Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа





Скачать 61.93 Kb.
НазваниеНаправление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа
Дата публикации02.01.2015
Размер61.93 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Направление: «050300 Филологическое образование»

Магистерская программа: «Образ Москвы и России в западноевропейской литературе»

Форма обучения: очная

Курс:

Семестр:

Количество часов на дисциплину:

Количество аудиторных часов на дисциплину:

из них лекций –
Цель дисциплины: в рамках расширения профессиональной компетентности магистра освоить одну из существенных констант западного интеллектуального поля, касающуюся концепций восприятия особого пути развития России на протяжении трех последних столетий.
Задачи дисциплины:

  • расширение и углубление сферы компетентности в сопредельных культурологическом, историографическом полях и области художественного слова в вопросе о «русской идее» на Западе;

  • усвоение стадиальности динамики процесса освоения Западом культурно-интеллектуального поля России и тенденций его репрезентации в литературе;

  • формирование концептуального подхода к анализу текстов, касающихся восприятия образа Москвы и России в западной художественной словесности;

  • расширение базы для собственной научно-исследовательской деятельности и определение актуальности перспектив дальнейшей работы в этом направлении.



Принципы отбора содержания и организации учебного материала



Курс «Образ Москвы и России в западноевропейской литературе», входящий в федеральный компонент магистерского образования, предлагает освоение материала, расширяющего общефилологическую базу студента. Работа с художественными текстами, касающимися образа Москвы и России, в значительной мере детализирует представления обучающихся об историко-литературных параллелях периода Новой и новейшей истории и дополняет уже имеющиеся знания об интеркультурном пространстве России и Запада. Знакомство с материалом в стадиально-поступательном аспекте нацелено на формирование у студентов навыков литературно-культурологического анализа в синхронном срезе, а также умения выявлять типичность и своеобразие авторской репрезентации образа Москвы и России в художественном произведении.

Текущая аттестация



Самостоятельная работа студентов предполагает освоение рекомендованной литературы по основному и дополнительному спискам, выполнение тестовых заданий по прослушанному лекционному курсу, отработку предложенных схем анализа художественного текста в историко-литературном ключе при написании рефератов по тематике дисциплины и выработку собственной концепции работы с идивидуальными/ авторскими моделями репрезентации.

Итоговая аттестация



Итогом работы по соответствующей дисциплине является экзамен, который формально следует разделять на две составляющие. Один аттестационный этап является способом контроля освоения рекомендованной литературы и строится в традиционной форме устных ответов на вопросы по программе курса. Второй обязательный аттестационный компонент состоит из защиты студентом реферата по избранной теме. В итоговую аттестацию включается оценка результатов выполнения тестовых заданий и заданий для самостоятельной работы.

Основное содержание



XVII в. Специфика литературного процесса Нового времени, цивилизационные и культурные ориентиры. Роль словесности в формировании новой картины мира. Литература путешествий и образ России. Тенденция репрезентативной достоверности в записках путешественников и трэвелогах. Восприятие российской действительности как варварской экзотики. Разграничение образов Москвы и России, противопоставление Европы как сформировавшегося историко-культурного поля и России. Проблемы абсолютизма и восприятие системы власти в России. Интерес к вопросам российской истории. Воспроизведение периода самоидентификации России в евро-азиатском пространстве.

XVIII в. Реформы Петра I и смещение репрезентативных акцентов. Компромиссность художественного восприятия России и Москвы. Противопоставление Москвы и Санкт-Петербурга в произведениях западной словесности. Дальнейшее развитие бытописательских и нравоописательных тенденций в литературе о Москве и России. Роль рационализма и просветительские традиции в художественном освоении российской истории и восприятии «русского характера». Признание культурно-интеллектуального потенциала России французскими «энциклопедистами». Значение эпистолярного наследия в изучении культурных процессов России и Западной Европы. Восприятие российского культурно-исторического поля как зоны возможного применения просветительских концепций.

XIX в. Расширение культурных связей между Европой и Россией, признание органичности распространения европейской культуры и языков в аристократической среде. Укоренение восприятия Москвы как оппозиционного центра страны, отклики на отношения двух столиц в европейской художественной литературе. Трактовка и обращение к русской национальной истории европейских романтиков. Формирование «русской идеи» на Западе. Возникновение мифа о русской угрозе и славянофильская доктрина. Художественное слово об особом пути развития России. Сопоставительное отражение американо-российских силовых полей в европейской эссеистике. Российско-европейские литературные связи. Роль российских переводчиков художественной словесности в расширении культурных контактов и взаимопроникновения культур. Расширение влияния русской литературы на европейскую словесность. Переклички с русской прозой, подражание российской манере письма. Отражение восприятия Москвы и России в частной переписке писателей, философов.

XX в. Разнообразие творческих актов культурного признания России. Новый взгляд на «русский роман». Исторические судьбы России в европейской литературе. Роль Октябрьской революции, возникновение рецептивных параллелей с Французской революцией. Осознание пути «Россия – Советский Союз». Новаторство восприятия страны как «новой утопии». Отражение идеологических доминант в западном восприятии. Нарастание «советской угрозы» и просоветские тенденции как полярные элементы западного образа страны. Возникновение параллелей между Америкой и СССР в художественном слове. Период политизации репрезентативных моделей и сужение. Творчество двуязычных писателей и их влияние на интеркультурализм. Многогранность художественной техники в воссоздании образа Москвы и России, жанровое многообразие. Интерес к литературным биографиям. Роль классической русской литературы в формировании образа страны. Москва как средоточие культурных доминант и центр контртечений. Специфика образа Кремля. Имплицитность и специфика трактовки «русской идеи» в ХХ в.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа магистрантов заключается в:

  • освоении рекомендованной литературы;

  • выполнении тестовых заданий по прослушанному курсу;

  • историко-литературном анализе художественных текстов;

  • подготовке выступлений по вопросам авторского восприятия и репрезентации образа Москвы и России с использованием мультимедийных технологий;

  • написании рефератов и аннотированной библиографии.



Список рекомендуемой литературы

Основной


Байрон. Дон Жуан. Мазепа. (любое издание)

Брандес Г. Русские впечатления. М., 2002.

Верн Ж. Мишель Строганофф. (любое издание)

Вольтер. Парижанин в Москве. История Российской империи при Петре Великом. (любое издание)

Дюма А. Учитель фехтования. Кавказ. Путевые впечатления в России. (любое издание)

Кальдерон. Жизнь есть сон (любое издание)

Стендаль. Жизнь Анри Брюлара (любое издание)

Манн Т. Волшебная гора (любое издание)

Образ России. Россия и русские в восприятии Запада и Востока. СПб., 1998.

О России и русской философской культуре. М., 1990.

Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. Л., 1983.

Нива Ж. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М., 1999.

Фокин С.Л. "Русская идея" во французской литературе ХХ века. СПб., 2003.

Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе ХХ в.: материалы российско-французского коллоквиума. Отв. Ред. Фокин С.Л. М., 2005.

Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.

Мериме П. «Лжедмитрий – эпизод русской истории», «Казаки Украины», Восстание Разина», «Казаки былых времен». Переводы Пушкина («Цыганы», «Пиковая дама», «Выстрел»), Гоголя («Ревизор»), Тургенева («Записки охотника»). Статья «Александр Пушкин», очерк «Иван Тургенев». Статьи по романам Тургенева «Отцы и дети», «Дым», а тж. «Запискам охотника».

Твен М. Простаки за границей. М., 1984.

Письма сестре М. и К. Вильмот из России. М., 1987.

Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М., 2001.

«Русская одиссея» Джеймса Джойса. Под ред. Гениевой Е. М., 2005.


Дополнительный


Жид А. Дневник (любое издание)

Кэрролл Л. Дневник путешествия в Россию в 1867. ИЛ. 2007. №12.

Кюстин А. де. Россия в 1839 г. (Николаевская Россия) (любое издание)

Макин А. Французское завещание. М., 1998.

Мальро А. Завоеватели. Зеркало лимба.

Местр Ж.де. Петербургские письма. СПб., 1995.

Местр Ж.де. Письма в Сардинию // Русский архив. 1912. №2.

Флеминг П. Москва // Сумароков А.А. Ежемесячные сочинения.

Труайа А. Литературные биографии (любые издания биографий русских писателей)

Труйа А. Такая долгая дорога (любое издание)

Саррот Н. Детство. (любое издание)

Стрейсс Я. Три путешествия. М., 1935.

Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи. М., 1982.

Багно В.Е. Эмилия Пардо Басан и русская литература в Испании. Л., 1982.

Гамель И.Х. Англичане в России в XVI и XVII столетиях. СПб., 1865.

Горсей Дж. Записки о России. М., 1990.

Ежегодник германской истории. М., 1969.

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. М., 1991.

Флетчер Дж. О государстве русском. СПб., 1911.

Стеценко Е. История, написанная в пути… М., 1999.

Автор-составитель программы: Н. Б. Калашникова, канд. филол. наук.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050300....
Направление подготовки: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература» квалификация – бакалавр филологического...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование»
Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconУчебно-методический комплекс сдм. 03 Актуальные вопросы взаимодействия...
Целью курса является также выявление особенностей интегративных изысканий в области языкового анализа культурных «объектов»
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconНаправление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа
Цель дисциплины: в рамках расширения профессиональной компетентности магистра освоить одну из существенных констант западного интеллектуального...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование»
...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconЛитература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 8 Зарубежная литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (XVII-XVIII веков)» с другими
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Ооп направления 050300. 62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература»
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). 2 История...
М а васильева «Программа воспитание и обучение в детском саду» направление «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconРабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного...
Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ооп направления 050300. 62 Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература»
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление...
Программа предназначена для лиц, поступающих на направление подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование. Магистерская программа:...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Направление: «050300 Филологическое образование» Магистерская программа iconКнига и чтение в педагогическом дискурсе учебно-методический комплекс...
Педагогическое образование «Филологическое образование (бакалавриат)», форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск