Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения»





Скачать 127.97 Kb.
НазваниеУрока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения»
Дата публикации15.08.2014
Размер127.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Проект урока русского языка

в 8 классе

по теме «Однородные и неоднородные определения»,

разработанный на основе программы по русскому языку

М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Задачи урока:

  1. образовательные:

    • познакомить восьмиклассников с новым термином «неоднородные определения», с целями и задачами уроков по данной теме,

    • углублять знания по теме «Однородные определения»,

    • проверить степень усвоения знаний по ранее изученным темам и связанных с ними практических умений и навыков;

2)развивающие:

  • формировать умения и навыки различать однородные и неоднородные определения,

  • развивать умения находить главные и второстепенные члены предложения,

  • развивать орфографическую и пунктуационную зоркость,

  • развивать умения и навыки работы с предложениями, определять их основную мысль,

  • формировать умения работы с учебником,

  • развивать умения и навыки видеть ошибкоопасные места,

  • развивать умения выразительного чтения,

  • развивать культуру речи, обогащать словарный запас,


3)воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку, к классической литературе,

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

  • воспитывать тягу к знаниям,

  • воспитывать уважение к сверстникам.


Форма проведения: комбинированный урок

Длительность: 45 минут
Методы: слово учителя, беседа, работа с языковым материалом, составление схем предложений, работа с учебником.
Оборудование: оформленная доска, учебники, проектор.
Структура урока:

  1. Оргмомент и целеполагание (0,5 – 1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (7 мин.)

  3. Словарно-орфографическая работа (7 мин.)

  4. Объяснение нового материала (5-7 мин.)

  5. Работа с учебником и языковым материалом (10 мин.)

  6. Закрепление нового материала (7 мин.)

  7. Итоги урока (2-3 мин.)

  8. Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:


    1. Оргмомент и целеполагание:

На данном этапе урока учитель приветствует класс, отмечает отсутствующих, знакомит с целями, структурой предстоящего занятия.


    1. Проверка домашнего задания:

Один из учащихся, вызванный учителем к доске, составляет план § 26 письменно на доске. Остальные учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга домашнее упражнение 227, сверяя его с комментариями другого ученика, вызванного учителем. Затем класс возвращается к плану, проверяет его коллективно. Учитель выставляет оценки за выполнение домашнего задания, отмечает наиболее активных учащихся.


    1. Словарно-орфографическая работа:

Учитель записывает на доске слово металлический, предлагая классу несколько вопросов к нему:

  • Каково лексическое значение этого слова? (какой-либо предмет, сделанный из металла)

  • Разберите это слово по составу, а также определите, каким способом данное слово образовано. (металлический, данное слово образовано от существительного металл, с помощью суффикса – ическ).

  • Ребята, скажите, пожалуйста, где в этом слове очень часто мы можем допустить ошибку? (можем написать одну букву л вместо двух). Это словарное слово, его написание необходимо запомнить.

  • Составьте такое предложение с этим словом, чтобы оно выступало в качестве однородного определения. (При выполнении этого задания многие учащиеся составят такие предложения, в которых будут фигурировать неоднородные определения, следовательно, с этого момента учитель переходит к объяснению нового материала. Предложения: Металлические и деревянные детали были разбросаны на полу. Большие металлические трубы используют для транспортировки нефти. )




    1. Объяснение нового материала:

Обращая внимание на предложения, составленные учащимися, учитель говорит о том, что в синтаксисе русского языка существуют и так называемые неоднородные определения, которые относятся к одному определяемому слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет и быть не может, так как они говорят о предмете с разных сторон.

На доске записывается предложение: Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики. Учитель комментирует, что данные определения характеризуют предмет с разных сторон, другими словами – дома были одновременно и низенькие и одноэтажные.

Далее с помощью проектора на доску выводится таблица:


цвет

размер

вкус

форма

Из чего сделан предмет

белый

синий

красный

большой

маленький

огромный

сладкий

горький

кислый

круглый

квадратный

прямоугольный

шерстяной

ситцевый

шёлковый


Учитель поясняет, что прилагательные каждой колонки характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и т.д. в пределах одного предложения определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными. Например: В вазе стояли белые, синие, красные ирисы. Если же мы возьмём примеры из разных колонок, то такие определения будут неоднородными, запятая между ними не ставиться. Например: Красный шелковый платок мы подарили бабушке на юбилей.

Особое внимание учитель обращает на то, что в условиях художественного стиля речи определения-эпитеты обычно бывают однородными: Медленно всходила красная, угрюмая луна. (М. Горький).

Если у учащихся не возникает вопросов, то учитель переходит к следующему этапу урока.
5) Работа с учебником и языковым материалом:

Учащиеся коллективно под руководством учителя читают материал § 26 на странице 106, разбирают примеры. По мере необходимости учитель проводит корректировку знаний учащихся.

Учитель предлагает учащимся провести комментированный диктант. Учащиеся записывают под диктовку предложения, затем называют однородные определения и их вид. Один из учащихся работает у доски.

1)Наступила ясная, тёплая ночь.2) Широкая, ласковая улыбка озарила её лицо. 3)Косой, мёрзлый дождь хлестал в лицо. (И. Гончаров)4) Его горячее желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. (М. Горький) (В данных предложениях все определения являются однородными, так как они характеризуют один предмет с помощью эпитетов).
Выполнение упражнения 230 из учебника. Осложнённое списывание. Прочитайте. С какой интонацией вы произнесёте однородные и неоднородные определения? Перепишите, расставляя знаки препинания. Найдите однородные определения, служащие для различия нескольких предметов, и однородные определения, характеризующие один и тот же предмет. (Данное задание можно дать по вариантам для экономии времени урока). Проверяется одним учеников, остальные сверяют в тетради.

1) За рекой поднимались дубовые, пихтовые леса. 2) Высокие металлические мачты идут через тайгу. 3) На пригорке видны прямые широкие улицы. 4) Сухой, горячий ветер нёс раскалённый воздух. 5) Вдруг тревожное конское ржание раздалось во тьме. 6) Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. 7) Топор звучал глуше и глуше, сочные, белые щепки летели на росистую траву, и лёгкий треск послышался из-за ударов.

Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, неоднородные – без неё. Однородные определения, служащие для различения нескольких предметов – 1 предложение, однородные определения, характеризующие один предмет – 4, 6, 7.

6) Закрепление нового материала:

Выборочный диктант. Учитель разъясняет алгоритм выполнения задания. Тетрадь делится на две колонки, в первую записываются предложения с однородными определениями, а во вторую - с неоднородными. Два ученика выполняют задание на доске. Затем, комментируя, проверяют.

1) После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода. (Л.Н. Толстой) 2) над прибрежными травами низко вились несметные бледно-зелёные мотыльки. (И. Бунин). 3) Концы накидки она мяла длинными смуглыми пальцами маленьких красивых рук. (М. Горький) 4) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль, по сторонам её неподвижно стоят старые печальные берёзы. (М. Горький) 5) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. (М. Горький)

В первую колонку нужно выписать предложения 1, 5. Во вторую – 2, 3, 4, 6.

7) Итоги урока:

  • Ребята, подумайте и ответьте, что каждый из вас усвоил на сегодняшнем уроке,

  • Чему вы научились в процессе работы,

  • Есть ли у вас какие-нибудь вопросы, что осталось непонятным?

По мере необходимости учитель проводит корректировку знаний учащихся.

8) Объяснение домашнего задания:

Выучить теоретический материал § 26, выполнить упражнение 231. Дополнительное задание на более высокую оценку (по выбору): составить 3 пары предложений, в которых одно и то же прилагательное в одном предложении будет однородным, а второе - неоднородным. Например, Золотые, серебряные украшения лежали у бабушки в шкатулке. Тяжёлые золотые слитки были найдены археологами в пещере.

Проект урока русского языка

в 8 классе

по теме «Однородные и неоднородные определения» (продолжение темы),

разработанный на основе программы по русскому языку

М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Задачи урока:

  1. образовательные:

    • продолжить знакомство восьмиклассников с термином «неоднородные определения»,

    • продолжить углубление знаний по теме «Однородные и неоднородные определения»,

    • проверить степень усвоения знаний по ранее изученным темам и связанных с ними практических умений и навыков;

    • повторить стили речи и их особенности,

    • повторить составное именное сказуемое, его отличия от других видов сказуемых,


2)развивающие:

  • развивать умения и навыки различать однородные и неоднородные определения,

  • развивать умения находить главные и второстепенные члены предложения, определять тип сказуемого.

  • развивать орфографическую и пунктуационную зоркость,

  • развивать умения и навыки работы с предложениями, определять их основную мысль,

  • формировать умения работы с учебником,

  • развивать умения и навыки видеть ошибкоопасные места,

  • развивать умения выразительного чтения,

  • развивать культуру речи, обогащать словарный запас,

  • закреплять умения составлять схемы предложений,

  • закреплять умения определять стили речи.


3)воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку, к классической литературе,

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

  • воспитывать тягу к знаниям,

  • воспитывать уважение к сверстникам

  • воспитывать любовь к искусству.


Форма проведения: комбинированный урок

Длительность: 45 минут
Методы: слово учителя, беседа, работа с языковым материалом, составление схем предложений, работа с учебником, анализ текста.
Оборудование: оформленная доска, учебники, проектор.


Структура урока:


  1. Оргмомент и целеполагание (0,5 – 1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (3 мин.)

  3. Проверочная работа (10 мин.)

  4. Закрепление темы (23 мин.)

  5. Итоги урока (2-3 мин.)

  6. Домашнее задание (2 мин.)



Ход урока:


    1. Оргмомент и целеполагание:

На данном этапе урока учитель приветствует класс, отмечает отсутствующих, знакомит с целями, структурой предстоящего занятия.
2) Проверка домашнего задания:

Учитель, убедившись в том, что все учащиеся выполнили домашнее задание, собирает тетради на проверку. Одного учащегося спрашивает теоретический материал по теме. Если ни у кого не возникает вопросов к педагогу, переходит к следующему этапу урока.
3) Проверочная работа:

Цель работы: проверить степень усвоения теоретических знаний и связанных с ними практических умений и навыков различия однородных и неоднородных определений.

С помощью проектора учитель выводит на доску задание. Работа даётся по вариантам, а также по уровням сложности (выбор уровня сложности ученик делает сам).

Задание на «3»: выписать номера предложений с однородными определениями (знаки препинания не проставлены).

Задание на «4»: выписать номера предложений с однородными определениями (знаки препинания не проставлены), а также объяснить свой выбор.

Задание на «5»: выписать номера предложений с однородными определениями (знаки препинания не проставлены), объяснить свой выбор, найти прилагательные, употребленные в предложении в переносном значении.

I вариант:

1. Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

2. Незатейливая деревянная резьба наличников привлекала его внимание.

3. Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4. Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.

5. По каменной белой ограде разросся плющ.

6. Вечернее бледное море лежало спокойно.

7. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.

8. Снова потянулись длинные однообразные дни.

9. Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.

10. День стоял туманный безветренный.

II вариант:

1. На поляне росли большие красные маки.

2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.

4. Свежий морской ветер принёс прохладу.

5. Шёл тяжёлый затяжной дождь.

6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.

8. Летние московские вечера бесконечны.

9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

10. По тёмной пыльной дороге бежала собака.

Учитель собирает работы для проверки.

4) Закрепление темы:

1. Выполнение упражнения из учебника 232 устно: упражнение выполняется коллективно в классе.

Задание: дополнить предложения определениями, вставляя пропущенные орфограммы. Учащиеся по цепочке выполняют задание, учитель контролирует процесс выполнения, делая по мере необходимости нужные замечания.

I Однородными определениями: 1) В нашей стране быстро развивается автомобильный … транспорт. 2) Для мощных … лайнеров не страшна ни какая погода. 3) Современные реактивные самолеты являются удобным … средством сообщения.

II Неоднородными определениями: 1) Построена … телефонная станция. 2) … кирпичное здание выходит в переулок. 3) телефонная станция имеет прямую связь с населёнными пунктами.

Учитель отмечает наиболее активных учащихся.
2. Диктант «Проверь себя»:

Учитель читает текст диктанта, сообщает, что данный отрывок взят из произведений А. Куприна. Затем учащиеся слушают отрывок предложения, потом записывают его. Один учащийся работает у доски.

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновенье глаза. И вот из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды. Странно было видеть и слушать, как этот маленький человечек извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным. Бледные губы его слегка полуоткрылись, а глаза его ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими!

(По А.Куприну.)

Класс коллективно проверяет текст на наличие орфографических и пунктуационных неточностей, исправляет их.

Затем учитель задаёт несколько вопросов по тексту:

  • Какой приём использует писатель во втором и третьем предложениях, чтобы усилить впечатление от игры маленького музыканта? (Синонимы, если класс имеет сильную языковую подготовку, то возможен ответ - градация).

  • Подчеркните грамматическую основу в последнем предложении текста. (Губы полуоткрылись, глаза увеличились и сделались).

3. Осложненное списывание: прочитать и определить стилистическую принадлежность текстов. Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания. Для чего служат однородные и неоднородные определения в тексте? Какие определения употреблены в прямом значении, а какие в переносном? Составить схему 3-го предложения из 1-ой части.

I Мне хорошо памятны детские скитания по пещерам Крыма. Что особенно замечательно в пещерах – это их убранство, то из длинных высоких колонн, то из свешивающихся сверху сосулек гирлянд занавесей. Белые, жёлтые, красные минералы своими отложениями покрывают стены пещер. (А.Е.Ферсман).

II Солнце село. Запад пылал целым пожаром ярко-пурпурных и огненно-золотых красок; немного выше эти горячие тона переходили в дымно красные, жёлтые и оранжевые оттенки, и только извилистые края прихотливых облаков отливали расплавленным серебром, ёще выше смугло-розовое небо незаметно переходило в нежный зеленоватый почти в бирюзовый цвет. (А.И. Куприн).

Стиль данных текстов – художественный.

Определения в текстах создают эффект описательности.

Прямое значение: длинных высоких колонн, белые, жёлтые, красные минералы, извилистые края, жёлтые и оранжевые оттенки , зеленоватый , бирюзовый цвет;

Переносное значение: детские скитания, огненно-золотых красок, прихотливых облаков, смугло-розовое небо, нежный цвет.

Если времени недостаточно, то работа может быть дана по вариантам.


5) Итоги урока:

  • Ребята, подумайте и ответьте, что каждый из вас усвоил на сегодняшнем уроке,

  • Есть ли у вас какие-нибудь вопросы, что осталось непонятным?

По мере необходимости учитель проводит корректировку знаний учащихся.
6) Объяснение домашнего задания:

Выполнить упражнение 234 из учебника. Ввиду того, что упражнение достаточно объёмно, работу можно дать по вариантам. Также хорошо повторить теоретический материал § 26.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconУрок русского языка в 11 а классе 15. 11. 2011 Тема : Знаки препинания...
Цель: уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями,находить однородные...
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающие: продолжить формирование умений различать однородные и неоднородные члены предложения; однородные и неоднородные определения;...
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: дать первичные знания по теме «Однородные и неоднородные определения»
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научить находить в предложениях однородные главные и второстепенные члены предложения. Учить читать предложения с интонацией перечисления,...
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие сведения о линейных дифференциальных уравнениях линейные однородные уравнения n-го порядка Линейные неоднородные уравнения...
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconОднородные и неоднородные определения
...
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconУрок русского языка в 5 классе «Однородные члены предложения»
Цель урока: Изучение событий русско-французской войны 1812 г и освещение их в литературе XIX века
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconУрока русского языка. Тема: «Однородные члены предложения» Номинация...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «кемеш – кульская средняя общеобразовательная школа»
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconУрок путешествие План конспект открытого урока по русскому языку...
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconУрок русского языка в 5 классе по теме «Падежи»
Цель: отработка навыков определения падежей имён существительных в единственном и множественном числе
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок русского языка в 6 классе по технологии введения нового знания (автор – Л. Г. Петерсон) по теме “Одна и две буквы н в суффиксах...
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconПрактикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание,...
Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ»
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Урока русского языка в 8 классе по теме «Однородные и неоднородные определения» iconУрока Обучающая
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск