Реферат по литературе Ученика 9 класса





Скачать 303.25 Kb.
НазваниеРеферат по литературе Ученика 9 класса
страница1/3
Дата публикации20.02.2015
Размер303.25 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
МБОУ «Высоковская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района



Реферат по литературе


Ученика 9 класса Ефремова Дмитрия и

Ученицы 8 класса Нижевич Натальи.

Научный руководитель: Золотарева Надежда Ивановна.

Высокое 2012г

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………………………………………………………1-2 стр.
2.Система образования в России первой половины XIX века

2.1. Смольный институт………………………………………………………………………………………3 стр.

2.2. Царскосельский лицей ………………………………………………………………………5 стр.

2.3. Домашнее воспитание………………………………………………………………………………8 стр.
3. Отражение проблемы воспитания в русской литературе XIX века

3.1. Л.Н. Толстой «Детство»…………………………………………………………………………12 стр.

3.2. А.С. Пушкин «Дубровский» ……………………………………………14 стр.

3.3 А.С.Пушкин «Капитанская дочка» ……………………………………………15 стр.

3.4. Д.И. Фонвизин «Недоросль»…………………………………………………………………16 стр.

3.5. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»………………………………………………………19 стр.

3.6. А.С.Грибоедов «Горе от ума» 20 стр.
4. Заключение……………………………………………………………………………………………………………………21 стр.
5.Список литературы…………………………………………………………………………………………………22 стр.
6. Приложение №1………………………………………………………………………………………………………23 стр.

Приложение №2………………………………………………………………………………………………………24-25стр.

Введение.
Наверно, не существует более сложной проблемы в обществе, чем проблема образования и воспитания.

А что означают эти слова «образование» и «воспитание»?

В словаре С.И.Ожегова слово «образование» означает:

1) обучение, просвещение;

2) совокупность знаний, полученных специальным обучением.

«Воспитание»: 1.см. воспитать. Вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения;

2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Как видим, значения этих слов имеют точки соприкосновения, поэтому не будем делать большого различия между этими понятиями.

Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Вот уже без малого 20 лет школа постоянно реформируется. Мы это ощущаем на себе.

Как-то читая очередное произведение русского классика, мы подумали о том, что намного легче жилось нашим сверстникам в XIX веке. Мы задумались: как воспитывали их? В истории упоминается об образовании вскользь, в русской литературе тоже об этом не очень часто упоминается.

Мы решили провести анкетирование среди учащихся нашей школы (8-11 классов) (см. приложение №1). Результаты анкетирования показали, что на проблему образования и воспитания, отраженную в русской классике, дети не обращают внимания, но, тем не менее, она актуальна и по сей день (см.приложение №2).

Поэтому объектом исследования являются система домашнего образования в России, отраженная в произведениях русских классиков.
Предмет исследования: деятельность гувернеров и приглашенных учителей в системе домашнего образования в России первой половины XIX века.


1

Цель исследования: изучение проблемы образования и воспитания в русской литературе XIX века

Задачи:

  1. Систематизировать документальные знания об образовании и воспитании как исторической реалии жизни российского дворянства.

  2. Проследить, как изображается образование и воспитание в произведениях русских писателей XIX века

  3. Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.



Методы исследования:

-теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

- анализ, сравнение, обобщение;

- опрос, анкетирование;

- обработка данных.

2
Система образования в России

первой половины XIX века.
В начале XIX века эта система подверглась коренной перестройке.

Программа средней школы была расширена и усложнена, а обучение продлено до 7 лет – (в приходской школе, уездном и главном училищах и гимназии).
Для дворянских детей была создана сеть закрытых учебных заведений. (Пажеский корпус, конец 50-ых годов; «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт),1764; Царскосельский лицей, 1811 и др.).

В Смольном уровень преподавания далеко не всегда был высок. Помимо общеобразовательных предметов,

институток обучали музыке, танцам, рисованию, а также представлению театральных пьес. Спектакли в Смольном готовили лучшие танцмейстеры, капельмейстеры и артисты придворных театров. Значительно хуже обстояло дело с обучением наукам. Комиссия народных училищ отмечала у воспитанниц «весьма недостаточное знание языков иностранных и особливо своего российского», а

так как все предметы преподавались на французском языке, «коего девицы довольно к тому не разумеют», то и знания они получали весьма слабые. Позднее учить

стали на родном языке, и положение несколько улучшилось. Но подлинный перелом наступил лишь в середине девятнадцатого века, когда инспектором

классов был назначен замечательный педагог-демократ Константин Дмитриевич Ушинский.

Проведя коренную реформу воспитания и обучения, Ушинский привлёк к преподаванию в институте молодых, демократически настроенных педагогов. Ведущее место в них заняли родной язык и литература. Некоторые его выпускницы теперь могли поступить на женские Высшие и педагогические курсы, в женский медицинский институт.

Смольный институт был призван, прежде всего, внушать своим питомцам «непоколебимую преданность престолу и благоговейную

признательность к августейшим их покровителям».
3

Но не стоит забывать, что, наряду с фрейлинами императриц и фаворитками императоров, его воспитанницами были жена Радищева, поехавшая за мужем в ссылку и там погибшая, жёны и сёстры декабристов, мать героя Плевны генерала Скобелева, сама в русско-турецкую войну служившая в лазарете и убитая в Болгарии, а также матери и жёны других славных сынов России.

Барышень учили не только языкам и манерам, но и терпению. Вот как вспоминала годы учёбы бывшая «смолянка» Анна Владимировна Суслова:

- В Смольном была дисциплина, как в армии. Физически приходилось очень тяжело. Первое моё впечатление от Смольного – холод. Холодно везде: в

спальнях, классах, в столовых. Температура не выше плюс 16 градусов. Утром надо было умываться ледяной водой до пояса. За этим наблюдала классная дама

(воспитательница, прикреплённая к какому-либо классу). Потом все одевались и шли по коридору в церковь, которая находилась в противоположном конце здания. Во время молитвы следовало стоять неподвижно, глядя вперёд. Нельзя повернуть голову, переступить с ноги на ногу. Праздничная служба продолжалась долго, и девочки иногда падали в обморок.

Очень следили за осанкой. Девочки одевались в платья, в которые вставлен китовый ус, чтобы талия была затянутая прямая. Упаси Бог сгорбиться. Классная дама всегда находилась при нас и следила за осанкой, за причёской. Надо было быть совершенно «зализанной», чтобы ни одна волосинка не висела. Должна быть одна косичка, две не разрешалось. В неё

вплетали чёрную ленточку. Любое кокетство, желание выделиться преследовалось очень строго. Ходили всегда парами, молча. Улыбаться нельзя. За улыбку сразу сбавляли несколько баллов за поведение.

Образование, в общем, было хорошим. Языки мы усвоили во многом благодаря тому, что нам не разрешалось разговаривать по-русски. Только по-немецки или по-французски. Везде: в спальнях, во время отдыха и т.д. Учили нас стряпать, шить, вышивать, танцевать, играть на музыкальном инструменте. Можно было выбрать один из трёх: скрипку, рояль или арфу.

4

Мне не нравилось в Смольном. Я зябла, кашляла и половину времени провела в лазарете. Мне трудно было выдерживать этот режим. Но зато у меня выработалось огромное терпение. Оно мне в жизни очень пригодилось.
Царскосельский лицей

19 октября 1811года в Царском Селе под Петербургом сели за парты тридцать мальчиков. Они могли считать себя одновременно и школьниками и

студентами: было им в среднем по 12 лет, но после окончания своего учебного заведения они могли больше нигде не учиться. Это был первый курс

Царскосельского Лицея – нового для России учебного заведения, так и оставшегося единственным в своём роде.

В этом учебном заведении, по замыслу Михаила Сперанского, ближайшего советника царя Александра I, небольшое число дворянских детей должно было

учиться, чтобы потом участвовать в управлении Россией.

Мальчиков было всего тридцать. Среди них были представители знатных семей, такие, как князь Александр Горчаков; были дети царских чиновников,

как Иван Пущин, был среди них и правнук знаменитого «арапа Петра Великого» - Абрама Петровича Ганнибала – Александр Пушкин.

Лицеистов ждали 6 лет учёбы. Строгий режим дня, в котором чередовались «классы» и прогулки, «танцеванье» и фехтование. Домой ездить было нельзя – все лицеисты жили в Лицее в небольших комнатках, на которые деревянными, не доходящими до потолка перегородками, разделили большой зал.

Изучали множество предметов: иностранные языки, историю, географию, математику, право (юридические науки), артиллерию и фортификацию (науку о военных сооружениях), физику. На старших курсах занятия велись без строгой программы – утверждённый устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались знания по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам. Учились серьёзно, но не упускали возможности и пошутить.

5

Учителей уважали и любили. Они хорошо понимали своих воспитанников.

Сохранились воспоминания Ивана Пущина об учителе математики Карцове, который вызвал Пушкина к доске и задал задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» – «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём.

Садитесь на своё место и пишите стихи».
Размещению и внешнему распорядку нового учебного

заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов осуждались самим императором. Однако план преподавания был непродуман, состав профессоров – случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии. А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение. Не было ясно определено и будущее лицеистов. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также младшие братья Александра I – Николай и Михаил.

Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие императрицы Марии Фёдоровны. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные

планы были отброшены, в результате чего Николай вступил в 1825 году на престол чудовищно неподготовленным...

Лицей помещался в Царском Селе – летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как бы придворным учебным заведением.

Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещение родственников ограничивалось.

Пролетели шесть лет учёбы. Пятнадцать выпускных экзаменов сданы за 17 дней. Лицей окончен 31 мая 1817 года. Лицейскую дружбу, память о «городе Лицее» они сохранят на всю жизнь.


6

И сегодня нельзя без волнения читать знаменитые пушкинские строки:

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.
Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства. Для сравнения: один Смольный институт получал 100 тыс. рублей в год, в то время как все народные школы целой губернии – всего 10 тыс. рублей, причём, часть этих денег предназначалась на нужды больниц, богаделен и т.п.

Создание системы народных училищ и других общеобразовательных школ на деле оставалась придатком сословной системы образования. Эта ситуация отражала отношение властей к распространению знаний среди низших сословий. «Черни не должно давать образование, - писала Екатерина московскому генерал-губернатору П. С.Салтыкову, - поскольку она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь». Эта ситуация не менялась до начала XX века.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования.

В начале XIX в. было образовано 5 университетов – Дерптский (Тартуский), Казанский, Харьковский и др. Возросшее число школ сделало актуальной

проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало (на каждое уездное училище, например, приходилось в среднем по 2 учителя, преподававших по 7-8 предметов каждый).

Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, открытое в 1782 году, было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах.
7

В середине XIX века появились специальные методики домашнего воспитания. Являясь одним из видов «гражданского учения», домашнее образование приравнивалось к обучению в училищных заведениях и к обучению в благородных пансионах при гимназиях. Методики домашнего воспитания предусматривали

«образовательные беседы» и «образовательные прогулки».

Беседы рекомендовалось проводить регулярно в специально отведённые для этого часы занятий. Они должны были служить для обобщения изученного и увиденного на прогулках, а также для размышлений вслух и развития речи

Обучение «шутя» вовсе не исключало систематических уроков («классов») и самостоятельной подготовки к ним. Обычно для прохождения курса в компанию к воспитаннику брали ещё двух-трёх детей, живущих по соседству. В этом небольшом коллективе вырабатывались навыки общения со сверстниками, дух

соревнования хорошо сказывался и на качестве обучения. Регулярные занятия дополнялись общением с наставником во время выполнения бытовых домашних дел или на прогулках, которые были обязательными в любое время года и в любую погоду.

Гувернантку-иностранку обычно приглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4) лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры,

гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним – на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без

программ и педагогов.
Идеальный портрет гувернантки

Идеальный образ гувернантки рисует в своих воспоминаниях А. П. Керн: В это самое время выписали из Англии двух гувернанток, m-lle Benoit приехала в

Берново в конце 1808 года. Родители мои тотчас же поручили нас в полное её распоряжение. Никто не смел мешаться в её дело, делать какие-либо замечания, нарушать покой её учебных занятий с нами и тревожить её в мирном приюте, в котором мы учились. Нас поместили в комнате, смежной с её спальней. M-lle Benoit была очень серьёзная, сдержанная девица 47 лет, с очень

приятною, умною и доброю наружностью.

8

Одета она была всегда в белое и так любила этот цвет, что в восторг пришла от белого заячьего меха и сделала на нём салоп из дорогой шёлковой материи. У неё зябли ноги, и она держала их всегда на мешочке с горячими косточками из-под чернослива. Она сама одевалась и сама убирала комнату. Когда же в ней всё было готово, то растворяла двери и приглашала нас к себе завтракать. Нам подавали кофе, чай, яйца, хлеб с маслом и мёд. За обедом она всегда пила рюмку белого вина после супа и такую же после обеда и любила очень чёрный хлеб. После завтрака мы гуляли по саду, несмотря ни на какую погоду, потом садились за уроки. Все предметы мы учили, разумеется, по-французски и русскому языку учились только шесть недель во время вакаций, на которые приезжал из Москвы студент Марчинский. M-lle Benoit так умела приохотить нас к ученью разнообразиями занятий, терпеливым и ясным толкованием, без возвышения даже голоса, кротким и ровным обращением и безукоризненной справедливостью, что мы занимались, нисколько не тяготясь, целый день, за исключением времени прогулок и часов обеда, завтрака и ужина. Мы любили наши уроки и занятия, (вроде вязаний и шитья) подле m-lle Benoit, потому что любили и уважали её и благоговели перед её властью над нами, исключавшею всякую другую волю.

Нам никто не смел слова сказать! Она заботилась и о нашем туалете, отрастила нам волосы, обвязывала головы коричневыми бархотками, схожими с нашими глазами. Она принимала живейшее участие во всём, касавшемся нас и

наших семейств... В сумерках она заставляла нас ложиться на пол, чтобы выправлять спины, или приказывала ходить по комнате и кланяться на ходу, скользя, или ложилась на кровать и учила нас, стоящих у кровати, петь французские романсы. Рассказывала про своих учениц в Лондоне, про Вильгельма Телля и Швейцарию.

К 10-12 годам ребенок получал возможность читать на двух-трех языках книги из домашней библиотеки.

И тут наступала пора приглашать домашнего наставника. Вот где начиналось настоящее педагогическое творчество родителей. Гувернантку

представляли рекомендательные письма, предшествующий опыт работы, а знание иностранного языка
9

подтверждалось иностранным происхождением. А где

готовили в домашние наставники? Нигде! Как и сегодня. Кого же приглашали в наставники? Да кого угодно, в меру прозорливости и изобретательности

родителей.

Если с гувернанткой ребёнок осваивал дом, то с домашним наставником он осваивал мир. Домашний наставник был для ребёнка другом, наперсником,

покровителем, компаньоном во время путешествий, партнёром для игр, объектом для подражания, положительным примером, то есть всем. Он мог быть

чудаком, но не мог не быть личностью, а отсутствие диплома педагога никого не смущало.

Если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРеферат по творчеству Э. Асадова реферат по литературе ученицы 9...
Реферат по литературе ученицы 9 класса Крошнозерской основной общеобразовательной школы
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРеферат по информатике ученика 11В класса Логинова Павла Учитель: Сальникова Надежда Валерьевна
Компьютерные игры. Их влияние на формирование психологической зависимости от компьютера
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРеферат по Информационным технологиям. Ученика 10а класса Мельникова Никиты
Сам накопитель можно рассматривать как совокупность носителя и соответствующего привода. Различают накопители со сменными и несменными...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРеферат ученика 8 «Б» класса Иванова Николая на тему: Некоторые сведения о воде
Вода, лед и пар, соответственно жидкое, твердое и газообразное состояния химического соединения молекулярной формулы Н2О
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна
Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРеферат ученика 7-го класса
Данная листовка не имеет отношения к продвижению рпц. Икона=Символ защиты, а не символ рпц
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРеферат по литературе «Почему Мастер не заслужил Свет?»
Выпускница 11а класса Чупракова Е. Ю. Проверил: учитель литературы Яковлева Е. Н
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса...
Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРабочая программа по литературе для 5 класса Разработана: Коваленко Л. А
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев М., «Русское слово», 2010 и в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconИнформатика Очные курсы
...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconРабочая программа по литературе для 5 класса пояснительная записка
В 2-х частях / Авт сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, М: Просвещение, 2012.; а т ж. Умк вокруг тебя – Мир… Книга...
Реферат по литературе Ученика 9 класса iconУрок по информатике в 6 классе по теме "Основные типы алгоритмов"
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск