Скачать 0.58 Mb.
|
2010- 2011 учебный год Педагогическая конференция «Актуальность духовно-нравственного образования и воспитания в современном мире» Дата: 26.11.2010г. Цель: способствовать осознанию роли учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка. Задачи:
ПЛАН педагогического совета
(10 минут).
(10 минут). Видеоролик «Урок по истокам» Кузнецовой Г.Н. – 15 минут
Видеоролик «Урок по Духовному краеведению» Захаровой О.М. – 25 минут
Видеоролик «Зов земли» - 12 минут
(5 минут).
Пресс-центр вырабатывает решение (5 минут) Финал «Твори добро» - 5 минут Решение педсовета – Степещенкова Л.Б. Подведение итогов – Шишкова Л.Н. Ход педагогического совета Кержковская Людмила Витальевна – учитель русского языка Понятие духовно-нравственной культуры в системе образования Введение понятия начну с примеров. И у вас их в памяти немало… Пример 1-й. Мне посчастливилось выслушать признание ребёнка 3-4 лет в тайном желании… Он долго готовил меня к сообщению, а потом прошептал на ухо: «Я хочу быть хорошим человеком». Конечно, научила бабушка. Но каково: не профессией будущей увлекла, а хорошим в человеке. Пример 2-й. Оставила ребёнка (5 лет) на день у знакомой. По пути домой спросила его:
Так осуществляется духовно-нравственное образование. К сожалению, могут формироваться и антиценности. Пример 3-й. В гостях у знакомой внучатый племянник (2 года 8 месяцев) тихонько поделился с ней своим «богатством».
Оказывается, так называют в песочнице своих малышей мамаши… Духовно-нравственная культура… Её цель – ЧЕЛОВЕК. И в нашей теме должно быть слово человек, которое, конечно, подразумевается. Так как же понимать термин: духовно-нравственная культура? Слово «культура» (цель – процесс и его условия – результат):
Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. При этом ясно: цели трудовой, материальной деятельности человека обусловливаются духовной сферой личности – формируются в его сознании. Что же означает определение «духовно-нравственная» при слове «культура»? В «Толковом словаре живого великорусского языка» мудрого В.И. Даля читаем: «Духовный,
То есть обеспечивать духовную культуру человека – значит воспитывать его, открывая идеалы, окрыляя душу устремлением к высокому. Традиционное понимание слова «нравственность» – благонравие, согласие с абсолютными законами правды, жизнь в соответствии с достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Нравственная культура – это способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты... Таким образом, под «духовно-нравственной культурой» в системе образования понимается:
Наша цель – «образование» в человеке: высоких духовных устремлений (любви к истине, поиска смысла жизни, благоговения перед величием и красотой мира и человека), нравственных чувств (совести, стыда, долга, веры, обязанности, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, выбору добра, проявлению самоотверженной любви, стойкости в преодолении испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Цель наша – помочь человеку быть ЧЕЛОВЕКОМ. Раньше мы знали наизусть, что «Человек – это звучит гордо!...» Сегодня эту фразу читаем с вопросом – «звучит гордо»? Посмотрим, что пишет В.И. Даль в словарной статье «человек»: «Человек – каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, свободной волей и словесной речью. … Но… есть уровни различения человека. Человек плотский, мёртвый, едва отличается от животного, в нём пригнетённый дух под спудом. Человек чувственный, природный; признаёт лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус впадает. Человек духовный по вере своей, в добре и истине; цель его – вечность, закон – совесть, в искусе побеждает. Человек благодатный постигает по любви своей веру и истину; цель его – царство Божие, закон – духовное чутьё, искушения он презирает. Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его». Человек духовный всегда нравственен, но нравственный человек может быть лишен духовности. Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому, к Богу. Классики отечественной педагогики Ушинский Константин Дмитриевич, Пирогов Николай Иванович, Каптерев Пётр Фёдорович, а также Сухомлинский Василий Александрович, которого официальные педагогические круги в советские времена критиковали за «абстрактный гуманизм», понимали образование в соответствии с смыслом корня этого слова: помогать растущему человеку осознать задачу «быть образом и подобием Божиим» (отсюда слово образование). И сегодня мы понимаем воспитание и развитие у школьников духовно-нравственной культуры как самую важную цель. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Мы работаем ради того, чтобы каждый наш ученик был в жизни ЧЕЛОВЕКОМ НРАВСТВЕННЫМ, ДУХОВНЫМ… …И верим в лучшее вместе с нашим современником-поэтом Глебом Горбовским, сказавшим так: И пусть над нами – бездыханный храм, В глазницах окон – вороньё и ветер… Горит свеча! А стало быть, и там, В стране моей, где «потрудился» хам, – Любовь и мир возбрезжут на рассвете! Захарова Ольга Михайловна – заместитель директора по УВР Итоги реализации социокультурного курса «Истоки» и перспективы развития духовно-нравственного направления на 2012 – 2017гг. Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера. Святитель Московский Филарет Философ Павел Флоренский сказал однажды: «Если идеал запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». С 2005 г. в школе реализуется культурологическое направление в обучении, в основе которого лежит социокультурный курс «Истоки». В 2009 г. он дополнился предметом регионального компонента «Духовное краеведение Подмосковья» в 9-х, 10-х и 11-х классах, а в 2010 г. – на всех ступенях образования: в начальной, основной и средней школе. Для осуществления данных направлений в течение 5 предшествующих лет и нынешнего года реализуются следующие программы:
Таким образом, с 2005 по 2010 гг. вся школа прошла через изучение курсов «Истоки» и «Духовное краеведение Подмосковья». Доля педагогов, включенных в работу по духовно-нравственному образованию составляет 19 человек (36%). Курсовую подготовку по теме «Социокультурный системный подход к Истокам в образовании» прошли 30 учителей школы, по Духовному краеведению Подмосковья – 4 учителя. Положительными результатами реализации курса «Истоки» в начальной школе на четвертом году обучения являются:
Проведенное в рамках подготовки к педсовету анкетирование в 4-х классах позволяет подвести итоги реализации курса «Истоки» в начальной школе. Учащимся было предложено 3 вопроса:
В анкетировании принимало участие 62 человека. Для 18% выпускников начальной школы предмет «Истоки» значится в числе любимых предметов. «Истоки» отличаются от других предметов тем, что:
10% четвероклассников считают, что этот предмет ничем не отличается от других. 14% выпускников начальной школы не хотели бы продолжить изучение этого предмета в старших классах, аргументируя тем, что скучно, не интересно, не нравится. 85% выпускников начальной школы хотели бы продолжать изучение «Истоков», мотивируя тем, что:
С 2009 года в школе в рамках муниципального эксперимента «Введение и апробация регионального компонента «Духовное краеведение Подмосковья» в 9 классах» данный курс введен в Учебный план. В минувшем году был проведен внутришкольный контроль ведения ДКП в 9-х классах в рамках эксперимента, результатом которого явилась положительная оценка этого курса девятиклассниками. В анкетировании приняли участие 57 девятиклассников. Для 9-классников курс «Духовное краеведение Подмосковья» в среднем занимает 6-ую позицию из 17 предметов учебного плана. Для 30% учащихся этот предмет вошел в тройку самых значимых, для 59% - в пятерку значимых предметов. На последнее место этот предмет не поставил никто. На вопрос анкеты «Нравится ли тебе учебный курс «Духовное краеведение Подмосковья?» положительный ответ дали все 100% анкетируемых., обосновав свой выбор тем, что:
На вопрос «Помог ли тебе курс «Духовное краеведение Подмосковья» найти ответы на важные мировоззренческие вопросы?» 82% учащихся ответили положительно, 14% - отрицательно. Т.о., курс «Духовное краеведение Подмосковья» выполняет главную воспитательную функцию: помогает ребенку научиться жить в современном обществе, правильно выстроить взаимодействие с окружающими людьми и познать самого себя:
Отвечая на вопрос «Выскажи свои пожелания для дальнейшей работы по внедрению этого курса», ребята высказали следующие предложения:
Диагностика учебных результатов, проведенная в 9 «А» и 9 «Б» классах, показала:
Т.о., результаты диагностики показали, что основное содержание курса «Духовное краеведение Подмосковья» усваивается учащимися на оптимальном уровне. С 2010 года курс «Духовное краеведение Подмосковья» введен в Учебный план с 1 по 11 класс. Вывод: изучение курса «Духовное краеведение Подмосковья» имеет положительное значение с т.з. воспитания и образования подрастающего поколения в традициях русской православной культуры; способствует более глубокому изучению религиозной культуры родного края, оправдан в качестве регионального компонента учебного плана в образовательных учреждениях; требует продолжения преемственности преподавания в средней школе (10 и 11 классы) по учебному пособию Л.Л.Шевченко для основной школы. « Все, что воспитывает духовный характер человека, - все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насажено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами». И. А. Ильин. Руденко Анна Владимировна – учитель начальных классов Внедрение надпредметного культурологического курса «Истоки» Программа «Истоки» является значимой составляющей программы модернизации образования России и имеет своей целью развитие на основе отечественных духовно-нравственных ценностей, опирающихся на целостную методическую систему и истоковскую педагогическую технологию, устраняющую разрыв между обучением и воспитанием. В программе «Истоки» заложена постоянно развивающая на практической основе взаимосвязь концепций, обеспечивающая социокультурное возрождение общества на основе духовно-нравственных ценностей, системного подхода к Истокам в образовании. Любой ребенок является чистой доской, и от того, что будет написано на ней зависит от нас. В нашей школе 6 год ведется предмет «Истоки». Перед нами стояла задача осознания важности сущности воспитательного процесса в настоящее время, важно было понять, что «Истоки» - это большое направление, включающее в себя и предмет «Истоки» и программу «Воспитание на социокультурном опыте», несущих идею активного воспитания. Программой предусмотрено активное приобщение преподавателей, воспитанников и их родителей к социокультурным категориям, изучаемым в предмете «Истоки». Важной составляющей в воспитании от Истоков становится опыт предков, товарищей и свой собственный. Непременным условием формирования способностей воспринимать объекты истоковской культуры в структуре процесса учебного познания является применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый на уроке литературный и музыкально-изобразительный ряд, «открывать» в нем для себя новое и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинает развиваться способность сопереживания и художественный вкус). Дети, осваивая ступеньку за ступенькой категории Истоков, учатся управлять своими знаниями. У детей возникает желание делать добрые дела. Эффективность занятий во многом зависит от активности родителей. Важно, чтобы родители имели четкое представление о сущности деятельности, знали свою роль в работе по программе. В изучаемом курсе много заданий, которые ребята выполняют совместно с родителями: «Моя семья», «За что люди уважают своих родителей», «Увлечения моей семьи». Программа устраняет разрыв между семьей и школой, школьным и дошкольным воспитанием, средней и высшей школой. Отмечается иной уровень общения, интерес к содержанию материала, особая активная форма его освоения. Были и трудности: сложно было перестроиться, присоединиться к детям, вызвать их на откровенный разговор. Программа взята за основу воспитательного процесса. Воспитательная программа становится стержнем организации методической работы с родителями, учащимися. Такое дело приносит удовлетворение, приобретает смысл, позволяет выйти на множество социокультурных результатов. Работа по курсу «Истоковедение» ведется не только на уроке, она продолжается во внеклассной работе. Ученики нашей школы стали учениками школы Древней Руси, совершив поездку в Коломенское, где с детьми провели лекцию «Учись уму –разуму».Дети пробовали писать заточенной палочкой на парафиновой дощечке, вместе с боярином учили славянскую азбуку, водили хороводы, а в заключении пили чай с блинами. В продолжении темы «Народные промыслы» проводилась лекция-сказка «Мастера Богородской игрушки». Курс «Истоки» является надпредметным, т.е. осуществляет межпредметные связи со всеми звеньями образования. На уроках можно наблюдать интеграцию уроков географии, истории, русского языка, трудового обучения и истоковедения. К концу школы эта работа позволит сформировать у учащихся способность ставить задачи, искать пути их решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Программа приносит свежий добрый взгляд на окружающий мир и позволяет чувствовать отрадность общей работы в возрождении первоначального контекста российских ценностей. Комаров Николай Львович – методист ЦПК «Развитие образования» Задачи духовно-нравственного воспитания и особенности курсов «Духовное краеведение Подмосковья» и «Основы религиозных культур и светской этики» Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Аннотация. Общие положения. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного... | Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках филологического цикла Однако, следует сказать, что теорию и методику воспитывающего обучения в условиях современного образования нельзя считать сложившимися.... | ||
Краеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного... | Роль уроков орксэ в формировании духовной нравственности учащихся Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции... | Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального... | ||
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся... Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785 | Методическое сопровождение духовно-нравственного воспитания и просвещения... Методическое сопровождение духовно–нравственного воспитания и просвещения на ступенях дошкольного | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана... | Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития... Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7 | ||
Программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы «Окружающий мир» 1 – 4 классы... | Рабочая программа по музыке 3 класс разработана на основе Федерального... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по музыке «Музыка», авторов:... | ||
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся... Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями... Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей... |