Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Большой Самовец
Грязинского муниципального района Липецкой области
УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО на ШМО приказом № от 09.2013
Протокол № от 08.2013 Директор МБОУ СОШ
Руководитель МО с. Большой Самовец:
____________Пронина О.Н. ____________Федерякин Д.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 6 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Синегубова О. В.
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе
- Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым
чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека,
любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно
относящийся к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как
основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм,
принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых
в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного
использования лексики и фразеологии русского языка
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой
культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к
сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и
находить содержательные компромиссы.
Нормативные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями),
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для обра-зовательных учреждений Росссийской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012 года №1067 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 20.06.2013 № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год»;
Инструктивно-методическое письмо ОАУ ДПО ЛИРО «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013-2014 учебном году»;
Примерная программа по курсу «Русский язык»;
Основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ с. Большой Самовец;
Учебный план МБОУ СОШ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ с. Большой Самовец на 2013-2014 учебный год;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ СОШ с. Б. Самовец.
Сведения о программеРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного стандарта основного
общего образования , на основе примерной Программы основного
общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012) .
Обоснование выбора авторской программыДанная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по
разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и
дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Информация о внесенных измененияхРабочая программа в целом соответствует авторской программе .Определение места и роли предметаПрограмма построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки
спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые
сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего
обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают
обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности,
быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся
как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.
Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование
различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и
самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и
групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает
условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных
заданий.Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки
включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы
формирования языковых явлений, их взаимосвязь.Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение
русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное
усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы.В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и
средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение
изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения,
проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество
упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные,
разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.
При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с
книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом-
пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.Информация о количестве часовНа изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный годФорма организации образовательного процесса: классно- урочная система.Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в
сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков,
информационно- коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.Механизмы образования ключевых компетенций обучающихсяРазделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество
упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные,
разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.
При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с
книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом-
пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это
обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков
являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме
устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов,
предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих,
свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов,
проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый- итого контрольный
диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.Планируемый уровень подготовки Планируемый уровень подготовки обучающихся 6 класса на конец учебного года представлен в Требованиях к уровню подготовки
обучающихся и задает систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся 6 класса и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс русского языка в 6 классе
Информация об используемом учебнике Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с
положениями Федерального государственного стандарта основного
общего образования , на основе примерной Программы основного
общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской,
Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012) .
Программа курса реализуется в учебнике
Русский язык. 6 кл. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова JI.A., Григорян JI.T., Кулибаба И.И. - Просвещение, 2009 г,Содержание программы
Язык. Речь. Общение.Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация
общения. Развитие речи (далее P.P.) .Определение схемы ситуации общения.Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем;
понятия язык, национальный язык, роль русского языка в жизни человека,
необходимость его изучения.Повторение изученного в 5 классеФонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое
предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном
предложении. Синтаксический разбор сложных предложений. Прямая речь.Диалог. P.P. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление
диалога. Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольный диктант №1 с
грамматическим заданием.Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5 классе.Уметь: применять на практике полученные знания, умения и навыки, определять
виды орфограмм и условия их выбора; производить изученные виды разбора слов и
предложений; определять структуру предложений, расставлять знаки препинания и чертить схемы, правильно строить высказывание, последовательно излагать свои
мысли.