Скачать 32.11 Kb.
|
Краткие сведения из истории русского языка о тенденциях его развития Русский язык вначале был частью восточнославянского языка (древнерусского), на котором говорили восточнославянские племена, образовавшие в IХ веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. С течением времени (ХIV – ХV в.в.) русский язык выделился из общей группы и сформировался как самостоятельный язык, наряду с украинским и белорусским. Древнерусский язык (общий предок русского, украинского и белорусского) отражен в памятниках письменности. Из сохранившихся и дошедших до нас самая ранняя рукопись относится к 11 веку (датирована – 1057 год). Звучащая речь русского человека в ту древнюю эпоху, естественно, никем не фиксировалась (не было соответствующих технических способов), тем не менее науке известны основные процессы, происходившие в русском языке на протяжении веков, в том числе и процессы, изменяющие звуковой строй языка, его фонетическую систему. Известно, например, что в словах лес и день примерно до ХII века было не три звука, а четыре и что в первом слоге этих двух слов звучали разные гласные звуки. Никто из ныне говорящих по-русски не может их точно воспроизвести, - в том числе и специалисты-фонетисты,. но специалистам известно, как они примерно звучали. Это потому, что лингвистика разработала методы исследования древних языков. Как звучали слова в древнейшую эпоху, устанавливается по косвенным данным – этим занимаются историки языка. Язык живет по своим законам. Язык – развивающаяся система: изменяются все языки, - конечно, кроме так наз. «мертвых» языков (на них уже не говорят, а сохранились лишь письменные памятники – таковы древнегреческий, латинский, старославянский языки). Живой язык находится в состоянии постоянного изменения, как все живое. Говорящие могут и не замечать этих изменений. Но совсем не замечать их трудно: даже люди, мало интересующиеся родным языком, отмечают, что они говорят немного иначе, чем их родители, замечают, что появляются новые слова, выражения. Ведь именно поэтому в обществе часто возникают споры о том, что «правильно», а что «неправильно», причем часто «неправильное» – это просто новое (хотя и не всегда!). Разные стороны языка изменяются с разной степенью активности: активнее всего и заметнее для говорящих изменяется лексика. Всем известны понятия архаизмы/неологизмы. Изменяются значения слов, их сочетаемость. Фонетический строй и грамматический строй языка, в том числе и русского, гораздо более устойчив, но и здесь происходят изменения. Они заметны не сразу, не так, как изменения в употреблении слов. Но специалистами, историками русского языка, установлены очень важные, глубокие изменения, происшедшие в русском языке за последние 10 веков. Известны и изменения, происшедшие за два последних века, со времен Пушкина, - они не столь глубокие. Например, определенного типа сущ. муж. р изменили форму множ. числа: во времена Жуковского, Пушкина говорили: домы, учители, хлебы с ударением на первом слоге. Замена окончания Ы на А ударное сначала происходила только в отдельных словах, потом так стали произносить все больше и больше слов: учителя, профессора, стога, цеха, слесаря. Характерно, что этот процесс все еще продолжается и захватывает все больше и больше слов, т. е. мы с вами, говорящие на русском языке сейчас, являемся свидетелями и участниками этого процесса. В том случае, когда процесс какого-то изменения только начинается и становится активным (набирает силу, захватывая все больше и больше слов), говорят об определенной тенденции. Тенденция – это направление какого-нибудь развития (конечно, не только в языке – может быть замечена определенная тенденция в общественной жизни, в экономике). В каждый данный момент существования языка обнаруживается та или иная тенденция. В настоящий момент, например, очень заметна тенденция упрощать склонение числительных: многие русские склоняют сложные числительные лишь наполовину: ср. *с пятьдесят тремя вместо правильного с пятьюдесятью тремя. Система склонения числительных явно разрушается, и это происходит на наших глазах и при нашем участии. Как изменялся русский язык в дописьменную эпоху и каким он станет в будущем, можно строить гипотезы, - если на научной основе, то более или менее достоверные. Многие факты из прошлого установлены достаточно точно, и на них строится отдельная часть науки о русском языке – история русского языка. Образованному человеку, особенно окончившему университет, необходимо знать хотя бы о самых заметных, самых значительных фактах истории родного языка, оставивших след в русской культуре. Материал взят из книги: А.Ф. Прияткина. Русский язык и культура речи. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2005. |
Памятка первокурснику петропавловск-Камчатский 2010 в издании «Памятка первокурсника» В издании «Памятка первокурсника» представлены краткие сведения о Камчатгту, его истории, организации учебного процесса в университете,... | Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ||
Презентация урока русского языка в 5 классе, проведённого учителем... Оборудование: выставка материалов об Олимпийских играх (учебник истории, кар- ты, газетные вырезки, открытки, сведения из интернета... | Химические свойства и биологическая роль биогенных элементов” Общая характеристика, краткие сведения об истории открытия элементов и их распространённости в природе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка... | Урок русского языка в 7 классе Учитель русского языка и литературы Ткачева Н. В Цель урока: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определенному слову, правилах его выделения запятыми | ||
Портфолио Шиловой Жанны Викторовны, учителя русского языка и литературы... Сведения об образовании – высшее, в 1983 году окончила флф хабаровского государственного педагогического института, учитель русского... | Программа Краткие сведения о Программе Фонд поддержки авиации и космонавтики, патриотического воспитания молодёжи и развития спорта имени дважды Героя Советского Союза... | ||
Программа дисциплины опд. Р. 05 Литература русского зарубежья Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей... | Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | ||
Конспект Общие сведения по курсу русского языка | Краткие сведения о медицинском значении В организме специфического переносчика возбудитель сохраняется, размножается и накапливается (вирусы, риккетсии, боррелии), а иногда... | ||
Русского языка» помогает учащимся развить навыки правильной речи,... Как употреблять формы глагола правильно? Что такое паронимы? Суть речевой ошибки – Плеоназм? Имя существительное и его место в речи?... | Курс «Всеобщая история : вторая половина 19- начало 21 в.» 11 класс пояснительная записка Программа предназначена для преподавания в 11 классе социально-гуманитарного профиля по модели второго концентра школьного исторического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: познакомить с курсом русского языка 9 класса; акцентировать внимание школьников на международном значении русского языка, его... | Тенденции развития современного русского языка Задание № Напишите реферат на тему «Тенденции развития современного русского языка» |