МБОУ «Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Башкирова Сабинского муниципального района РТ»
Разработка урока по литературному чтению
2 класс
учительницы начальных классов 1 квалификационной категории
Мухаметзяновой Рамили Мансуровны
2012-2013 уч.год
Тема урока: «У страха глаза велики»
Цели: продолжить знакомить детей с русскими народными сказками;
учить наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать; учить выразительному чтению диалогов , передавая характер персонажей;
развивать речь, логическое мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять главную мысль в тексте, характеризовать героев на основе текста и иллюстраций, работать в группе, сравнивать и обобщать.
Оборудование: Запись Д.Шостаковича “Романс”, грамзапись сказки “У страха глаза велики”, учебник “Литературное чтение” Л.Ф.Климанова (2 ч.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит музыка Д.Шостаковича “Романс”.
Вступление.
О чем-то скрипит половица И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, По комнате бродит сказка…
II.Работа по теме урока
– Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочиняли писатели или авторы, называются… (Авторские).
– А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются… (Народные).
– Сейчас я буду вам читать отрывки из сказок, а вы попробуйте угадать, какая это сказка авторская или народная.
Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Русская народная сказка.)
Жил старик со своею старухой У самого синего моря. Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин “Сказке о рыбаке и рыбке”).
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц. (Д.Н.Мамин-Сибиряк “ Сказка про храброго зайца…”)
Разминка.
– Откройте свои книжки для дополнительного чтения, начнем нашу разминку:
(Отрывок из сказки “Как Муравьишка домой спешил”)
1. Прочитайте предложение:
а) монотонно; б) очень весело; в) грустно; г) с ужасом; д) с обидой; ж) с сожалением.
2. Далее читаем с логическим ударением, отвечая на мои вопросы:
а) Что сделал муравьишка? б) Кто залез на березу? в) Куда залез муравьишка?
3. Продолжим нашу разминку:
1 ряд читает парами; 2 ряд – чтение за диктором; 3 ряд – чтение по ролям и чтение с ускорением.
Разминка окончена.
– А что за текст вы читали?
-Как она называется?
– К какой группе отнесем эту сказку? Почему?
III. Работа над новым материалом
1.Вступительная беседа.
– Много ли сказок на свете? (Много.)
– Правильно, попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!
Сегодня на урок вы принесли с собой свои любимые сказки, они здесь на выставке. Посмотрите, сколько интересных книг.
(Небольшая беседа о книгах).
– А теперь посмотрите и попробуйте угадать, почему я выделила эти три книги? (Сказки бытовые, волшебные и о животных.)
– Вспомните, на какие три группы делятся все сказки?
– Почему они так называются?
– А к какой группе можно отнести сказку, которую мы читали во время разминки?
2.Знакомство с новой сказкой.
– Сегодня, ребята, вы познакомитесь еще с одной сказкой. Посмотрите на книгу, которая лежит перед вами, и прочитайте название сказки. (У страха глаза велики.)
– Это название является пословицей?
– Как вы ее понимаете?
– Посмотрите на иллюстрацию, можно ли по ней узнать героев сказки?
– А теперь послушайте сказку и подумайте, какая это сказка – бытовая, волшебная или о животных?
3.Словарная работа.
– Прежде, чем мы будем читать сказку, посмотрите на слова, которые я выписала на доске:
водоносы, коромысло, долги.
– Прочитайте эти слова. Если сможете, объясните их значение.
4. Чтение сказки (комбинированное).
5. Работа по содержанию.
– Вам понравилась сказка?
– А что больше всего вам запомнилось в ней?
– Почему?
– Прочитайте начало сказки и назовите главных героев? Угадали вы их?
– Как в сказке звали бабушку? Почему?
– Как звали внучку? Курочку? Мышку?
– Чем они занимались?
– А что же с ними произошло? Расскажите своими словами.
6. Выборочное чтение.
– А теперь прочитайте отрывки, в которых описывается, что каждый из водоносов увидел: а) бабушка; б) внучка; в) курочка; г) мышка; д) зайчик.
– А на самом деле что произошло?
– Ну а почему каждый увидел что-то свое?
( Не знали, не поняли, что произошло, не разобрались.)
– Действительно ли все так страшно?
Так и в жизни бывает страшно, потому что кто-то в чем-то не разобрался. А чтобы не было страшно, надо всегда постараться выяснить причину страха.
Сказка всегда чему-то учит. Чему же учит нас эта сказка?
(Не надо бояться того, чего не знаешь).
– Давайте прочитаем вывод. Последний абзац в этой сказке. (Читают хором).
IV. Физкультминутка.
V.Продолжение работы по теме урока
– Прочитайте еще раз название сказки. Это пословица.
– А теперь вы выступите в роли исследователей. Подумайте, что раньше появилось: пословица “У страха глаза велики” или эта сказка?
(Свободные высказывания детей).
– Какие черты народного творчества вы можете отметить в этой сказке?
Повторы. (Находят в тексте.)
Нанизывание героев, выстраивание из них “цепочки”.
Наличие в сказке уменьшительно-ласкательных форм слов. (Находят в тексте.)
Составление логических цепочек.
Изобразите с помощью треугольников героев этой сказки, постройте лесенку.
– А теперь попробуйте догадаться сюжеты каких русских сказок изображают такие “цепочки”. (“Цепочки” из сказок “Репка”, “Колобок”, “Теремок”)
7. Прослушивание грамзаписи.
– А теперь я хочу предложить вам прослушать грамзапись сказки “У страха глаза велики” в исполнении артистки (слушают запись).
– А что интересного вы заметили?
(Сказка немного отличается, она короче).
– А вы не знаете, почему? (Высказывания детей.)
Сказка – это жанр устного народного творчества. Очень древний жанр. Сказки были уже тогда, когда еще не было письменности. Поэтому они передавались из поколения в поколение устно (из уст в уста). Уже позже, когда появилась письменность, сказки стали записывать. Разные люди записывали одну и ту же сказку по-разному. Вот и получилось, что сказка в учебнике и сказка на пластинке различаются. Но смысл ее остается тот же.
VI.Рефлексия
--Выберите и продолжите любое предложение.
* На сегодняшнем уроке я узнал…
* На этом уроке я похвалил бы себя за…
* После урока мне захотелось…
* Сегодня я сумел…
VII.Подведение итогов урока
Итак, давайте подведем итог нашему уроку:
– С какой сказкой вы сегодня познакомились? Чему она вас научила?
-- Каковы ваши впечатления от работы на уроке?
Домашнее задание.
1 группа. Еще раз перечитать сказку. Ответить на вопросы. 2 группа. Подготовиться к чтению по ролям. |