Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование





Скачать 88.95 Kb.
НазваниеЛингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование
Дата публикации07.10.2014
Размер88.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе.

Лингвистическое моделирование.
Приоритеты школьного обучения русскому языку.

В любой системе обучения школь­ное преподавание русского языка пре­следует три главные цели:

1) овладение грамотной письменной речью (знание правил орфографии и пунктуации);

2) развитие речи (умение развер­нуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями комму­никативной ситуации);

3) формирование системы лингвис­тических знаний (знакомство с терми­нологией и формирование системы по­нятий).

Акцент на первой цели характери­зует традиционную систему обуче­ния. В системе развивающего обуче­ния (РО) Л.В. Занкова приоритетной считается вторая цель. Наконец, РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова на­целено на формирование системы лингвистических знаний, поскольку это соответствует концептуально важному положению о необходимости развития теоретического мышления ребенка. (Чтобы ответить на вопрос почему именно так?; движение от общего к частному).

Тем не менее приоритет одной из целей ни в коей мере не означает, что остальные цели можно не принимать во внимание. Следовательно, урок русско­го языка по определению включает в себя разнообразные виды учебных действий, необходимых для развития грамотной устной и письменной речи.
Сложную взаимосвязь навыка и со­знательного отношения к письму определил Л.В. Щерба: «Хотя идеалом и является механизация процесса письма, однако лишь до известного предела, за которым процесс письма все же должен быть сознательным. Внимание должно задерживаться на некоторых формах языка, быстро их анализировать и соответственно решать ту или иную орфографичес­кую задачу. Уже из этого следует, что механизация процесса письма никоим образом не даст абсолютной грамотности, и даже больше - она обязательно приведет к полуграмот­ности, так как не создаст привычки при писании анализировать языковые формы».
Сложность урока русского языка в современной школе обусловлена разнонаправленностью обучения родному языку. По этой причине на уроке одновременно востребова­ны как творческие, так и аналити­ческие и репродуктивные виды деятельности. Структура урока русского языка определяется при­оритетом одной из трех основных целей. Сквозь призму приоритетной цели рассматриваются все методы и приемы, используемые на уроке для достижения «неприоритетных» целей.

Остановимся на анализе специфи­ки уроков русского языка в системе РО Эльконина-Давыдова.

Специфика урока русского языка в системе РО Эльконина -Давыдова

В центре внимания развивающей модели обучении находится перестрой­ка учебной деятельности по содержа­нию и по форме ее организации. Цель перестройки — «обеспечить появление некоторых новых психологических ка­честв: теоретического мышления, ре­флексии, самостоятельности в реше­нии различных учебных задач». Следовательно, и при обучении русскому языку необходимо развивать теоретическое мышление и рефлексию.

Стратегию современного обучения русскому языку в этой системе опре­деляют как направленность на воспи­тание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления и язы­ковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге и в целом к знаниям. Форми­рование определенных знаний, уме­ний, навыков выступает в качестве по­бочного результата: грамотность есть не самоцель, а необходимый (но недо­статочный) атрибут развитой лично­сти. При такой стратегии естествен­ным подходом оказывается субъектный подход, при котором ребе­нок является активным исследовате­лем, полноправным участником педа­гогического общения и «творцом» своей жизни. Это, в свою очередь, означает, что обучение должно стать продуктив­ным, творческим процессом, избавить­ся от репродуктивного и традицион­ного принципа «делай, как я». Все обу­чение рассматривается как учебная деятельность, т.е. создание таких условий, при которых у школьника развивается способность к самоизменению, к целенаправленному воздей­ствию на ситуацию и изменению ее для удовлетворения своих потребностей. Принятая стратегия определяет и так­тику, т.е. систему приемов подачи со­держания школьного курса «Русский язык», установленного программой, го­сударственным н региональными стан­дартами. В свою очередь тактика де­терминирует структуру уроков.

Обычно вы­деляют четыре этапа подготовки и проведения урока (для учителя): осознание цели, за­дач и ориентировка в условиях мето­дической деятельности; составление плана урока; реализация на практике намеченного плана; итоговая само­оценка урока. Заметим, что в условиях РО особенно важна ориентировка в предметном содержании. Насыщен­ность учебников лингвистической тео­рией ставит перед учителем дополни­тельные задачи:

* установить основные понятия и их трактовку разными лингвистическими школами;

* выяснить значимость данного по­нятия для речевой деятельности ребенка:

* определить адекватную детскому речевому опыту трактовку понятия;

* подготовить материал для постановки учебных задач с учетом языко­вом компетенции учеников и специфи­ки их речевого опыта;

* оценить представленный в учеб­нике материал с точки зрения соответ­ствия, во-первых, выбранной трактов­ке основных понятий, во-вторых - детскому речевому опыту.
Выводы из вышесказанного:

  • лингвистическая теория в основном используется в системе Эльконина-Давыдова;

  • она нужна для формирования осознанного отношения к грамотному письму, для объяснения частных случаев общим способом, для создания в голове учащихся стройной системы (а не мозаичности) правил правописания;

  • она требует особой подготовки учителя.



Метод моделирования на уроках русского языка (лингвистическое моделирование).
Моделирование в обучении имеет два аспекта: как способ познания, которым должны овладеть учащиеся, и как одно из основных учебных действий в системе учебной деятельности.

Для РО существенны оба аспекта, поскольку моделирование как способ познания - характеристика научно-теоретического мышления, способность «воспринимать действи­тельность посредством особых специ­фических объектов, сконструирован­ных в историческом процессе развития науки, - моделей реальных явлений и процессов». Моделирование как учебное действие важно для любой технологии обучения, так как представляет один из способов свертывания информации, выделения существенных и абстрагирования от несущественных свойств объекта. В рамках каждого из учебных предме­тов моделирование имеет свою специ­фику. Определим специфику лингви­стического моделирования:

1. В лингвистике разработаны моде­ли всех языковых единиц и основных отношений между ними, модели ком­муникации, модели порождения речи.

2. Моделирование языковой систе­мы отработано в рамках структура­лизма, одного из направлений языко­знания. Примером структуралистской модели является синтаксическая схе­ма предложения.

3. Моделирование коммуникации - предмет такого направления лингвис­тики, как прагматика. В качестве одной из моделей выступает речевой акт - вы­сказывание в рамках определенной си­туации общения, произнесенное с опре­деленным намерением и направленное на воздействие на собеседника.

4. Моделированием процессов по­рождения и восприятия речи занима­ется психолингвистика.

Для школьного курса русского язы­ка актуальны прежде всего структу­ралистские модели. Модель слога представляет его как последователь­ность гласных и согласных: СГ (ма, ге и т.п.), СГС (мас, ген и т.п.).

Модель сло­ва - это совокупность морфем:—




(походка).

Модель значения слова - совокупность сем: прямое родство, третье поколение, женский род (бабушка).

Модель предложения состоит из структурной схемы и ее грамматической характеристики: Nnom + Vf + Nacc (существительное в именительном падеже + глагол в спрягаемой форме + существительное в винительном падеже: Папа читает газету; Кошка гоняет мышку).

Мето­дистами разработаны модель фонети­ческого слова (представлена в букварике как последовательность твер­дых/мягких и глухих/звонких соглас­ных и соответствующих гласных) и модель орфографического слова, представляющая слово как сочетание сильных и слабых позиции (примером служит «письмо с окошечками).

Для чего служат модели? Как уже говорилось, для свертывания информа­ции, для укрупнения единицы принятия решения. Свертывание информации необходимо для оптимизации ее запоминания, хранения и последующе­го использования. Укрупнение едини­цы принятия решения возможно толь­ко на основе свертывания информации, это позволяет переходить к освоению более сложных закономерностей.

Моделирование как учебное действие направлено на формирование умст­венных операций, необходимых для освоения правил построения и исполь­зования моделей в процессе научно-теоретического мышления. В ходе ис­пользовании моделирования в учебной деятельности нецелесообразно предлагать Д.еТЯМ МоДеЛЬ в готовом виде. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Модель не обладает внешним сходством с реальным объектом, поскольку призвана отражать не внешние, а существенные его стороны. Однако известны учебные модели, намеренно включающие внешние признаки предмета. Часто это бывает целесообразно, поскольку учитывает особенности детской психологии; правда, термин «модель» в данном случае лучше брать в кавычки. Естественным вводом модели в учебную деятельность будет ее совместное построение и обсуждение.
Соотношение наглядности и моделирования в обучении.




Процесс познания по Ушинскому состоит из двух основных ступеней:

-чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира (образование четкого и ясного представления о предметах и явлениях),

  • абстрактное мышление (образование определенного обобщения, раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений).


Вспомним, что мы знаем о моделях и моделировании.
Модель и моделирование – не одно и то же.

Термин «модель» происходит от латинского слова «modulus», что означает «мера», «образ», «способ».

Одно из определений модели дано В.А.Штофором: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая и материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». Отличительными чертами моделей является то, что они динамичны и опредмечивают содержание объекта.

При этом следует помнить, что модель всегда является лишь отображением оригинала, и строится с тем расчетом, чтобы охватить только такие свойства оригинала, которые существенны в данной ситуации и являются объектом изучения. Модель, полностью воспроизводящая оригинал, перестает быть моделью.

(В математике) В качестве моделей могут выступать схематизированные и знаковые. Схематизированные в свою очередь делятся на вещественные (предметные) и графические. Вещественные модели обеспечивают физическое действие с предметами: палочками, пуговицами, полосками бумаги и т.д. К этому виду моделей относят и мысленное воссоздание реальной ситуации, описанной в задаче. Графическими моделями являются: рисунок, условный рисунок, чертеж, схематичный чертеж (схема). К знаковым моделям относят краткую запись, таблицы. Не любая краткая запись, рисунок и чертеж, выполненные для данной задачи, являются ее моделями. Модель должна отражать все объекты задачи (данные и искомые) и все связи и отношения между ними, указывать требования (вопрос).

!! Словесные модели! Создание какой модели проще для детей: знаковой (наглядной) или словесной?
Отличие моделей и схем, не несущих существенных признаков и отношений.
Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта или прототипа.

Моделирование – это процесс построения моделей, а также изучения на них соответствующих явлений, процессов, систем объектов (оригиналов). Он заключается в том, что для исследования какого-либо явления или объекта выбирается или строится другой объект (модель), в каком-то отношении подобный исследуемому. Построенный или выбранный объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результаты решения этих задач переносят на первоначальное явление или объект.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Что мы знаем о месте моделирования в структуре урока ПЗ? А о месте анализа (существенных условий и отношений) как части действия моделирования? Формы работы? Что такое учебная дискуссия?
Что мы знаем о структуре отдельного урока моделирования? О структуре урока преобразования модели? Об этапе преобразования модели в структуре урока ПЗ?
Этап рефлексии по содержанию семинара: Мали «Урок – лингвистическое исследование». Сравнить с РО, проанализировать структуру урока по тексту.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Лингвистическая теория коммуникации»
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка и общего языкознания,...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconВ. В. Дубовик теория и история русского языка
В. В. Теория и история русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 1 курса направления 032700....
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова»
Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconНаучно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе»
Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: функциональный анализ, теория дифференциальных уравнений, теория управления,...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700. 68 Филология (программа...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconКонспект открытого урока русского языка в 8 классе
Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconРеферат Отчет 563 с., 2 тома., 45 рис., 34 табл., 35 источников, 9 прил
Ключевые слова: звуковой корпус русского языка, грамматика речи, многоуровневая лингвистическая разметка, спонтанная речь, фонетика,...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconРабочая программа по русскому языку пояснительная записка
Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconДепартамента образования города москвы открытый урок русского языка...
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут»
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconПатопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед...
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconПояснительная записка Настоящая программа предназначена для поступающих...
«Филология»; особенности внедрения компетентностного подхода; специфика использования информационно-компьютерных технологий в преподавании...
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вот урок русского языка. Чему вас учат на этом уроке? (грамотно писать, применяя правила). Как вы постигаете правила русского языка?...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск