Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец
Грязинского муниципального района Липецкой области
УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО на ШМО приказом № от 09.2013
Протокол № от 08.2013 Директор МБОУ СОШ
Руководитель МО с. Большой Самовец:
_____________Пронина О.Н. ____________ Федерякин Д.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 7 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Синегубова О. В.
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и
получения знаний;
Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и
навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных
нормах русского литературного языка и речевого этикета; словарного запаса
и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и
ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Коммуникативная компетенция-это знания,умения и навыки, необходимые для
понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и
условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть
понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - это знание
основ науки о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым
и изученным языковым .
Культуроведческая компетенция- это знания, умения и
навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка,
овладение русским речевым этикетом
.
Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями),
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для обра-зовательных учреждений Росссийской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 20.06.2013 № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Инструктивно-методическое письмо ОАУ ДПО ЛИРО «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»;
Примерная программа по курсу «Русский язык»;
Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ с. Большой Самовец;
Учебный план МБОУ СОШ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ с. Б. Самовец.
Сведения о программеРабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного стандарта основного
общего образования , на основе примерной Программы основного
общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 7
класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012) .
Обоснование выбора авторской программыДанная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по
разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Информация о внесенных измененияхРабочая программа в целом соответствует авторской программе с изменением (согласно учебному плану МБОУ СОШ С. Большой Самовец) количества часов на изучение курса-добавлено 34 часа.Определение места и роли предметаПрограмма выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция
позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между разделами курса.Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые
сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому
языку в 7 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала
быстрым темпом , выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как
средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить
интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм
работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др.
Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость
учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов,
качества выполненных заданий.Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки
включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования
языковых явлений, их взаимосвязь.Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и
значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на
прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе
«Повторение изученного в 5-6 классах» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между
начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения,
проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество
упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные,
разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При
изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений ( слушать, выделять главное, работать с книгой,
планировать последовательность действий, контролировать и др.)В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию речи—речеведческие понятия и виды работы нд текстом—пропорционально
распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность
обучения речи, условия для его организации.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.Информация о количестве часов На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год
(согласно учебному плану МБОУ СОШ С. Большой Самовец на изучение курса добавлено 34 часа).
Форма организации образовательного процесса : классно- урочная система.Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в
сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков,
информационно- коммуникационные, здоровьесбережения и т.д. Механизмы образования ключевых компетенций обучающихсяДостижение образовательных целей осуществляется в процессе формирования
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Коммуникативная компетенция-это знания,умения и навыки, необходимые для
понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и
условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть
понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция - это знание
основ науки о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым
и изученным языковым .
Культуроведческая компетенция- это знания, умения и
навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка,
овладение русским речевым этикетом
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:входной контроль в начале и в конце четверти; текущий- в форме устного, фронтального
опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных,
выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с
грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текста
Планируемый уровень подготовкиПланируемый уровень подготовки обучающихся 7 класса на конец учебного года представлен в Требованиях к уровню подготовки
обучающихся и задает систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся 7 класса и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс русского языка в 7 классе.
Информация об используемом учебнике Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного стандарта основного
общего образования , на основе примерной Программы основного
общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 7
класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012) .
Программа предполагает использовать учебник Русский язык. 7 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Содержание программы
«Русский язык как развивающееся явление»Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем;
историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в
языке с течением времени.Повторение изученного в 5-6 классахСинтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и
фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и
орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова.P.P. Морфологический разбор слова.К.Р. Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.Уметь: определять синтаксические единицы, производить их разбор; расставлять
знаки препинания в простом и сложном предложениях; определять лексическое значение
слов, все лексические явления и работать с ними; находить в тексте фразеологизмы;
работать с толковыми словарями; исправлять речевые недочеты; правильно писать слова с
изученными орфограммами; производить фонетический разбор слова; выполнять
морфемный и словообразовательный разбор слов; писать текст под диктовку и выполнять
грамматическое задание.Тексты и стилиТекст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация
собственного мнения. Составление диалогов.Знать: понятия текст, абзац; стили речи и их признаки; типы речи и их признаки.Уметь: определять и выделять композиционно-языковые признаки текста; определять
текст по форме, виду речи, типу речи, выявлять устойчивые стилистические признаки
текстов; определять средства связи предложений в тексте; строить диалог и оформлять
реплики; определять и строить текст публицистического стиля речи на основе его
языковых и композиционных признаков; конструировать текст описания;
аргументировать собственное мнение.Морфология и орфография. Культура речи
ПричастиеПричастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных
окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и
полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные
причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные
в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия
прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н
в отглагольных прилагательных. Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных
причастий и в отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в
суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи.
Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.К.Р. Контрольный диктантнт №2 с грамматическим заданием. Контрольное
тестирование №1 по теме «Причастие». Сочинение- описание внешности.Знать: понятие причастие, причастный оборот, определяемое слово; действительные,
страдательные причастия, полные /краткие страдательные причастия; общее
грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий,
правила написания причастий, условия выбора орфограмм в причастиях; правила
пунктуации в предложениях с причастными оборотами; способы образования причастий;
особенности изменения кратких страдательных причастий.Уметь: распознавать причастия, отличая их от глаголов и прилагательных; производить морфологический разбор причастий; склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи; находить в тексте и выделять запятыми причастные обороты; выполнять синтаксический разбор предложений; писать выборочное изложение; анализировать текст; составлять диалог и
оформлять реплики ; писать текст под диктовку текст и выполнять грамматические задания; работать с тестовыми заданиями.
ДеепричастиеДеепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном
обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного
вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.P.P. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием. Контрольное
тестирование №2 по теме «Деепричастие».Знать: понятия деепричастие и деепричастный оборот; общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и
наречия у деепричастия; правила правописания деепричастий; правила пунктуации в
предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным
оборотом.Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и
определять, к какому слову в предложении они относятся; определять морфологические
признаки и синтаксическую роль деепричастий; правильно употреблять их в речи;
находить и выделять в предложении деепричастные обороты; конструировать текст
повествования по картине с использованием опорного языкового материала; применять
способы сжатия текста; писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания;
выполнять тестовые задания.НаречиеНаречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е.. Буквы Е и И в приставках
НЕ и НИ отрицательных наречий. Одна и две Н в наречиях на -О и -Е. Описание
действий. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий.
Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в
наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий
знак после шипящих на конце наречий.Р.Р.Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный
пересказ по опорным словам.К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием. Контрольный диктант №5
с грамматическим заданием. Контрольное тестирование №3 по теме «Наречие».Знать: понятия наречие, сравнительная /превосходная степень сравнения наречий;общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий;
смысловые группы наречий; способы образования наречий; условия выбора орфограмм в
наречиях; творческую историю картины; композиционные особенности текста
рассуждения.Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их
синтаксическую роль; правильно ставить вопрос к наречиям и определять отношение к
смысловой группе; распознавать наречия в форме сравнительной и превосходной степени
и определять их синтаксическую роль; выполнять устный и письменный
морфологический разбор наречий; применять правила орфографии при написании
наречий; определять способ образования наречий ; отличать наречия от омонимичных
частей речи; писать сочинение по картине; составлять сложный план; готовить устный
пересказ по опорным словам; писать текст под диктовку и выполнять грамматические
задания; выполнять тестовые задания.Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного
доклада.Уметь: выявлять и объяснять композиционно-языковые признаки текста учебно-
научного стиля; составлять текст отзыва по алгоритму выполнения задания;
применять алгоритм построения текста учебного доклада.Категория состоянияКатегория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный
рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины.Отзыв.К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданиемЗнать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение,
морфологический признак и синтаксическую роль категории состояния..Уметь: определять слова категории состояния по грамматическим признакам;
применять алгоритм проведения морфологического разбора слов категории состояния;
применять изученные правила в ходе написания сочинения-рассуждения по картине;
письменно оформлять текст-рассуждение; писать текст под диктовку и выполнять
грамматические задания.Служебные части речи.ПредлогПредлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные
предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и
раздельное написание производных предлогов.P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием. Контрольное
тестирование №4 по теме «Предлог».Знать: понятие предлог; морфологические признаки предлога; роль предлогов в
словосочетаниях и предложениях; понятие производные/непроизводные предлоги;
простые/составные предлоги; правила слитного и раздельного написания производных
предлогов.Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; применять правила
написания предлогов; отличать производные и непроизводные предлоги от других частей
речи; различать простые и составные предлоги; применять алгоритм морфологического
разбора предлога в практической деятельности на уроке; применять правила слитного и
раздельного написания производных предлогов; составлять и редактировать текст
впечатления; писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания; выполнять
тестовые задания.Союз.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и
подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном
предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор
союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о
предлогах и союзах.Р. Р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст..
Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.К.Р. Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием. Контрольное тестирование
№5 по теме «Союз». Сочинение.Знать: понятие союз; морфологические признаки союза; функции союзов; понятия
простые/составные союзы; понятия сочинительные/подчинительные союзы; функции
сочинительных и подчинительных союзов в синтаксических конструкциях разного вида;
группы сочинительных союзов по значению, их функции; группы подчинительных союзов
по значению, их функции; порядок морфологического разбора союза; правила
правописания союзов; композиционно-языковые признаки репортажа.Уметь: отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении;
различать союзы простые и составные; сочинительные и подчинительные по их
грамматическим признакам; применять знания при постановке знаков препинания;
применять алгоритм проведения морфологического разбора союза; применять правила
правописания союзов; применять полученные знания о союзах при выполнении
грамматических заданий; составлять текст репортажа.