Скачать 152.46 Kb.
|
Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; формировать у третьеклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись. Задачи: 1. Предметные: - познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева; -формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; - закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте; - отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева; - раскрыть особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц; 2. Метапредметные: - владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка; - планировать свое выступление; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - развивать навыки выразительного чтения; - совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся, - развивать память, внимание, творческие способности. 3. Личностные: - привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева; -воспитывать любовь и уважение к родной природе; -утвердить значимость и ценность каждого слова; - передать красоту и музыкальность поэтической речи; - пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - развивать творческие способности каждого ученика. Вид урока: изучение нового материала. Оборудование:
- «Золотая осень» - «Золотая осень. Слободка» 3. Запись «Осень» С.В. Рахманинов 4. Запись стихотворения Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» 5. Презентации учеников с их сочинениями, стихотворениями об осени. 6. Листочки деревьев, «Дерево настроения» 7. Цветные карандаши: красный, желтый, зеленый. Ход урока. 1. Организационный момент. - Ребята, сегодня на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся (дети поворачиваются). Молодцы. (дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют движения) - Из глубокого колодца (руки «О») - Солнце медленно встает (руки над головой) - Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх) - Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты) - Новый день она начнет (руки вниз широко) - С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки. (читает учитель, записано на доске, рядом на ватмане нарисовано «голое» дерево) Не то, что мните вы – природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык… – слова Ф. И. Тютчева о природе. - Это эпиграф нашего урока. Скажите, как вы понимаете эти слова? - Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.
- Первые минуты нашего урока предлагаю посвятить осенней зарисовке и музыкальной композиции. После просмотра и прослушивания ответьте на вопрос, какое настроение передают эти зарисовки, музыкальная композиция? Что вас удивит? Какие чувства возникнут? (Звучит композиция С.В. Рахманинова с зарисовками «Осень) - Поделитесь вашими впечатлениями. ( Просмотр, ответы учащихся на вопрос о настроении) - А можно к этим зарисовкам другую музыку подобрать? Почему? - Итак, чтобы передать всю необычайную и чудесную красоту какого-либо пейзажа в полной мере, кроме зрительных образов важны также музыкальные и словесные. Вот и образ осени мы с вами увидим, услышим и опишем с помощью красок, музыки и слов. 3. Проверка домашнего задания. - Дома каждый поработал творчески. Вы разделились на группы по своим интересам, способностям, желаниям: группа «Музыканты», группа «Пейзажисты», группа «Литераторы» (в конце выступления каждый получает листочек дерева белого цвета). - Ребята, пожалуйста, оценивайте творчество своих одноклассников аплодисментами. - За каждое выступление вы заработаете вот такой листок дерева. А что с ним будем делать дальше, узнаете попозже. - Давайте послушаем музыку осени. Приглашаю группу «Музыканты» с песней «Осень». (Выступление группы «Музыканты»: Власова Елизавета, Дудко Сергей, Завальнюк Лана, Кочергин Константин, Магомедова Рукият, Котов Александр) Осень. Осенние листья летят и летят, На землю ложиться никак не хотят. И ветер упрямый их кружит легко, И птицы спешат улететь далеко. Припев: Почему же им совсем не нравится Золотая осень-раскрасавица? (2 раза) - Ребята, оцените творчество наших артистов. Как вам выступление? Кто вам больше понравился? - Молодцы! Творчески, с артистизмом подошли к заданию. - Приглашается группа «Пейзажисты» - это наши начинающие художники представят нам свои рисунки и расскажут, какую они увидели осень. (Выступление группы «Пейзажисты» со своими сочинениями и рисунками об осени: Сурикова Дарья, Шаурман Елизавета, Коростылев Евгений, Гордеева Дарья, Ледовской Павел) Осень. Наступила осень. Листья на деревьях окрасились в яркие осенние цвета. Только осенью деревья бывают такие разноцветные. Их листья становятся жёлтые, красные, оранжевые. Земля укрылась ковром из опавших листьев. Птицы улетели на юг. Некоторые звери и насекомые впадают в спячку. Вся природа готовится к зиме. (Сурикова Дарья 3 класс) Осенние наблюдения Однажды осенним утром я спешил в школу. Незаметно я перешёл на спокойный щаг и заметил необыкновенные изменения. Летом ребята играли, а осенью улицы опустели. Лишь ветерок гулял по улице, унося осеннюю листву. Природа будто засыпала. Я вдохнул полной грудью этот чудесный с морозцой воздух и поспешил дальше. (Коростылев Евгений 3 класс) Осень. Наступила осень. Золотые листья на деревьях медленно осыпаются на холодную землю. В лучах осеннего солнца на голубеющем небосклоне всё выше поднимаются стаи птиц. Осенний лес покрыт живописной росписью. Скоро начнутся первые заморозки. Приближается конец осени начало зимы. (Шаурман Елизавета 3 класс) Осенний лес. Наступила осень. Необычайно красив осенний лес. Оказавшись в лесу, я была поражена множеством различных красок. Здесь было и золото берез, и багрянец осиновых листьев, и все так же зеленели сосны. Присмотревшись, я заметила, как маленький паучок плел серебряные сети. Тишина леса завораживала меня. И только шелест падающих листьев нарушал покой в этом удивительном царстве. (Гордеева Дарья 3 класс) Осенняя пора. С приходом осени в природе наблюдаются изменения. Они затрагивают растительный и животный мир. По утрам стало холоднее, деревья сбросили часть листьев, а оставшиеся поменяли свой цвет с зеленого на золотисто-жёлтые, багряные и красные. (Ледовской Павел 3 класс) - Дети, оцените творчество наших начинающих художников. - Молодцы, ребята. Очень интересные наблюдения за природой и удивительные рисунки. - Давайте послушаем стихи собственного сочинения группы «Литераторов». (Выступление группы «Литераторы». Учащиеся читают свои стихотворения, звучит композиция С.В. Рахманинова с зарисовками об осени: Бардакова Екатерина, Кулинич Максим, Рубежанский Александр, Нестурова Барият, Курбанов Гаджи-Мурад, Лихота Иван) Осень. Наступила осень золотая, И лежит постелью вся листва, Стаи птиц кричат всем улетая, В дальний путь и в теплые края! (Нестурова Барият 3 класс) Осенняя сказка. Зашуршала под ногами Разноцветная листва. За окошком у березы Пожелтела голова. А в лесу – грибы и клюква, И с утра на лужах – лед. У меня гора тетрадок, Начался учебный год. (Лихота Иван 3 класс) Осень. Вот пришла к нам осень, Осень золотая. В эту пору листья с веток опадают. И летят игриво вдоль дорог позёмкой, А дымок струится над домами, тонкий. Как люблю я осень С капелькой дождя, И хочу, чтоб осень Целый год была. (Рубежанский Александр 3 класс) Хрустальный день. Осень наступила, Пришел хрустальный день. Деревья золотые Стоят во всей красе. В лесу вдруг стало тихо… В хрустальной тишине Трепещут лишь листочки В неслышном сквознячке. (Кулинич Максим 3 класс) Осень. Люблю я нашу осень! Она мне свет несет. И осенью, и осенью Отправлюсь я в поход. Найду красивый кустик, И деревце найду. Где листья золотые Багряные растут. Сорву себе листочек И в книжке засушу. И долгою зимою О лете погрущу. (Бардакова Екатерина 3 класс) Осень. Наступила осень, Улетели птицы. Дождь идёт на улице И листва кружится. (Курбанов Гаджи-Мурад 3 класс) - Оцените начинающих поэтов. - Видно сразу, что вы творчески подошли к выполнению задания. Даже нарисовали иллюстрации к своим стихотворениям. Например, А.С.Пушкин, великий русский поэт, который, кстати, тоже очень любил осень, иллюстрировал произведениями своими же рисунками. Не зря говорят: «Талантливый человек, талантлив во всем». - Мне хочется поблагодарить вас, детей, за такие прекрасные стихи, рисунки, сочинения. Вы заметили, что в классе создалась осенняя, чудесная, сказочная атмосфера. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. - Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали. 4. Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели. - Как мы с вами выяснили, окружающий нас мир музыкален и поэтичен. Сегодня продолжаем изучение раздела «Глухая пора листопада». (Слайд № 1) - Хотя какое сегодня число? - Да, это последний день осени. Можно сказать, провожаем это сказочное время. - Какое чувство у вас к этому времени года? - Сколько ярких красок принесла она с собой, сколько новых чувств! Хоть и говорят, что у природы нет плохой погоды, но у каждого из нас есть свои предпочтения. - Недаром об этом времени года написано столько произведений, картин, музыкальных композиций. Восторгались осенью и поэты. Один из них - Фёдор Иванович Тютчев. (Слайд № 2) - О нем расскажет Бардакова Катя. (рассказывает подготовленный ученик) - Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы. - Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной…» (Слайд № 3) - Цель нашего урока «почувствовать» это стихотворение, «услышать» музыку, нарисовать для себя осенние пейзажи и образы, внимательно отнестись к каждому слову, воспитать в себе любовь и уважение к родной природе, к русским поэтам. (Слайд № 4) 5. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста. А) Первичное восприятие (работа в группах: «Музыканты», «Пейзажисты», «Литераторы») - Откройте учебник на странице 177. - Сейчас будем работать в группах. Я раздам каждой группе задание. Ваша задача прочитать это стихотворение, поработать по вопросам. - Раз вы «Музыканты», ваша задача прочитать стихотворение, вчитаться, вслушаться в каждое слово, подчеркнуть слова, которые помогут «услышать» музыку стихотворения, передать своё настроение после прочитанного, рассказать какие чувства возникли. - В помощь даю вам вопросы (на листах) 1. Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищении, сожаление, восторг, умиротворенность? 2. Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и так далее. Подчеркните эти слова. 3. Найдите в тексте слова, передающие настроение автора. 4. Какую по характеру звучания мелодию вы бы использовали для озвучивания стихотворения? - Вторая группа «Литераторы» ваше задание – прочитать стихотворение, подчеркнуть непонятные слова, объяснить значение этих слов, ответить на вопросы. Если встретите затруднения, можно пользоваться словарями. Вопросы для группы «Литераторов» 1. В первом четверостишии найдите сложные слова. Выделите корни, обозначьте орфограмму. 2. Какой знак стоит в конце строфы? Почему? 3. А как вы понимаете словосочетание «праздная борозда»? 4. Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени? (Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето). - Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели. - Третья группа «Пейзажисты» - ваше задание прочитать стихотворение, словесно нарисовать картину. (В помощь вопросы) 1. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете в каждом четверостишии. Почему? 2. Подберите словесную иллюстрацию к каждому четверостишию. 3. Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации? (даётся 5-7 минут) Б) Работа по вопросам после чтения. - Проверяем группу «Литераторы»: (Работа по данным вопросам) (Слайд № 5) Словарная работа: - СЕРП- ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня. - ЛАЗУРЬ- светло-синий цвет, синева. - НА ПРАЗДНОЙ БОРОЗДЕ – отдыхающее поле, с нее убрали урожай. - Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени? - Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето. - Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели. - Какие вам слова были непонятны (вопрос для всех групп)? Дополните. - Проверяем группу «Пейзажисты» - Когда бывает эта «дивная» пора? (… в осени первоначальной…) - Как вы понимаете «первоначальной»? (только начавшейся) - Каким поэт видит день? (… как бы хрустальный…) - Он называет его «хрустальным». Почему? (прозрачный лес, воздух) - Какие краски использовали бы для своей картины? –В первом четверостишии словесно нарисуйте картину осени. -Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный. (Слайд № 6 Левитан И. И. «Золотая осень»). - Подходит эта картина? Её написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан «Золотая осень». - Как поэт пишет о поле? Какое поле? (пустое) - Какие слова подчёркивают пустоту поля? (… лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…) - С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом) - С каким настроением читаются эти строки? (с грустью) -Во втором четверостишии опишите увиденную вами картину. Какие краски используете? -Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина. (Слайд № 7 Левитан И. И. «Золотая осень. Слободка»). - Подходит картина? - Но почему, же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? (… но далеко ещё до первых зимних бурь…, … и льётся чистая и теплая лазурь…) - А как в народе называют эту короткую удивительную пору? (бабье лето) - В третьем четверостишии, какую картину вы представили? -Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка. (Слайд № 8 Левитан И. И. «Золотая осень»). - Все остальные согласны? Что можете добавить? - Проверяем группу «Музыканты»: - Послушайте, подходит примерно эта музыкальная композиция? Её написал Петр Ильич Чайковский из цикла «Времена года. Октябрь». (Слайд №9) - Все остальные согласны? Что можете добавить? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы листочки осенние На веточках сидели, Дунул ветер, полетели, Полетели, полетели и … На землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял Повертел их, покружил И на место посадил.
- Но нам надо научиться читать выразительно это стихотворение. - В каком темпе его следует читать? (поэт очарован, он боится нарушить покой, читаем в замедленном темпе, напевно) - В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением. (Слайд № 10) а) Чтение первой строфы 1 учеником, остальные следят. (Слайд №11) Есть в осени первоначальной I Короткая, I но дивная пора. II Весь день стоит как бы хрустальный, I И лучезарны вечера.....II (Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы) - А теперь прочитаем хором, негромко. Б) Чтение второй строфы 2 учеником (Слайд №11) Где бодрый серп гулял I и падал колос, I Теперь уж пусто все – I простор везде, I Лишь паутины тонкий волос I Блестит на праздной борозде. II (Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы). - А теперь прочитаем хором, негромко. В) Чтение третьей строфы 3 учеником (Слайд №11) Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I Но далеко еще до первых зимних бурь - I И льется чистая и теплая лазурь I На отдыхающее поле.....II (Ученик выделяет голосом, остальные карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы). - А теперь прочитаем хором, негромко. - Теперь прочитаем полностью это стихотворение. (читает 1 ученик) - А теперь послушаем это же произведение в исполнении профессионального артиста. (Прослушивание записи) - Понравилось? Кто хочет ещё раз прочитать выразительно?
- Давайте вернемся к нашему эпиграфу. Вспомните ваши предположения. Правильны они были? - Наше дерево безлико, бездушно, давайте его оживим. Раскрасьте свои листочки одним цветом с условием: - красный – если у вас отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать; - жёлтый – хорошее настроение, было интересно, но были трудности; - зелёный – было скучно, неинтересно, много затруднений. (Слайд № 12) (На доске висит плакат с изображением «голого» дерева. Ребята вывешивают свой листочек на дерево). - Посмотрите, ребята, наше дерево оделось в пестрый наряд. Невольно вспоминаешь отрывок А.С.Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса……». 8 .Подведение итогов. - С каким произведением познакомились, какого автора? - Для чего необходимо знакомиться с творчеством художников, композиторов, поэтов? Почему бережно из поколения в поколение народ хранит эти художественные ценности? - Как вам пригодится в жизни эти знания? -Что вы хотели бы рассказать родителям? (оценивается работа учащихся) - Наверно, вам захотелось выучить это стихотворение?
(Слайд № 13) - Выучить стихотворение наизусть, страница 177, постараться передать интонацию, музыку, все осенние краски. - Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов. |
Род и число имен существительных Оборудование: репродукции картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Осень в Киеве» Н. Глущенко, «Осень. Веранда» С. Жуковского, «Октябрь»... | Урока: репродукции картин И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», В. Поленов «Осень в Абрамцеве», М. Нестеров «Осенний пейзаж», С. Жуковский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Репродукции картин Ф. Васильева «Оттепель», И. Левитана «Март», К. Юона «Мартовское солнце», И. Шишкина «Корабельная роща», А. К.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зрительный ряд: репродукции картин по теме (пейзажи Левитана, Саврасова и др русских художников-пейзажистов), оформленные в виде... | ||
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: презентация, компьютер, репродукции картин известных художников с изображением весенних пейзажей, запись голосов птиц,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты).... | Золотая осень в Оболенской сош Ежегодно в нашей школе проходит праздник Осени. И в этом году конкурсная программа состоялась для учащихся 5-6 классов, 7-8 и 9-11.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Презентация о культурных растениях, используемых для изготовления картин. Конкурс картин 5б и 6б классов, изготовленных с использованием... | Устное сочинение по результатам наблюдений и воспоминаний «Золотая осень» ( сентябрь 2 класс ) Устное сочинение по результатам наблюдений и воспоминаний «Золотая осень» (сентябрь 2 класс ) | ||
Рр сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» Цель урока Оборудование: репродукции Н. Э. Грабаря, И. К. Левитана, И. И. Шишкина, А. Саврасова, Чайковский "'Времена года", выставка книг М.... | Коллекции по окружающему миру Репродукции художественных картин. (Учебное пособие для проведения бесед на уроках рисования 1-4 кл.) | ||
«Осень золотая в гости к нам пришла» Из даров природы дети приготовили красивые поделки: «Домовой Мумук», «Грибная поляна», «Король овощей», «Букет роз»(из капусты).... | Урок-экскурсия Тема: «Золотая осень» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №23» | ||
Презентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку Оборудование к уроку: портрет Ф. И. Тютчева, выставка книг, презентация, использование аудиозаписей | Тема. Каким я видел(а) снег однажды Оборудование. Диск: «Зима» Вивальди, репродукции картин Юона, Кустодиева, Грабаря, слайды с текстами |