Скачать 0.51 Mb.
|
Методика преподавания русского языка в средней школе. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.
МПРЯз. – одна из педагогических наук. Она:
Процесс обучения русскому языку включает в себя:
Связь методики преподавания с другими науками. Методическая система обучения русскому языку. Частями, составляющими обучение русскому языку являются следующие компоненты:
Организационные формы обучения. Традиционно выделяются: -классные занятия – уроки -факультативные занятия (углубленное изучение) -внеклассная работа (кружки, дом. занятия с коррекцией) Основной организационной формой является урок. Классификация уроков.
III.классификация уроков развития речи:
Схемы конспектов уроков разных типов. Урок повторения и обобщения изученного. Цель: повторить и систематизировать полученные знания.
Комбинированный урок. Этот урок предполагает изучение небольшого по объему и несложной по содержанию темы, поэтому его структура включает в себя все 3 названные типы уроков: объяснения нового материала, его закрепление и повторительно-обобщающую работу. Урок – лекция. Цель: выработать умение конспектировать на слух (конструировать материал)
Урок – семинар. Цель:
Урок-практикум. Цель: формировать и совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые навыки.
Урок – диктант. Цель: научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам. Чтобы научить детей переводить звучащую речь в письменную необходимо понимать, что эта деятельность состоит из следующих умений:
Подготовка учителя к диктанту:
Урок анализа письменных работ. Цель: формировать умение проверять и исправлять ошибки.
История возникновения и развития методики преподавания русского языка. Собственно учебный предмет с привычным названием «русский язык» в школе появился только в начале XX века. В русской школе с концаXVIII века, т.е. в период, к которому можно отнести появление методики, складывался курс грамматики и логики теории словесности и риторики. Первым национальным методическим пособием была книга, которая называлась «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова. Это пособие соединило риторику и словесность. Далее вопросами преподавания русского языка занимались: Тредиаковский, Сперанский. Это были авторы, внесшие свой вклад в развитие филологии на рубеже XVIII-XIX вв. Филология (фил – любовь, логос – учение) – любовь к языку) объединяет всё, что относится к языку (литература). В состав филологических дисциплин включены: всеобщая грамматика, грамматика отдельных языков, логика, риторика. Такая система была похожа на греко-латинскую средневековую систему, на так называемый тривиум, который включает в себя грамматику, логику и риторику. Учащиеся изучали греческий и латинский язык. Грамматика рассматривалась как предмет очень важный, т.к. формировал мыслительный аппарат ученика (как и логика). В начале XIX века стали издаваться учебные пособия (грамматика), а также методические руководства к ним. Авторы этих пособий и учебников: Никольский, Борн, Левитский, Якоб и др.) В 20-30 гг. XIX века проходит становление национальной русской системы языковой дидактики, которая сопровождается разложением тривиума на 2 части: грамматика и теория словесности. В 1830-1840 гг. появляются руководства: «Русская грамматика» А.Х. Востокова, «Частная риторика» Кошанского, которые составляют цельную систему национального русского литературного языка. В этот период жил и творил А.С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка. Постепенно риторика отделяется от поэтики, т.е. поэтика превращается и становится основой для будущего учебного предмета – литературы. К началу XX века появляются и формируются 2 самостоятельных предмета – русский язык и литература. В первые годы советской власти проводится реформа школы. Появляются новые программы (1918-1922 гг.). В них был очерчен примерный круг ЗУН для учащихся, а учителям давалась возможность самостоятельно определять объем и отчасти содержание курса русского языка. Практические навыки преобладали над теоретическими знаниями. Позже появляются обновленные программы по русскому языку: 1933-1934 гг., 1958-1961 гг., 1967-1970 гг.,90-е годы – новые программы. К началу 90-х годов в стране произошли большие изменения. Во времена перестройки в школе появились разные обновленные программы. Получают распространение программы развивающего обучения, связанные с усилением психо-физиологической стороны в отборе содержания (Занков, Давыдов, Репкин, Граник, Бабайцева, Панова – возвышали научный подход). Развивающее направление, учитывающее достижения современной лингвистики и методики развития русского языка - Лекант, Разумовская. Общим для всех новых программ является то, что круг лингвистических понятий и правил практически неизмененные, однако методический подход разнится и определяется целями и ценностями их авторов. Учителя получили возможность выбора программы. В эти же годы РАО совместно с министерством образования разрабатывает и издает стандарты, определившие тот обязательный минимум сведений по русскому языку, который независимо от программы, по которой работает учитель, должен быть освоен учащимися. В настоящее время наиболее распространенными являются 3 программы, действующие сегодня в школе:
|
Вопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения... Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические).... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Методические рекомендации «Использование в методике преподавания... Ленинградская область, Тосненский район, п. Ушаки, д. 19, тел. (8-813-61) 99 – 385 | Ирины Александровны «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка» Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к егэ. Одним из направлений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели преподавания русского языка в школе изучение русского языка и обучение русской речи, предполагающее и её совершенство. Эти цели... | Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного... Издание подготовлено при содействии Федеральной целевой программы «Русский язык» Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка... | ||
Программа ммо учителей русского языка и литературы Серпуховского муниципального района Тема: «Инновационные технологии и методики преподавания русского языка и литературы» | Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся-билингвов... Работа выполнена на кафедре русского языка и методики преподавания гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Назарова Р. З. – декан факультета иностранных языков и лингводидактики, к ф н., профессор кафедры английского языка и методики его... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений... Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка... Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое... | Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку Это специальные цели его преподавания. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной... | Наименование застройщика Научные направления, реализуемые на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах | ||
Мурманской области Научные направления, реализуемые на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах | Подробная информация Научные направления, реализуемые на кафедре русского языка и методики его преподавания в начальных классах |