К онкурсное задание «моя методическая лаборатория»





Скачать 98.57 Kb.
НазваниеК онкурсное задание «моя методическая лаборатория»
Дата публикации14.09.2014
Размер98.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Конкурсное задание «МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

«МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №4

Падалка Галина Витальевна
В силу того, что в школе я работаю меньше двух лет, моя учительская (методическая) лаборатория – это пока что маленькая комната в большом научно-исследовательском институте под названием «Школа». Но я постараюсь сделать всё возможное, чтобы с каждым годом, с каждым днём, с каждым уроком моя лаборатория расширялась, и в ней ставились только успешные опыты по выращиванию самых добрых, самых искренних и настоящих детей.

Мне кажется, чтобы быть успешным в любой деятельности, человек постоянно должен задавать себе вопросы «Как стать лучше?», «Как совершенствовать себя каждую минуту?» И именно в связи с этим вопросом КАК? я обозначила несколько очень близких мне заповедей учителя, на которых я стараюсь строить каждый свой день в школе.


1. Я РАБОТАЮ С ДЕТЬМИ. Именно с детьми, а не с маленькими взрослыми. Поэтому я стараюсь уважать детство. Это, кстати, один из основных постулатов Вальдорфской педагогики: работать с миром Детства, уважая законы и правила этого мира, отличные от законов взрослых людей. Поэтому так актуально звучат слова моего главного учителя, Шалвы Александровича Амонашвили, самого гуманного, на мой взгляд, учителя: «Прожить своё утраченное детство ещё раз вместе со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя». И мне кажется, каждый учитель должен позволить себе эту роскошь.
2. Вторая заповедь очень проста. Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ. Здесь немного уточню: я люблю ВСЁ в своей работе. Я учитель-словесник, поэтому как я могу не любить русскую литературу, которая «во дни сомнений и тягостных раздумий» сеет «разумное, доброе, вечное». И тем более, невозможно не любить детей, которые, по мысли ещё одного моего учителя Льва Толстого, представляют собой «первообраз гармонии, правды, красоты и добра». Поэтому я мечтаю научиться видеть в каждом, даже самом непослушном ребёнке, чудо. Тут я всегда вспоминаю слова Иисуса Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо истину говорю вам, ангелы на небесах всегда видят в лице их Отца Моего Небесного». Об этом надо помнить.

3. Третья заповедь может показаться абсурдной для учителя. Я СТАРАЮСЬ НИКОГО НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ. Не подумайте, что я играю словами. Когда каждый раз приходишь в класс с мыслью «научить», вряд ли научишь. Надо принять другую истину: мы живём, думаем, что-то делаем, в чём-то сомневаемся, и только вместе с этим мы становимся лучше, только вместе с этим мы чему-то учимся. «Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке», – считает Шалва Амонашвили. Поэтому я стараюсь воспитать в ребёнке чувство активности, деятельности, понимания того, насколько важно самообразование в течение всей жизни.

Это и является основными требованиями Образовательных Стандартов Нового Поколения:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • воспитание человека, УМЕЮЩЕГО УЧИТЬСЯ.

Поэтому единственное, чему я могу научить детей – это научить их учиться, действовать, отвечать на вопросы, заданные жизнью.
4. Отсюда вытекает ещё одна заповедь моей школьной жизни. Я ХОЧУ БЫТЬ ОБРАЗЦОМ ДЛЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ. Образцом того, как с каждым днём идти вперёд. Ведь если сам учитель на протяжении многих лет живёт тем, что узнал/услышал/запомнил ещё в университете, то какому же саморазвитию он может научить ребёнка? Поэтому я задаю вопросы и детям, и себе, я сомневаюсь вместе с учениками и радуюсь вместе с ними, найдя верный ответ. И, конечно же, я учусь у них доброте, нестандартности мышления, оптимизму, и вместе мы открыты всему новому.

Вот на каких заповедях я строю свою учительскую жизнь. И эти истины всегда со мной, ведь они не зависят от внешних обстоятельств. Где я, там и моя школа – моё сердце, моё сознание.

Я пока ничего не сказала о том предмете, который преподаю. Я учитель русского языка и литературы, и это накладывает значительный отпечаток на то, как проходят наши с детьми уроки. Я не умаляю значимости математики, биологии, химии, физики, географии. Но, мне кажется, что литература – это едва ли не единственный предмет в школе, который учит детей быть настоящими Людьми. Ведь, несомненно, вместе с рациональными знаниями и умением самостоятельно мыслить важно развивать эмоционально-нравственную сферу растущего человека. Именно поэтому через все мои учительские заповеди проходит ещё одна идея: духовно-нравственное воспитание детей путём приобщения к великой русской классической литературе на уроках литературы и русского языка.


Говоря о «нравственной личности», мы всегда имеем в виду те духовные качества, которыми должна обладать эта личность: доброта, сочувствие, гуманность, отзывчивость, справедливость, честность, совестливость, уважение друг к другу. И сегодня, когда все эти качества могут быть утрачены, именно русская литература способна воскресить эти понятия и решить многие вопросы современности.

Почему именно русская литература? В чем её уникальность? Отвечу на эти вопросы словами русского писателя Александра Исаевича Солженицына: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных романов всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра».

Вот почему изучение русской литературы и, конечно же, языка, на котором она создана, даёт надежду на духовное обновление нации.

Так как Современные Стандарты Образования требуют гармонизации всех образовательных парадигм, строить работу на уроке я предпочитаю, чередуя классические методы и приёмы работы с творческими и, как мне кажется, новаторскими. Ведь для того чтобы научить ребёнка учиться, самостоятельно мыслить, творчески решать проблемные ситуации, надо сначала создать базис тех знаний, которыми ребёнок сможет оперировать.

1. Поэтому по-прежнему актуальны на наших уроках русского языка так называемые «квизы», которые я стараюсь проводить в конце каждого урока. Подобные небольшие самостоятельные работы позволяют мне отследить, какой материал урока ребята прочно усвоили, а что надо ещё раз отработать. «Квизы» также помогают дифференцировать материал к следующему уроку с учетом усвоенного каждым учеником материала.


2. Обязательным для себя я считаю тщательную, регулярную проверку рабочих тетрадей учеников, ведь только так я смогу отследить эффективность домашнего задания. Каждый урок (и ребята это знают) я предлагаю два типа домашней работы: первый – классический, нацеленный на отработку определенных речевых умений, а второй – творческий, поисковый тип домашнего задания. Ученики сами выбирают, какое задание приемлемо для них относительно той или иной темы урока, а проверяя каждый день тетради, я смогу дать детям рекомендации.

3. С дифференциацией домашнего задания напрямую связана рефлексия учеников на уроке. Когда мне необходимо отследить уровень понимания детьми темы или выяснить, какие методы работы наиболее эффективны, я выдаю ребятам листы, которые мы называем «Я на уроке». Ребята сами в течение урока и после занятия заполняют таблицу и в итоге выбирают домашнее задание.


Этапы урока

До урока

После урока

Домашнее задание

Знаю

Не знаю

+

½

-

+

½

-

1. Фонетич. разбор (повторение)
















Упр.234

Упр.245

Работа с карточками

2. Разносклоняемые существительные
















Мини-сочинен.

Упр.767

Упр.764

3. Морф. разбор существительного
















Придумать с/р

Разбор 5 слов

Упр. 754





























Цель такого вида рефлексии – самостоятельный анализ детьми своей активности на уроке и возможность учителя откорректировать некоторые свои действия.

4. Есть у нас и такая традиция: раз в неделю дети сами проводят занятие «Буду учителем». Суть заключается в том, что ребёнок, хорошо разобравшийся в определенной теме, берет под своё шефство ученика, освоившего тему немного хуже. «Что же ты такого ему рассказал, что он так быстро всё понял?» - спросила я однажды. Ответ был предельно ясен, привожу его дословно: «Галина Витальевна, я другим путём ему объяснил». Отмечу, что «быть учителем» могут не только «круглые» отличники, но и дети в целом успевающие не очень хорошо, но данную конкретную тему усвоившие на «ура». Для них это стимул доказать себе (и окружающим): «я тоже могу быть лучшим».



5. Это не новшество – строить учебник русского языка на литературном материале. Я немного изменила эту традицию: на каждую определенную тему я составляю рабочие мини-тетради на материале произведений ОДНОГО автора или же на материале учебников истории, природоведения, математики. Для чего я это делаю? Определенный блок тем начинает ассоциироваться у детей с творчеством определенного автора или с другим предметом, это ведёт к усилению перекрёстных связей между дисциплинами школьного цикла, и как следствие приводит к лучшему усвоению учениками темы. Например, мною разработаны пока только 12 таких тетрадей: тема «Фонетика» - на материале Мифов Древней Греции, тема «Морфемика и словообразование» - на основе учебника истории, тема «Имя существительное» - на основе произведений А.С.Пушкина, тема «Лексикология и фразеология» - на основе книги Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т.п.

Теперь несколько слов о наших уроках литературы, на которых я стараюсь использовать методы, развивающие стремление детей к нравственному действию.

6. Такому живому движению души способствуют «Драматические студии». Конечно же, разработка сценария – это дело учителя. Над постановкой же спектакля, разработкой костюмов и декораций трудятся сами дети. Такой вид работы вызывает живой (в прямом смысле этого слова) интерес к произведению и стимулирует детей к активному, осмысленному чтению.


7. Наиболее активно включить детей в образовательный процесс может проектная деятельность, ставшая в последние годы обязательным условием школьной жизни каждого ученика и учителя. Я расскажу о двух проектах, которые разрабатывают мои ученики.

Учащиеся 11-х и 5-х классов задействованы в разработке проектов одной общей темы «Образ птицы в литературе, фольклоре и мифологии». По сути, каждый ученик (или небольшая группа) занимается разработкой своего аспекта темы, но обобщающая тема всех проектов позволяет вызвать интерес учащихся к работам своих товарищей. Поэтому особенно оживлённо проходят промежуточные научные конференции, на которых ребята выступают с теми наработками, которые они уже успели сделать. Вот некоторые темы детских проектов: «Царевна лебедь на картине М.Врубеля и в сказке А.С.Пушкина», «О чем заливался соловей в сказке Оскара Уайльда «Соловей и роза»?», «Животное, полное грёз...» (анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»)», «Так ли страшен ястреб в стихотворении Иосифа Бродского «Осенний крик ястреба» и др. В конце учебного года мы планируем выпустить сборник детских научных статей и провести итоговую конференцию.

И, конечно же, в завершение хочу сказать о своей гордости – проекте «Виртуальный литературный музей». Концепция данного вида работы была изложена учителями одной из Московских школ. Целью проекта является расширение кругозора учащихся и приобщение их к чтению. Создание музея включает два этапа: сбор материала (текстов, иллюстраций, музыки), 2) создание страницы в интернет-пространстве, заполненной собранной информацией. Итоговый вариант музея будет состоять из нескольких веб-страниц: «Зал автора», «Зал героя», «Картинная галерея», «Исторический зал», «Библиотека». Над наполнением каждого из залов работает специально выделенная «рабочая группа». Предусмотрены и такие разделы: «Контакты», «Книга отзывов», «Новости музея». Пока проект находится на этапе подготовки, сбора материала, но к концу учебного года мы обязательно планируем впустить в наш Музей первых посетителей.

Вот так выглядит на сегодняшний день моя маленькая учительская лаборатория: что-то уже удалось, над чем-то мы работаем, но есть ещё мечты, самые заветные, которыми я тоже хочу с вами поделиться. Я мечтаю создать учебник по русскому языку, пусть сначала для себя самой, ведь он будет основываться на моих учительских заповедях, а потом, кто знает, может, кому-то ещё пригодится мой опыт. Я думаю, оптимизм моих школьных детей, их вера в лучшее и моё желание сделать нашу с ними жизнь интереснее и добрее помогут воплотить мою мечту в реальность. И я сделаю всё, для того, чтобы после моих уроков дети чувствовали, что стали лучше, добрее, богаче душой. Ведь еще А.П.Чехов заметил: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как чудесна была бы земля наша!»




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconСочинение «Моя семья»
Я родился в многодетной семье. Моя мама молодая. Ей всего 35 лет. Её зовут Зинаида Васильевна. Мы живём в п. Путь Ленина. Моя семья...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconЗадание по математике для группы э-14
Задание по математике состоит из 3 частей: 1 задание по теме «Сечения многогранников», 2 задание по теме «Правильные многогранники»,...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconМетодическая разработка обобщающего урока
Богомолова, О. Б. Защита компьютера от вредоносных воздействий : практикум / О. Б. Богомолова, Д. Ю. Усенков. – М. Бином. Лаборатория...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моя методическая тема: Применение икт технологий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconТема: Моя страна! Моя Россия!
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора территориальное управление в Брянской области
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» icon«Моя педагогическая философия»
Педагогическому мастерству тоже учатся. Моя задача – успешное овладение методами и приёмами преподавания математики
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconМетодическая разработка урока русского языка Тема : Согласованное и несогласованное определение
Проверим домашнее задание, проведём орфографическую и синтаксическую разминку, расширим знания об определении
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconЛаборатория №41 си тэс: Лаборатория мощных электромагнитных воздействий...
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Молодежь, наука, сервис – XXI век»
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Негневицкая Е. И., Андрочникова Г. М. «Иностранный язык в детском саду»: Программа обучения иностранному языку детей дошкольного...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconМетодическая разработка урока по биологии
Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconМеерович М. И., Мастер триз, Шрагина Л. И., Мастер триз. Лаборатория «триз-педагогика Украины»
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconКлючи к олимпиадным заданиям по биологии. 6 класс. 1 задание. (Каждое...
На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, то перейдите...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задание на сравнение хронологичес­ких рамок «древнего мира» и «средневе­ковья». Задание на определение понятий урока. Задание на...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология...
К онкурсное задание «моя методическая лаборатория» iconСочинение на тему «Лучше всех на свете мамочка моя»
У моей мамы красивое имя – Елена. В сказках Елена всегда Прекрасная. Вот и моя мама красивая


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск