Скачать 141.3 Kb.
|
Четвертый городской кадетский бал Ритуалы приветствия и прощания (титул при обращении), поклоны и коленопреклонения Авторы: Мызгина Екатерина, Ширшова Анжелика, Федотов Александр Учащиеся кадетского 6 «б» класса, МАОУ СОШ №47 им. Пустового В.П. Челябинск, 2013 СОДЕРЖАНИЕ Введение 31. Бальный этикет 41.1 Общий этикет 4 1.2 Этикет для кавалеров 5 1.3 Этикет для дам 5 1.4 Обращения друг к другу 6 1.5 Поклоны и коленопреклонения 7 2. Исследовательская часть 8 Заключение 9 Используемая литература 10 ВВЕДЕНИЕ "Он может иметь прекрасные манеры, производить прекрасное впечатление; но он не обладает бережным отношениям к чувствам других, которое разумеет англичанин под истинной любезностью". Джейн Остин, "Эмма" Первым обладать все джентльмены и дочери джентльменов обязаны, ко второму нужно стремиться. В последнее время всё большей популярностью пользуются бальные танцы. Это обусловлено и возобновлением традиции проведения балов, и появлением большего количества школ бальных танцев для взрослых, и популяризацией бальных танцев на телевидении. Особое внимание уделяется ритуалам приветствия, обращения и прощания. Этим обусловлен выбор и актуальность данной темы. Целью нашей работы является ознакомление с историей ритуала приветствия, обращения и прощания, поклона и коленопреклонения. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - изучить литературу по данной теме; - научиться разным способам приветствия и прощания; - развить социальные и коммуникативные способности учащихся; - сплотить детей, создав атмосферу группового доверия; - воспитать уважительное отношение к окружающим. Предмет исследования - ритуал приветствия, обращения и прощания, поклоны и коленопреклонения. Объектом являются: учащиеся кадетского класса. Для реализации поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: - поисковый; - сравнительный; - метод тестирования; - наблюдение. Практическая значимость работы заключается в том, что полученный в ходе исследования материал, можно использовать на классных часах, научно-практических конференциях, в жизни. 1 БАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
1.2 Этикет для кавалеров
1.3 Этикет для дам Будьте скромны, благовоспитанны, умейте поддержать светскую беседу остроумными замечаниями и вопросами. Сохраняйте ровное и доброжелательное настроение. Язык веера Был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось. Хотя, есть, например, известная многим картина Огюста Ренуара "Девушка с веером". Там веер раскрыт и можно попытаться даже понять, что он говорит от имени своей дамы. Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучали красавицы того времени. Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги. - "Чтобы выразить "да", следует приложить веер левой рукой к правой щеке. - "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. - "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение в сторону. - "Мои мысли всегда с вами" - на треть открыть веер и легко провести им по лбу. - веер развернут, дама отмахивается - "я замужем"; - веер закрывается - "вы мне безразличны"; - открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой"; - веер полностью раскрыт - "ты мой кумир". - Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба): - подать верхним концом - симпатия и любовь; - подать ручкой - презрение; - подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь. 1.4 Обращения друг к другу Приветствие и прощание Испокон веков люди приветствовали друг друга. С приветствия начинался любой вид общения, и поэтому этот элемент этикета существовал во все времена. Современные формы приветствия восходят к ранним этикетным нормам, порой измененным почти до неузнаваемости. Во все времена люди обозначали узнавание друг друга словами и жестами. Слова не всегда были четко регламентированы (за исключением торжественных церемоний, ритуальных процедур и общения с вышестоящими лицами) и являли собой, как правило, пожелания здоровья и благополучия. Традиция приветственной жестикуляции имеет давнюю историю и, хотя она и изменялась во времени, корни ее легко обнаружить. Так, средневековый рыцарь, желая показать, что он находится среди друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью – обозначить, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин же всегда приветствовали, снимая головной убор, и в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже абсолютные монархи Франции, не снимавшие шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы. Английский этикет Так как в Англии того времени "ты" и "вы" обозначаются одним словом, то каждый понимает его из условий контекста. В русском же языке эти два слова различны, поэтому и правила этикета адаптированы под русский язык.
- Сыновей при живом отце зовут по имени-фамилии (например, мистер Джон Дэшвуд). Если отец умер, то старшего сына зовут по фамилии (мистер Дэшвуд), а остальных по имени-фамилии (мистер Ричард Дэшвуд). - Старшую дочь зовут по фамилии (мисс Беннет), остальных по имени-фамилии (мисс Элизабет Беннет, мисс Лидия Беннет). - В обращении между молодыми людьми наблюдалась большая сдержанность. Даже будучи хорошо знакомы друг с другом, они употребяли формы "мисс" и "мистер" с фамилией; по имени назывались лишь близкие родственники либо подруги, с которыми дружили с пелёнок и стали практически сёстрами. Иногда употреблялась компромиссная форма - "мисс" в сочетании с именем (а не фамилией, как обычно). Обращение по имени при кратком или далёком знакомстве считалось признаком дурного воспитания. - Женщины, говоря о мужчинах, обычно употребляли слово "мистер" и фамилию; впрочем, на рубеже веков наблюдалось и употребление просто фамилии без слова "мистер". Употребление этой формы в обращении, однако, свидетельствует об известной вольности и фамильярность, а иногда и вульгарности.
1.5 Поклоны и коленопреклонение Поклон - 1. Наклонение головы или верхней части туловища в знак приветствия, благодарности, покорности. 2. Приветствие наклонением головы. Небрежный п. (кивок). 3. перен. Пожелание благополучия, привет. П. от родных. Послать, передать п. кому-н. Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Принцип ранжирования поклонов: «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон». Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс. Реверанс как форма поклона, принятая для молодых девушек, сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм, среди равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии. Колени (Коленопреклонение) - олицетворяют производительную силу, живучесть. Посадить кого-то на колено означало признание отцовства. Это символ усыновления и материнской заботы. Преклонить колени - означает отдать должное человеку более высокого положения, умолять о чем-то, признать свое подчинение и более низкое положение. 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ В нашем исследовании мы использовали метод тестирования, в котором приняли участие кадетские классы начального и среднего звена, с целью узнать на сколько осведомлены кадеты о бальном этикете, ритуалах приветствия и прощания. Ниже представлен тест, состоящий из 5 вопросов с вариантами ответов. Тест «Бальный этикет»
А) Учение о морали и нравственности. Б) Кодекс хороших манер и правил поведения. В) Учение о моральных принципах и ценностях. 2. Кто первый внедрил западный этикет в России? А) Петр I. Б) Елизавета II. В) Екатерина II. 3. Кто приветствует первым при встрече? А) Младший по возрасту или рангу. Б) Старший по возрасту или рангу. В) Не имеет значения. 4. При обращении к собеседнику правильно называть: А) Имя. Б) Титул. В) Имя и титул. 5. Признаком дурного тона является: А) Оставленный после танца у кавалера веер и платок. Б) Повторный танец с одним и тем же кавалером. В) Светский разговор во время танца. Всего было опрошено 120 кадетов. Результатом анкетирования служат следующие данные: - 40% учащихся показали высокий уровень знаний в этой области. - 53% опрошенных, ответив на половину вопросов, показали средний уровень осведомленности. - 7% кадетов, не ответив верно ни на один вопрос, показали низкий уровень знаний. Из этого можно сделать вывод, что нужно проводить дополнительные занятия и классные часы по бальному этикету для кадетов, чтобы повысить уровень знаний в этой области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Испокон веков люди приветствовали друг друга. С приветствия начинался любой вид общения, и поэтому этот элемент этикета существовал во все времена. Современные формы приветствия восходят к ранним этикетным нормам, порой измененным почти до неузнаваемости. Во все времена люди обозначали узнавание друг друга словами и жестами. Слова не всегда были четко регламентированы (за исключением торжественных церемоний, ритуальных процедур и общения с вышестоящими лицами) и являли собой, как правило, пожелания здоровья и благополучия. Традиция приветственной жестикуляции имеет давнюю историю и, хотя она и изменялась во времени, корни ее легко обнаружить. В ходе нашей работы были решены все поставленные задачи. Мы изучили литературу по данной теме, научились разным способам приветствия и прощания. В результате поставленная цель достигнута. Мы уверены, что полученная в процессе работы информация, пригодится для грядущего кадетского бала, на котором нам предстоит выступать впервые, на классных часах и в дальнейшей жизни. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Деловое общение / Титова Л.Г.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Деловое общение, Деловой Этикет / Кузнецов И.Н.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 3. Психология и этика делового общения: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 4. Этика деловых отношений: Учебник / Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: Инфра-М,2005. 5. Гусейнов А. А. Этика. Учебник. – М.: Гардарики, 2002 6. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. – М., 2003. 7. www.academic.ru |
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Тема: Особенности речевых формул приветствия и прощания в русском и китайском языках | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся со словами вежливости, слова приветствия, прощания, благодарности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с героями истории. Познакомить с фразами приветствия и прощания. Научить представляться собеседнику | Организация ресурсосбережения при обращениИ с твердыми бытовыми отходами в жкх Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: научить детей различным способам приветствий; вспомнить вежливые слова приветствий; провести тренинги «Поприветствуй меня!»,... | Богу Серия «Гуру-крипа» Мы приносим свои почтительные поклоны всем преданным Господа Кришны и просим милости на | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формулы приветствия и представления при знакомстве. Особенности речевого поведения | Обращение и знаки препинания при нём Урок русского языка в 8 классе. Цели Повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения | ||
Комплексное занятие к празднику «рождество христово» Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литургическое богословие должно быть изучаемо в исторической перспективе, при обращении внимания на постоянное развитие и изменение... | ||
Рассказ врача Работа по группам над рассказами по внекл. Чтению. 1 1-р. «Пожарные собаки» Тема: Про кошек и собак. Меры безопасности при обращении и уходе за домашней кошкой и собакой | Лобова Ирина Александровна Предмет русский язык Класс 8 Тема урок Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении | ||
Современное зубопротезирование Не стоит рассматривать необходимость подобных манипуляций как приговор, при обращении к хорошим специалистам она станет всего лишь... | Конспект урока по русскому языку в 5-м классе по теме: Обращение. Знаки препинания при обращении Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Современного гражданского права З "Об обращении переводных и простых векселей" (далее Закон "Об обращении переводных и простых векселей") авалем может быть обеспечен... | Химия 8 класс §25-32 (написать конспект) упр 4,6 стр 128 9 класс Цель: обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обращение»; формировать навык постановки знаков препинания при обращении |