Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление





Скачать 238.36 Kb.
НазваниеОтчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление
Дата публикации18.04.2015
Размер238.36 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Литература > Отчет


Отчет по апробации
учебника Хлебинской Г.Ф.
Русский язык. 10 класс.
Работу подготовила
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №2 имени А.П. Чехова
Волошина И.Э

Оглавление

Общие сведения 2

Соответствие учебника требованиям стандартов по предмету 2

Основной текст. Содержание. 7

Методический аппарат учебника. 13

Дополнительный материал учебника 15

Основные идеи и воспитательный потенциал учебника. 16

Сравнительные особенности с аналогичными учебными пособиями других авторов. 16

Основные трудности использования пособия в учебном процессе. 20


Общие сведения


Регион

Ростовская область, город Таганрог

Вид общеобразовательного учреждения

МАОУ гимназии №2 имени А.П. Чехова

Количество часов на предмет в неделю

3 часа

Апробируемый учебник

Хлебинская, Г.Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобрзовательных учреждений/Г.Ф. Хлебинская. – М. : ОЛМА – Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 304с.

Профиль класса

Профильный уровень

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику

27 человек

Ф.И.О. учителя

Волошина Ирина Эдуардовна

Стаж работы

23 года

Категория

Высшая

Награды

Почетная грамота Министерства образования (2008)

Ученая степень

нет

Домашний адрес

347904 г. Таганрог, ул. Фрунзе, 88

Контактный телефон

89281066100


Соответствие учебника требованиям стандартов по предмету


В федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования в основу определения целей обучения родному языку положено понимание глобальной цели образования как развития личности ребенка путем влючения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение родному языку рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного и духовного развития обучающегося. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.

Основные принципы отбора содержания

Учебник Хлебинской

Принцип реализации компетентностного подхода

Лингвистическая компетенция

Упр. 42 Докажите, что при написании текста автор воспользовался литературно-разговорным стилем речи.

Упр. 1 Познакомьтесь с текстом, составьте его план – логическую схему текста в виде кратких формулировок. Какие функции языка преобладают в данном тексте?

Упр. 261 Назовите лингвистические термины, толкование которых дано ниже.

Языковая компетенция

Упр. 61 Определите лексическое и грамматическое значение выделенных слов.

Упр. 162 В каких словосочетаниях окончание зависимого слова служит средством: 1) согласования; 2) управления.

Коммуникативная компетенция

Упр. 149 Примем участие в дискуссии. Выразите свое мнение относительно актуальности проблемы. Приведите аргументы.

Культуроведческая компетенция

Упр. 27 Используя материалы вступительной статьи учебника «Русский язык и русистика», а также дополнительные источники, подготовьте доклад на тему: « Жизнь и деятельность выдающегося ученого-языковеда (по выбору)» по данному плану.

Принцип развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

Упр. 52 Прочитайте текст. Составьте план, тезисы и конспект (по данному выше образцу).

Упр. 43 Создайте диалог-беседу, начинающийся с данных реплик.

Упр. 47 Пользуясь «Памяткой участника дискуссии», составьте памятку «Культура речевого общения в неофициальной обстановке».

Принцип усиления функциональной направленности в изучении грамматических тем курса

Упр. 151 На примере данного текста объясните, каким образом интонация влияет на постановку знаков препинания.

Упр. 81 В приведенных примерах выделите старославянизмы, укажите их функцию в речи.

Принцип коммуникативной наглядности в освещении лингвистических теоретических вопросов

Упр. 9 Найдите в современной печати, художественной литературе примеры, иллюстрирующие намеренное отклонение от литературных норм.

Упр. 97 Познакомившись с текстом, создайте свои окказионализмы.

Принцип надпредметной функции курса родного языка в системе школьного образования

Упр. 49 Познакомьтесь с двумя текстами, посвященнымитворчеству выдающегося художника С. И. Калмыкова. Найдите общее и различное в языковых особенностях этих текстов.

Упр. 127 Сгруппируйте слова в зависимости от того, какой звук произносится на месте выделенной буквы.

Упр. 262 Примем участие в дискуссии. Познакомьтесь с фрагментом статьи Е. В. Пчелова и В. Т. Чумакова «Буква ¨ не для печати?». Пользуясь ресурсами Интернета, познакомьтесь с различными мнениями участников дискуссии и выразите собственное.



Цели обучения русскому языку на профильном уровне

Учебник Хлебинской

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

Упр. 46 Перед вами отрывок из литературного дневника Ю. Олеши «Ни дня без строчки».Прочтите текст сначала про себя, а затем, распределив роли, вслух. Выполните задания: 1) В чем особенность речевой ситуации, представленной в тексте? 2) Насколько соблюдают герои культуру устного общения? 3) Заинтересовало ли вас содержание? Как вы считаете, полезно ли нам сегодня читать о столь давних событиях?

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

Упр. 262 Примем участие в дискуссии. Познакомьтесь с фрагментом статьи Е. В. Пчелова и В. Т. Чумакова «Буква ¨ не для печати?». Пользуясь ресурсами Интернета, познакомьтесь с различными мнениями участников дискуссии и выразите собственное

углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

Упр. 78 Найдите в тексте синонимы и антонимы, определите их роль в раскрытии темы и идеи текста.


овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

Упр. 95 Познакомьтесь с отрывками из романа В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Можете ли вы определить, в каком веке происходит действие? Найдите историзмы, архаизмы, окказионализмы. С какой целью их использует автор?

Упр. 13(2) Объясните абзацное членение текста с логико-смысловой и эмоциональной точки зрения.

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Упр. 32(2) Используя данный пример, составьте резюме одного из ваших родственников, друзей, знакомых.


Таким образом, учебник полностью соответствует новому стандату обучения русскому языку в старших классах.

Основной текст. Содержание.


В течение последних 9 лет я работала в старших классах по разным учебным пособиям:

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык

  2. Учебник 10-11 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10 – 11 классы.

  3. Розенталь Д. Э. Русский язык 10-11 класс

  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык

Каждое из них имело свои положительные и отрицательные стороны и было востребовано на определенном этапе соответствия образовательной задаче преподавания русского языка в школе.

Учебное пособие Г.Ф. Хлебинской стало для меня приятным открытием в мире учебников нового поколения. На мой взгляд, автору в полной мере удалось решить проблему филологического образования в профильных классах старшей школы. В учебнике предложена такая организация учебно-познавательной деятельности, при которой ученик становится субъектом познавательного процесса. Система заданий, формирующих целостное научное мировоззрение, знаний и умений в предметной области, воспитание интереса к предмету позволяет говорить о создании такой познавательно-творческой среды на уроке, которая в достаточно полной мере отражает современные требования.

Структура учебника основана на идее линейной подачи материала. Содержание курса 10 класса включает в себя следующие разделы:

Разделы учебника

Новый материал

Общие сведения о языке и речи. Культура речи.

Общие сведения о языкознании: функции языка, язык как знаковая система, языки естественные и искусственные

Текст. Стили и жанры.


Образцы стилистического анализа текстов различных стилей, образец комплексного анализа текста, основы построения доклада, этапы работы над рефератом, образцы деловых бумаг, план построения аннотации, рецензии, правила построения частных писем.

Дан план подготовки ответа на вопрос, поставленный к тексту изложения.

Подробно дан порядок работы над сочинением по прочитанному тексту публицистического и художественного текста (отработка задания «С» в ЕГЭ по русскому языку), даны образцы сочинений.

Подробно рассмотрены приемы организации текста, характерные для эссе.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Приемы разграничения омонимии и многозначности; терминов, техницизмов и профессионализмов; виды стилистической окраски слова; введено понятие фразеологических выражений, определен объем этих речевых единиц.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Дана информация о способе и месте образования гласных и согласных звуков; подробно даны нормы произношения гласных и согласных звуков; даны изобразительно-выразительные средства фонетики.

Морфемика и словообразование.

Введены понятия непроизводной, производной и производящей основ;

Орфография.


Даны орфограммы, выбор написания которых не зависит от части речи

Как видно, в учебнике широко представлен раздел, связанный с развитием коммуникативной компетенции обучающихся. . Необходимый материал по стилистике и теории текста подан в форме таблиц и алгоритмов, основное же внимание уделяется упражнениям, развивающим коммуникативную компетенцию старшеклассников. Это и примеры различных видов переработки текста (с. 37, 46, 56, 64, 84), и примеры текстов различных типов и стилей (с. 47, 67, 77, 81, 91), и задания по анализу и составлению текстов различных типов и стилей (с. 53, 62, 70, 78, 100, 115).

Выполнение подобных заданий способствует развитию эстетического вкуса, навыков работы с текстом, умению выявлять и использовать изобразительно-выразительные средства; совершенствованию умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; повышает культуру речи, то есть обеспечивает формирование не только коммуникативной, но и языковой и лингвистической компетенций.

Примеры ученических работ даны в приложении.

Кроме того, в каждом разделе есть материал – анализ текста, направленный на развитие речемыслительной деятельности обучающихся:

  1. Лексика. Фразеология. Лексикография

№ 72 Подумайте, почему автор из ряда возможных синонимов выбрал данный. Определите тип речи;

№78 Охарактеризуйте речевую ситуацию, лежащую в основе содержания текста. Определите тип речи, его тему и идею. Объясните деление текста на абзацы. Напишите небольшое сочинение на тему: «Чувства и мысли, возникшие у меня по прочтении отрывка из повести Г. Владимова «Верный Руслан».

№85 «Примем участие в дискуссии». Познакомьтесь с высказываниями участников дискуссии и выразите свое мнение – напишите сочинение-рассуждение на тему: «Насколько необходимы иностранные слова в лексиконе нашего современника?»

№89 Укажите диалектизмы. Письменно ответьте на вопрос: «С какой целью автор использует диалектную лексику?»

№92 Укажите межстилевую и книжную лексику. Определите основную мысль, авторскую позицию. Выразите свое согласие/несогласие с авторской позицией.

№93 Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите слова, имеющие яркую эмоционально-экспрессивную окраску. Объясните деление текста на абзацы. Определите жанр текста: отзыв, рецензия, эссе.

№110 Создайте текст в жанре заметки на школьную тему, включив него как можно больше фразеологизмов.

  1. Фонетика. Графика. Орфоэпия (упр. 139, 149, 153)

  2. Морфемика и словообразование (упр. 179)

  3. Орфография (упр. 198, 205, 224, 231, 236, 241, 262, 266)

Такая система работы помогает учителю оптимизировать процесс образования, а обучающимся подготовиться к части «С».

Хочется отметить, что в данном учебнике в каждом разделе предусмотрена система заданий для подготовки обучающихся к ЕГЭ.

Раздел/ Тема

Тип задания

Лексика. Фразеология. Лексикография

Паронимы

Синонимы

Антонимы

Виды стилистической окраски слов

Изобразительно-выразительные средства лексики

№66 Образуйте возможные словосочетания из прилагательных и заключенных в скобки существительных;

№71 Найдите в предложениях синонимы. Какие из них стоит отнести к контекстуальным?

№76 В данных примерах найдите антонимы. Какие из них являются контекстуальными?

№90 определите функционально-стилевую принадлежность слов: 1) межстилевые, 2) книжные, 3) разговорные;

№93 Найдите слова, имеющие яркую эмоционально-стилистическую окраску.

№100 определите лексические средства художественной выразительности, использованные автором;

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Звуковой состав русского языка

Звуки и буквы

Нормы произношения согласных

Слог. Ударение


№113 В каком ряду все слова имеют только твердые согласные звуки?

№117 В каком ряду все согласные буквы обозначают глухие звуки?

№121 В каком ряду звуков меньше, чем букв?

№133 Сгруппируйте слова в зависимости от того, какой согласный звук произносится на месте выделенной буквы: 1) твердый, 2) мягкий;

№143 Распределите слова в три столбика в соответствии с постановкой ударения на: 1) первый слог, 2) второй слог, 3) третий слог;

№147 расставьте ударения. Составьте словосочетания, подбирая к каждому прилагательному подходящее существительное;

Морфемика и словообразование

Способы образования слов

№174 Установите способ образования данных слов; обозначьте, если возможно, словообразовательное средство;

№176 Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Орфография

Правописание чередующихся гласных в корне

Правописание букв Ы-И после приставок

Правописание букв Ы-И после Ц

Употребление разделительных Ъ,Ь

№202 Распределите слова в три колонки: 1) с проверяемыми безударными гласными; 2) с непрверяемыми безударными гласными; 3) с чередующимися гласными;

№204 «Без запинки» Определите тип безударной гласной в корне: проверяемая, непроверяемая, чередующаяся, исключение из правил;

№240 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

№244 В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется И?

№256 В каком ряду и в каком слове допущена ошибка?

Такие задания позволяют создать условия для развития практических умений и навыков, повышения качества подготовки обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Каждый раздел начинается со словарика терминов, а завершается вопросами и заданиями, рассчитанными на закрепление темы. Это помогает учителю организовать контроль (а ученику – самоконтроль) над усвоением базовых лингвистических понятий. Терминологический словарик может быть использован для проведения таких видов работ, как блиц-опрос, словарный диктант.

В параграфах разделов есть задания, способствующие развитию аналитического мышления обучающихся. Например, в § 46 «Аффиксальные морфемы» обучающимся предложено ответить на вопросы:

  1. Может ли приставка быть нулевой/

  2. Может ли присоединение приставки изменить часть речи/

  3. Может ли одна и та же приставка участвовать в образовании слов разных частей речи?

  4. Может ли второстепеннон ударение в многосложных словах падать на приставки?

Несомненно, подобные задания активизируют познавательный интерес обучающихся, формируют навыки самостоятельного приобретения знаний, способствуют развитию самостоятельной творческой активности.

Раздел заканчивается контрольной итоговой работой, состоящей из двух частей:

  1. грамматической;

  2. творческой работы с текстом, результат которой – сочинение по прочитанному тексту по типу задания «С».

Задания контрольной работы подобраны таким образом, чтобы проверить все виды компетеций, сформированных у обучающегося. Наличие текста работы в учебнике дает возможность уже в начале изучения раздела обратить внимание обучающихся на ее содержаниеи создать мотивацию, ориентировать на объем тем, которые предстоит отработать.

В конце учебника помещены два приложения: №1 – повторение морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации; №2 – ответы к упражнениям повышенной сложности. Данные приложения организуют систему повторительных упражнений, а также снимают синдром «неуспеха», связанный с ожиданием правильного ответа на вопрос.

В содержании учебника отработаны межпредметные и внутрипредметные связи. Тесные и органичные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой на примере литературоведческих текстов, текстов из современной художественной литературы. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание учащимися изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Таким образом, предметные умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический материал учебников предусматривает развитие всех специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных), правописных (орфографических и пунктуационных), речевых (нормативных и коммуникативных) и надпредметных.

Методический аппарат учебника.


Методический аппарат учебника включает следующие составляющие:

  1. Различные способы предъявления учебной информации:

    • Индуктивный, задачей которого является сформировать у обучающихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом учитывается и то обстоятельство, что для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся (с. 183, 212)

    • Дедуктивное изложение материала, предполагающее разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений,понятий(с. 125)

    • Учебник можно отнести к новому виду учебных пособий - справочнику, где в лаконичной форме представлен теоретический материал в виде таблиц и схем. Такой подход, на мой взгляд, оправдан, так как к 10 классу обучающиеся уже овладели базой лингвистических знаний и умений, прошли итоговую аттестацию. В качестве материала для повторения и систематизации изученного в курсе основной школы как нельзя лучше подходит четкость формулировок, данных в таблицах, памятках, планах, схемах. Умение переводить язык таблиц в связный текст является одним из надпредметных умений, формируемых у обучающегося.

  2. Выделение материала для запоминания, наблюдения:

  • Материал, представленный в таблице, выделен цветом, причем внутри одного параграфа даются оттенки этого цвета, чтобы выделить микротемы и не нарушить единства содержания темы. Каждый раздел имеет свой цвет, что развивает зрительную память на опознавания лингвистического явления.

Каждый номер упражнения выделен ярким цветом; это помогает быстро соориентироваться в задании. Кроме этого, рядом с номером упражнения может находиться условный значок, актуализирующий направление выполнения задания. Таких маркеров несколько:

  • Материал для наблюдений и выводов;

  • Исторический комментарий;

  • Упражнения по развитию связной речи;

  • Упражнения игрового характера;

  • Упражнения частично-поискового характера.

Включены средства активизации внимания учащихся на уроках. Предусматриваются игровые моменты («Кто быстрее», «Одним словом», «Без запинки», диктанты-шутки)

Сведения, дополняющие основной теоретический материал, разъясняющие те или иные моменты, связанные с его характеристикой, ограничивающие действия основных правил, даются в примечаниях.

      1. Форма подачи материала:



Традиционный подход

Авторский подход

Материал подается в виде лингвистического текста или правила, изложенного связным текстом. Уровень обобщения достигается через задания, предложенные обучающимся по переводу первичного текста во вторичный – схемы или таблицы.

Теоретический материал подается разными способами: лингвистический текст + таблица + схема + исторический комментарий

Работа в таком ключе помогает организовать модульное обучение.




      1. Повторение изученного материала:

В конце разделов даются «Вопросы и задания» для обобщения знаний по теме. Системность повторения определяется также рядом заданий внутри раздела.

  1. Общие сведения о языке и речи. Культура речи.




  1. Текст. Стили и жанры.

№11 Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, озаглавьте текст. Укажите ключевые слова. Объясните написание выделенных орфограмм.


  1. Лексика. Фразеология.

Лексикография.

№78 Охарактеризуйте речевую ситуацию, лежащую в основе содержания текста. Определите тип речи, его тему и идею. Объясните деление текста на абзацы. Напишите небольшое сочинение на тему: «Чувства и мысли, возникшие у меня по прочтении отрывка из повести Г. Владимова «Верный Руслан».


  1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.




№144 Расставьте ударения в словах. В каком стиле речи используются подобные фразы?


  1. Морфемика и словообразование.




№179 Произведите морфемный и словообразовательный разборы выделенных слов. Определите стиль и жанр текста. Свое мнение обоснуйте.

  1. Орфография.




№182 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни. Укажите слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.

№187. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте словообразовательный разбор слов.

№193 Укажите непроверяемые безударные гласные. Определите тему каждого терминологического ряда. Составьте текст в жанре заметки, использовав слова одного из рядов. Расскажите об особенностях употребления публицистического стиля речи.




      1. Типология упражнений ( на примере раздела «Текст. Стили и жанры»):

Языковые

Речевые

Речедеятельностные

№24, 32, 35

№4, 17, 26, 40

№28, 22(II), 27, 38




  1. Методический комплект:

Учебник

Программы курса

Дополнительный материал учебника


Учебник можно отнести к современным справочным пособиям. Подача нового материала в виде таблиц и схем позволяет представить научный материал более наглядно и целостно. Это облегчает запоминание и делает образовательный процесс продуктивным.

Основные идеи и воспитательный потенциал учебника.


Согласно новому стандарту основного общего образования результатом обучения русскому языку в школе должно стать формирование у школьника четырёх компетенций — языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. В конце обучения учащиеся должны продемонстрировать свою компетентность на ЕГЭ. Эти положения, на мой взгляд, являются основным задачами учебника.

Тексты для анализа объединены одной темой, отражающей развитие родного языка в связи с конкретным социально-историческим периодом, развитием общественной мысли, литературы, критики.

Тексты позволяют систематизировать и углубить знания обучающихся по истории литературы, дать дополнительные сведения о жизни и творчестве поэтов. Многие упражнения составлены по произведениям, изучаемым в курсе русской литературы в 9–11-х классах. Такой подход позволяет говорить о межпредметных связях дисциплин.

Учебный материал такого уровня будет способствовать не только развитию предметных навыков и умений учащихся, повышению культуры их устной и письменной речи, но прежде всего решению главной задачи современной школы – духовному воспитанию обучающегося, формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанию национального своеобразия русского языка.

Сравнительные особенности с аналогичными учебными пособиями других авторов.


Учебник Гольцовой

Учебник Хлебинской

Обобщение и систематизация знаний, закрепление основных правописных и речеведческих навыков, навыков лингвистического анализа. Расширение лингвистического кругозора учащихся, углубление уровня понимания не только языковых единиц, но и механизма их функционирования.


В процессе обучения углубляются знания о лингвистике как науке, формируется представление о языке как многофункциональной развивающейся системе, совершенствуются речемыслительные, интеллектуальные и творческие способности, навыки речевого взаимодействия, а также универсальные учебные умения и навыки, необходимые для продолжения обучения и профессиональной деятельности выпускников.

Содержательные линии предмета:

 Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.


Содержательные линии, обеспечивающие формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, взаимосвязаны и интегрированы. Это означает, что в каждом разделе курса изучение языковых фактов, явлений и закономерностей сопровождается активной и разнообразной речевой деятельностью, совершенствованием коммуникативных умений, а также способствует осознанию национально культурного своеобразия родного языка. Такое построение курса русского языка позволяет совершенствовать и развивать коммуникативные, интеллектуальные, информационные и организационные умения учащихся, а также создаёт условия для реализации в учебном процессе надпредметной функции

Состав УМК

Учебник

Программа курса

Книга для учителя

Контрольные тесты

Русский язык в таблицах

Учебник

Программа курса

Книга для учителя


Маркировка учебника

  • Диктант

  • Исторический комментарий

  • Обратить внимание

  • Упражнения по стилистике

  • Упражнения по развитию речи

  • Вопросы и задания

  • Материал для наблюдений и выводов;

  • Исторический комментарий;

  • Упражнения по развитию связной речи;

  • Упражнения игрового характера;

  • Упражнения частично-поискового характера.

Содержание учебника 10 класса

  1. Фонетика, графика, орфоэпия

  2. Лексика, фразеология, лексикография

  3. Морфемика и словообразование

  4. Морфология и орфография.




  1. Общие сведения о языке и речи. Культура речи.

  2. Текст. Стили и жанры.

  3. Лексика. Фразеология. Лексикография.

  4. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

  5. Морфемика и словообразование.

  6. Орфография.




Сравнительный анализ разделов учебника

Фонетика, графика, орфоэпия (5ч)

Содержание:

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
Варианты заданий:

Упр. 47 Сделайте фонетический разбор выделенных в приведенном ниже тексте слов. Найдите слова с историческими и позиционными чередованиями.

Упр. 48 Поставьте ударение в словах и прочитайте эти слова вслух.
Количество упражнений: 4



Фонетика, графика, орфоэпия (12ч)

Содержание:

Звуковой состав русскогоязыка. Основные единицы фонетики. Характеристики звуков речи. Исторические изменения в звуковом составе русского языка.

Понятие о графике. Звуки и буквы. Исторические изменения в буквенном составе русского языка.

Понятие об орфоэпии. Звук и фонема. Чередования звуков. Основные нормы современного литературного произношения. Особенности произношения слов иноязычного происхождения. Нормы ударения в современном русском языке.

Фонетическая транскрипция.

Изобразительно-выразительные средства фонетики.
Варианты заданий:

Упр. 113 Охарактеризуйте согласные звуки по мягкости-твердости.

Упр. 114-118 задания на выбор правильного ответа из числа предложенных.

Упр. 119 Назовите графические средства, использованные в тексте. Названия птиц, выделенные в тексте, запишите в алфавитном порядке.

Упр. 124 Определите, какие из выделенных согласных имеют: 1( позиционную мягкость; 2) коренную (исконную), обозначаемую на письме.

Упр. 127 Сгруппируйте слова в зависимости от того, какой звук произносится на месте выделенной буквы.

Упр. 146 Расставьте ударения. В чем особенность их постановки в данных словах?

Упр. 147 Примем участие в дискуссии. Выразите свое мнение относительно актуальности проблемы. Приведите свои аргументы.

Упр. 156 Из произведений, которые вы изучаете на уроках литературы, выберите примеры использования изобразительно-выразительных средств русской фонетики.

Количество упражнений: 43


Структура построения раздела

Теория + перечень основных терминов и понятий, которые являются «сквозными» для каждой учебной темы внутри раздела.

Упражнения: тренировочные, обобщающие, упражнения на развитие речи, комментированное письмо, упражнения на конструирование, упражнения по стилистике, контрольные, вопросы для повторения, рекомендуемая литература.


формирование языковой и лингвистической компетенций строится на базе коммуникативной. Именно поэтому темы, связанные с характеристикой функциональных стилей, жанров и типов речи, комплексным анализом текста, культурой устного и письменного общения, рассматриваются в начале курса.

Системно-обобщающий подход в организации подачи теоретического материала способствует эффективному решению образовательных задач. Для изложения теоретических сведений активно используются схемы и таблицы, что позволяет представить изучаемый материал в наглядной форме и способствует его целостному восприятию, облегчает запоминание, позволяет эффективно организовать повторение.

Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.


Основные трудности использования пособия в учебном процессе.


Анкетирование, проведенное в 10А классе, помогло увидеть плюсы и минусы учебника.

Достоинства

Недостатки

Пожелания

Лаконичное изложение материала;

Крупный шрифт и цветные таблицы делают чтение удобным;

Помощь в подготовке к ЕГЭ;

Цветовая гамма учебника помогает сосредоточиться на главном;

Наличие в учебнике заданий контрольной работы;

Излишняя научность языка;


Увеличить практическую часть;





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconУрок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова"
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconПортфолио Шиловой Жанны Викторовны, учителя русского языка и литературы...
Сведения об образовании – высшее, в 1983 году окончила флф хабаровского государственного педагогического института, учитель русского...
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconУрок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и...
Урок подготовила и провела Ныркова С. Ф. учитель русского языка и литературы моу «Комсомольская средняя общеобразовательная школа...
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconКонспект урока " Русский литературный язык и его стили". (9 класс)...
Цель: научить различать стили литературного языка, развивать устную и письменную речь учащихся, воспитать любовь и уважение к русскому...
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconКалендарно-тематическое планирование. Русский язык 12 класс
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconУрок – размышление по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель...
Мы уже знакомы с такими рассказами А. П. Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч»
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Галактионова Наталья Евгеньевна, зав лаборатории «Филология. Русский язык и литература», учитель маоу гимназии №80
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconАнкета – заявка участника
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание...
Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconНа тему медобразования у нашего брата
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconУрок русского языка в 3 «В» классе по теме «Правописание слов с проверяемыми...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconСведения о профессорско преподавательском составе кафедр
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Отчет по апробации учебника Хлебинской Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Работу подготовила учитель русского языка и литературы маоу гимназии №2 имени А. П. Чехова Волошина И. Э оглавление iconОбзор сми 3 9 ноября 2012 года
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск