Департамент образования города Москвы Восточное окружное Управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы ГИМНАЗИЯ № 1452 « БОГОРОДСКАЯ »
Утверждена на заседании Методического совета гимназии № 1452
28 августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
(русский язык 9 класс) Автор-составитель
учитель русского языка и литературы
Петрова Алла Алексеевна
Москва «Теория и практика написания сочинений разных типов и жанров».
Программа элективного курса по литературе (9 Класс)
Пояснительная записка.
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).
Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Особенно это касается сочинений старшеклассников.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед выпускным сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие старшеклассники попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Предлагаемый курс имеет свою цель:
способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи,
научить уместному, умелому использованию языкового потенциала,
систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений,
развивать творческие способности.
Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ГИА и ЕГЭ;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности старшеклассников через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования элективный курс направлен на профилизацию обучения с дальнейшей специализацией, что позволит существенно расширить выбор школьником индивидуальной образовательной программы и удовлетворить свои интеллектуальные потребности.
Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение письменно и устно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии.
Перечисленные задачи формируются на основе знаний произведений русской литературы, норм русского литературного языка, творческого использования средств языковой системы (лексических, грамматических, синтаксических, стилистических). Программа расширяет знания учащихся, а также включает новые знания, вызывающие познавательный интерес и необходимые для определения профиля обучения: сведения об особенностях каждого из жанров творческих работ, их композиции; вопросы анализа литературно-критических, публицистических материалов, эпистолярного жанра.
Курс позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников, выход учащихся на проектную деятельность.
Учебный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа как дополнение к базовому курсу по русскому языку и литературе Результативность курса.
По окончании курса учащиеся должны:
знать основные понятия теории сочинений разных жанров,
уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением,
обладать навыками работы со справочным материалом,
обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать,
владеть коммуникативными навыками,
владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка,
уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров,
оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости.
Методические и дидактические приёмы при обучении:
лекция с элементами беседы,
практическая работа (закрепление навыков),
тренировочные упражнения (с предоставлением разного уровня помощи: «Помощь 1» - наводящие вопросы, рекомендации по выполнению задания, «Помощь 2» - пример выполнения задания, вариант выполнения задания),
работа со справочным материалом (дополнительный материал из списка литературы, дополнительный материал, помещённый в курсе в виде словаря, отрывков критических статей),
написание творческой работы (как вариант домашнего задания: написание части сочинения на предложенную тему, написание творческой работы по предложенному плану, в определённом жанре и т.д.),
защита творческих работ (знакомство с правилами подготовки публичного выступления, с основами ораторского искусства и другие),
творческие чтения,
проверочная работа (разного уровня сложности: от простого к сложному)
Учебно-тематический план.
Модуль
| Темы занятий
| Количество часов
| Виды деятельности учащихся и формы контроля
| всего
| В том числе лекций
| В том числе практикумов
| 1. Обучение написанию сочинений на литературную тему
| 1.1 Определение понятий тема, идея (главная мысль) и реализация их в сочинении. Отбор и группировка рабочего материала. Цитирование.
| 3
| 2
| 1
| Составление таблицы подбора рабочего материала.
| 1.2 Построение сочинения, расположение его частей, Составление плана.
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа: составление плана.
|
| 1.3 Обучение написанию сочинения-миниатюры
| 3
| 2
| 1
| Контрольная работа.
| 2. Типы сочинений
| 2.1 Обучение сочинениям логического типа. Характеристика литературного героя. Сравнительная характеристика.
| 3
| 2
| 1
| 1. Творческая работа . Устная сравнительная характеристика.
2. Создание презентации.
| 2.2 Обучение сочинениям логического типа. Групповая характеристика литературных героев.
| 2
| 1
| 1
| Самостоятельная работа.
| 2.3 Сочинение-анализ стихотворения.
| 3
| 2
| 1
| Самостоятельная работа
| 2.4 Анализ эпизода.
| 4
| 2
| 2
| Создание презентации.
Создание буклета по модулю №2
| 3. Жанры сочинений
| 3.1 На пути к рецензии. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
| 3
| 2
| 1
| Самостоятельная работа над рецензией.
| 3.2 Сочинение-эссе
| 3
| 2
| 1
| Создание презентации или буклета по выбору учащихся. Создание сочинения эссе.
| 3.3 Очерк
| 2
| 1
| 1
| Создание очерка.
| 3.4 Путешествие
| 1
| 1
|
|
| 3.5 Эпистолярный жанр
| 1
| 0,5
| 0,5
| Сбор рабочего материала к конкурсному сочинению.
| 3.6 Литературно-критическая статья.
| 2
| 2
|
| Выбор жанра конкурсного сочинения. Создание буклета по модулю №3.
| 4. Совершенствование навыка анализа сочинения
| 2
|
| 2
| Конкурс сочинений.
|
| 34
| 21,5
| 12,5
|
|
Содержание курса
Обучение написанию сочинений на литературную тему.
Определение понятий тема, идея (главная мысль) и реализация их в сочинении. Отбор и группировка рабочего материала. Цитирование.
Тема определяет границы организации материала к сочинению по средствам отбора проблемных вопросов. Цитирование как средство усвоения содержания произведения. Обогащение устной и письменной речи. Виды тем. Эпиграф. Памятка «Как писать сочинение».
Построение сочинения, расположение его частей, Составление плана.
Структура сочинения: вступление, основная часть, заключение в необходимой взаимосвязи и последовательности с установлением причинно-следственной связи. Виды плана. Научить составлять план в соответствии с избранной темой.
Обучение написанию сочинения-миниатюры
Научить писать сочинение-миниатюру, состоящие из одного тезиса с доказательством; обосновать избранную позицию, аргументировать точку зрения на проблему сочинения, выразить свое отношение к произведению. 2. Типы сочинений
Обучение сочинениям логического типа. Характеристика литературного героя. Сравнительная характеристика.
План характеристики литературного героя, отбор необходимых эпизодов из произведения, составление плана в соответствии с темой. Сравнение. Сопоставление. Умение найти общее и различия. В основе лежит принцип антитезы.
Обучение сочинениям логического типа. Групповая характеристика литературных героев.
Групповая характеристика литературных героев. Научить выделению типических черт сходства и различия в соответствии с темой.
Сочинение-анализ стихотворения.
Схема анализа лирического произведения. Особенности поэтического языка: тропы, фигуры, тема, идея, композиция. Система художественных образов. Жанровое своеобразие.
Анализ эпизода.
История создания, тема, идея, композиция, система персонажей, пейзаж, портрет, интерьер, речь, деталь, изобразительно-выразительные средства. Аналитическая работа ведет к накоплению наблюдений и осмыслению того, что характерно для героя произведения. Роль эпизода в художественном произведении. 3. Жанры сочинений
На пути к рецензии. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
Отличие аннотации от отзыва и отзыва от рецензии. Особенности жанра рецензии. Построение рецензии.
Сочинение-эссе
Понятие эссе как жанра литературного произведения. Основные художественные особенности жанра. История сочинения эссе.
Очерк
Особенности жанра очерка. Художественные средства. Композиция.
Путешествие
Особенности жанра. Комплексный анализ текста
Эпистолярный жанр
Структурные особенности, языковое оформление. Жанрообразующие признаки.
Литературно-критическая статья.
Знакомство со структурой жанра.
4. Совершенствование навыка анализа сочинения
Рецензия на сочинение товарища, анализ своего сочинения.
ЛИТЕРАТУРА.
Васильева О., Пахомова С. Как писать экзаменационное сочинение. С-П.: С.-П. ГУ, 1996.
Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. М.: Просвещение, 1986.
Айзерман Л. С. Школьник пишет сочинение. М.: Просвещение, 1977.
Коктев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. Ь.: «Школа-пресс», 1994.
Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. М.:, 1990.
Обернихина Г. А. Как писать сочинение. М.: издательство РИПКРО, 1989.
Обернихина Г. А. Сочинение на литературную тему М.: Аркти, 1998.
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 класс)» сост. Ладыженская Т. А., Зепалова Т. С. М.: Просвещение, 1986.
Сочинение: практическое пособие. М.: Московский лицей, 1996.
Крундышев А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы. М.: Просвещение, 1987г.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г.
Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия. Р.Я.Ш. 1998 №1.
Никитина Е.И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр
ученического сочинения // Русский язык в школе, 2003. - № 4.
|