Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения





НазваниеТемы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения
страница1/3
Дата публикации19.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

___________________
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия

имени С.М.Кирова

ПОЭЗИЯ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Материалы к семинарским

занятиям

Санкт-Петербург

2008
Рассмотрено и рекомендовано к изданию

кафедрой русского языка и педагогики

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академией

23 ноября 2006 г.

С о с т а в и т е л ь
доцент И.И.Середнякова

Отв. редактор
кандидат филологических наук, доцент

Н.Н.Сперанская

Р е ц е н з е н т
кандидат филологических наук, доцент

Г.А.Пименова


Данная работа является переизданием (исправленным и дополнен-

ным) материалов к семинарским занятиям по элективному курсу «Серебряный век русской поэзии», вышедших в 1998г.

Материалы рассчитаны на проведение 9 семинарских занятий.

Данная работа знакомит учащихся с творчеством наиболее выдающихся поэтов Серебряного века. Разработка к каждому семинару включает текстовый материал, а также задания, направленные на осмысление поэтического наследия поэтов Серебряного века.

В издание включены темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы.

Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения.




ВВЕДЕНИЕ




СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ



Период развития русской литературы конца Х1Х – начала ХХ в. получил название Серебряный век русской литературы (в отличие от Пушкинского, Золотого века).

Границы этого периода - примерные – 90-е годы Х1Х – 20-е годы ХХ века. Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму и

объявившие о создании нового искусства, получили общее наименование модернистов. Модернистскими принято называть прежде всего три литературных течения, заявившие о себе в период с 1890 по 1917 год.

Это СИМВОЛИЗМ, АКМЕИЗМ и ФУТУРИЗМ.

СИМВОЛИЗМ – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России.

Основоположник – Д.С.Мережковский, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В 1893 году вышла книга с таким же названием. В книге Мережковского были провозглашены три основных элемента «нового искусства»:

1) мистическое содержание

2) символизация

3) «расширение художественной впечатлительности»

Социальные и гражданские темы сменились у символистов декларациями относительности всех ценностей и утверждением индивидуализма как главной ценности.

По времени формирования и по особенностям мировоззрения принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.

«СТАРШИЕ СИМВОЛИСТЫ» (дебютировали в 1890 году):

В.Брюсов, К.Бальмонт,

Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, И.Анненский и др.

«МЛАДОСИМВОЛИСТЫ» (1900 годы): А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов и др. Младосимволисты мечтали о достижении гармонического единства человека с мировым целым и видели в литературе средство пересоздания, преобразования жизни. В своем творчестве опирались на религиозно-мистическую философию Вл.Соловьева, в основе которой лежала идея двоемирия и Души мира. Земному миру противопоставлялся высший вечный мир.

АКМЕИЗМ – в 1911г. в Петербурге под руководством Н.С.Гумилева организована литературная группа «Цех поэтов», в которую входили А.А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, Г.Адамович, Г.Иванов и др. В переводе с греческого языка «акмэ» обозначает расцвет, высшая степень. Новое направление принимало земной мир и бытие не как отражение миров иных, а как истинную реальность, ценную саму по себе. Вместо символа слову возвращалось его реальное название.

ФУТУРИЗМ. Направление сформировалось к 1910 году. Разделилось на несколько группировок:

- кубофутуристы – Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский,

А.Крученых, В.Каменский, Б.Лившиц;

-эгофутуристы - И.Северянин, Г.Иванов, К.Олимпов.

-группа «Центрифуга» - Б.Пастернак, Н.Асеев и др.

Футуристы категорично выступали против культурных традиций прошлого и современного им искусства. Ориентировались прежде всего на слово как первооснову творчества.

С Е М И Н А Р 1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
1

* * *
«Христос воскрес» поют во храме;

Но грустно мне…душа молчит:

Мир полон кровью и слезами,

И этот гимн пред алтарями

Так оскорбительно звучит.

Когда б Он был меж нас и видел,

Чего достиг наш славный век,

Как брата брат возненавидел,

Как опозорен человек,

И если здесь, в блестящем храме,

«Христос воскрес» Он услыхал,

Какими б горькими слезами

Перед толпой Он зарыдал!

……………………………..

1887

2

* * *
Ангелы опальные

Светлые, печальные,

Блески погребальные

Тающих свечей.

Грустные, безбольные,

Звоны колокольные,

Отзвуки невольные,

Отсветы лучей.

Взоры полусонные,

Нежные, влюбленные,

Дымкой окаймленные,

Тонкие черты, -

То мои несмелые,

То воздушно-белые,

Сладко-онемелые,

Легкие цветы.

Чувственно-неясные,

Девственно-прекрасные,

В страстности бесстрастные

Тайные слова.

Шорох приближения,

Радость отражения,

Нежный грех внушения,

Дышащий едва.

Зыбкие и странные,

Вкрадчиво-туманные

В смелости нежданные

Проблески огня, -

То мечты, что встретятся

С теми, кем отметятся,

И опять засветятся

Эхом для меня!

3

К Д. Бальмонту
Вечно вольный, вечно юный,

Ты как ветер, как волна,

Речь твоя поет как струны,

Входит в души как весна.
Веет ветер быстролетный,

И кругом дрожат цветы,

Он ласкает, безотчетный,

Все вокруг – таков и ты!
Ты как звезды – близок к небу.

Да, ты – избранный, поэт!

Дара высшего не требуй!

Дара высшего и нет.
«Высшим знаком ты отмечен»,

Чти свою святыню сам

Будь покоен, будь беспечен,

Будь подобен облакам.
Все равно, куда их двинет

Ветер, веющий кругом.

Пусть туман как град застынет,

Пусть обрушится дождем.

-----------------------------------

Ты сильней нас! Будь поэтом,

Верь мгновенью и мечте.

Стой, своим овеян светом,

Где-то там, на высоте.
Тщетны дерзкие усилья,

Нам к тебе не досягнуть!

Ты же, вдруг расправив крылья,

В небесах направишь путь.
1902

4

Мгновение
Сквозь окно светится небо высокое,

Вечернее небо, тихое, ясное.

Плачет от счастья сердце мое одинокое,

Радо оно, что небо такое прекрасное.
Горит тихий, предночный свет,

От света исходит радость моя.

И в мире теперь никого нет.

В мире только Бог, Небо и я.
1898


5

Ноябрь
Сонет
Как тускло пурпурное пламя,

Как мертвы желтые утра!

Как сеть ветвей в оконной раме

Все та ж сегодня, что вчера.
Одна утеха, что местами

Налет белил и серебра

Мягчит пушистыми чертами

Работу тонкую пера…
В тумане солнце, как в неволе…

Скорей бы сани, сумрак, поле,

Следить круженье облаков, -

Да, упиваясь медным свистом,

В безбрежной зыбкости снегов

Скользить по линиям волнистым…


6

Принимаю
О, весна без конца и без краю!

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!
Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов…
И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем Бога

На холодных и сжатых губах…
Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами – хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя.

За мученья, за гибель – я знаю -

Все равно: принимаю тебя!
1907

7

* * *
Аддис-Абеба, город роз.

На берегу ручьев прозрачных,

Небесный див тебя принес,

Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим

Хранит обет любви неясной.

Мы все склоняемся пред ним,

А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,

Отравы полный и обманов,

В садах высоких сикомор,

Аллеях сумрачных платанов.

8

Царскосельская статуя
Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной…

Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно обнаженной.

9

Ахматовой
Вполоборота, о, печаль!

На равнодушных поглядела.

Спадая с плеч, окаменела

Ложно-классическая шаль.
Зловещий голос – горький хмель –

Души расковывает недра:

Так – негодующая Федра –

Стояла некогда Рашель.
10

Прощание
В авто,

последний франк разменяв.

- в котором часу на Марсель? –

Париж бежит, провожая меня,

во всей невозможной красе.

Подступай к глазам,

разлуки жижа,

сердце мне сентиментальностью

расквась!

Я хотел бы жить и

умереть в Париже,

если б не было такой земли –

Москва.
1925

11

Клуб дам
Я в комфортабельной карете,

на эллипсических рессорах,

люблю заехать в златополдень

на чашку чая в жено-клуб,

Где вкусно сплетничают дамы

о светских дрязгах и о ссорах,

Где глупый вправе слыть не глупым

но умный непременно глуп…
О фешенебельные темы!

От вас тоска моя развеется!

Трепещут губы иронично,

как земляничное желе…

- Индейцы – точно ананасы,

и ананасы – как индейцы…

острит креолка, вспоминая

об экзотической земле.
Градоначальница зевает,

облокотясь на пианино,

И смотрит в окна, где

истомно бредет хмелеющий Июль.

Вдруг золотеет паутина,

как символ ленных пленов сплина,

И я, сравнив себя со всеми,

люблю клуб дам

не потому ль?...
1912
12

Рядовые люди
Я презираю спокойно, грустно

светло и строго

Людей бездарных: отсталых,

плоских, темно-прямых.

Моя дорога – не их дорога.

Мои кумиры – не в людных храмах.

Я не желаю ни зла, ни горя

всем этим людям, -

Я равнодушен; порой прощаю,

порой жалею.

Моя дорога лежит

безлюдьем.

Моя пустыня, - дворца светлее.
За что любить их, таких

мне чуждых?

За что убить их?!

Они так жалки, так примитивны

и так бесцветны.

Идите мимо в своих событьях, -

Я безвопросен: вы безответны.
Не знаю скверных, не знаю

подлых,

все люди правы;

Не понимают они друг друга, -

их доля злая.

Мои услады – для них отравы.

Я презираю, благословляя…
1911

Задание 1. Прочитайте стихотворения и определите, к какому литературному направлению – символизму, акмеизму или футуризму – они относятся.

Аргументируйте ваш ответ. Постарайтесь назвать авторов прочитанных стихотворений.
Задание 2. Вспомните историю возникновения символизма и назовите основоположника этого литературного направления.
Задание 3. Назовите известных вам поэтов-символистов.
Задание 4. Назовите основные черты поэтики символизма. Покажите их на примере анализа одного из стихотворений.

Задание 5. Скажите, есть ли среди приведенных стихотворения, создан-ные младосимволистами? Что нового внесли младосимволисты в поэтику символизма?
Задание 6. Ответьте на вопросы:

1. Что означает слово «акмеизм»?

2. Чем отличается акмеизм от символизма?

Покажите это на анализе какого-либо стихотворения.
Задание 7. Вспомните, что вам известно о футуристах. Какие задачи ставили перед собой поэты-футуристы?

Список рекомендуемой литературы

1. Русские поэты «Серебряного века»: Сб. соч. в 2 т. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

2. Серебряный век. Петербургская поэзия концв ХIХ – нач. ХХ вв. – Л.: Лениздат, 1991.

3. Гумилев Н.С. Собр. Соч. в 4 т. / Под ред. Проф. Г.П.Струве и Б.А.Филиппова. Вступит. Статья Г.П.Струве. – М.: Терра, 1991

4. «Серебряный век русской поэзии»: Сб.ст.Л., 1982.

5. Серебряный век. Приложение к журналу «Ренессанс». – Киев, 1994.

6. Поварцов С. Траектория падения. О литературно-эстетических концепциях Мережковского // Вопросы литературы. 1980. №11.

СЕМИНАР 2
ПОЭЗИЯ СИМВОЛИСТОВ

1

* * *

Природа с красоты своей

Покрова снять не позволяет.

И ты машинами не вынудишь у ней,

Чего твой дух не угадает.
1872

Владимир Соловьев

2

* * *

Милый друг, иль ты не видишь

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?
1892

Владимир Соловьев
3

Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первым прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.
1896

Валерий Брюсов

4
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по специальности 030501 (021100) Юриспруденция Красноярск 2006
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета очно-заочной и заочной форм обучения. Наряду с темами...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история удмуртской литературы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики Удгу очной и заочной форм обучения, содержит планы,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей: 080109...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconВопросы к зачету
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconВопросы по истории и философии науки
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconВведение Спор, дискуссия, полемика
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconРабочая программа дисциплины деловое общение
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconТема: искусство спора план
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconПри выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconКультура речи учителя музыки. Малышева Марина Васильевна
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconВсе эти умения определяют коммуникативную компетентность обучающихся
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconПояснительная записка умк учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconВ. А. Федченко кандидат педагогических наук защита боксера государственное...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconКлейн Л. С. Норманизм – антинорманизм: конец дискусии редакция 35...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения icon1 Введение в логистику
Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы...
Темы рефератов для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы. Пособие содержит задания и рекомендации для студентов заочной формы обучения iconМетодические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм...
Характеристика курса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск