Ломоносовские чтения





Скачать 211.5 Kb.
НазваниеЛомоносовские чтения
Дата публикации17.07.2013
Размер211.5 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Литература > Вопрос


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №5 г. Конаково

ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
МОЖНО ЛИ ПОБЕДИТЬ ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ?
Вид работы - исследовательская работа

Раздел – лингвистика


Выполнила Коренькова Дарья,

ученица 9б класса МБОУ №5 г. Конаково.

Руководитель Чабанюк Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №5 г. Конаково.
г. Конаково, 2012

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………... 3

2. Основная часть

2.1. Изучение проблемы сквернословия учёными-лингвистами ………..….5

2.2. Результаты анкетирования и наблюдения причин употребления ненормативной лексики……………………………………………………………...7

2.3. История возникновение сквернословия в русском языке……………....8

2.4. Психология нецензурных выражений……………..………………..….10

2.5. Последние научные открытия о влиянии сквернословия на здоровье человека …………………………………………………………………...…. 13

3.Выводы ……………………………………………………………………...….15

4.Список литературы …………………………………………………………….17

5. Приложение …………………………………………………………………...18

1. Введение

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что неотъемлемой частью нашей речи является сквернословие. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. Но после уроков мы слышим, как говорят наши сверстники и взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, наполненную нецензурной бранью. Особенно часто ненормативную лексику можно услышать в среде подростков. Она настолько стала частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни замечаний. Бранные слова упрощают выражение эмоций, являются связкой между словами в предложении. Сегодня как никогда русская речь насыщена словесными суррогатами и матерной бранью. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам все чаще пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата. Поэтому мы и решили заняться исследованием причин возникновения и «живучести» сквернословия в нашей речи.

Актуальность этой проблемы ни у кого не вызывает сомнения. Нам интересно узнать, возможна ли русская речь без сквернословия? Есть ли пути решения этой проблемы или действительно «мы не материмся, мы разговариваем на мате»?

Поэтому целью нашего исследования является изучение причин употребления и популярности нецензурных слов в речи и возможности решения этой проблемы.

Перед началом исследования выдвинем гипотезу: в основе популярности бранных слов лежит, во-первых, отсутствие цензуры в кинематографе, на телевидении, в печати, что влечёт за собой снижение общего культурного уровня, и, как следствие, популяризацию бранных слов в обществе.

Для решения цели и подтверждения гипотезы намечены задачи исследования:

- выяснить лексическое значение слова «сквернословие», определить круг синонимов и близкородственных слов;

- изучить научные труды учёных-лингвистов, занимающихся исследованием данной проблемы;

- выяснить путём анкетирования и наблюдения причины употребления ненормативной лексики людьми разного возраста и социального положения;

- сопоставить различные точки зрения на историю возникновение сквернословия в русском языке;

- изучить психологию нецензурной брани;

- изучить последние научные открытия в области генетики о влиянии сквернословия на здоровье человека;

- определить, какие мероприятия помогут ограничить использование сквернословия и повысить культуру речи.

В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-ресурсам, к специальной литературе, посвящённой изучению данной проблемы; наблюдали за речью окружающих нас людей, речью участников телевизионных передач и киногероев культового фильма; проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.

Методами нашего исследования являются изучение научной литературы и Интернет-ресурсов по теме, анкетирование, наблюдение, анализ, сопоставление, оформление результатов.

2. Основная часть

2.1. Изучение проблемы сквернословия учёными-лингвистами

Прежде чем говорить об изучении данного явления, необходимо определиться с лексическим значением слова «сквернословие». Для начала обратимся к «Толковому словарю» Ожегова [4].Согласно этому словарю, «сквернословие - речь, наполненная скверными, непристойными словами». В «Православном словаре» написано, что «сквернословие - это использование в разговоре ругательных, грязных и грубых слов, один из самых распространенных грехов среди неверующих: человек верующий, привыкший к молитвенному общению с Богом и знающий, что Бог слышит все, что мы говорим, и ведает все наши мысли, не может оскорбить мерзким словом слух Господа или Богородицы» Согласно же «Словарю синонимов» сквернословие можно заменить такими словами: «мат», «неприличные слова», «крепкие выражения», «похабщина», «ругань», «ненормативная лексика», «бранные слова», «срамословие», «мат», «ругательства», «нецензурные выражения».

Современный лингвист В.Д. Девкин[1] даёт такое определение сквернословию: «Слова и выражения сексуально-фекальной отнесённости или язык с применением этих слов».

Изучение сквернословия в русской лингвистике долгое время было под запретом, хотя этого вопроса касался ещё В.И. Даль, собравший «заветные» и непристойные пословицы и поговорки в отдельный том. Современные лингвисты сходятся во мнении, что мат в России существовал всегда. М.М. Маковский[3], например, пытался осмыслить русский мат через посредство далѐких, пусть и родственных, европейских (неславянских) языков. По данным М.М. Маковского, основная фаза матерного ругательства возникла ещѐ в праславянскую эпоху и имеет индоевропейские корни. Е.А. Попова [5] указывает, что автор «Повести временных лет», описывая языческие обряды радимичей, вятичей и северян, упоминает «срамословие» как черту языческого поведения.

Все учёные, обращавшие внимание в своих исследованиях на природу мата, единодушно признавали, что он — неотъемлемый компонент общения. Поэтому мат изучался и изучается с учетом его социальной и этической функции современными философами и лингвистами: Б.Л.Боруховым, В.И. Жельвисом, Е.А. Поповой, К.Ф. Седовым, М.Н. Эпштейном, В.И. Шаховским и др. Даже М.М. Бахтин в «Эстетике словесного творчества» затронул проблему социального и этического значения бранных слов и выражений. Громкой и вызвавшей широкий общественный резонанс была защита докторской диссертации В.И. Жельвиса, который пытался установить истоки мата на материале около 17 различных языков [2].Его книга «Поле брани» выдержала два издания: таков был запрос общества.

Сквернословие стало настолько общеупотребительным, что учёные даже начали усиленно его фиксировать в специальных словарях, как будто опасаясь, что он вот-вот исчезнет. Но наблюдения за практикой современного общения показывают, что он не только никуда не исчезнет, но, наоборот, расширяется по своему составу и по сферам своего употребления. Он проник даже в детскую среду, в язык детей детсадовского возраста. А поскольку словари зачастую воспринимаются не только в качестве изданий, имеющих регистрирующую функцию, но и как нормативные издания с предписывающей функцией, то получается, что они автоматически являются для многих пользователей языка своеобразным руководством к действию. Заметным явлением среди этой литературы является «Антология русского мата».

2.2. Результаты анкетирования и наблюдения причин употребления ненормативной лексики

С целью выявления причин употребления ненормативной лексики в речи, а также для того чтобы выяснить отношение к этому явлению, был проведён опрос 50 учащихся 8-10 классов и 10 преподавателей. Им была предложена анкета «Сквернословие в моей жизни» (см. Приложение 1).

В ходе данного опроса было выяснено:

1) 60% считают, что люди употребляют в своей речи бранные слова, потому что злятся или чувствуют гнев или ненависть, а также в моменты радости, т.е. в моменты эмоционального потрясения. Около 35% опрошенных считают, что люди используют ругательства, потому что не умеют выразить свои мысли. И только 5 % на первый вопрос затрудняются ответить.

2) На второй вопрос 98 % ответили, что употребляют в своей речи ругательства. И только 2 % ответили, что не используют ругательства.

3) На третий вопрос 70 % ответили, что часто произносят ругательства, 28 % ответили, что редко и только 2 % ответили, что не используют вообще.

4) 98 % опрошенных ответили, что почти всегда они произносят бранные слова, когда злятся или когда слишком удивлены. 100 % опрошенных ответили, что это плохо. 90 % опрошенных чувствуют негодование и некоторую злость, когда при них ругаются матом, 10 % ответили, что им всё равно.

5) На вопрос «От кого вы чаще всего слышите бранные слова» 50% ответили, что от взрослых, 30% - в любимых кинофильмах, 20% - по телевидению,

6) Как выяснилось, все 100 % опрошенных не хотят, что бы их дети использовали в своей речи ругательства. Также выяснилось, что и юноши и девушки одинаково часто употребляют брань.

Чтобы как можно точнее определить насколько глубоко сквернословие проникло в нашу жизнь, мы решили посмотреть культовый фильм «Три метра над уровнем неба» (режиссёр Фернандо Гонзалез Молина, 2010) и ток -шоу «Пусть говорят». В ходе просмотра фильма нами было насчитано около 100 ругательств и слов заменяющих их. В ходе просмотра ток - шоу «Пусть говорят» из 2000 произнесённых слов - около 300 слов – ругательства и слова, их заменяющие.

Таким образом, входе опроса и наблюдения было выяснено, во-первых, что сквернословие глубоко укоренилось в повседневной речи людей разного возраста и социального положения, во-вторых, что бранная речь перестает восприниматься как нечто запретное и постыдное и всё чаще звучит с телеэкрана.


2.3. История возникновение сквернословия в русском языке

Многие исследователи задаются вопросом о том, откуда взялось сквернословие и к какой лексике оно относится: исконно русской или заимствованной.

По одной из версий, сторонниками которой являются В.И. Жельвис, М.М. Маковский, В.И. Шаховский, корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой.

Епископ Варнава (Беляев), поддерживая эту версию, считает, что «срамословие — наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама. Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани».

Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Ругаться в доме нельзя – бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же можно было человеку выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле! Отсюда и пошло выражение «поле брани».

По другой версии, которую активно отстаивает Е.А. Попова, именно благодаря нападению в 1342 году хана Батыя на Руси и появился мат. И именно за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно. Что интересно, в странах, которых постигла та же участь, почти так же и ругаются. Фактически синонимы произносимых в русском языке матерных слов встречают свое отражение и в польском языке, и в венгерском - уж столь далеком языке финно-угорской группы, а отнюдь не славянской группы языков. После монгол ругались все.

Интересна точка зрения происхождения сквернословия священника Павла Гумерова, изложенная в книге «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г: «Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов».

Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля».

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

2.4. Психология нецензурных выражений

Сейчас происходит стихийная легализация мата. В качестве основных причин широкой распространѐнности матерной лексики В.Д. Девкин называет следующие: утилитарность, удобство, доступность, простоту, отвлечѐнность, активность и нормативную гибкость.

Мат в России так широко распространился и стал настолько общеупотребительным (армия, общественный транспорт, госучреждения, школы, вузы, семья и другие сферы коммуникации, включая медиальные), что даже телевидение, которое само является его медиальным распространителем и пропагандистом (через фильмы, спектакли, прямые эфиры и т.п.), вынуждено было обсудить эту проблему с представителями общественности в специальной программе «НТВшники: Россия без мата» (22.10.2010).

По мнению лингвистов, в нашей стране в последние годы сквернословие приняло поистине угрожающие размеры, стало национальным бедствием; матерятся взрослые и дети, мужчины и женщины. Мат как вербальный, так и невербальный, распространился по всей социальной вертикали: от высших чиновников до младенцев; из фольклора переполз на сцену и ТВ-экраны («Дом-2»; современные фестивали юморины с юморесками, если не озвучивающими мат, то прямо намекающими на него). Зрители переполненных залов с радостными и восхищѐнными лицами приветствуют такие шутки, а значит, они получают от них эмоциональное и эстетическое удовольствие. Видимо, есть что-то в мате привлекательное, потому он для многих неистребим и востребован.

Статистика мата всѐ возрастает. Это подтверждает как практика жизни, так и специальные исследования. В речи молодѐжи едва ли не через слово – матерные вставки, которые задевают уши старшего поколения, но пролетают мимо ушей людей молодого. Получается, что над культурой речевого общения преобладает молодѐжная субкультура. Культура раздробилась на субкультуры, и мат стал доминировать. Для людей старшего поколения самым страшным является то, что сквернословие ещё больше разобщает поколения, с этим трудно примириться, но изменить положение дел сложно, ибо молодѐжь получает ориентиры из СМИ, современного искусства, литературы и других источников. В том, что мы наблюдаем сейчас в распространении мата, проявляется живодействующая связь языка и культуры.

Сквернословие прямо связанно с психическим состоянием человека. Изначально мат был предназначен для оскорбления как замена физического нанесения боли. С давних пор мат стал защитным механизмом психики во время драки: «…тот дикарь, который первым на свете обругал своего соплеменника вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым заложил основы нашей цивилизации» (кочующая цитата).

С одной стороны, мат имеет ряд положительных моментов: психологическая разрядка: облегчение в экстремальных ситуациях, состояниях безысходности, отчаяния, при сильных болях, раздражении, в стрессовых ситуациях злости и ненависти (многие из этих моментов были причинами употребления мата изначально). Некоторые лингвисты называют эту функцию ещё и регулятивной, так как использование мата служит сбросу переизбытка психической энергии, то есть «канализации» эмоций. В литературе приводится такой пример: советские солдаты на стенах Рейхстага выразили очень бурно свои эмоции матом. Некоторые из них были такого содержания, что «пьяный матрос в портовом кабаке покраснел бы до корней волос». В этой конкретной эмоциональной ситуации мат выполнял терапевтическую функцию, так как заканчивался очищающимся эффектом для солдат-победителей.

Мат - удобное средство обобщения лингвистической недостаточности и средство сокрытия языковой ущербности говорящего: когда попросту не хватает слов, их заменяют матом. Мат удобен, так как диапозон его значений практически неограничен для выражения личных эмоциональных смыслов (существуют матерные синонимы к нейтральным общеупотребительным литературным словам, что и отражено в специальных толковых словарях).

Но с другой стороны, бранные выражения оскорбительны, грубы, вульгарны, а значит, неэтичны, нетактичны, некорректны, неприличны, т.е неэкологичны, по крайней мере, для адресата или наблюдателя. Кроме этого, они несут отрицательную энергетику и являются стимулом для проявления негативных реакций: психических, вербальных, невербальных. Среди отрицательных функций мата долгое время одной из самых сильных была функция проклятия, которая сегодня уже почти стёрлась.

По наблюдениям М.Н. Эпштейна [8], зачастую мат становится неощутимым в своѐм неприличии, просто способом разговора. Он приводит такой пример: вокруг Успенского собора толпятся стайки молодых девушек и людей, и каждое второе слово – мат. Это даже не сквернословие, они так просто общаются между собой. Так же теперь общаются школьники, студенты и взрослые люди разных специальностей и образованности как между собой, так и в общественных местах.

В то же время В.И.Шаховский [7] отмечает противоположную тенденцию – разрушение собственного экспрессивного потенциала мата и объясняет потерю изначальной функции мата – функции выражения эмоций и оскорбления – его экспансивностью и безнаказанностью. Например, слова, обозначающие сакральные мужские и женские органы, все чаще употребляются молодѐжью не в актуальном эмоциональном, а в безразличном, вялом, циничном контексте. В связи с этим данные слова утратили даже ту страстность бранного посыла, которая в них когда-то подразумевалась. Широкая распространѐнность мата приводит к тому, что он и не оскорбляет, и не выражает никаких эмоций, никаких нейтральных синонимов не заменяет, а становится нормативным средством общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в наше время мат используется:

- для повышения эмоциональности речи;

- для эмоциональной разрядки;

- для оскорбления, унижения адресата речи;

- для демонстрации агрессии;

- для демонстрации отсутствия страха;

- для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;

- для демонстрации принадлежности к «своим».

Но тем не менее сквернословие изначально связано с эмоциями человека, поэтому это животрепещущая проблема для нового направления лингвистики, связывающего валеологию, экологию и лингвистику в новую отрасль языкознания – эмотивную лингвоэкологию (Шаховский, 2009).
2.5. Последние научные открытия

о влиянии сквернословия на здоровье человека

То, что сквернословие – безусловное зло, с которым необходимо бороться, понятно всем. Но то, что веками принималось на веру, в XX веке получило научное подтверждение.

Несколько лет назад японский учёный Масару Эмото сделал поразительное открытие. Оказалось, что замороженная вода при размораживании образует кристаллы, форму которых можно наблюдать под микроскопом. Вид этих кристаллов, в зависимости от информации, с которой соприкасалась вода, в том числе и произносимых перед ней слов, разительно меняется от безобразной, например, от слов «дурак» и «дьявол» до удивительно красивых от слов «любовь» и «признательность». Другими словами, вода является хранителем и носителем информации, меняющей ее свойства. Речь идёт о структурно-информационных свойствах воды — способности воспринимать, запоминать и передавать информацию. Учёный сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Известно, что человек состоит более чем из 75% воды. Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что слова, произносимые человеком, изменяют структуру воды, выстраивая молекулы ее в сложные цепочки, меняя их свойства, а, следовательно, меняя генетический код наследственности. При упорном, плохом воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует различным заболеваниям и сокращает тем самым срок жизни. И, наоборот, при воздействии хороших слов, улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Другой ученый — доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.

Учёные Российской Академии Наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесённое слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.

Таким образом, еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Доктор биологических наук, академик Пётр Петрович Гаряев говорит: «Надо помнить, что любое произнесённое слово — волновая генетическая программа, которая влияет на живой организм».И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

Выводы
Очевидно, что замалчивать проблему сквернословия становится всё более и более опасным. Она требует внимания широкой общественности и специалистов в областях юриспруденции, лингвистики, социологии, культурологии и др. Все эти институты и науки должны объединиться и объяснить своему народу вредоносность мата для его здоровья, ментальности, культуры и экономики. А поэтому необходимо что-то делать.

Сигналом чего является сквернословие? Оно отражение уже изменённого сознания, речевой культуры, нравственности. Мат стал потребностью, и в этом плане он может быть сравним с наркотиком. Как и от наркотика, от использования мата некоторые люди получают удовольствие. Можно говорить не только о потребности в мате, но и о зависимости от него. Так же как и наркотик, мат разрушает личность, отменяет прежние ценности, требует ещё, ещё и ещё.

Поскольку воспроизводимость матерных выражений всё учащается и активизируется, вовлекая всё новые слои, социальные группы населения, проблема «что делать с матом?» становится объектом изучения социолингвистики, лингвокультурологии и лингвоэкологии. Для специалистов-филологов всё более очевидным становится тот факт, что такая активность мата ведёт к экоциду, т.е. к убийству духа народа, который и есть его язык.

В связи с этим необходима специальная программа по борьбе с матом, скорее всего, национального масштаба, под эгидой Министерства образования и науки, Министерства культуры и Министерства юстиции, которая позволила бы разработать правовые основы стратегий общения без мата.

Одной из задач этой программы должна стать разработка методики воспитания у человека внутренней цензуры и развитие самоконтроля, сообразности эмоционального состояния условиям общения. Следовательно, воспитание и образование граждан страны как общегосударственная задача должно включать воспитание эмоционального интеллекта граждан, ибо без эмоций не существует никакого общения (Шаховский, 2009). А учить управлять ими нужно наравне с обучением правилам речевой культуры, чтобы язык использовался по назначению - как средство возвышения человека, а не как средство его унижения (Шаховский, 2009). В связи с этой программой возникнет новое направление науки – лингвоинженерия, т.к. по этой программе будут нужны не столько лингвохирурги, сколько создатели – инженеры, реконструирующие новый (старый) Великий Русский Язык.
Мат необходимо удалить от ушей детей. И первым шагом на пути создания такой Национальной программы можно считать подписанный 29 декабря 2010 года президентом РФ Д.А. Медведевым закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

К сожалению, запреты проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Ведь любая хозяйка не выльет ведро помоев посреди комнаты, но разве сквернословие не является теми же помоями? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.

В Америке появился новый фильтр против сквернословия. Устройство позволяет заглушать непристойные слова в телепередачах. Во многих городах России начали проводить специальные акции: «Мир без сквернословия». Студенты пишут конкурсные сочинения на тему «Мир без сквернословия — твой рецепт». Проводятся научно-практические семинары студентов и преподавателей вузов, где обсуждаются вопросы причины «бранной эпидемии» и способы искоренения сквернословия в нашем обществе.

Чтобы избавиться от бранных слов и выражений, психолингвисты дают несколько действенных советов:

- начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает;

- наказывайте себя штрафом за каждое сказанное скверное слово в виде приседаний или ограничений в сладком;

- - читайте больше – это обогатит ваш словарный запас;

- создайте аудиоархив. Записывайте себя на диктофон, а потом внимательно прослушивайте монолог.

Хочется верить, что подобные мероприятия помогут возродить любовь к родному языку.
Используемая литература
1. В.Д. Девкин Эстетический аспект. Сниженность/ Школа В.Д. Девкина. Описание разговорной речи: проблемы и перспективы/ сост. И.П. Амзаракова, В.А. Савченко; под ред. И.П. Амзараковой- 2-е изд., перераб. И доп. – Акабан: изд.-во ГОУ ВПО «Хакасский ГУ им. Н.Ф. Катанова», 2010.

2. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира / Худож. Д. Шимилис. - М.: Ладомир, 1997. - 330 с.

3. Маковский М.М. Русский мат // Филологические записки. - Воронеж, 1996. - Выпуск 7. - С. 143-145.

4. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Русское сквернословие. Краткий, но выразительный словарь. – М.: Олма Медиа групп, 2010.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Изд. «Азъ», 1992

6. Попова Е.А. О сквернословии // Русская речь. - 2009. - № 1. - С. 48-52.

7. Шаховский В.И. Унижение языком. Контекст коммуникативного пространства России // Стратегия России. - 2009. - № 12 (72). - С. 51-57.

8. Эпштейн М.Н. Мат — язык тех, кто ничего не может // Огонёк. - 14.12.2009. - № 31 (5109). - С. 43-44.
Интернет-ресурсы

http://www.realisti.ru

http://www.skvernoslovie.narod.ru

http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost

dic.akademic.ru


Приложение 1




Анкета «Сквернословие в моей жизни»

Класс_______ «___» Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ____________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________

4. В каких ситуациях это происходит? ________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _______________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? __________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? __________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ломоносовские чтения iconПрограмма окружной междисциплинарной олимпиады «Ломоносовские чтения»
Для дошкольников и учащихся 1х-5х классов олимпиада проводится 18 ноября 2014 года с 1000 в мкоу «Гимназия №25» по адресу г. Ревда...
Ломоносовские чтения iconКонференция проводится в два этапа. Первый этап в образовательных...
Областной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова («Ломоносовские чтения»)
Ломоносовские чтения icon1 Научно практическая конференция является образовательным событием,...
Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок проведения научно – практической конференции «Ломоносовские чтения» далее –...
Ломоносовские чтения iconСодержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных...
Понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения
Ломоносовские чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего...
Ломоносовские чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие навыка чтения в третьем классе предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения, увеличение скорости (беглое...
Ломоносовские чтения iconУрок-мастерская : Аппликация Тема: "ломоносовские мозаики"
Цель: расширять знания детей о многообразии таланта М. В. Ломоносова, вызвать активный интерес, эмоциональный отклик на художественные...
Ломоносовские чтения iconУчебник по литературе и особенности работы с ним. Проверка пра-вильности,...
Плановых классных сочинений 3, домашних сочинений 5, практическая работа 1, уроков внеклассного чтения 4, уроков проверки техники...
Ломоносовские чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Расширить знания о творчестве Н. Носова; продолжить работу над развитием техники чтения учащихся; работа над умением находить...
Ломоносовские чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мцыри; выработка навыков работы с опорой лексикой, навыков комментированного чтения, чтения наизусть, привитие навыков чтения наизусть...
Ломоносовские чтения iconИнтернет-ресурсы для детского чтения
Интернет, а также обсуждать пользу или вред делового чтения и особенности восприятия ребенком электронного текста. Мы лишь попытаемся...
Ломоносовские чтения iconПоложение об организации и проведении Кирилло-Мефодиевских чтений
Кирилло-Мефодиевские чтения (далее-Чтения) проводятся ежегодно в целях популяризации православной культуры и приурочены празднованию...
Ломоносовские чтения iconАдреса Интернет-ресурсов для детского чтения
Интернет, а также обсуждать пользу или вред делового чтения и особенности восприятия ребенком электронного текста. Мы лишь попытаемся...
Ломоносовские чтения iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии...
Ломоносовские чтения iconИгра Что? Где?
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова
Ломоносовские чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Драгунского; формировать и развивать навык чтения; овладевать приемами чтения вслух и про себя, включая приемы выразительного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск