Скачать 67.08 Kb.
|
Основы духовно – нравственного воспитания. « И вновь звонят колокола» Моисеенкова Л. Н. учитель начальных классов средней школы № 71 Г.Нижний Тагил Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, и непрерывному совершенствованию себя. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно – ориентированную развивающую модель массовой школы, призванную обеспечить достижение основных целей: - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; - духовно – нравственное и эстетическое воспитание. Для достижения поставленных целей, необходимо объединить усилия школы, семьи, общества. Если проанализировать потенциал каждого участника, то вырисовывается следующая картина:
Социальный опрос семей учащихся показал: Из 45 учащихся в полных семьях проживают-16 в неполных семьях-9 воспитывает мама-8 воспитывает папа-2. Как видим, семья сегодня испытывает трудности, и воспитание детей переложены на школу.
Люди, чуткие сердцем, чувствуют, как в обществе - на страницах литературных произведений, на театральных подмостках, в живописи, в средствах массовой информации - нарушаются священные для народа запреты, сбрасываются покровы с сокровенных сторон бытия, с человеческих отношений. Актуальность выделенных проблем очевидна. Школа – не знает, семья не может, социальные структуры в поисках инноваций. Что остается? Остается повернуться к русской традиционной культуре, которая обладает огромным духовно – нравственным потенциалом. В ней воплощены образы - идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян. Духовное возрождение на Урале начинается с уникальных явлений в духовной жизни – реконструкции и возведении православных монастырей и храмов. Красный поезд заглох, Не добравшись до рая земного, Зачерствела земля, поднимая хлеба на крови… …Но бессмертная Русь зачинает историю снова И качнув колыбель, воскрешает слова о любви. Русское национальное воспитание обращено к глубине инстинкта, к страсти человека, к его живому и глубокому чувству. И разбудить эти чувства возможно духовным содержанием. Курсы по образовательной программе «Духовные основы образования» помогли нам учителям увидеть «свет в конце тоннеля», найти свое место в чрезвычайно важном деле воспитания подрастающего поколения. Учитель – проводник в поиске путей самоосуществления человека как личности. Как известно, монастыри и церкви постоянно заботились о народе, охраняя его душу и тело от всех невзгод, стремились сохранить высокую нравственность, гражданский мир, уважение к своей Родине, родителям, памяти своих предков. Воспитывали духовную культуру и человеческую личность. Нравственный заряд и очищение души в храмах получали наши предки. Так неужели мы, живущие ныне, не услышим голос наших предков, не раз восстанавливавших свои святыни из пепла и руин. И не возродим утраченное? Многие ли директора школ, учителя сегодня пришли к данному пониманию? Многие ли готовы участвовать в решении задачи: формировать у школьников духовно – нравственные основы? Администрация и учителя школы № 71 города Нижний Тагил готовы сегодня поделиться первыми шагами в данном направлении. Нами был составлен проект «И вновь звонят колокола!», цель которого: заложить и развить основы для формирования духовно – нравственной культуры у школьников. Основные направления в работе. Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Работу начинаем в 1-м классе. Ведем серьезный разговор с родителями о проблеме воспитания школьников, выясняем воспитательные возможности семьи, знакомим с Программой по воспитанию учащихся, предлагаем родителям совместную деятельность. Большая подготовительная работа проводится перед посещением храма. Первая экскурсия несет в себе ознакомительно-познавательный характер. Большая часть учащихся впервые бывают в храме и впечатлений они получают огромное множество. Последующие посещения нацелены на приобщение к корням православной культуры. …Лишь впервые взойти на порог нелегко, А потом – все естественней, чище и проще. Делаем первые шаги к приобщению детей к духовной музыке. «Какая в сердце музыка возникла У звонаря из древнего села! – Вновь заиграли по Руси великой Молчавшие доселе колокола. И кланяясь малиновому гулу, Я слышу голос у плеча: - Молись за Русь… Пока горит свеча, Пока звонят колокола повсюду… Через уроки Урал. Человек. Истоки, изобразительное искусство, художественный труд знакомим учеников с русской архитектурой и символикой. Проводится большая исследовательская работа, результатом которой являются рефераты учеников, творческие работы. На уроках и во внеклассной деятельности школьники знакомятся с народными промыслами. Выполняют аппликации, работают с лыком, соломой, нитками, вышивают. Занимаются вязанием, кружево, бисероплетением, лоскутным шитьем и малой чеканкой, расписывают подносы. Знакомимся с русскими народными играми и забавами. Собираем рецепты русской кухни. Организовываем этнографические экспедиции. Проводим занятия в школьном музее. Знакомим учащихся с православными праздниками, готовимся к ним и весело празднуем. Создаем коллекции «Фольклорные фантазии», «Православные купола». Организовываем встречи с интересными людьми Начали сбор видеотеки (фильмы В.Матвеевой) для показа учащимся и родителям. Педагоги и учащиеся принимают участие в театральных постановках, в выставках художественных произведений, конкурсах народного творчества «Малахитовая шкатулка», «Уральский хоровод», научно – практических конференциях, Сретенских и Лихачевских образовательных чтениях. «Будущее любой страны создается за школьной партой. Важно, чтобы наши дети приобретали не только знания, питающие ум молодых людей, но и получали нравственное наполнение своим сердцам. Поэтому так важно сегодня приобщить молодое поколение к вневременным ценностям, дать им твердое этическое основание, сделать их причастниками многовековой культуры нашего Отечества» (Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II). Вечные вопросы бытия, сокровенно волнующие каждого, потому что связаны они с глубокими переживаниями и внутренними размышлениями человека, проявляющими его экзистенцию – личностное бытие, которое уже не может оставаться прежним после знакомства с искусством музыкального колокольного звона. Колокольный звон является языком русской культуры. С давних времен колокол очень многое значил для нашего народа. Великой объединительной силой являлся колокольный звон на Руси. На многие годы смолкли колокольные звоны. А сегодня тысячи колоколов радуют, веселят нашу душу. Воистину колокол – певучая душа России. « Жива святая Русь, жива Россия. Горят, ее сияют купола. От моря и до моря с новой силой Звонят, звонят ее колокола…» И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее начнется его духовное возрастание. И мы верим, что звон колоколов разбудит душу русского человека и укажет ему дорогу в храм. |
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | ||
«Актуальность духовно-нравственного образования и воспитания в современном... Ознакомить педагогический коллектив с задачами духовно-нравственного образования и особенностями содержания курсов «Духовное краеведение... | Роль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися.... | ||
Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Тогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия... Белгородской области на 2011-2013 годы и в целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения... | ||
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных... | Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | ||
Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения... Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного | Основы религиозных культур и светской этики Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –... |