Скачать 283.18 Kb.
|
Южное окружное управление образования Негосударственное образовательное учреждение школа «Выбор» Исследовательская работа по теме: «Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя «Вий» Выполнила: Ученица 10 класса Гладышева Дарья Научный руководитель проекта: Левина Юлия Владимировна Москва 2010 год Введение: Цель: исследовать роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя «Вий». Задачи:
Приёмы:
Актуальность работы: в произведениях Гоголя современный читатель может получить полное, объективно изложенное представление о значении фольклорных мотивов в творчестве писателя, а также об истоках мистического мироощущения украинского народа. Планируемый результат: исследовательская работа по теме «Роль и значение фольклорных мотивов в повести Н.В. Гоголя «Вий». Межпредметные связи: литература, русский язык, информационные технологии. История создания произведения В конце Петербургского периода творчества Н.В.Гоголя в 1835 г. выходит в свет сборник «Миргород», в который были включены следующие произведения: - Повесть «Тарас Бульба» - Повесть «Старосветские помещики» - «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - Фантастическая повесть «Вий». Название повести «Вий» — это имя славянского демонического существа, с которым связан сюжет. Обоснование выбора темы исследования: «Вий» - это повесть о трагической неустроенности жизни. Сам Гоголь писал о ней: «Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». Причудливое сплетение фантастических и реально – бытовых мотивов обретает в «Вии» достаточно ясный идейный подтекст. Бурсак Хома Брут и ведьма – панночка представлены в «Вии» как выразители двух различных жизненных концепций. Однако не все однозначно восприняли использование элементов мистической фантастики, которые применил автор в своем произведении. В 1835 г. в статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г. Белинский дал весьма положительную оценку «Вию» («это повесть есть дивное создание»), но тут же отмечал неудачу Гоголя в «фантастическом». Белинский принципиально не разделял увлечение Гоголя «демонической» фантастикой. Он писал, что этот характер фантастики не соответствует дарованию писателя и отвлекает его от главного – от изображения жизни действительной. В.Г. Белинский высказывал свое суждение как гениальный литературный критик – современник Гоголя, - для которого наиболее важным было формирование в русской литературе реалистического подхода к изображению действительности. Современному же читателю, на мой взгляд, наиболее интересным будет узнать, какую роль и значение играли фольклорные мотивы в формировании мистического мироощущения народов Малороссии. Сам автор указывает, что «вся эта повесть есть народное предание» и что он передал его именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Исследование Анализируя текст повести «Вий», я провела исследование по двум направлениям:
Фольклорные мотивы.
Примета - Обстоятельство, явление, указывающее, по народным верованиям, на появление чего-нибудь, на связь с каким-нибудь другим событием.*
Не случайно число героев повести «Вий» - «три ученых мужа», а панночка – ведьма просит отца – «…Пусть три ночи молится по грешной душе моей…», да и в церковь «…Три казака взошли вместе с Хомою…». Число «3» издавна считалось магическим. Известно выражение: «Бог троицу любит». В христианских верованиях можно встретить огромное количество всяких троек: молитвы повторяются трижды, чтобы придать им силу; желание исполняется только на третий раз, когда бог услышал о нем. Цифра «3» в фольклорных произведениях наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о необычности. *Словарь Ожегова
Когда Хома Брут узнал от самого ректора, что должен читать отходную и три дня молиться по умершей дочери именитого сотника, то его стала мучить «темное предчувствие». Философ объявил, что не поедет. Однако, «его ожидало человек шесть здоровых и крепких казаков», присланных за ним сотником. Это количество казаков объясняется тем, что повторившись три раза, оно составляет число дьявола – «666». В сознании народа существует суеверное представление о том, что число (6) связано со смертью, с нечистой силой. Так Н.В.Гоголь предупреждает главного героя о грядущей встрече со злом.
«только речь идет о прощании с усопшей в церкви, автор пишет: «Три казака вошли вместе с Хомою по крутой лестнице на крыльцо и вступили в церковь». Гениальный писатель намекает посвященному в народные приметы читателю, что есть суеверия, соблюдение которых помогает герою уберечься от зла. Автор подчеркивает, что Хома вошел в храм с четным количеством людей. А, следовательно, он отдал дань смерти. Неслучайно, в последнюю ночь Хома заходит в церковь с Дорошем и Явтухом, т.е. в храме было «нечетное» число людей. Если в церкви, где отпевают покойника, находится «нечетное» количество людей, то жизнь одного из них в опасности. Покойник выбирает из их числа товарища. Это суеверие объясняется тем, что смерть связана с цифрой «6», а она в свою очередь «четная», поэтому в народном сознании возникло представление о том, что смерти нужно отдать дань. Так на похороны нужно принести четное количество цветов. А чтобы уберечься от смерти, покойного должно сопровождать четное число людей.
Богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец сбились с пути и все их злоключения начались, когда «…сумерки уже совсем омрачили небо, и только на западе бледнел остаток алого сияния». Бурсаки поняли, что заблудились, когда «…была ночь, и ночь довольно темная», а «при месячном, хотя не полном свете» они набрели на небольшой хутор. Этим автор дает понять, что с героями повести вскоре случится что-то недоброе. «Робкое полночное сияние …ложилось легко и дымилось на земле … .Такая была ночь, когда философ Хома Брут скакал с непонятным всадником на спине». Именно ночью увидел Хома русалку. Даже когда ему пришлось поехать на хутор по требованию сотника, то главный герой проколесил «большую половину ночи» и прибыл на хутор, когда «…было далеко за полночь, небеса были темны, и маленькие звездочки мелькали кое-где». Не случайно, что мертвую панночку понесли в церковь «…когда солнце стало садиться». После захода солнца наступает ночь – время когда «нечистая» сила особенно активна и для защиты души усопшего его тело несут в церковь, так как там оно находится под защитой господа. Но даже в церкви не чувствует себя спокойно Хома, «…страшна освященная церковь ночью, с мертвым телом и без души». В полночь ожила умершая панночка и по ее призыву появилась друга «нечесть». Описывая приступ страха у главного героя повести, автор говорит: «За вечерей сколько не старался … развеселить себя, но страх загорался в нем вместе с тьмою, распростиравшеюся по небу». Когда Хома в третий раз шел в церковь, чтобы молиться о душе панночки, то – «…ночь была адская». И в эту «адскую ночь» произошла кульминация повести: встреча Хомы с Вием – предводителем нечистой силы. В повести «Вий» многие события происходят в темное время суток. Гоголь, конечно, знал, что в народе темное время суток связывается с чернотой, чернота с ночью, а ночь в свою очередь – со злом и колдовством, поэтому ночь является временем «нечистой силой», когда человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.
Гоголь описывает «черный траурный гроб» и дает ему определение – «тесного дома умершей». Черный цвет символизирует несчастие, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное связывается с мраком и землей, а также является подлинной эмблемой всего скрытного, тайного и неизвестного.
Описывая гроб с телом покойной панночки, автор повести указывает читателю на «…Высокие восковые свечи, увитые калиною», стоящие в ногах и головах умершей. Тайный смысл этого заключается в том, что окружающие люди знали, что панночка – ведьма и пытались уберечься от «нечистой силы». Символическое значение красного цвета, как цвета жизни и красоты, переносится на растения, имеющие красные цветы или плоды, особенно на розу, гвоздику, рябину и калину. В народе жило суеверие, что ветки калины с красными ягодами отпугивают ведьм. Интересно, что Гоголь неоднократно описывает как и чем освящена церковь, где стоит гроб с телом панночки, но нигде не упоминает о калине. Это объясняется просто: «нечистую силу» отпугивают сами стены божьего храма, а это самая надежная защита. Эта примета была знакома Н.В.Гоголю.
Гоголь описывает, как Хома ночью скакал верхом на ужасной старой ведьме, и как та в изнеможении упала на землю. Но только «…рассвет загорался, и блеснули золотые главы киевских церквей». Вместо старой ведьмы «…перед ним лежала красавица». Особое место автор отводит крику петуха. Он, как предвестник рассвета, который отпугивает «нечистую силу». Крик петуха спасает Хому в первую ночь: «Сердце у философа билось, и пот катился градом; но ободренный петушиным криком, он дочитывал листы». Испытания второй ночи закончились также с криком петуха. «Труп опять поднялся из него, синий, позеленевший. Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою». В этом случае Гоголь приписывает крику петуха способность влиять на «нечистую силу». На третью ночь, нечисть, прослушавшая крик петуха, почуяла наступление губительного рассвета. «Раздался петушиный крик. Это был уже второй крик, первый прослышали гномы. Испуганные духи бросились, кто как попало». Имеется множество суеверных примет, связанных с поведением птиц, особенно кур и петухов.В христианских легендах и поверьях петух ассоциировался с рождением света, зарождением новой жизни. Люди считали, что петух отсчитывает время, а криком отпугивает демонов ночи и прочую нечисть. Гоголь, зная об этой примете, неоднократно использует ее в повести.
В рассказе Дороша о Шепчихе Гоголь указывает, что «Шепчиха слышит, что за дверью скребется собака и воет так, что хоть из хаты беги». Автор рассказывает как панночка – ведьма, превратившись в собаку, покусала Шепчиху, «А на другой день и умерла глупая баба». Согласно народному суеверию собака воет к покойнику. Гоголь использовал эту примету – «баба», услышавшая собачий вой в скором времени умерла.
В сцене, где Дорош и Евтух провожают Хому на третью ночь в церковь, «Волки выли вдали целую стаей…» писатель предсказывает философу скорое несчастье. Истинный смысл Гоголь озвучивает словами Дороша: «Кажется что-то другое воет : это не волки». За минуту до появления Вия, Хома вновь слышит волчий вой. «И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завывание». Становится ясно – зло совсем рядом. Бытует мнение, что если услышишь вой волка, то жди скорого несчастья. Это предзнаменование использует автор, давая понять, что главного героя ждет опасное испытание. 10. Красивая усопшая в гробу – плохая примета Автор неоднократно описывает красоту усопшей: « …Чело, прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелками на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста – рубины, готовые усмехнуться… . Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное». «…перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле». «…никогда еще черты лица не были образованны в такой резкой и вместе гармоничной красоте». «Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее». «Такая страшная, сверкающая красота!» Гоголь, в детстве живя в поместье родителей, часто слышал различные суеверия. Эти знания он ярко использует в своей повести «Вий». В народе всегда считалось, что красота у покойника появляется неспроста. Смерть красить не может. А появившаяся красота у усопшего свидетельствует о том, что его душа в опасности. 11. Нельзя нести гроб родственнику. Существует примета, что прямые родственники умершего в период похорон находятся как бы в карантине. Кровная родственная связь в жизни, предполагает такую же связь в смерти. Отсюда, им запрещается нести гроб покойника, чтобы не уйти вслед за ним. Говоря о похоронной процессии, автор указывает, что Сотник идет «…впереди, неся рукою правую сторону тесного дома умершей». Гоголь не случайно описывает, как Сотник несет гроб усопшей дочери, таким образом, писатель показывает, что неутешный отец призывает смерть. В конце повести автор подтверждает правоту приметы. Неутешному отцу недолго осталось горевать по своей безвременно ушедшей дочери. «Щеки его опали только гораздо более прежнего. Заметно было, что он очень мало употреблял пищи или, может быть, даже вовсе не касался ее. Необыкновенная бледность придавала ему какаю-то каменную неподвижность». |
Реферат по русскому языку на тему «Место и роль фразеологизмов в... Классификация идиоматических выражений из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя Название цикла Что в нем... Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по повести Н. В. Гоголя «Вий» изучается после темы «Баллада В. А. Жуковского «Лесной царь». В начале данного урока вернемся... | Конспект урока литературы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (патриотический пафос повести) Задачи: Закрепить сведения о сфере употребления определенно-личных предложений | ||
Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская... Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу «Практики и научно-исследовательская работа» магистерской программы «Русский... | Тема реферата: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»... «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» развитие или закономерность?» | ||
Урок развития речи по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Тема: Запорожская... ... | Исследовательская работа по теме: Роль спорта в формировании толерантности... Их влияние на развитие толерантности с. 8 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре,... | План конспект урока литературы в Х классе на тему: «Тема искусства... Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан | ||
Исследовательская работа «Тайна имени». Выполнила ученица 6 класса... Научно-исследовательская деятельность в Мокрушинской школе Канского района Красноярского края | Название урок «в №37 09. 55-10. 40 Пронина Ж. В. Тема «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» | ||
Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести». Это третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос... | Фи ученика Исследовательские работы школьников были представлены следующими жанрами: исследовательский реферат – 2, исследовательская работа... |