Из книги «Еретики литературе»





НазваниеИз книги «Еретики литературе»
страница1/19
Дата публикации11.07.2013
Размер2.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Книгу составили очерки, в которых содержится анализ повестей «Иуда Искариот» Л. Андреева, «Повесть непогашенной луны Б.А. Пильняка, романов «Мы» Е.И. Замятина, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова - произведений со сложной, драматичной судьбой, и поныне вызывающих неоднозначное к себе отношение. Книга адресована учащимся старших классов лицеев, гимназий, абитуриентам и студентам гуманитарных вузов, филологам и всем, кто любит русскую литературу.
Глава из книги «Еретики литературе»:


О "еретичестве" в литературе
"Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики".

Е. Замятин1
По Е. Замятину, только писатели-"еретики", бунтари, нарушители сложившихся канонов могут сказать новое слово в литературе. Их произведения были неприемлемыми для современников, им "не везло" с критикой, и например, из 301 рецензии, хранившейся в архиве М. Булгакова, ругательными были 298. Своя доля яростной критики досталась и другим авторам, о художественных текстах которых идет речь в данной книге.

В тревожный для отечественной литературы 1921-й год, когда умер А. Блок, был расстрелян Н. Гумилев, когда новой - советской - цензурой была запрещена свобода слова и становилась проблематичной сама возможность художественного творчества, Е. Замятин в статье "Я боюсь" публично заявил: "Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее – ее прошлое". Это предупреждение в то время прозвучало как еретическое, противоречащее официальной (официозной) точке зрения, прозвучало диссонансом в общем хоре голосов "исполнительных чиновников".

Время подтвердило, что писатель, к сожалению, оказался и прав в своей тревоге, и в то же время, к счастью, не прав в своем пророчестве: мы теперь можем сказать, что русская литература ХХ века состоялась как новая великая литературная эпоха в истории отечественной словесности. Достаточно назвать ряд блестящих (и таких разных) имен, вызвавших в прошедшем столетии интерес во всем мире: И. Бунин и М. Горький, М. Шолохов и М. Булгаков, Е. Замятин и Б. Пильняк, Б. Пастернак и М. Цветаева, О. Мандельштам и А. Платонов, А. Твардовский и А. Ахматова, В. Маяковский и В. Набоков, В. Шаламов и А. Солженицын…

Однако мы знаем также, что создавалась эта великая литература - новая отечественная классика - не "благодаря", а "вопреки" обстоятельствам, мы знаем, что ее питал трагический опыт отечественной истории, тревога за судьбу человека, человечества в условиях мировых катастроф ХХ века. Ныне всемирно известные произведения долгое время ждали своего часа в архивах отнюдь не писательских, многие писатели были репрессированы и только недавно были возвращены в "родной звукоряд" (О. Мандельштам) - в ряд мастеров художественного слова.

Настоящая книга посвящена писателям-"еретикам", чьи произведения были написаны "вразрез" со своим временем, чьи голоса оказались невостребованными современниками. Но не о еретичестве политическом, не о политическом противостоянии художников власти пойдет речь в этой книге. В большинстве своем писатели-"еретики" оказались в оппозиции к государству не по политическим соображениям, а по своей эстетической, художнической сути - из-за особенностей своего мировосприятия. Из-за того, что отказывались петь с чужого голоса, подражать, сохранили свою оригинальность, обладали мужеством идти своей дорогой.

По утверждению Е. Замятина, еретичество (здесь - право на свое видение мира, право на свое суждение о мире) - это обязательное качество художника, и поэтому "мир жив только еретиками: еретик Христос, еретик Коперник, еретик Толстой" (Е. Замятин). Поэтому и в настоящую книгу включены очерки не только о писателях советской эпохи (О Е. Замятине, Б. Пильняке, М. Булгакове), но и о Л. Андрееве, чье творчество пришлось, как было принято говорить прежде, на "дооктябрьский" (дореволюционный) период.

Еретичество, несогласие, сомнение - это вечные человеческие качества, не дающие формам жизни, идеям закостенеть.

И. Бродский, отвечая на вопрос, какой была бы судьба О. Мандельштама, если бы отечественная история в ХХ веке сложилась иначе, ответил, что вряд ли его жизнь и творчество принципиально изменились. Во все времена судьба подлинного художника не была легкой, всегда подлинный художник отстаивал право на свое Слово, и в любую эпоху талантливый писатель оказывался в состоянии конфликта с обществом, государством. Пример тому - творческая судьба Л. Андреева. Приступая к работе над повестью "Иуда Искариот", он сознавал, что критиковать его будут яростно, что "ругать его будут справа и слева, сверху и снизу", и тем не менее задуманное он осуществил - повесть была написана, вызвала и восторженные отклики, и яростную хулу современников. И вот уже почти сто лет не ослабевает интерес к этой повести, она читается, изучается, комментируется…

Выбор писательских имен (писателей-еретиков), которым посвящена данная книга, разумеется, довольно условен: круг имен можно было бы расширить. Здесь же, под одной обложкой, собраны те произведения, читательская и "критическая" судьба которых была, как известно, чрезвычайно трудной. Эти произведения и сейчас продолжают вызывать споры, несмотря на то, что они стали уже обретать некоторый хрестоматийный глянец, включены в вузовскую и школьную программы по литературе…

Понять внутренний мир произведения в его целостности, попытаться разгадать образный "шифр" художественного текста - задача данной книги. К этому приглашаются и читатели.


Леонид Николаевич Андреев (1871 - 1919)
"По действию на умы читателей среди современных русских писателей нет ему равных…Они никого не заразили; он заражает всех. Хорошо это или дурно, но это так, и нельзя с этим не считаться критике". Д.С. Мережковский2
Биография
Л.Н. Андреев - прозаик, драматург, публицист - одна из самых ярких фигур в русской литературе начала ХХ века. Родился в семье землемера Николая Ивановича Андреева и Анастасии Николаевны (урожденной Пацковской, дочери разорившегося польского помещика). Уже в Орловской классической гимназии, где он учился с 1882 по 1891 годы, проявились его литературные способности, в эти годы он много читал русских и зарубежных писателей (А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Я. Молешотта, Ч. Дарвина, М. Нордау). В 1889 году умирает отец, и семья начинает бедствовать.

В 1891 году Л. Андреев становится студентом юридического факультета Петербургского университета, откуда был исключен в 1893 году за неуплату обучения; переводится в Московский университет. В 1894 году предпринимает вторую попытку самоубийства, первая была связана с несчастной любовью (май 1889). По окончании университета (1897) становится помощником присяжного поверенного Московского судебного округа. Одновременно сотрудничает в газетах "Московский вестник", "Курьер".

Первые его опубликованные рассказы - "В холоде и золоте" (1892), "Баргамот и Гараська" (1898) и другие. В 1901 году вышел первый сборник писателя "Рассказы" с авторским посвящением М. Горькому, переиздававшийся 9 раз и вызвавший положительные отклики Л. Толстого, А. Чехова и других современников.

Л.Н. Андреев был поэтической, романтической, эмоционально-импульсивной натурой, был оригинальным и противоречивым художником-мыслителем, создавшим свой неповторимый художественный мир. И еще одно его неотъемлемое качество - нетерпимость к догмам, самостоятельность и свобода мышления, - еретичество. Оно проявлялось и в творчестве - в выборе сюжетов, тем, персонажей, в их трактовке, и в жизни - в поведении, отношениях с близкими, друзьями. Л.Н. Андреев легко узнается в следующем его страстном монологе: "Ненавижу субъектов, которые не ходят по солнечной стороне улицы из боязни, что у них загорит лицо или выцветет пиджак, - ненавижу всех, кто из побуждений догматических препятствует свободной, капризной игре своего внутреннего "я" (Из очерка М. Горького "Леонид Андреев").

В 1902 году Л. Андреев женится на Александре Михайловне Велигорской, ранняя смерть которой, после рождения второго сына Даниила в 1906 году, переживалась Леонидом Андреевым чрезвычайно тяжело. Следствием этого переживания стали пессимизм и безысходность, отразившиеся в произведениях 1906 - 1908 годов, в том числе и в "Иуде Искариоте".

В начале 1900-х годов Леонид Андреев, пожалуй, самый известный, скандальный писатель в стране. В эти годы появляются рассказы "Бездна", "В тумане", "Мысль" (1902), "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "Красный смех" (1905), "Губернатор" (1906), "Тьма" (1907), "Рассказ о семи повешенных" (1908) и другие. Писатель активно участвует в первой русской революции 1905 - 1907 годов. Впоследствии от революции отходит.

В 1908 году происходит разрыв с М. Горьким после нескольких лет дружбы, взаимного интереса к творчеству друг друга. Впоследствии М. Горький написал очерк о Леониде Андрееве - один из лучших в русской мемуаристике, в котором есть такие строки:

"В Москве… кто-то познакомил меня с Л. Андреевым. Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его показалось мне малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Не помню его слов, но они были необычны, и необычен был строй возбужденной речи. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой - точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, незёмно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия…

Леонид Николаевич был талантлив по природе своей, органически талантлив, его интуиция была изумительно чутка. Во всем, что касалось темных сторон жизни, противоречий в душе человека, брожений в области инстинктов, - он был жутко догадлив"."

Л. Андреев - автор повестей "Иуда Искариот" (1907), "Мои записки" (1908), "Иго войны" (1916); романов "Сашка Жигулев" (1911), "Дневник Сатаны" (1919, опубл. 1921).

Леониду Андрееву принадлежат также пьесы "К звездам" (1906), "Савва" (1906), "Жизнь Человека" (1907), "Царь-Голод", "Черные маски", "Дни нашей жизни" (1908), "Анатэма", "Анфиса" (1909), "Океан" (1910), "Профессор Сторицын", "Екатерина Ивановна" (1912), "Тот, кто получает пощечины" (пост. 1915, изд. 1916), "Собачий вальс" (1916), "Реквием" (1917).

Февральскую революцию Л. Андреев принял. К Октябрьской революции отнесся отрицательно. В русских событиях 1917 года он видит не революцию с ее очистительным началом, но бунт с его стихийностью, насилием: в восприятии Андреева, большевики "убили религию революции… Пришел Николай Угодник к болящему (сам с сиянием), болящему не помог, а золотые часы украл… Ясно, что там, где святые воруют, там Бог не живет. И ушел Бог из революции, и перестала она быть религией для мира"3.

Умер Л.Н. Андреев в Финляндии, по сути в эмиграции, в 1919 году. В 1956 году перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.

Свой литературный портрет Л.Н. Андреева - "единственного друга среди литераторов" - М. Горький завершил словами, которые нельзя не признать справедливыми: " Он был таков, каким хотел и умел быть - человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины".


Повесть "Иуда Искариот":

психологическая интерпретация евангельского сюжета
"Иуда своим присутствием около Христа вносит в историю страстей Христовых непонятность"; "Нам оставляется здесь лишь интуиция и психологический смысл".

С.Н. Булгаков4
1. Иуда - загадка Евангелия; 2. Повесть "Иуда Искариот" в оценках критики;

3. "И другие…" в повести; 4. Образ Иисуса в повести, или Смеялся ли Христос?;

5. Иуда Искариот в изображении Л. Андреева, андреевская концепция человека;

6. Финал и его прочтение; 7. "Интуиция" и "психологические смыслы" в "Иуде Искариоте" Л. Андреева и "Иуде Искариоте - апостоле-предателе" С. Булгакова. 8. Иуда и Иисус Христос в рассказе Ю. Нагибина "Любимый ученик".
1. Иуда - загадка Евангелия
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона - одном из самых авторитетных справочных дореволюционных изданий - об Иуде сообщается: "Иуда Искариот - один из 12 апостолов, предавший своего Учителя. Свое прозвище он получил от г. Кериофа, из которого был родом (Иш-Кериоф - человек из Кериофа); впрочем, мнения в этом отношении расходятся. Во всяком случае он был единственным иудеем среди апостолов, которые все были галилеяне … В обществе апостолов он заведовал их кассой, из которой скоро начал похищать деньги, и затем, обманувшись в надежде, что Iисус Христос явится основателем великого земного царства, в котором все иудеи будут князьями и утопать в роскоши и богатстве, он продал своего Учителя за 30 сребреников (или сиклей: 3080 к. = 24 р. зол.), но от угрызений совести повесился. Немало было попыток разгадать его переход от апостольства к предательству…"5

В представлении человечества Иуда стал символом самого черного предательства. Многие выдающиеся произведения мировой литературы, прежде всего "Божественная комедия" Данте Алигьери, закрепили эту "славу" за Иудой. У Данте Иуда, вместе с другими предателями (Брутом и Кассием, предавшими императора Цезаря в Древнем Риме) находится в самом ужасном месте Ада - в одной из трех пастей Люцифера: то, что было совершено Иудой, не позволило поместить его ни в какой из кругов Ада, так как это было бы для него слишком малым наказанием:

Переднему [Иуде - В.К.] не зубы так страшны,

Как ногти были, всё одну и ту же

Сдирающие кожу со спины.

"Тот, наверху, страдающий всех хуже, -

Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;

Внутрь головой и пятками наруже"6.

"Канонический" образ Иуды, представление о нравственной сути его черного злодейства закреплялось в сознании человечества на протяжении многих столетий. И в XIX веке А.С. Пушкин вновь заклеймил предательство "всемирного врага", саму идею предательства в стихотворении 1836 года "Подражание итальянскому":

Как с древа сорвался предатель ученик,

Диявол прилетел, к лицу его приник,

Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной

И бросил труп живой в гортань геенны гладной…

Там бесы, радуясь и плеща, на рога

Прияли с хохотом всемирного врага

И шумно понесли к проклятому владыке,

И сатана, привстав, с веселием на лике

Лобзанием своим насквозь прожег уста,

В предательскую ночь лобзавшие Христа7.

Однако в XIX и в XX веках, в условиях общего процесса дехристианизации культуры, в мировой литературе и искусстве явственно обозначилась новая тенденция - постигнуть мотивы, проникнуть в психологию евангельских персонажей, напитать их "кровью и плотью мира" (Л. Андреев). А это, в свою очередь, привело к нетрадиционному толкованию канонических библейских сюжетов и образов. Переосмыслению подвергся и образ Иуды. "Иуд - оригинальных и переводных, в русской литературе более десятка", - писал М. Горький Л. Андрееву в 1912 году. Конечно, эта тенденция вызвала резкое неприятие у большинства читателей, воспитанных в традициях христианской культуры и нравственности. Очень многие восприняли обращение к образу Иуды, к его "торговому дельцу" негативно, усматривая в этом всего лишь стремление оправдать предателя. Против такого понимания авторской позиции с обидой восставал Л. Андреев и удивлялся непониманию им написанного: "Или ты тоже думаешь, что я оправдываю Иуду, и сам я Иуда, и дети мои Азефы"8.

Между тем загадку Иуды порождает само Евангелие, в котором отсутствует психологическая подоплека этого ключевого эпизода. Как известно, канонические Евангелия не объясняют события и поступки евангельских персонажей, а только излагают их, повествуют о них. И, разумеется, не содержат психологических мотивировок9. В этом заключается особенность Ветхого и Нового Заветов и их загадка. Загадка потому, что несмотря на краткость, лапидарность, внешнюю беспристрастность текст Священного писания вот уже почти две тысячи лет волнует и притягивает к себе. Библия, в частности, потому и оказывает такое воздействие на читателя, что ничего не объясняет, а завораживает свой недосказанностью.

Обратимся к первоисточнику - к евангельским текстам, где говорится о злодейском поступке Иуды:

"21. Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст меня.

22. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит…

26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

27. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей.

28. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

29. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: "Купи, что нам нужно к празднику", или чтобы дал что-нибудь нищим.

30. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел,

31. Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в нем"10.

Ответа на вопрос: почему Иуда предал учителя, питавшего к нему такое доверие, мы здесь не находим. Наоборот, знаменитый евангельский эпизод порождает новые вопросы: в чем провинился Иуда? почему именно в него вошел сатана и он предал Учителя? В этом присутствует неразгаданная тайна. "И, стало быть, тут открывается идеальное поле для всевозможных гипотез ученых-библеистов и для творческой фантазии художников, увидевших в личности Иуды не только индивидуальную психологическую проблему, но и обобщенную метафору, символ некоторых извечных темных сторон человеческого характера", - комментирует Зенон Косидовский11.

Существует и еще одна причина повышенного интереса художников к евангельским образам - их общезначимость, общечеловечность, тот не только религиозный, но и культурный "шлейф", который сформировался на протяжении столетий. В новейшее время мифология (библейская мифология) оказалась "емким" языком для описания моделей личного и общечеловеческого поведения, поскольку она обладает высокой степенью обобщенности, символичности. Евангельские персонажи, мифология позволяют оперировать образами масштабными, дают возможность расширить пространственно-временные рамки повествования и выйти за рамки социально-исторические в сферу этики, философии. В конце второго тысячелетия, когда стала осознаваться необходимость подведения итогов пройденного человечеством пути в лоне христианства, такого рода интерес к евангельским событиям не является неожиданным.

Обращение Л. Андреева к мрачному евангельскому персонажу имеет и свои внутренние причины, обусловленные андреевской концепцией человека, пессимистическими настроениями в его творчестве. Окружающая писателя реальная действительность, события отечественной истории начала ХХ века (как, в общем-то, и всей мировой истории) не позволяли быть излишне оптимистичными по отношению к нравственному состоянию человечества ("но разве не могли бы они быть немного лучше", - скажет о людях герой повести Л. Андреева). Писателя тревожил разрыв между высокими идеалами и реальными человеческими поступками, причем этот разрыв особенно заметен, "когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию, ситуацию "последнего" выбора… Этот нравственный раскол Андреев считал не только болезнью своих современников, но и универсальной слабостью "человека вообще" – родовым свойством человеческой натуры. Вот почему объектом "нравственного расследования" писателя в его зрелом творчестве все чаще становятся не конкретно-исторические типы его современников, но "вечные образы", нравственно-психологические "архетипы", на протяжении веков служившие человечеству "азбукой" добра и зла"12.

Повесть Л. Андреева, представляющая собой "свободную фантазию" на религиозно-мифологический сюжет, содержит много явных и скрытых библейских цитат, аллюзий, символов; характер повествования напоминает притчевый ("И вот пришел Иуда…") с его обобщенностью, пренебрежением к бытовым деталям и выделением центральной идеи, пафоса. Притчевость, ощущаемая и в тоне (авторской интонации), и в построении фраз и текста в целом, и в выборе лексики повышает образно-смысловую (философскую и культурную) емкость андреевского текста, создает условия для многовариантного истолкования произведения.

Очень важно также иметь в виду, что повесть Л. Андреева в контексте истории мировой философии и литературы не является "неподготовленной", а служит логическим продолжением линии, идущей от первых веков христианства. Еще Ориген Александрийский в III-ем веке задумывался о сложности и противоречивости евангельского персонажа, он утверждал: "…разве не ясно для всех, что в душе Иуды наряду со сребролюбием и со злым умыслом предать учителя было тесно связано чувство, произведенное в нем словами Иисуса, - то чувство, которое – если можно так выразиться – заключало в нем еще некоторый остаток доброго расположения"13.

В новейшее время к образу отступника-апостола обращались в своих произведениях Максимилиан Волошин, Анатоль Франс, Клеменс Брентано, Тор Гедберг, Василий Розанов, Гебгардт, Никос Казандзакис, Юрий Нагибин и многие другие (см., например, "Книгу Иуды: Антология. СПб, 2001).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из книги «Еретики литературе» iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
Из книги «Еретики литературе» iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
Из книги «Еретики литературе» iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
Из книги «Еретики литературе» icon«Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»
Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси
Из книги «Еретики литературе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Могущество папской власти. Католичество и еретики. Индульгенция как средство коррупции». Учителя Корчагина С. В., Большакова Н....
Из книги «Еретики литературе» iconУрок по истории Средних веков, 6-й класс Тема: "Могущество папской...
Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви и причинах появления ереси
Из книги «Еретики литературе» iconСодержание программы по литературе. 6 класс 105 часов в год, 3 часа в неделю
Знать структуру учебника-хрестоматии. Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги
Из книги «Еретики литературе» iconТема учебного занятия
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы учебной книги
Из книги «Еретики литературе» iconИстория книги и книгопечатания
Цель занятия: познакомить детей с историей книги, дать установку на бережное отношение к книге
Из книги «Еретики литературе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книги, включенные в бюллетень вы можете получить в Центральной библиотеке города Лысково, в сельских библиотеках – филиалах по месту...
Из книги «Еретики литературе» iconГсэ. 1 История книги
Главный научный сотрудник Научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки
Из книги «Еретики литературе» iconТема: «Строение книги»
Материалы и оборудование: книги для практических занятий, проекционная мультимедийная аппаратура, презентация к уроку в программе...
Из книги «Еретики литературе» iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Из книги «Еретики литературе» iconИ система книги
Смирнова Е. В. Автор и система книги: Учеб метод пособие. М.: Нияу мифи, 2009. 41 с
Из книги «Еретики литературе» iconНеделя детской книги
Поздравляем вас с долгожданной весной, а весна уже давно связана с Неделей детской и юношеской книги
Из книги «Еретики литературе» iconВыбор книг в библиотеке. Строение книги Цели
Цели: познакомить учащихся со структурой книги, Развивать навыки работы с книгой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск