Утверждено





Скачать 144.8 Kb.
НазваниеУтверждено
Дата публикации14.03.2015
Размер144.8 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ










УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Бурятского филиала ОУП «АТиСО»

08 июня 2011 г. (Протокол № 7)


Рабочая программа учебной дисциплины

Русский язык и культура речи

по специальности

030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация:

Юрист

Форма обучения

заочная

Улан-Удэ, 2011

Составитель: ст. преп. Сукнёва М.А.

Рецензент: к.ф.н., доцент Савинова М.А.
Одобрено на заседании кафедры гуманитарных, естественно-научных

дисциплин и изучения основ профсоюзного движения (протокол от 04 апреля 2011 г. № 6)

1. Цели освоения дисциплины


Настоящая программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, формирует государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов.

Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и учитывает специфику их специализации. Особое внимание уделяется деловому общению в правовой профессиональной среде, особенностям стиля служебной документации и корреспонденции, формированию навыков создания научного и делового текста.

Курс «Русский язык и культура речи» состоит из разделов, включающих: вводные вопросы языкознания, позволяющие обучающимся глубже понять системный характер языка, языковых и речевых процессов; вопросы стилистики, где раскрываются такие понятия, как функциональный стиль литературного языка, стиль речи. При изучении данного раздела студенты должны овладеть навыками построения развернутых монологических высказываний, адекватных сфере применения и цели высказывания.

В следующем разделе рассматриваются коммуникативные качества успешной речи. Будущим специалистам необходимо не только научиться соблюдать литературные нормы русского языка, но и делать наиболее уместный выбор того или иного варианта в зависимости от конкретной ситуации общения.

В целом курс по русскому языку и культуре речи ставит перед собой задачу воспитания у студентов сознательной любви к языку, творческого отношения к нему.

Целями освоения дисциплины являются:

Введение будущих специалистов в сложный мир русского языка: формирование отличий понятия языка и речи, знакомство с понятиями и основными терминами русского языка, спецификой речи в межличностных и общественных отношениях, формирование культуры речевого общения.


задачи преподавания нацелены на:

  • повышение теоретических и практических знаний о русском языке;

  • повышение речевой культуры специалиста;

  • умений ясно и точно формулировать цели и задачи;

  • аргументированно обосновывать их;

  • выдвигать и отстаивать идеи, гипотезы;

  • находить коллективные решения в проблемных профессиональных и производственных ситуациях;

  • грамотно оформлять документацию



2. Место дисциплины в структуре учебного плана

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к гуманитарному циклу образовательного стандарта – дисциплина по выбору ГСЭ.В.02.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины

«Русский язык и культура речи»:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные тенденции развития современного русского языка;

  • основные разделы и направления дисциплины «Русский язык и культура речи»;

  • знать особенности устной и письменной речи, основные правила их применения в деловом общении;

  • роль и место русского языка в межличностном общении;

  • воздействие социальной среды на речевое поведение человека

Уметь:

  • использовать категориальный аппарат дисциплины «Русский язык и культура речи» в деловом общении;

  • самостоятельно анализировать специальную научную и учебную литературу;

  • уметь выполнять действия, приводящие к формированию умений и навыков делового общения;

  • владеть методами аргументации и доказательства в служебно-деловом общении;

  • владеть культурой речевого общения и оформления служебной документации

Владеть навыками

  • практического применения полученных знаний в служебном и деловом общении;

  • различения поддерживающего и неподдерживающего стилей речи, отработки навыков рефлексивного, нерефлексивного и эмпатического слушания;

  • владеть навыками употребления языка как знаковой системы, как средством передачи и хранения информации;

  • ораторской речи, употребления логических и психологических приемов полемики;

  • составления служебной документации, использования технических средств в коммуникации


4. Структура и содержание дисциплины «Русский язык и культура речи»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часов.



п/п

Название раздела, темы




Литература*

Заочная

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная

подготовка

Лекции

Практические

занятия


в интерактивной форме




1

2

3

4

5

6

7

9

1

Введение в науку о языке Функции языка. Язык и речь. Язык как знаковая система.



10

1








9

Л 1.3-1.5, 1.6, 2.3, 2.4

2

Литературный язык. Понятие, основные характеристики

10











10

Л 1.2-1.4,1.6, 2.1 ,2.2, 2.4

3

Научный стиль, его основные функции и особенности

10

1








9

Л 1.1, 1.4-1.6, 2.2, 2.4

4

Официально-деловой стиль и сфера его функционирования

12

1

1





10

Л 1.1, 1.4-1.6, 2.2, 2.4, 2.5

5

Публицистический стиль и особенности устной публичной речи

14

1

1





12

Л 1.1, 1.4-1.6, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5

6

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка

10











10

Л 1.1, 1.4-1.6, 2.1, 2.2, 2.4, 2.5, 2.11

7

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

12

1

1






10

Л.1.1, 1.2, 1.6, 2.2, 2.3, 2.7, 2.9, 2.13, 2.14

8

Служебная документация

12

1

1





10

Л 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.6, 2.10, 2.11, 2.12

9

Всего часов

90

6

4




80




Содержание дисциплины по темам

Тема 1. Введение в науку о языке

Происхождение языка, основные теории. Общение языковое и неязыковое, речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие. Функции языка. Язык и речь. Язык как знаковая система.

Тема 2. Русский литературный язык

Понятие о русском национальном языке. Разновидности русского национального языка, просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны. Русский литературный язык. Стилистика как раздел науки о языке. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Различные подходы к классификациям функциональных стилей современного русского литературного языка. Понятие функционального стиля современного русского языка.

Тема 3. Научный стиль

Сфера и цель использования. Основная функция научного стиля. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Монологический характер научной речи. Особенности используемой лексики (нейтральная, книжная, терминологическая). Особенности грамматики и синтаксиса. Характеристика научного стиля: точность, логичность. Жанры. Язык научно-технической литературы.

Студенческое научное исследование (реферат, курсовое сочинение, дипломная работа): единство формы и содержания. Структура работы, оформление глав, библиографическое описание используемой литературы. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Тема 4. Официально-деловой стиль

Основная функция делового стиля. Официальный документ и его жанры. Характеристики делового стиля: точность, сжатость изложения, использование штампов, специфика используемой лексики. Сфера функционирования официально-делового стиля. Приемы унификации языка деловых документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методологических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документах.

Тема 5. Публицистический стиль

Сфера использования. Цель публичного выступления. Основная функция публицистического стиля. Особенности публицистического стиля: логичность, точность, эмоциональность. Специфика используемой лексики. Использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, инверсий и др.) Жанровая дифференциация публицистического стиля.

Ораторское искусство. Оратор и его аудитория. Авторская позиция и способы ее выражения. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Тема 6. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка

Общение – основная функция разговорного стиля. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Языковые особенности разговорной речи. Использование разговорного стиля в художественной литературе.

Тема 7. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

Язык в условиях перестройки общественных структур, правосознания, интеллектуальной и культурной жизни общества. Речь – отражение духовной жизни народа. Культура речи как раздел науки о языке. Норма языка и речи. Виды норм. Нарушения орфоэпических, лексических, грамматических норм. Преодоление данных нарушений. Коммуникативные качества речи.

Тема 8. Служебная документация

Основные виды управленческих документов. Документы для внутреннего пользования. Реквизиты. Документы для внешнего пользования. Простые деловые письма. Контрольные документы. Сопутствующие обстоятельства. Коммерческая тайна. Типичные ошибки.

5. Образовательные технологии:

При проведении занятий по данной дисциплине используются как традиционные технологии (тематические лекции, семинары-практики), так и инновационно-проектные (интерактивные занятия по проблемным вопросам, проектирование ситуаций делового общения, проведение переговоров, тренинги, тестовые задания, наглядно-графические методы подачи материала (схемы, таблицы, графики, технические средства). Применение данных технологий зависит от рассматриваемой темы.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Рабочая программа учебной дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает в себя задания для домашних работ, тестовые задания, вопросы к зачету, примерную тематику рефератов, перечень и наглядные средства для тематического использования. По данной дисциплине предусмотрены аудиторные самостоятельные и зачёт. Используемые формы текущего контроля: тестовые задания. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачёта.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Русский язык и культура речи».

  1. Основная литература




Авторы, составители

Наименование

Издательство, год

Л 1.1

Баранова М. Т. и др

Русский язык: Справочные материалы.

М., 2003


Л 1.2.

Будагов Р. А


Как мы говорим и пишем.

М., 2008

Л 1.3.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю

Русский язык и культура речи. Учебник

Ростов н/Д., 2004


Л 1.4.

Максимов В. И.

Русский язык и культура речи. Учебник. Теория

М.:Гардарики, 2001

Л 1.5

Максимов В. И.

Русский язык и культура речи. Учебник. Практика

М.:Гардарики, 2001

Л 1.6

Панфилова А.П.

Деловая коммуникация в профес. деятельности

СПб.: Знание 2005

  1. Дополнительная литература

Л 2.1.

Андреев В.И.

Деловая риторика

М.:2005

Л 2.2.

Голуб И.Б., Розенталь Д. Э.

Книга о хорошей речи.–

М., 2007

Л 2.3.

Зверинцев А.Б.

Коммуникационый менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР

СПб, 2005

Л 2.4.

Кузин Ф.А.

Культура делового общения. Практическое пособие

М.: 2007

Л 2.5.

Ожегов С. И.–

Словарь русского языка

М., 1998

Л 2.6.

Общероссийский классификатор управленческой документации


М.:2007

Л 2.7.

Прошутин Н.Ф.

Что такое полемика

М.:2008

Л 2.8.

Розенталь Д.Э, Голуб И.Б.

Секреты стилистики. Правила хорошей речи

М.: 2009

Л 2.9.

Смелкова З.С.

Деловой человек: культура речевого общения.пособие и словарь-справочник

М.: 2005

Л 2.10.

Фразеологический словарь русского языка.




М., 2007

Л 2.11.

Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е.

Риторика для делового человека. Учебное пособие

М.: Флинта, 2005

Л 2.12.

Холопова Т.И.,

Лебедева М.М.

Протокол и этикет для деловых людей

М.:2007

Л 2.13

Шейнов В.П.

Психология и этика делового контакта

Минск, 2007

Л 2.14

Шмидт Р.

Искусство общения

М.: 2004

8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Электронные учебные материал и прикладные компьютерные программы по дисциплине в целом или ее отдельным разделам представлены на сайте

  • www/consultant/ru - Консультант Плюс;

  • http//www/rhr/ru – Человеческие ресурсы для России;

  • http//www/hrm/ru –новости, статьи, форум, делопроизводство, подбор, аналитические материалы – наиболее обширный сайт для менеджеров по персоналу

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • Аудитория;

  • Компьютерный класс;

  • Учебный фонд;

  • Мультимедийное оснащение;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск