№
п./п
|
Плановые сроки прохождения
| Наименование разделов и тем
| Часы учебного времени
| Основные знания,
умения, навыки
| Теория
литературы
| Методические приёмы
| Домашнее
задание
|
1
|
| Книга и её роль в жизни человека
| 1
| кратко повторить изученное в 5 классе;
Развивать умение работать с учебником литературы;
Порассуждать на тему, что значит талантливый читатель и о роли книги вообще.
|
| беседа
| Подготовить рассказ на тему «Роль книги в жизни человека»
|
Из греческой мифологии – 2 часа
|
2-3
|
| Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
| 2
| Вспомнить известные древнегреческие мифы;
Уметь передавать их содержание;
Познакомить с главными героями древнегреческой мифологии
| Мотив
Мифологический сюжет
| чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения
| 1.прочитать миф «Прометей», вопросы на стр. 25 1-7;
2.стр.34 вопросы 1-6;
Написать сочинение –размышление «Радость полёта»
|
Из славянской мифологии – 3 часа
|
4-5
|
| Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп». Своеобразие мифологического богатыря в представлении славян; особенности внешности; характер; близость к природе; смысл подвигов. Былички и бывалыцины.
| 2
| актуализировать знания учеников о героях славянской мифологии;
дать представление о быличках и бывальщинах,
совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста; познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников.
| мифологический персонаж (развитие представлений).
Деталь
| словесный портрет, чтение мифа, подробный и краткий пересказ, цитатный план.
| Стр.42 вопросы 1-9 прочитать стихотворение «Встреча в степи»
Написать собственную бывальщину, стрю51. вопрос №8
|
Из устного народного творчества – 3 часа
|
6-7
|
| Сказки
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
| 2
| Повторить фольклорные словесные произведения, жанры, художественные традиции;
Познакомить учащихся с новой фольклорной сказкой (волшебной);
Выявить художественные черты и условности волшебной сказки
| структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
| сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
| 1.Дочитать сказку, вопросы №
2.стр.74-75 вопросы 1-6
3. Групповые задания по 4-м номинациям.
|
8
|
| Р.Р. Урок- гостиная «В мире сказок»
| 1
| Проверить знание сказок
|
|
|
|
Из древнерусской литературы – 3 часа
|
9-10
|
| «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
| 2
| показать особенности древнерусской литературы, развивать творческие способности учеников.
| житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
| различные виды пересказа, простой план.
| стр.81 вопросы №1-6;
Подготовить пересказ на тему «Как белгородцы перехитрили печенегов»
Подготовиться к изложению «Подвиг Евпатия Коловрата»
|
Из литературы XVIII века – 1 час.
|
11
|
| М.В. Ломоносов
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация;.
| 1
| Познакомить с биографией и литературным творчеством М.В.Ломоносова и его стихами, сочинёнными на дороге в Петергоф…;
Рассмотреть особенности композиции и сюжета;
| иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение
| выразительное чтение.
| Подготовить наизусть чтение стихотворения М.В.Ломоносова. Подготовить пересказ статьи на стр.106-108 «На родине В.А.Жуковского»
|
Из литературы XIX века - 38 часов.
|
12-13
|
| В.А. Жуковский
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
| 2
| Познакомить с биографией и литературным В.А.Жуковского и его балладой «Светлана»;
Рассмотреть особенности композиции и сюжета;
| реальное, фантастическое; фабула; баллада.
| выразительное чтение
| Стр.118 задание №1,2.
|
14-15
|
| А.С. Пушкин
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Простите, верные дубравы...», «Роняет лес багряный свой убор...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость);
| Лирика – 2 час; Роман –4
| Познакомить с творческой и жизненной биографией А.С.Пушкина, с лирикой поэта, с такими понятиями как ритм, рифма, строфа, Рассмотреть систему образов и основной конфликт
в романе «Дубровский», помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в романе;
Вызвать интерес к творчеству поэта
| двусложные размеры стиха; строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
| :выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
| гл 2-5 прочитать и пересказать;
составить вопросы по содержанию глав6-9;
пересказ10-13 глав;
составить план главы 15, 17.
Написать сочинение – рассуждение «Троекурово и Дубровский»
Наизусть по выбору.
|
16
|
| Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
| 1
| Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие речи учащихся
|
|
| Написать сочинение
|
17-19
|
| М.Ю. Лермонтов
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
| 3
| Познакомить учащихся с творчеством, биографией и лирикой М.Ю.Лермонтова;
Отработать отличия стиха от прозы;
| трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
| выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
| 1.пересказ биографии М.Ю.Лермонтова
2. Вопросы на стр. 219.
3. Наизусть по выбору.
|
20-24
|
| Н.В.Гоголь
«Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
| 5
| Дать краткую характеристику творчества Н.В.Гоголя;
Познакомить с повестью, её своеобразием;
Выявить особенность героев повести;
Учиться давать описание внешности героев;
| героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
| изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
| 1. стр.283 задание №4,5; задание в тетради
2. составить вопросы по содержанию гл.5,6,7. задание в тетради
3. стр.284 задание №1 задание в тетради
4. вопросы 1-3 стр 284. задание в тетради
5. Подготовиться с сочинению по повести «Тарас Бульба»
|
25-26
|
| Рр Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
| 2
| Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие речи учащихся
|
|
|
|
27-29
|
| И.С. Тургенев
Тема любви в лирике. «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
| 3
| расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева;
показать особенности жанра новеллы; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения.
| своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
| сложный план, цитатный план.
| Дочитать «Бирюк»
2. Наизусть «В дороге»
Вопросы «1-7 на стр.297-298
4. «Записки охотника» (чтение рассказов по группам)
|
30-31
|
| Н.А. Некрасов -
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.
| 2
| расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя; развивать навыки работы со стихотворным текстом,
| трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
| различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
| 1. Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…» 2. Подготовить стихотворение поэтов XIX века (принести сборники стихотворений)
|
32
|
| Р.Р. Трехсложные размеры стиха.
| 1
| Дать понятие трёхсложного размера стиха;
Дать такие понятия как дактиль,амфибрахий,
анапест, пиррихий,спондей;
Уметь определять стихотворный размер.
| Дактиль
Амфибрахий
Анапест
Пиррихий
Спондей
|
| Прочитать статью на стр.3-5 о Л.Н.Толстом
|
33-36
|
| Л.Н. Толстой
«Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
| 4
| Познакомить учащихся с творчеством и биографией писателя, дать общие сведения о творчестве Л.Н.Толстого;
Проанализировать 1-4 главы: обратить внимание на отношение ребёнка к людям, которые его окружают, отметить влияние этих людей на мальчика;
Показать учащимся душевную красоту русской женщины, её нелёгкую судьбу;
Подвести учащихся к пониманию места матери в жизни каждого человека
| автобиографическая проза.
| различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана
| 1.Подготовить рассказы на основе 1-4 глав: об отце, о матери, о Карле Ивановиче.
2.Прочитать 13, 28 главы и подготовить рассказ о жизни и смерти Натальи Савишны.
3.Прочитать 15, 25 главы и подготовить рассказ о своей маме.
4. Подготовиться к сочинению
|
37
|
| Р.Р. Сочинение по повести Л.Н.Толстого «Детство»
| 1
| Дальнейшее развитие речи учащихся
|
|
| Написать сочинение.
|
38-39
|
| В.Г. Короленко
Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов.
| 2
| начать знакомство учеников с личностью В.Г.Короленко; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение как личности поэта, так и его произведения;
| повесть, художественная деталь, портрет и характер.
| различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
| 1.Дочитать до конца, ответить на вопросы №1-5., стр.65 №2.
2.Подготовиться к внеклассному чтению на тему ««Я думаю, что я поступил бы...».
|
40
|
| В.Ч. Литературная гостиная ««Я думаю, что я поступил бы...».
| 1
| Дать возможность учащимся высказаться на заданную тему;
Уметь отстаивать совё мнение, а также его аргументировать
|
|
| Прочитать статью об А..П. Чехове на стр.68-72
|
41-42
|
| А.П.Чехов
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
| 2
| Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова;
Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности
| юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
| выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
| Стр. 75, вопросы №1-4, «Живое слово»
|
43
|
| В.Ч. Юмор в рассказах А.П.Чехова.
| 1
| Заинтересовать учащихся творчеством А.П.Чехова
|
|
|
|
Из литературы XX века - 23 часа
|
44-45
|
| И.А.Бунин
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
| 2
| Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;
Познакомить с рассказом «Лапти», его своеобразием;
Выявить особенность героев рассказа;
| стили речи и их роль в создании художественного образа.
| составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
| Наизусть
«Не видно птиц», стр 82
|
46-47
|
| А.И. Куприн
Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
| 2
| Познакомить с творчеством А.И.Куприна;
Выявить особенности сюжета рассказа «Тапёр»
| различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
|
| Стр.101-102, задания 1-5.
|
48-49
|
| С.А.Есенин
Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
| 2
| поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
| поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
| Наизусть по выбору А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»; Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица. ..», «Что в жизни мне всего милей...»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;Б.Л. Пастернак. «После дождя»;Н.А.Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», Я иду и радуюсь»; А.А. Вознес….
|
50
|
| В.Ч. Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
| 1
| Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века
|
|
| Приготовить иллюстрации о природе.
|
51-53
|
|
М.М. Пришвин
Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
| 3
| кратко познакомить учеников с биографией и творчеством М.М.Пришвина, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
| сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
| сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
| Дочитать до конца;
Составить вопросы по содержанию.
Подготовиться к изложению, составить примерный план.
|
54
|
| Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были «Кладовая солнца»
| 2
| Уметь составлять план изложения;
Продолжить работу над развитием речи учащихся
|
|
| Приготовить сообщение об А. Максимове.
|
55
|
| Н.М.Рубцов
Краткие сведения о поэте. «Звезда полей », «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
| 2
| показать особенности жанров эпоса, лирики и драмы в XX веке, показать роль Н.М.Рубцова в поэзии начала XX века.
| художественная идея, кольцевая композиция.
| выразительное чтение, чтение наизусть
| Выучить наизусть по выбору
|
Произведения о Великой Отечественно войне – 6 часов
|
56-57
|
| Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский.
«В прифронтовом лесу»;
| 2
| показать значение стихотворений о ВО в; развивать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны.
|
|
| Наизусть о Великой Отечественной войне, стр. 168 задание №2
|
58-59
|
| В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
| 2
|
|
| выразительное чтение, чтение наизусть, составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
| Стр.188 задания №1,5 Приготовить рассказы о ВОвойне
|
Из зарубежной литературы - 14 часов
|
60-61
|
| «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика и проблематика
| 2
| Познакомить с историей создания, тематикой и проблематикой
|
| Создание иллюстрации к произведению
| Ответить на вопросы литературной викторины
|
62-63
|
| Братья Гримм. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки
| 1
| Познакомить с тематикой и проблематикой
|
| Создание иллюстрации к произведению
|
|
64-65
|
| О.Генри
Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе
| 2
| кратко познакомить учеников с биографией и творчеством О.Генри, совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
|
| рассказ от другого лица.
| Развёрнутый ответ на вопрос «Чем привлекателен главный герой рассказа?»
|
66-67
|
| Дж. Лондон
Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы
| 2
| Раскрыть воспитательный смысл произведения
|
|
|
|
68
|
| Итоговое контрольное тестирование
| 1
| Развивать творческие способности учащихся
|
|
|
|
69
|
| Анализ итогового контрольного тестирования
| 1
|
|
|
|
|
70
|
| Итоговый урок. Задание на лето
|
|
|
|
|
|