Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка





НазваниеМетодика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка
страница1/5
Дата публикации19.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5
Методика преподавания русского языка в средней школе.
Предмет и задачи методики преподавания русского языка.

  1. Общее понятие методики.

МПРЯз. – одна из педагогических наук.

Она:

  1. изучает процессы обучения школьников русскому языку;

  2. опирается на педагогику, психологию, лингвистику и др. науки, связанные с языком;

  3. обеспечивает систему обучения языку, которая соответствует современной теории языкознания о сущности языка и его социальных функций.

  1. Предмет методики.

Процесс обучения русскому языку включает в себя:

  1. содержание обучения

  2. деятельность учителя по отбору и подаче материала, по организации учебного труда школьников, по их развитию, выявлению их знаний и умений.

  3. Деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний.

  1. Задачи методики.

  1. Зачем учить? (определение целей урока)

  2. Чему учить? (определить содержание обучения)

  3. Как учить? (т.е. разработать (применить) методы и приемы обучения)

  4. Как контролировать усвоенные (изученные) знания? (умение определить критерии оценки и использовать правильные методы контроля).


Связь методики преподавания с другими науками.
Методическая система обучения русскому языку.

Частями, составляющими обучение русскому языку являются следующие компоненты:

  1. Цель обучения

  2. Содержание обучения

  3. Принципы, методы и приемы обучения

  4. Средства обучения

  5. Организационные формы обучения

Организационные формы обучения.

Традиционно выделяются:

-классные занятия – уроки

-факультативные занятия (углубленное изучение)

-внеклассная работа (кружки, дом. занятия с коррекцией)

Основной организационной формой является урок.

Классификация уроков.

  1. По психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля

    • Урок изучения нового

    • Урок закрепления ЗУН

    • Повторительно-обобщающий урок

    • Комбинированный урок

    • Контрольные уроки (диктанты, тестирование, сам. работы)

    • Уроки анализа письменных работ

  1. По ведущим методам обучения

  • Урок – лекция

  • Урок – исследования

  • Урок-семинар

  • Урок – практикум

  • Урок-зачёт

III.классификация уроков развития речи:

  • Урок подготовки и проведения изложения

  • Урок подготовки и проведения сочинения

  • Урок - коммуникации


Схемы конспектов уроков разных типов.

Урок повторения и обобщения изученного.

Цель: повторить и систематизировать полученные знания.

Этап урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент

(цель: мотивировать учащихся на учебные действия для подготовки к к/р)
2. Подготовка к обобщению изученных правил и понятий.
3. Основная часть (цель: выявление всех изученных понятий, повторение правил)
4. Выполнение практической работы.

5. Самостоятельная работа учащихся.
6.Итог урока
7. Д/з


Организуется проблемная беседа.


Проверяется д/з при помощи различных приемов (разбор, выборочное чтение с объяснением, взаимопроверка и т.д.).


Повторение проходит в форме беседы с учащимися, повторение формулировок, алгоритмов для применения всех правил.

Составляются обобщающие таблицы, схемы, выполняются упражнения на отработку умений и навыков по теме.

Учащимся даются индивидуальные задания (варианты, карточки), которые выполняются учащимися, а учитель проверяет и оценивает.

Еще раз повторяются формулировки, выделяются существенные признаки.

Сочинения, составления текстов с употреблением тех понятий, которые изучались в данной теме (грамматическое задание). Оговаривается тема и объем заданий.



Комбинированный урок.

Этот урок предполагает изучение небольшого по объему и несложной по содержанию темы, поэтому его структура включает в себя все 3 названные типы уроков: объяснения нового материала, его закрепление и повторительно-обобщающую работу.
Урок – лекция.

Цель: выработать умение конспектировать на слух (конструировать материал)

Этап урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент (цель: мотивация к аудированию)

2.Чтение лекции.

3.Итог урока.
4.Д/з

Учитель ставит перед учащимися цель, мотивации, т.е. научиться слушать, выделять главное в речи лектора и кратко записывать.

Учитель излагает материал частями, а каждая смысловая часть завершается выводом, который записывается учащимися. Сначала работа ведется под диктовку, но затем доля руководства в конспектировании уменьшается, вплоть до полной самостоятельности. Желательно, чтобы лекция сопровождается средствами зрительной наглядности (схемы, таблицы, компьютерные презентации).

Краткая устная беседа, из которой учитель выясняет на сколько точно законспектирована лекция.

Изучить конспект, подготовиться к его пересказу на следующем уроке.


Урок – семинар.

Цель:

  1. привести в систему изученный (изучаемый) материал по определенной теме;

  2. формировать навыки самоконтроля;

  3. обучать навыкам устной речи.

  • Класс делится на несколько групп – у каждой своя тема.

  • Время на подготовку – 2-3недели.

  • Можно использовать интересные факты, дополнительный материал.

  • Готовится и учитель.




Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент
2.Вступительное слово учителя

(цель: дать установку на эффективную коммуникацию – общение)
3.Доклады учащихся (цель: развивать ораторские умения и умения воспринимать устную речь)
4.Рецензирование.
5.Итог урока.

Выяснить цель семинара, обсуждение плана докладов, очередность выступлений.
Дается обобщенная информация по теме. Учитель дает критерии оценки доклада.

Могут быть назначены рецензенты др. групп.

Читаются и выслушиваются доклады.

Остальные учащиеся кратко записывают доклад. После каждого выступления вопросы (уточнение, разъяснение), оценивается речь выступающего (ясность, эмоциональность, правильность, чистота).
Обсуждение.

Дается оценка выступавшим.
Формирование конструктивного вывода по семинару.

Заключительное слово учителя, подводятся итоги, анализ подготовившихся учащихся к уроку. Оценивание каждого выступающего. Отмечается активность/пассивность.

Урок-практикум.

Цель: формировать и совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые навыки.

Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент

2.Проверка д/з (цель: организация опроса учащихся для выяснения сформированности знаний по теме).

3.Тренировка в усвоении орфографических, пунктуационных и др. навыков.


4.Тренировка речевых умений и навыков учащихся (цель: закрепить навык находить и использовать изучаемые понятия в тексте).
5.Контрольный диктант (по теме)

(цель: проверить сформированность умений и навыков).
6.Задание на дом (цель: научиться выделять задачу)

Постановка цели урока.

Создается мотивация к тренировочной деятельности по изучаемой теме и перечисляются те умения, которые необходимы для успешного усвоения темы.
Проверка знаний теории по данной теме разными приемами (путем фронтального опроса, индивидуального опроса, письменных заданий, аналогичных домашним, у доски, на месте с последующей проверкой; выборочное чтение и объяснение выполненного д/з; выставляются оценки и комментируются.
Проводится в ходе выполнения разнообразных упражнений (диктанты – объяснительные, предупредительные, творческие….; упражнения по учебнику с творческими заданиями, на списывание с пропуском букв и знаков препинания, составление таблиц и схем.

Работа оценивается.
Предполагаются различные творческие задания (анализ отрывка текста с целью обнаружения изученных понятий и правил; составление собственных мини-текстов с изученными понятиями орфографическими и пунктуационными). Работа проверяется и оценивается.

Выбирается небольшой диктант с изученными понятиями, диктуется и проверяется.

Составление собственных диктантов или упражнений по изученной теме.



Урок – диктант.

Цель: научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.

Чтобы научить детей переводить звучащую речь в письменную необходимо понимать, что эта деятельность состоит из следующих умений:

  • умение держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм;

  • умение услышать «ловушки», т.е. ошибка, опасные места (орфограммы и пунктограммы);

  • умение опознать и проверить орфограмму или пунктограмму;

  • вспомнить графическое обозначение нужной буквы (начало предложения, обозначение абзаца, Ъ или Ь);

  • осуществлять самоконтроль за письмом.

Подготовка учителя к диктанту:

  • правильно подобрать текст;

  • разбить предложения на синтагмы, удобные для чтения и записи;

  • потренироваться в диктовке;

  • продумать, какой материал можно записать на доске (имена собственные, географические названия, отдельные слова, неизученные детьми);

  • часто в диктантах есть грамматическое задание (по морфологии и (или) синтаксису), дается по вариантам.




Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент

(цель: дать установку на предстоящую работу).
2.Диктовка

(цель: приучить правильно вести себя во время диктовки).
3.Самопроверка (цель: научить видеть ошибки).
4.Выполнение грамматических заданий (цель: закрепление знания по изученной теме).
5.Итог урока (цель: научить самоконтролю).

Дать психологическую установку на самостоятельную работу.

  1. текст читается полностью, неторопливо, внятно;

  2. читается предложение целиком – дети не пишут;

  3. учитель диктует по синтагмам (1 раз).

Учитель читает текст еще раз, между предложениями делаются паузы, дети перечитывают еще раз.

Для грамматического задания выбирается материал из текста, делится на варианты.

Самопроверка контрольного задания и всего текста.


Урок анализа письменных работ.

Цель: формировать умение проверять и исправлять ошибки.


Этапы урока

Характеристика учебных действий

1.Орг. момент (цель: установка на самопроверку).
2.Демонстрация действий по исправлению ошибок.

3.Самостоятельная работа учащихся (цель: тренировать умение находить ошибки, вспомнив правило, исправлять).
4.Итог урока (цель: обобщить работу учащихся)

Создается ситуация, при которой дети определяют цель – научиться исправлять ошибки в письменной работе.

Коллективная работа: учитель предъявляет типичные ошибки, показывает как оформить исправления.

Учащиеся вспоминают правила на допущенные ошибки.
Учащиеся исправляют собственные конкретные ошибки, исправленные учителем (работа аналогична с работой над типичными ошибками).

Учитель подводит итог работы предупреждения ошибок.

История возникновения и развития

методики преподавания русского языка.

Собственно учебный предмет с привычным названием «русский язык» в школе появился только в начале XX века. В русской школе с концаXVIII века, т.е. в период, к которому можно отнести появление методики, складывался курс грамматики и логики теории словесности и риторики.

Первым национальным методическим пособием была книга, которая называлась «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Это пособие соединило риторику и словесность. Далее вопросами преподавания русского языка занимались: Тредиаковский, Сперанский. Это были авторы, внесшие свой вклад в развитие филологии на рубеже XVIII-XIX вв.

Филология (фил – любовь, логос – учение) – любовь к языку) объединяет всё, что относится к языку (литература).

В состав филологических дисциплин включены: всеобщая грамматика, грамматика отдельных языков, логика, риторика.

Такая система была похожа на греко-латинскую средневековую систему, на так называемый тривиум, который включает в себя грамматику, логику и риторику. Учащиеся изучали греческий и латинский язык. Грамматика рассматривалась как предмет очень важный, т.к. формировал мыслительный аппарат ученика (как и логика).

В начале XIX века стали издаваться учебные пособия (грамматика), а также методические руководства к ним. Авторы этих пособий и учебников: Никольский, Борн, Левитский, Якоб и др.)

В 20-30 гг. XIX века проходит становление национальной русской системы языковой дидактики, которая сопровождается разложением тривиума на 2 части: грамматика и теория словесности.

В 1830-1840 гг. появляются руководства: «Русская грамматика» А.Х. Востокова, «Частная риторика» Кошанского, которые составляют цельную систему национального русского литературного языка. В этот период жил и творил А.С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка.

Постепенно риторика отделяется от поэтики, т.е. поэтика превращается и становится основой для будущего учебного предмета – литературы.

К началу XX века появляются и формируются 2 самостоятельных предмета – русский язык и литература.

В первые годы советской власти проводится реформа школы. Появляются новые программы (1918-1922 гг.). В них был очерчен примерный круг ЗУН для учащихся, а учителям давалась возможность самостоятельно определять объем и отчасти содержание курса русского языка. Практические навыки преобладали над теоретическими знаниями.

Позже появляются обновленные программы по русскому языку: 1933-1934 гг., 1958-1961 гг., 1967-1970 гг.,90-е годы – новые программы.

К началу 90-х годов в стране произошли большие изменения. Во времена перестройки в школе появились разные обновленные программы. Получают распространение программы развивающего обучения, связанные с усилением психо-физиологической стороны в отборе содержания (Занков, Давыдов, Репкин, Граник, Бабайцева, Панова – возвышали научный подход).

Развивающее направление, учитывающее достижения современной лингвистики и методики развития русского языка

- Лекант, Разумовская.

Общим для всех новых программ является то, что круг лингвистических понятий и правил практически неизмененные, однако методический подход разнится и определяется целями и ценностями их авторов. Учителя получили возможность выбора программы.

В эти же годы РАО совместно с министерством образования разрабатывает и издает стандарты, определившие тот обязательный минимум сведений по русскому языку, который независимо от программы, по которой работает учитель, должен быть освоен учащимися.

В настоящее время наиболее распространенными являются 3 программы, действующие сегодня в школе:

  1. под редакцией Шанского Н.Н. (традиционная) – Ладыженская, Баранов, Григорян, Тростенцова, Кулибаба и др. 5 -11 кл.;

  2. под редакцией Разумовской и Леканта – Львов В.В., Львова С.И., Капинос, Соловейчик М.С. и др.;

  3. под редакцией Бабайцевой В.В. – Лидман-Орлова, Пименова, Пичугов, Еремеева, Купалова и др.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconМетодические рекомендации «Использование в методике преподавания...
Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, д. 19, тел. (8-813-61) 99 – 385
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconИрины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели преподавания русского языка в школе изучение русского языка и обучение русской речи, предполагающее и её совершенство. Эти цели...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconБалыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного...
Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconПрограмма ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района
Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы»
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconФормирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов...
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconПрограмма обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной...
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconНаименование застройщика
Научные направления, реализуемые на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconМурманской области
Научные направления, реализуемые на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка iconПодробная информация
Научные направления, реализуемые на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск