Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире»





Скачать 134.77 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире»
Дата публикации03.09.2014
Размер134.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 30»

Урок литературного чтения

на тему

«Необычное в обычном мире»

Подготовила: Комлева З. Г.,

учитель начальных классов
Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

УМК: Образовательная система «Школа 2100»


Тема урока

Необычное в обычном мире

(Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»).

Цель урока

умение увидеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа сказок В.Хмельницкого.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

- познакомятся со сказкой-миниатюрой как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Сказка-миниатюра, дождь, соловей, бабочки.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

1.Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»).

2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь по литературному чтению.

3.Презентация к уроку.

4. Презентация обучающегося «Соловей – голосистый чародей».

5.ЭОР (запись дождя, пение соловья).

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

- Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Ждёт нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это…(лес)

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.


Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Прежде чем отправиться на лесную прогулку, давайте вспомним название раздела: («Самое обыкновенное чудо»).
- С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника? (розовый слон, дружба, щедрость, превращение гусеницы в бабочку)

- В конце нашей прогулки мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»?

- Итак, мы заходим в лес.

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Но что это? По-моему собирается дождь.

- А вы были в лесу во время дождя?

- А с чего начинается дождь?

- Но не стоит скорее собираться и бежать домой! Во-первых, вряд ли мы успеем, во-вторых, нам предоставляется уникальный шанс побывать на спектакле, поставленном самой природой. Имя этому спектаклю – дождь в лесу.

- Итак, тучи собрались, дождь уже неизбежен, нам надо срочно искать убежище, благо среди растущих вокруг нас деревьев есть где укрыться!

- Дождь уже начал накрапывать. А теперь самое главное – нам остаётся только наблюдать, слушать и впитывать это чудесное явление.

- Слушайте звон дождевых капелек по деревьям, кустам и травам, слушайте звенящую тишину леса во время дождя

- Какое настроение бывает у вас во время дождя?

- Как вы думаете, кто в лесу рад дождю, а кто его не любит?

- Сейчас мы и узнаем, прочитав необычную сказку-миниатюру Виктора Хмельницкого.

- Ребята, а кто знает, что такое миниатюра?

- Аня, возьми, пожалуйста, словарь и найди нам значение этого слова.

- В сказках Виктора Хмельницкого как будто бы ничего особенного не происходит. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи - листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря - в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам.

- Аня, прочитай значение слова «миниатюра».

- С такими сказками мы сегодня и познакомимся. Открываем учебники стр. 131.

- Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие.

- Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Рассматривание иллюстрации.

- Назовите героев сказки.

- Какое у них настроение? Почему?

- Как вы догадались?

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.


Выражение своих чувств, мыслей.


Работа с толковым словарём.
Восприятие информации.

Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.



2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Чтение текста учителем.

- Почему изменилось настроение у всех обитателей леса?

Перечитывание текста.

1-2 абзацы:

- Рады ли бабочка, кузнечик и волк дождю? Найдите и прочитайте какими словами автор рисует их незавидное положение.

- А как же иллюстрация к тексту? Ведь мы предположили совсем другое! (очевидно, что-то изменится. Надо читать дальше!).

3 абзац:

- Как вы понимаете выражение «всё было нипочём»?

- Почему крота дождь не волновал? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.

- Что значит предусмотрительно выкопал?

Чтение предложения «Вдруг в лесу появились лягушки!»

- Сравните по интонации это предложение с уже прочитанными (оно восклицательное).

- Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения? (вдруг)

- С кем будут связаны эти изменения? (с лягушками)

Чтение до конца.

- Как вели себя лягушки? Почему у них другое настроение?

- Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение лягушек. Что это за предложения?

- А почему изменилось настроение у всех обитателей леса?

- Что значит лягушачье веселье оказалось заразительно? (быстро передалось другим)

- А почему грустил крот?

- В каком предложении заключена главная мысль сказки «Дождь в лесу»? Найдите и прочитайте.

Выразительное чтение сказки.

Работа в парах с заданием:

- Прочитайте внимательно задание (прочитать сказку, показать смену настроения героев сказки изменением интонации при чтении).

- Оценить чтение своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев. (Взаимооценка, лист оценивания).

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Восприятие текста.
Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.
Выражение своих чувств, мыслей.
Словарная работа.

Словарная работа.

Отвечают на вопросы.

Читают текст.

Анализируют текст.

Работают в парах.

Выразительно читают.

Оценивают своих товарищей.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

для глаз




3 этап. Работа с текстом после чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;


- Работая в парах, вы показали смену настроения героев соответствующей интонацией при чтении. А сейчас вам надо будет передать настроение героев при помощи цвета.

Творческое задание: рабочая тетрадь с.50 № 1.

- Прочитайте задание. Кому нужна помощь? Поднимите руку.

- Приступаем к выполнению задания.

- Какие цвета использовали? Почему? (Тёмные тона – до появления лягушки, светлые - с момента появления лягушки). Повторное обращение к иллюстрации:

- К какой части сказки эта иллюстрация? Докажите.

- На чём художник сосредоточил особое внимание?

- Мимо чего он прошёл? Чем это можно объяснить?

- Найдите и прочитайте тот момент сказки, который изобразил художник.

- Какое же чудо помог увидеть нам автор сказки «Дождь в лесу»? (Лягушки, звук дождя.)

- Дождь в лесу закончился. Мы выходим из укрытия, нам было прохладно и сейчас мы немножко согреемся.


Принятие учебной задачи.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос, объясняют.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Формулируют вывод.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка»





Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.


- Продолжим нашу прогулку. Какие звуки мы слышим в лесу? (поёт соловей)

- Ребята, а кто знает, что это за птица пела?

- А что вы знаете про соловья? Из каких источников вы узнали?

- Ксюша нам тоже хочет рассказать про соловья.

Презентация Ксюши.

- Какими источниками ты пользовалась при составлении презентации и сообщения?

- Ни одной птице поэты и писатели не посвятили столько строк, как соловью.

- И об этой удивительной птице мы сейчас прочитаем в сказке-миниатюре Виктора Хмельницкого «Соловей и бабочка».


Отвечают на вопросы.

Демонстрация знаний.

Восприятие информации.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.
Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Чтение сказки самостоятельно.

Чтение сказки вслух.

- Для кого же пел соловей?

- Прочитайте последнее выражение. Почему ночные бабочки появились с тех пор? (сказочное объяснение)

- Найдите и прочитайте самые важные предложения, в которых автор выразил главную мысль?

Чтение по ролям.

- Назовите действующие лица сказки (бабочка, соловей, автор).

Чтение по ролям.

- Молодцы, все хорошо прочитали.

- Ребята, а вы что знаете о бабочках? Из каких источников вы узнали эту информацию?

- Обратим внимание на выставку познавательной литературы, которую вы подготовили к сегодняшнему уроку.

- В каких случаях вы пользуетесь этими энциклопедиями?

Читают сказку самостоятельно и вслух.
Отвечают на вопросы.


Формулируют вывод.
Выделяют действующих лиц.
Читают по ролям.
Демонстрируют свои знания.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.


Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


- На этом наша познавательная прогулка по лесу подходит к концу.

- Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в обычном лесу?

- Почему сказки Виктора Хмельницкого называются миниатюрами?

- Читая произведения в разделе «Самое обыкновенное чудо», так хочется, чтобы вы не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, слушали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце.

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.



Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

1.Подготовить выразительное чтение сказок.
2. Найти и прочитать другие сказки В.Хмельницкого.
3.Нарисовать иллюстрации к понравившейся сказке.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения во 2 классе на тему: «С. Михалков «Сила воли»
Ребята, помогите мне разобраться. У меня проблема, я отразила ее в стихотворении
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать любовь к природе, интерес к стихам Пушкина, умение видеть в обычном необычное
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения в 3А классе на тему: Валентина Осеева
Ученик. В. А. Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения 2 класс Тема: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень»
Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, рисунки детей на тему «Осень», выставка книг
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconКонспект урока ( литературного чтения 3 класс (1-4) по теме: Н. А....
Урок на тему: «Особо охраняемые природные территории. Заказник поменский». Имеется разработка урока с использованием икт, имеются...
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения
Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения для 4 класса по произведению В. Набокова «Бабочки»
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения предметам начальной школы. Специфика начального...
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного...
Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного обучения «Творчество А. С. Пушкина в музыке»
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения. 4-й класс «К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила
Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:...
Урок литературного чтения на тему «Необычное в обычном мире» iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск