«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на
Директор МБОУ «Затонская средняя Замдиректора по УР заседании РМО
общеобразовательная школа» ________ В.С.Зиганшина Протокол № 1
____________ Сорокин А.И. от 23 августа 2012 г.
Приказ № от 01.09.2012 г. ______Кулагина М.В. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 6 класса
на 2012 -2013 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку для общеобразовательных школ, Москва, «Просвещение», 2010 год. Учебник «Русский язык 6 класс» в 3 частях, 8 издание, авторы С.И. Львова, В.В. Львов, издательство «Мнемозина», Москва, 2012 год. Программу составила Зиганшина В.С.
Срок реализации программы 1 год
Педсовет №1 от 25.08.2012 г.
п.г.т. Куйбышевский Затон Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Работа по данному УМК успешно проводится в течение десяти лет. Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). В программу включено 35 часов раздела «Текстоведение», который подразумевает также расширение и углубление уроков развития речи.
Итого -140 часов. Плановых контрольных уроков – 10 часов, уроков развития речи – 29 часов.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Планирование
Разделы
| Кол-во часов.
| № урока,
дата
| Тема урока
| Домашнее задание
| Стандарт на выходе
| Введение
| 1
|
1
|
Родной язык. Функциональные разновидности языка.
| § 1-2, упр.13-14
| Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях.
| Русская орфография
как система правил
| 14
| 2
| Орфография как система правил. Правописание корней.
| 1) выучить наизусть сведения о разделах русской орфографии (упр. 15);
2) пересказ текста на с. 14; 2) упр. 21.
| Знать правописание слов с корнями -зар-//-зор-, -гар-//
-гор-, -кас-//-кос-.
Правописание букв ы и и в корнях после приставок. Различение приставок при- и пре на семантической основе. Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.).
Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных.
Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях).
| 3
| Правописание корней.
| 1) выучить правило на с. 16;
2) упр. 26, 34..
| 4
| Правописание приставок.
| 1) Учить стр. 22.
2) упр. 41.
| 5
| Правописание приставок.
| 1)Учить стр. 24-25.
2)Упр. 47
| 6
| Правописание суффиксов.
| 1)пересказ текста на с. 28;
2)Упр.55.
| 7
| Правописание суффиксов.
| 2) упр. 58.
| 8
| Правописание окончаний.
| 1) упр. 64.
| 9
| Правописание окончаний.
| 1) упр. 68.
| 10
| Употребление букв ё (е) -- о после шипящих и ц.
| 1) упр. 69, 72 (1) (модели 4-7); 2) индив. зад. по упр. 71.
| 11
| Употребление ь и ъ.
| 1) упр. 56, 75;
2) индив. зад. по упр. 82.
| 12
| Слитные, раздельные и дефисные написания.
| 1)упр. 89 (1, 2);
2)по желанию – упр. 89 (3).
| 13, 14
| Развитие речи.
Обучающее изложение.
| 1)упр. 14, 37.
| 15
| Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Орфография»
|
| Синтаксис и пунктуация
| 13
| 16
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса.
| 1) упр. 92 повторить;
2) на выбор: упр. 95 или 47 с доп. зад.: выписать три глагольных и три именных словосочетания;
3) по желанию – упр. 99.
| Соблюдать нормы построения словосочетаний, требующих согласования и управления.
Уметь анализировать интонацию предложения.
Анализировать грамматическую основу в двусоставном предложении.
Знать случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже. Уместно и правильно использовать интонацию и знаки препинания при однородных членах, в предложениях с вводными словами и обращениями. Знать случаи постановки знаков препинания между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью, при диалоге.
| 17
| Предложение как единица синтаксиса. Члены предложения.
| 1) упр. 100 повторить;
2) упр. 101.
| 18
| Грамматическая основа предложения. Односоставные предложения. Второстепенные члены предложения.
| 1) упр. 110 повторить;
2) упр. 74 с доп. зад.: разобрать по членам предложение 1;
3) по желанию – упр. 111 (3), 126.
| 19,20
| Развитие речи.
Изложение (упр. 127).
| Упр. 128
| 21
| Простое осложнённое предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
| Упр. 134, 135,136.
| 22
| Предложения с обращением. Вводные слова. Предложения со сравнительным оборотом.
| 1) упр. 138 (2);
2) индивид. зад. – упр. 140;149.
| 23
| Сложное предложение и его виды.
| 1) пересказ текста на с. 65-66;
2) на выбор: упр. 154 или 155.
| 24
| Пунктуация в сложном предложении.
| 1) упр. 161 повторить;
2) на выбор: упр. 158 или 160.
| 25
| Предложения с прямой речью.
| 1) упр. 167;2) по желанию – упр. 166; 3) индивид. зад. – упр. 164, 168, 170.
| 26
| Диалог.
| 1) на выбор: упр. 171 или 173; 2) индив. зад. – упр. 174;
3) по желанию – упр. 177.
| 27
| Пунктуация как система правил.
| 1) упр. 189;
2) по желанию – упр. 179.
| 28
| Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»
|
|
Текстоведение
Текстоведение
|
15
| 29
| Работа над ошибками в диктанте.
Текст как единое целое. Основные признаки текста. Композиция текста.
| 1)Упр. 194, 192.
2) пересказ текстов на с. 80,82; 2) на выбор: упр. 198 или упр. 200.
|
Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачные заголовки, делить текст на смысловые части. Уметь составлять простой, сложный, тезисный план текста. Создавать текст по предложенному плану. Использовать в текстах разных стилей различные виды связи предложений.
Создавать текст с заданным типом связи предложений. Создание текстов разных типов речи: повествования, описания, рассуждения.
| 30
| Простой и сложный план текста.
| На выбор: упр. 108 или 208.
| 31
| Связь предложений в тексте.
| 1) пересказ текстов на с. 88-89; 2) на выбор: упр. 214 или 218 с доп. зад.: подчеркнуть в сочинении средства связи предложений;
3) индив. зад. – упр. 215.
| 32
| Связь предложений в тексте. Сочетание разных способов связи предложений в тексте.
| 1) пересказ текста на с. 93-94; 2) упр. 220 (1).
На выбор: упр. 223 (2) или 225.
| 33
| Развитие речи.
Изложение – миниатюра. (упр. 227)
| Упр. 184
| 34
| Смысловая связь предложений в тексте.
| 1) упр. 235;
2) индивид. зад.- упр. 230, 236.
| 35
| Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.
| 1) упр. 243 (2);
2) на выбор: упр. 233 или 241;
| 36-37
| Развитие речи.
Подготовка к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками».
|
| 38
| Типы речи. Повествование. Повествование с элементами описания и рассуждения.
| 1) упр. 247 с доп. зад: записать один из вариантов сочинения;
2) индив. зад. – упр. 257 (3).
3) на выбор: упр. 250, или 252, или 259;
4) по желанию – упр. 251 (3).
| 39
| Рассказ.
| 1) пересказ текста на с. 111;
2) на выбор: упр. 255, или 256, или 258.
| 40
| Описание как тип речи. Виды описания.
| На выбор: упр. 262 (2) или 263; 2) индив. зад. – упр. 261, 265 (1)
2) упр. 273; 2) по желанию – упр. 265 (2), 267 (2);
3) индив. зад. – упр. 274
| 41-42
| Развитие речи.
Обучающее изложение (упр. 271)
| Упр. 272
| 43
| Контрольная работа №3 по теме «Текстоведение»
|
| Имя
существительное
| 10
| 44
| Работа над ошибками в диктанте.Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке. Имя существительное как часть речи.
| 1) упр. 284 (1);
2) индив. зад. – упр. 284 (2);
3) по желанию – упр. 276 (3)
| Распознавание самостоятельных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий.
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, разбор существ-ых.
| 45
| Способы образования имён существительных.
| 1) упр. 293, 294;
2) индив. зад. – упр. 288, 289.
| 46
| Способы образования имён существительных.
| 1) упр. 306; 2) упр. 305 (1, 2); 3) на выбор: упр. 301 (2)
| 47
| Слитное и дефисное написание сложных имён существительных.
| упр. 310 (3); 2) упр. 309.
2) по желанию – упр. 313;
3) индив. зад. – упр. 315.
| 48
| Культура речи. Правильное употребление имен существительных.
| 1) упр. 322;
2) индив. зад.–упр. 324, 325(3), 327, 331 – 336.
| 49-50
| Развитие речи. Сочинение по картине
А. А. Пластова «Первый снег».
|
| 51
| Имя существительное в словосочетании и предложении.
| 1) упр. 355;
2) на выбор: упр. 354 (1) или упр. 330 с доп. заданием: показать синтаксическую роль существительных; вопросы на с. 159, упр. 364.
3) по желанию – упр. 354 (2); 4) индив. зад. – упр. 356, 357.
| 52
| Имя существительное в тексте.
| Стр. 157, пересказ;
Упр. 349
| 53
| Контрольная работа № 4. Тестирование по теме «Имя существительное».
|
| Имя
прилагательное
Имя прилагательное
|
16
| 54
| Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.
| 1) упр. 376 (1); 390. (на выбор).
2) по желанию – 381;
3) индивид. зад. – упр. 382, упр. 388
|
Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков, разбор прилагательных.
Характеризовать языковые признаки имён прилагательных на основе анализа морфемной модели. Определять основные способы образования имён прилагательных. Знать правописание сложных имён прилагательных. Употреблять прилагательные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
Определять синтаксическую роль полных и кратких форм имён прилагательных. Использовать имена прилагательные в роли эпитетов.
| |