Основы духовно – нравственного воспитания





Скачать 67.08 Kb.
НазваниеОсновы духовно – нравственного воспитания
Дата публикации23.03.2015
Размер67.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Основы духовно – нравственного воспитания.

« И вновь звонят колокола»

Моисеенкова Л. Н.
учитель начальных классов


средней школы № 71

Г.Нижний Тагил

Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям; социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психически. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, и непрерывному совершенствованию себя.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно – ориентированную развивающую модель массовой школы, призванную обеспечить достижение основных целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- духовно – нравственное и эстетическое воспитание.

Для достижения поставленных целей, необходимо объединить усилия школы, семьи, общества. Если проанализировать потенциал каждого участника, то вырисовывается следующая картина:

  1. В начале 90-х годов, в период перестройки. Наметились серьезные изменения в воспитательной работе со школьниками. Так хорошо отлаженная система воспитания в советской педагогике дала сбой. Сегодня оказался утерянным основной смысл образования – духовное самоутверждение человека, формирование его личности. Учитель ограничен в возможности создать новую систему или программу по воспитанию школьников. И если ему ничего нового не предлагают, то он, либо использует имеющийся личный опыт, либо перекладывает процесс воспитания на плечи родителей или общества.

  2. А что же родители, общество? Общество сегодня испытывает потребность в решении семейных проблем. Это как: множество разводов, кратковременных браков, несерьезное отношение к семье.

Социальный опрос семей учащихся показал:

Из 45 учащихся

в полных семьях проживают-16

в неполных семьях-9

воспитывает мама-8

воспитывает папа-2.

Как видим, семья сегодня испытывает трудности, и воспитание детей переложены на школу.

  1. Обратимся к общественным организациям, к примеру: средствам массовой информации - телевидению, или учреждениям культуры: кино, театры. Какую цель преследуют они в деле воспитания подрастающего поколения?

Люди, чуткие сердцем, чувствуют, как в обществе - на страницах литературных произведений, на театральных подмостках, в живописи, в средствах массовой информации - нарушаются священные для народа запреты, сбрасываются покровы с сокровенных сторон бытия, с человеческих отношений.

Актуальность выделенных проблем очевидна. Школа – не знает, семья не может, социальные структуры в поисках инноваций. Что остается?

Остается повернуться к русской традиционной культуре, которая обладает огромным духовно – нравственным потенциалом. В ней воплощены образы - идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.

Духовное возрождение на Урале начинается с уникальных явлений в духовной жизни – реконструкции и возведении православных монастырей и храмов.

Красный поезд заглох,

Не добравшись до рая земного,

Зачерствела земля, поднимая хлеба на крови…

Но бессмертная Русь зачинает историю снова

И качнув колыбель, воскрешает слова о любви.

Русское национальное воспитание обращено к глубине инстинкта, к страсти человека, к его живому и глубокому чувству. И разбудить эти чувства возможно духовным содержанием.

Курсы по образовательной программе «Духовные основы образования» помогли нам учителям увидеть «свет в конце тоннеля», найти свое место в чрезвычайно важном деле воспитания подрастающего поколения. Учитель – проводник в поиске путей самоосуществления человека как личности.

Как известно, монастыри и церкви постоянно заботились о народе, охраняя его душу и тело от всех невзгод, стремились сохранить высокую нравственность, гражданский мир, уважение к своей Родине, родителям, памяти своих предков. Воспитывали духовную культуру и человеческую личность. Нравственный заряд и очищение души в храмах получали наши предки. Так неужели мы, живущие ныне, не услышим голос наших предков, не раз восстанавливавших свои святыни из пепла и руин. И не возродим утраченное?

Многие ли директора школ, учителя сегодня пришли к данному пониманию? Многие ли готовы участвовать в решении задачи: формировать у школьников духовно – нравственные основы?

Администрация и учителя школы № 71 города Нижний Тагил готовы сегодня поделиться первыми шагами в данном направлении.

Нами был составлен проект «И вновь звонят колокола!», цель которого: заложить и развить основы для формирования духовнонравственной культуры у школьников.

Основные направления в работе.

Урочная деятельность

  1. Урал. Человек. Истоки

1-4 классы.

  1. Предметы художественного цикла: музыка, изобразительное искусство, художественный труд, литература

1-7 классы.

Внеурочная деятельность

  1. Игра «Мы живем на Урале»

5-7 классы.

  1. Игра «Я – тагильчанин»

1-4 классы.

  1. Искусство Урала.

1-11 классы.

  1. Музей и дети.

1-11 классы.

  1. Семейное воспитание

1-11 классы.

  1. Философская пушкиниана для малышей.

1-4 классы.

  1. Фольклорные праздники.

    1. классы.

  1. Час классической музыки

1-7 классы.




Работу начинаем в 1-м классе. Ведем серьезный разговор с родителями о проблеме воспитания школьников, выясняем воспитательные возможности семьи, знакомим с Программой по воспитанию учащихся, предлагаем родителям совместную деятельность.

Большая подготовительная работа проводится перед посещением храма. Первая экскурсия несет в себе ознакомительно-познавательный характер. Большая часть учащихся впервые бывают в храме и впечатлений они получают огромное множество. Последующие посещения нацелены на приобщение к корням православной культуры.

Лишь впервые взойти на порог нелегко,

А потом – все естественней, чище и проще.

Делаем первые шаги к приобщению детей к духовной музыке.

«Какая в сердце музыка возникла

У звонаря из древнего села! –

Вновь заиграли по Руси великой

Молчавшие доселе колокола.

И кланяясь малиновому гулу,

Я слышу голос у плеча:

- Молись за Русь…

Пока горит свеча,

Пока звонят колокола повсюду

Через уроки Урал. Человек. Истоки, изобразительное искусство, художественный труд знакомим учеников с русской архитектурой и символикой. Проводится большая исследовательская работа, результатом которой являются рефераты учеников, творческие работы.

На уроках и во внеклассной деятельности школьники знакомятся с народными промыслами.

Выполняют аппликации, работают с лыком, соломой, нитками, вышивают. Занимаются вязанием, кружево, бисероплетением, лоскутным шитьем и малой чеканкой, расписывают подносы. Знакомимся с русскими народными играми и забавами. Собираем рецепты русской кухни.

Организовываем этнографические экспедиции. Проводим занятия в школьном музее.

Знакомим учащихся с православными праздниками, готовимся к ним и весело празднуем.

Создаем коллекции «Фольклорные фантазии», «Православные купола».

Организовываем встречи с интересными людьми

Начали сбор видеотеки (фильмы В.Матвеевой) для показа учащимся и родителям.

Педагоги и учащиеся принимают участие в театральных постановках, в выставках художественных произведений, конкурсах народного творчества «Малахитовая шкатулка», «Уральский хоровод», научно – практических конференциях, Сретенских и Лихачевских образовательных чтениях.

«Будущее любой страны создается за школьной партой. Важно, чтобы наши дети приобретали не только знания, питающие ум молодых людей, но и получали нравственное наполнение своим сердцам. Поэтому так важно сегодня приобщить молодое поколение к вневременным ценностям, дать им твердое этическое основание, сделать их причастниками многовековой культуры нашего Отечества» (Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II).

Вечные вопросы бытия, сокровенно волнующие каждого, потому что связаны они с глубокими переживаниями и внутренними размышлениями человека, проявляющими его экзистенцию – личностное бытие, которое уже не может оставаться прежним после знакомства с искусством музыкального колокольного звона. Колокольный звон является языком русской культуры.

С давних времен колокол очень многое значил для нашего народа. Великой объединительной силой являлся колокольный звон на Руси. На многие годы смолкли колокольные звоны. А сегодня тысячи колоколов радуют, веселят нашу душу. Воистину колокол – певучая душа России.

« Жива святая Русь, жива Россия.

Горят, ее сияют купола.

От моря и до моря с новой силой

Звонят, звонят ее колокола…»

И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее начнется его духовное возрастание. И мы верим, что звон колоколов разбудит душу русского человека и укажет ему дорогу в храм.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы духовно – нравственного воспитания iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Основы духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Основы духовно – нравственного воспитания icon«Актуальность духовно-нравственного образования и воспитания в современном...
Ознакомить педагогический коллектив с задачами духовно-нравственного образования и особенностями содержания курсов «Духовное краеведение...
Основы духовно – нравственного воспитания iconРоль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством...
Основы духовно – нравственного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Основы духовно – нравственного воспитания iconПроблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла
Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися....
Основы духовно – нравственного воспитания iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Основы духовно – нравственного воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Логинова Н. В. Сохранитель основы нашей нравственности …Деятельность лаборатории проблем духовно-нравственного воспитания. // Научно-просветительский...
Основы духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Основы духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Основы духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Основы духовно – нравственного воспитания iconТогбу «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия...
Белгородской области на 2011-2013 годы и в целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения...
Основы духовно – нравственного воспитания iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Основы духовно – нравственного воспитания iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...
Основы духовно – нравственного воспитания iconМетодическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения...
Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного
Основы духовно – нравственного воспитания iconОсновы религиозных культур и светской этики
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск