В. В. Дубовик теория и история русского языка





НазваниеВ. В. Дубовик теория и история русского языка
страница1/5
Дата публикации21.12.2014
Размер0.6 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5






РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт филологии и журналистики

Кафедра общего языкознания

В.В. Дубовик
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов 1 курса направления 032700.68 Филология

(Магистерская программа «Русский язык как иностранный»)

Форма обучения - очная

Тюменский государственный университет

2013

Дубовик В.В. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для магистров 1 курса направления 032700.68 Филология. Магистерская программа «Русский язык как иностранный», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 47 стр.
УМК соответствует требованиям ФГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с планами практических занятий, вопросами к зачету, темами рефератов, контрольных работ, ролевых игр, презентаций и списками основной и дополнительной литературы.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и история русского языка [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В.Лабунец, заведующий кафедрой

общего языкознания

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Дубовик В.В, 2013.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К дисциплине «теория и история русского языка»

Требования ФГОС ВПО к содержанию курса

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 032700 Филология являются языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная и письменная коммуникация.

Магистр по направлению подготовки 032700 Филология готовится к различным видам профессиональной деятельности, в том числе к научно-исследовательской в научных и научно-педагогических учреждениях; прикладной в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности; к проектной деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях.

В рамках настоящей дисциплины магистр по направлению подготовки 032700 Филология подготавливается к решению следующих профессиональных задач.

Научно-исследовательская деятельность:

самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований;

самостоятельное исследование системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах;

изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;

квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

Педагогическая деятельность:

квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;

проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам.

Прикладная деятельность:

квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом.

Проектная деятельность:

разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью.

Организационно-управленческая деятельность:

организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;

организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и других материалов;

организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов.

Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация (степень) «Магистр»).
1.1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание курса «Теория и история русского языка» соответствует основным Государственным образовательным стандартам, разработанным для студентов филологических факультетов по направлению «Русский язык как иностранный», магистратура.

Дисциплина «Теория и история русского языка» входит в число дисциплин по выбору профессионального цикла, изучаемых магистрами очного отделения в первом семестре на первом курсе. Курс «Теория и история русского языка» является одним из основных в системе дисциплин историко-лингвистического цикла.

Цель курса - проследить историю развития живого народно-разговорного языка на всем его протяжении, обобщая результаты изменений на всех уровнях языковой системы.

Задачи университетского курса теории и истории языка:

- сформировать знания о закономерностях развития живого русского языка на всех доступных этапах его истории;

- углубить представления о культурно-исторической обусловленности языковых преобразований, о принципах истории языка в его функциональном движении;

- выработать историческое видение современных лингвистических процессов, позволяющее осмыслить явления современного русского языка сквозь призму диахронических тенденций.
Курс «Теория и история русского языка» ведется в течение первого семестра на первом курсе.

1.2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ
Курс «Теория и история русского языка», относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла дисциплин. Филологическое ознакомление с курсом «Теория и история русского языка» является важным компонентом общелингвистической и славистической подготовки магистра, обогащает представление о славянском языковом родстве и о месте русского языка среди других славянских языков.

Необходимыми для постижения предмета курса «Теория и история русского языка» являются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов Введение в языкознание, Классические языки (старославянский язык), Современный русский язык, Современные славянские языки.
1.3.Компетенции выпускника ООП МАГИСТРАТУРЫ, формируемые в результате освоения данной дисциплины.

Общекультурные компетенции
ОК-1: Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень.
ОК- 2: Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.
ОК- 5: Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Профессиональные компетенции
Общепрофессиональные компетенции
ПК- 1: Способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования.
ПК- 2: Способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии.
Компетенции по видам деятельности:
научно-исследовательская деятельность
ПК-4: Способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований.
ПК- 5: Владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов.
педагогическая деятельность
ПК- 8: Владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний.
Карта компетенций. Теория и история русского языка


Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практ.)

Оценочн. средства (тесты, твор.

работы, проекты и др.)

Минимальный

Базовый

Повышенный







ОК-1

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Знает основы историко-культурного развития человека и человечества; основные закономерности взаимодействия человека и общества; понятия и термины современной филологической науки; методы научного исследования.

Имеет общее представление об основах историко-культурного развития человека и человечества.

Имеет представление об основных закономерностях взаимодействия человека и общества. Знает основные понятия и термины современной филологической науки.

Имеет общее понимание основ историко-культурного развития человека и человечества. Умеет оперировать понятиями и терминами современной филологической науки.

Знает основы историко-культурного развития человека и человечества. Знает основные закономерности взаимодействия человека и общества. Знает понятия и термины современной филологической науки. Знает методы научного исследования.

СРС

Презентация, доклад

Умеет анализировать основные научные и социально значимые проблемы; демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру; ставить и решать задачи во всех сферах общения; управлять процессом информационного обмена в различных коммуникативных средах; обобщать и систематизировать научную информацию; самостоятельно находить новые пути и методы исследования; проводить логический, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных и художественно значимых филологических проблем.

Умеет ставить и решать задачи в некоторых сферах общения. Умеет демонстрировать в речевом общении личную культуру.


Умеет анализировать научные и социально-значимые проблемы. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию.

Умеет анализировать основные научные и социально-значимые проблемы. Умеет демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру. Умеет ставить и решать задачи во всех сферах общения. Умеет управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Умеет самостоятельно находить новые методы исследования. Умеет проводить логичный, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных и художественно значимых филологических проблем.

СРС

Презентация, доклад

Владеет технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний; методами познания предметно-практической деятельности человека; навыками сбора, обработки и анализа информации; методологией научных исследований в профессиональной области.

Владеет основными методами научного исследования.

Владеет основными методами сбора, обработки и анализа информации. Владеет методологией научного исследования в профессиональной области. Владеет технологиями приобретения и использования социальных и филологических знаний.

Владеет технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний. Владеет методами познания предметно-практической деятельности человека. Владеет навыками сбора, обработки и анализа информации и методологией научных исследований в профессиональной области.

СРС

Презентация, доклад

ОК-2


способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Знает философско-методологические основы науки; содержание современной исследовательской парадигмы; современные научные и образовательные стратегии; актуальные исследовательские методики.


Имеет общее представление о философско-методологических основах филологической науки, ориентируется в тенденциях современной исследовательской парадигмы.

Имеет объемное представление о философско-методологических основах филологической науки, знает ключевые тенденции современной исследовательской парадигмы, знаком с современными научными и образовательными стратегиями, умеет охарактеризовать актуальные исследовательские методики.

Имеет глубокие знания по философским основам гуманитарной методологии, хорошо знает современную исследовательскую парадигму и ориентируется в актуальных тенденциях науки, имеет объемное представление о новых методах в контексте российских и зарубежных научно-образовательных стратегий.

Лекции,

СРС

Участие в дискуссиях,

презентации

Умеет определять актуальные гуманитарные ценности; ориентироваться в тенденциях теоретико-методологического мышления; выявлять и сопоставлять дискурсивные практики; применять новые методы анализа актуальных культурно-исторических смыслов; применять компаративный подход к современной научно-образовательной ситуации.

Умеет назвать особенности современной образовательной ситуации и обозначить актуальные методические практики.

Умеет обозначить современные дискурсивные практики и соотнести новые художественные феномены с новыми исследовательскими методами.

Умеет выявлять и сопоставлять дискурсивные практики, применять новые методы анализа, проводить компаративное исследование на уровне ряда разноплановых объектов.

Лекции,

СРС

Участие в дискуссиях,

презентации

Владеет навыками исследования и оценки актуальных процессов в гуманитарном мышлении; современной научно-методологической терминологией; навыками применения методологических теорий к современной научно-образовательной ситуации; навыками компаративного анализа изучаемых объектов; актуальными исследовательскими методиками.

Владеет основными терминами, приемами компаративного анализа на уровне двух объектов, имеет навык применения одного из новых методов к анализу художественного текста.

Владеет основной терминологией в области методов и навыками применения компаративного подхода на уровне нескольких объектов.

Свободно владеет современной теоретико-методологической терминологией и несколькими исследовательскими методиками, имеет устойчивые навыки применения актуальных методологических концепций к анализу современных филологических реалий. Способен творчески переосмыслить сложившуюся традицию и предложить новую методологическую идею.

Лекции,

СРС

Участие в дискуссиях,

презентации

ОК-5

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

Знает новые информационные технологии; пути освоения новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, с помощью информационных технологий; способы применения на практике новых умений с помощью информационных технологий.

Имеет общие представления о работе с помощью информационных технологий.

Имеет общее понимание принципов профессиональной работы с помощью информационных технологий. Знает специфику профессиональной деятельности с помощью информационных технологий.

Имеет глубокие знания о профессиональной работе с помощью информационных технологий.

Практические занятия, СРС

Письменные работы, рефераты, участие в дискуссиях

Умеет самостоятельно приобретать новые знания в области компаративистики с помощью информационных технологий; самостоятельно приобретать знания в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности с помощью информационных технологий; использовать в практической деятельности новые знания и умения в области компаративистики с помощью информационных технологий; использовать в практической деятельности новые знания и умения в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, с помощью информационных технологий.

Умеет самостоятельно приобретать знания в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, с помощью информационных технологий; использовать в практической деятельности новые знания и умения в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности с помощью информационных технологий.


Умеет самостоятельно приобретать знания по компаративистике и в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности с помощью информационных технологий; целенаправленно использовать в практической деятельности новые знания и умения в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности с помощью информационных технологий.

Умеет самостоятельно решать проблемы по приобретению знания по компаративистике и в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности с помощью информационных технологий; целенаправленно использовать в практической деятельности новые знания и умения в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности с помощью информационных технологий.

Практические занятия, СРС

Письменные работы, рефераты, участие в дискуссиях

Владеет современными информационными технологиями; навыками самостоятельно приобретать новые знания в области компаративистики с помощью информационных технологий; навыками самостоятельно приобретать знания в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности; методами применения в практической деятельности новых знаний и умений в области компаративистики с помощью информационных технологий; методами использования в практической деятельности новых знаний и умений в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности с помощью информационных технологий; способностью к профессиональной работе с использованием информационных технологий.

Владеет начальными навыками профессиональной деятельности с помощью информационных технологий.

Владеет основными навыками профессиональной деятельности с помощью информационных технологий.

Владеет устойчивыми навыками использования информационных технологий в исследованиях по компаративистике и в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Практические занятия, СРС

Письменные работы, рефераты, участие в дискуссиях

ПК-1

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования

Знает методы исследования современных концепций в области филологии; основы методологии научного познания пространства и времени; возможность использования междисциплинарных научных связей для выделения мировоззренческих и филологических проблем; основные понятия и термины современной филологической науки; структуру и перспективы развития филологии как области знаний; важнейшие филологические зарубежные (и отечественные) научные школы.

Знает основные термины и понятия современной филологической науки. Имеет общее представление о методах исследования в области филологии.

Знает методы исследования современных концепций в области филологии. Знает важнейшие филологические научные школы.

Знает методы исследования современных концепций в области филологии. Знает основы методологии научного познания пространства и времени. Знает возможность использования междисциплинарных научных связей для выделения мировоззренческих и филологических проблем. Знает основные понятия и термины современной филологической науки. Знает структуру и перспективы развития филологии как области знаний. Знает важнейшие филологические зарубежные (и отечественные) научные школы.

СРС

Письменные работы, рефераты

Умеет самостоятельно выделять основные методологические проблемы филологического исследования; анализировать лингвистические проблемы при решении определенных задач; готовить публикации, проводить презентации по избранной научной проблеме; использовать программные средства, ресурсы Интернет (современную вычислительную технику) в научно-исследовательской работе; выдвигать самостоятельные гипотезы, обобщать, систематизировать научную информацию; исследовать художественные тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного категориального анализа.

Умеет анализировать художественный текст. Умеет проводить сопоставительный анализ.

Умеет самостоятельно выделять основные методологические проблемы филологического исследования. Умеет анализировать лингвистические проблемы при решении определенных задач. Умеет проводить презентации и готовить публикации по научным проблемам.

Умеет самостоятельно выделять основные методологические проблемы филологического исследования. Умеет анализировать лингвистические проблемы при решении определенных задач. Умеет готовить публикации, проводить презентации по избранной научной проблеме. Умеет использовать программные средства, ресурсы Интернет (современную вычислительную технику) в научно-исследовательской работе. Умеет выдвигать самостоятельные гипотезы, обобщать, систематизировать научную информацию. Умеет исследовать художественные тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного категориального анализа.

СРС

Письменные работы, рефераты
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. В. Дубовик теория и история русского языка iconЛингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе....
В любой системе обучения школь­ное преподавание русского языка пре­следует три главные цели
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconПрограмма дисциплины «История русского литературного языка»
Программа дисциплины «История русского литературного языка» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconПатопсихология: Теория и практика: Учеб пособие для студ высш пед...
Открытое заседание мо учителей русского языка «Взаимосвязь уроков географии, природоведения, русского языка»
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русского литертаурного языка»
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры русского языка, протокол № от 2013...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
Лабунец Н. В., Ушакова А. П. История русского языка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 45....
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconПрограмма обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка «7»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 24. 00. 01 – Теория и история культуры разработана в соответствии...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconД. Е. Эртнер теория и история изучаемых языков
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Теория и история стран изучаемого языка:...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconОтдел научной работы центра экологии русского языка
Пгпу им. В. Г. Белинского Центр экологии русского языка провел 1-ю Всероссийскую научную конференцию «Экология русского языка»
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconПрограмма дисциплины Теория и практика русского литературного языка:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
В. В. Дубовик теория и история русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск