Скачать 88.95 Kb.
|
Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе. Лингвистическое моделирование. Приоритеты школьного обучения русскому языку. В любой системе обучения школьное преподавание русского языка преследует три главные цели: 1) овладение грамотной письменной речью (знание правил орфографии и пунктуации); 2) развитие речи (умение развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации); 3) формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и формирование системы понятий). Акцент на первой цели характеризует традиционную систему обучения. В системе развивающего обучения (РО) Л.В. Занкова приоритетной считается вторая цель. Наконец, РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова нацелено на формирование системы лингвистических знаний, поскольку это соответствует концептуально важному положению о необходимости развития теоретического мышления ребенка. (Чтобы ответить на вопрос почему именно так?; движение от общего к частному). Тем не менее приоритет одной из целей ни в коей мере не означает, что остальные цели можно не принимать во внимание. Следовательно, урок русского языка по определению включает в себя разнообразные виды учебных действий, необходимых для развития грамотной устной и письменной речи. Сложную взаимосвязь навыка и сознательного отношения к письму определил Л.В. Щерба: «Хотя идеалом и является механизация процесса письма, однако лишь до известного предела, за которым процесс письма все же должен быть сознательным. Внимание должно задерживаться на некоторых формах языка, быстро их анализировать и соответственно решать ту или иную орфографическую задачу. Уже из этого следует, что механизация процесса письма никоим образом не даст абсолютной грамотности, и даже больше - она обязательно приведет к полуграмотности, так как не создаст привычки при писании анализировать языковые формы». Сложность урока русского языка в современной школе обусловлена разнонаправленностью обучения родному языку. По этой причине на уроке одновременно востребованы как творческие, так и аналитические и репродуктивные виды деятельности. Структура урока русского языка определяется приоритетом одной из трех основных целей. Сквозь призму приоритетной цели рассматриваются все методы и приемы, используемые на уроке для достижения «неприоритетных» целей. Остановимся на анализе специфики уроков русского языка в системе РО Эльконина-Давыдова. Специфика урока русского языка в системе РО Эльконина -Давыдова В центре внимания развивающей модели обучении находится перестройка учебной деятельности по содержанию и по форме ее организации. Цель перестройки — «обеспечить появление некоторых новых психологических качеств: теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении различных учебных задач». Следовательно, и при обучении русскому языку необходимо развивать теоретическое мышление и рефлексию. Стратегию современного обучения русскому языку в этой системе определяют как направленность на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления и языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге и в целом к знаниям. Формирование определенных знаний, умений, навыков выступает в качестве побочного результата: грамотность есть не самоцель, а необходимый (но недостаточный) атрибут развитой личности. При такой стратегии естественным подходом оказывается субъектный подход, при котором ребенок является активным исследователем, полноправным участником педагогического общения и «творцом» своей жизни. Это, в свою очередь, означает, что обучение должно стать продуктивным, творческим процессом, избавиться от репродуктивного и традиционного принципа «делай, как я». Все обучение рассматривается как учебная деятельность, т.е. создание таких условий, при которых у школьника развивается способность к самоизменению, к целенаправленному воздействию на ситуацию и изменению ее для удовлетворения своих потребностей. Принятая стратегия определяет и тактику, т.е. систему приемов подачи содержания школьного курса «Русский язык», установленного программой, государственным н региональными стандартами. В свою очередь тактика детерминирует структуру уроков. Обычно выделяют четыре этапа подготовки и проведения урока (для учителя): осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности; составление плана урока; реализация на практике намеченного плана; итоговая самооценка урока. Заметим, что в условиях РО особенно важна ориентировка в предметном содержании. Насыщенность учебников лингвистической теорией ставит перед учителем дополнительные задачи: * установить основные понятия и их трактовку разными лингвистическими школами; * выяснить значимость данного понятия для речевой деятельности ребенка: * определить адекватную детскому речевому опыту трактовку понятия; * подготовить материал для постановки учебных задач с учетом языковом компетенции учеников и специфики их речевого опыта; * оценить представленный в учебнике материал с точки зрения соответствия, во-первых, выбранной трактовке основных понятий, во-вторых - детскому речевому опыту. Выводы из вышесказанного:
Метод моделирования на уроках русского языка (лингвистическое моделирование). Моделирование в обучении имеет два аспекта: как способ познания, которым должны овладеть учащиеся, и как одно из основных учебных действий в системе учебной деятельности. Для РО существенны оба аспекта, поскольку моделирование как способ познания - характеристика научно-теоретического мышления, способность «воспринимать действительность посредством особых специфических объектов, сконструированных в историческом процессе развития науки, - моделей реальных явлений и процессов». Моделирование как учебное действие важно для любой технологии обучения, так как представляет один из способов свертывания информации, выделения существенных и абстрагирования от несущественных свойств объекта. В рамках каждого из учебных предметов моделирование имеет свою специфику. Определим специфику лингвистического моделирования: 1. В лингвистике разработаны модели всех языковых единиц и основных отношений между ними, модели коммуникации, модели порождения речи. 2. Моделирование языковой системы отработано в рамках структурализма, одного из направлений языкознания. Примером структуралистской модели является синтаксическая схема предложения. 3. Моделирование коммуникации - предмет такого направления лингвистики, как прагматика. В качестве одной из моделей выступает речевой акт - высказывание в рамках определенной ситуации общения, произнесенное с определенным намерением и направленное на воздействие на собеседника. 4. Моделированием процессов порождения и восприятия речи занимается психолингвистика. Для школьного курса русского языка актуальны прежде всего структуралистские модели. Модель слога представляет его как последовательность гласных и согласных: СГ (ма, ге и т.п.), СГС (мас, ген и т.п.). Модель слова - это совокупность морфем:— (походка). Модель значения слова - совокупность сем: прямое родство, третье поколение, женский род (бабушка). Модель предложения состоит из структурной схемы и ее грамматической характеристики: Nnom + Vf + Nacc (существительное в именительном падеже + глагол в спрягаемой форме + существительное в винительном падеже: Папа читает газету; Кошка гоняет мышку). Методистами разработаны модель фонетического слова (представлена в букварике как последовательность твердых/мягких и глухих/звонких согласных и соответствующих гласных) и модель орфографического слова, представляющая слово как сочетание сильных и слабых позиции (примером служит «письмо с окошечками). Для чего служат модели? Как уже говорилось, для свертывания информации, для укрупнения единицы принятия решения. Свертывание информации необходимо для оптимизации ее запоминания, хранения и последующего использования. Укрупнение единицы принятия решения возможно только на основе свертывания информации, это позволяет переходить к освоению более сложных закономерностей. Моделирование как учебное действие направлено на формирование умственных операций, необходимых для освоения правил построения и использования моделей в процессе научно-теоретического мышления. В ходе использовании моделирования в учебной деятельности нецелесообразно предлагать Д.еТЯМ МоДеЛЬ в готовом виде. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Модель не обладает внешним сходством с реальным объектом, поскольку призвана отражать не внешние, а существенные его стороны. Однако известны учебные модели, намеренно включающие внешние признаки предмета. Часто это бывает целесообразно, поскольку учитывает особенности детской психологии; правда, термин «модель» в данном случае лучше брать в кавычки. Естественным вводом модели в учебную деятельность будет ее совместное построение и обсуждение. Соотношение наглядности и моделирования в обучении. Процесс познания по Ушинскому состоит из двух основных ступеней: -чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира (образование четкого и ясного представления о предметах и явлениях),
Вспомним, что мы знаем о моделях и моделировании. Модель и моделирование – не одно и то же. Термин «модель» происходит от латинского слова «modulus», что означает «мера», «образ», «способ». Одно из определений модели дано В.А.Штофором: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая и материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте». Отличительными чертами моделей является то, что они динамичны и опредмечивают содержание объекта. При этом следует помнить, что модель всегда является лишь отображением оригинала, и строится с тем расчетом, чтобы охватить только такие свойства оригинала, которые существенны в данной ситуации и являются объектом изучения. Модель, полностью воспроизводящая оригинал, перестает быть моделью. (В математике) В качестве моделей могут выступать схематизированные и знаковые. Схематизированные в свою очередь делятся на вещественные (предметные) и графические. Вещественные модели обеспечивают физическое действие с предметами: палочками, пуговицами, полосками бумаги и т.д. К этому виду моделей относят и мысленное воссоздание реальной ситуации, описанной в задаче. Графическими моделями являются: рисунок, условный рисунок, чертеж, схематичный чертеж (схема). К знаковым моделям относят краткую запись, таблицы. Не любая краткая запись, рисунок и чертеж, выполненные для данной задачи, являются ее моделями. Модель должна отражать все объекты задачи (данные и искомые) и все связи и отношения между ними, указывать требования (вопрос). !! Словесные модели! Создание какой модели проще для детей: знаковой (наглядной) или словесной? Отличие моделей и схем, не несущих существенных признаков и отношений. Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта или прототипа. Моделирование – это процесс построения моделей, а также изучения на них соответствующих явлений, процессов, систем объектов (оригиналов). Он заключается в том, что для исследования какого-либо явления или объекта выбирается или строится другой объект (модель), в каком-то отношении подобный исследуемому. Построенный или выбранный объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результаты решения этих задач переносят на первоначальное явление или объект. Вопросы для обсуждения на семинаре: Что мы знаем о месте моделирования в структуре урока ПЗ? А о месте анализа (существенных условий и отношений) как части действия моделирования? Формы работы? Что такое учебная дискуссия? Что мы знаем о структуре отдельного урока моделирования? О структуре урока преобразования модели? Об этапе преобразования модели в структуре урока ПЗ? Этап рефлексии по содержанию семинара: Мали «Урок – лингвистическое исследование». Сравнить с РО, проанализировать структуру урока по тексту. |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Лингвистическая теория коммуникации» Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка и общего языкознания,... | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | ||
В. В. Дубовик теория и история русского языка В. В. Теория и история русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 1 курса направления 032700.... | Урок русского языка во 2 классе. Тема: «корень слова. Однокоренные слова» Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме, будем учиться находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные... | ||
Научно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе» Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: функциональный анализ, теория дифференциальных уравнений, теория управления,... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700. 68 Филология (программа... | Конспект открытого урока русского языка в 8 классе Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение... | Реферат Отчет 563 с., 2 тома., 45 рис., 34 табл., 35 источников, 9 прил Ключевые слова: звуковой корпус русского языка, грамматика речи, многоуровневая лингвистическая разметка, спонтанная речь, фонетика,... | ||
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | Рабочая программа по русскому языку пояснительная записка Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия... | ||
Департамента образования города москвы открытый урок русского языка... Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Патопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед... Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка» | ||
Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для поступающих... «Филология»; особенности внедрения компетентностного подхода; специфика использования информационно-компьютерных технологий в преподавании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вот урок русского языка. Чему вас учат на этом уроке? (грамотно писать, применяя правила). Как вы постигаете правила русского языка?... |