Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»





Скачать 64.67 Kb.
НазваниеУрока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»
Дата публикации21.09.2014
Размер64.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Пугачева»

Обобщение изученного по теме

«Односоставные предложения»

Открытый урок в 8 классе

Учитель Карякина Н.А.

Г. Пугачев

Тип урока: повторительно-обобщающий

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»»

Задачи урока: Обобщить изученное по теме «Односоставные предложения»; развитие орфографических навыков, навыков самостоятельной работы, речевой культуры учеников; воспитание интереса к предмету, к личности Лермонтова.

Оборудование: доска, мел, карточки.

Ход урока

I. Слово учителя

На сегодняшнем уроке мы с вами обобщим изученное об односоставных предложениях.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса».

Мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям. Сегодня речь пойдет о М. Лермонтове. Посмотрим, как использует односоставные предложения сам поэт и те, кто пишет о нем.

II. Обобщение изученного

1. На доске строки из стихотворения М. Лермонтова «Сосна».

И снит..ся ей все,

Что в пустын д..лекой,

В том кра.., где со…нца восход,

Одна и грус..на на утес.. г..рюч….

Прекрасная пальма р..стет.

- В чем смысл данных строчек? Запишем их. Вставим пропущенные буквы.

- Какие орфограммы есть здесь? Как их можно сгруппировать?

(Непроизносимые согласные и отсутствие их: солнца, грустна, прекрасная;

чередование гласных в корне : растет; проверяемые гласные и согласные; падежные окончания существительных и прилагательных и т. д.)

Назовите строчки М. Лермонтова, где бы встречались перечисленные орфограммы («И скучно, и грустно...», «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали» и т.д.)

2. Словарная работа. Проводим анализ слова горючий.

- Способный гореть. Г. Материал^

- Cyuf. Горючее. Топливо для двигателей: нефть, бензин и т.д.

- Горючий (в значении горький). Горючие слезы - горькие слезы.

- Подберите и запишите синонимы к слову горевать. (Скорбеть, сокрушаться, крушиться (разг.), тужить (разг.), убивать (разг.), кручиниться.)

- А к слову грустный. (Печальный, унылый, невеселый, скучный.)

- А что обозначает слово утес"? (гладкая (обтесанная) скала).

- Почему же утес назван горючим?

3. Переходом к односоставным предложениям. Выполним синтаксический разбор первого лермонтовского предложения И снится ей все...

Повторим теоретические сведения о безличном предложении, приведем примеры безличных предложений.

Стилистическую роль безличных предложений показываем, читая домашнюю работу одного из учеников - миниатюру о стихотворении М. Лермонтова «Сосна».

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Читая эти строки, я представляю себе однообразную равнину, покрытую неприятно-желто-зелеными мхами и лишайниками, кустарником, низкорослыми деревьями. Она едва прикрыта снегом. Тихо кругом. И где-то на горизонте возвышается небольшая горная гряда. На самой высокой скале, серой и однообразной, возвышается сосна, высокая и гордая. Она ужасно одинока, эта сосна, и поэтому одета в ризу из сухого сыпучего снега. Холодно, и поэтому сосна качается, согреваясь. Как одиноко ей, как печально! Лишь иногда видит эта сосна пролетающих птиц, бегущие стада оленей. Сосне грустно и печально, потому что никто не замечает ее.

4. Следующий этап урока посвящен повторению определенно-личных предложений. Но о том, что сейчас пойдет речь об определенно-личных предложениях, учащиеся не знают: им это предстоит определить. Переход будет такой: «Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из типов односоставных предложений. О каком?»

«Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».

- Какие предложения называются определенно-личными? Чем выражено сказуемое? Приведите примеры из Лермонтова: 1) Люблю дымок спаленной жнивы. 2) Прощай, немытая Россия... 3) Жду ль чего? Жалею ли о чем...

Читаем работу одного из учеников, составляющих письма от имени «благожелателя»:

Уведомительная записка

их сиятельству графу Бенкендорфу,

шефу полиции

Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство всего высшего общества, двора и честь особы государя-императора. Посему прошу обратить ваше сиятельное внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.

Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.

С глубоким почтением,

благожелатель.

5. С вопроса: «Как ученый-лингвист A.M. Пешковский писал о неопределенно-личных предложениях?» - повторяем очередной тип односоставных предложений.

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».» Записываем, комментируем и разбираем предложения:

1) Потом его без чувств нашли и вновь в обитель принесли.

2) Схоронили его за Москвой-рекой.

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили.

(М. Лермонтов.)

Сфера употребления неопределенно-личных предложений широка. Мы показываем их использование в отрывке из литературно-критической статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога»:

Чтобы ощутить своеобразие лермонтовского языка, начинаем с одного очень характерного для поэта слова-символа и подумаем, что значит слово «буря» в памятном нам с детства «Парусе» (1832 г.). Очень часто говорят, что в этом стихотворении выражен призыв к буре. И в самом деле: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой». Но, с другой стороны, буря в своем прямом значении ведь только описана («Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит»). И лирическим откликом на нее было вовсе не выражение радости, а грустное скептическое «увы!». Значит, буря здесь - это прежде всего борьба, неприятие того, что есть, в том числе и реально происходящей бури.

6. Назывные предложения повторяем по такому же плану, что и предыдущие: теория, примеры, стилистическая направленность. Учащиеся, употребляя назывные предложения, должны написать ремарки к воображаемому сценарию любого эпизода любого произведения М.Ю. Лермонтова («Песня про купца...», «Мцыри», «Бородино» и т.д.).

Например:

Кремль. Старинные царские палаты. Причудливая роспись на стенках. Узкие небольшие оконца. Длинные столы, уставленные яствами. Опричники вокруг царя...

7. Заключительный этап урока - самостоятельная работа. Предлагается текст на листочке. Надо найти односоставные предложения, графически их обозначить:

Тарханы - имение Арсеньевой. Светелка в барском доме, служащая Арсеньевой и малой комнатой, и комнатой для дневного отдыха.

- Никита, вели возок готовить. В Петербург еду. Ступай! (Читает.)

«Милая бабушка, не убивайтесь слишком по мне... С меня хватит тупой жестокости одних, рабьего смирения других... Ни в чем, ни в чем себя не упрекайте. Вы сделали для моего счастья больше, чем это в силах смертного человека. Простите меня, милая, родная моя, любимая, последняя мысль будет...» (Голос Арсеньевой пресекается.)

- Как же вышло, что никто за Мишу не заступился? Ведь это же не дуэль, а убийство... Раз нет мужчины, чтобы отомстить, я сама негодяя вызову. Не примет - оскорблю публично, в рожу наплюю. (Ю. Нагибин.)

I. Его тело перевезли поздно вечером. Извозчики не желали ехать «в такую даль» и «в такую грозу».

По тем же причинам не могли раздобыть лекаря, чтобы оказать помощь тому, кто лежал на траве под Машуком. Потом положили на диван. Позже перенесли на стол. Рана была смертельной. Хорошо целил Мартынов! «Милая бабушка, будьте здоровы и уверены, что бог вас вознаградит за все печали». (Г. Гулиа.)

П. Эрастов отказался отпевать. Уговорили Александровского. Мартынов сидел под арестом, и его выпускали гулять только вечером.

На третий день после дуэли, то есть 17 июля, Лермонтова погребут на Пятигорском кладбище.

Через год, весною, его тело перевезут в Тарханы.

А бабушка? Она найдет в себе силы, чтобы погладить свинцовый гроб... И тихо спросит:

- Здесь? Мишенька? (Г. Гулиа.)

Заканчивается урок словами поэта А. Прокофьева:

Лермонтов! Сияющее слово.

И обращено не к нам одним.

Вечно молодо оно

И вечно ново.

III. Домашнее задание. Если учащиеся на уроке не успеют закончить работу, то заканчивают ее дома; если успеют, им предлагается составить небольшой текст с использованием односоставных предложений на любую тему.


Литература

Уроки углубленного изучения русского языка в 8 классе: Книга для учителя. Г.П. Соколова. М: Просвещение, 1992.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрока: «Обобщение по теме «Сложносочиненные предложения»
Цель урока: 1 обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочиненное предложение»
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconТема урока: Односоставные предложения (на материале комедии Н. В....
Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Цели и задачи изучения темы
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе «Повторение и обобщение...
Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,...
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрок-семинар Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения»
Цель: обобщить материал по теме «Односоставные предложения», закрепить умение работать над рефератом, совершенствовать работу в группах,...
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка в 8 классе «односоставные предложения»....
Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел: «Односоставные предложения». Будем отличать односоставные предложения от двусоставных предложений...
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Технологическая карта модульного урока русского языка по теме «Фразеологизмы. Обобщение изученного»
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрок-проект по русскому языку по теме «Односоставные предложения»
Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка схемы односоставного предложения
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Односоставные и неполные предложения», формировать умения находить односоставные и неполные предложения, определять их роль в рекламных...
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрок русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения....
Муниципальное общеобразовательное учреждение муниципальная средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской...
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые...
Урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» iconУрока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание....
Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск