Реализации высокого уровня трудности в обучении, ведущей роли теоретических знаний, прохождении материала быстрым темпом.

Построение процесса обучения специально ориентированного на развитие воображения и мышления, который принципиально изменяет позицию ученика. Существенное место начинает занимать роль творца своей деятельности. Поэтому обучение строится так, чтобы ученик, преодолевая небольшие трудности, добивался результатов, направленных на решение поисковых и творческих задач.

В реализации поставленных задач очень важным становится конструктивное взаимодействие учителя с родителями.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconРазвитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconРазвитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...
Реферат на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconРазвитие памяти учащихся в процессе обучения на уроках русского языка и чтения
Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconИнновационного опыта
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconПутешествие по элладе
Цель урока: систематизация, обобщение и закрепление знаний по истории древней Греции; развитие умений учащихся по работе с исторической...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование умения общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» icon«Разделительный мягкий знак»
Развитие мыслительной деятельности учащихся, совершенствование коммуникативных умений
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» icon«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой...
Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconДополнительная общеразвивающая программа «Изонить» для 7-11-летнего...
Изонить это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию композиций из картона и ниток; это...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconРазвитие толерантности у младших школьников в процессе изучения иностранного языка
Ивают необходимость перехода к компетентностно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает " достижение планируемых...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconРеферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших...
«Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.»
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconВиды языковых и коммуникативных игр для обучения английскому языку младших школьников
«Виды языковых и коммуникативных игр для обучения английскому языку младших школьников»
«Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности» iconПедагогические технологии, используемые педагогами гбоу сош №1420 в образовательной деятельности
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск