Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету





НазваниеОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету
страница1/6
Дата публикации11.06.2015
Размер0.66 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Хотынецкая детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,
по учебному предмету

« МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

п. Хотынец.

2014

c:\users\adm\pictures\img100.jpg

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Хотынецкая детская школа искусств

Рецензия

на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» по учебному предмету «Музыкальная литература».

Срок реализации – 2 года.

Составитель: Коваленко Ирина Николаевна, преподаватель МБОУ ДОД «Хотынецкая детская школа искусств».

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств «Фортепиано», «Народные инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.

Данная программа включает следующие разделы:

  • пояснительная записка

  • учебно-тематический план

  • содержание учебного предмета

  • требования к уровню подготовки обучающихся

  • формы и методы контроля,

  • методическое обеспечение учебного процесса

  • список учебной и методической литературы.

Данная программа дает подробные методические рекомендации, список учебно-методической литературы, в который включены не только проверенные временем разработки и рекомендации, но и современные издания. Программа учебного предмета «Музыкальная литература» может быть рекомендована для реализации в образовательном процессе детской школы искусств.

c:\users\adm\pictures\img098.jpg





Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Структура программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

V. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки промежуточной аттестации в форме зачета.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

VII. Список учебной и методической литературы

  • Учебники,

  • Методическая литература;



  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств «Фортепиано», «Народные инструменты», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у учащихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года (с 3 по 4 класс).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета


Год обучения

3

4

Итого часов

Форма занятий

Аудиторная (в часах)

34

34

68

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

30

30

60

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

64

64

128

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является: формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • Формировать слушательские умения и навыки учащихся;

  • Поддержать познавательный интерес;

  • Приобщать учащихся постигать музыкальное искусство;

  • Ввести личность обучаемого в художественную культуру;

  • Сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей;

  • Способствовать его всестороннему развитию.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).


Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

  • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

  • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

  • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

  • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.

  1. Учебно-тематический план


Для учащихся 3 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки») содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.

Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

1 год обучения (3 класс)

«Музыкальная литература зарубежных стран»

Тема

Количество

часов

История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко, театральные и эстетические идеалы, грегорианский хорал, музыкальная культура эпохи барокко.

1

И.С. Бах. Жизненный и творческий путь. Органные сочинения. Клавирная музыка. Инвенции. Хорошо темперированный клавир, сюиты.

4

Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, симфония, классический оркестр, парный состав

1

Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфония Ми-бемоль мажор. Клавирное творчество.

5

В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Симфония соль-минор. «Свадьба Фигаро». Соната Ля-мажор, другие клавирные сочинения.

5

Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь. Патетическая соната, «Эгмонт». Симфония №5 c-moll.

5

Романтизм в музыке. Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни. Фортепианные сочинения. «Неоконченная» симфония.

5

Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Мазурки и полонезы. Прелюдии, этюды. Вальсы, ноктюрны.

4

Композиторы-романтики первой половины 19 века. Европейская музыка XIX века (обзор).

3

Контрольный урок.

1

Итого:

34

2 год обучения (4 класс)

«Музыкальная литература русских композиторов»

Тема

Количество

часов

Вводный урок. Русская церковная музыка. Музыкальная культура XVIII века. Культура начала XIX века. Романсы. Творчество А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова

1

М. И. Глинка. Биография. «Иван Сусанин». Симфонические сочинения, романсы.

5

А. С. Даргомыжский. Биография. Романсы

1

Русская культура 60-х годов XIX века. Деятельность и творчество М.А. Балакирева.

1

А. П. Бородин. Биография. Романсы. «Князь Игорь». «Богатырская» симфония

4

М. П. Мусоргский. Биография. Песни. «Борис Годунов», «Картинки с выставки»

3

Н. А. Римский-Корсаков. Биография. «Шехерезада», «Снегурочка». Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане».


4

П. И. Чайковский. Биография. Первая симфония «Зимние грезы». «Евгений Онегин».

4

Русская культура конца 19 - начала 20 века. Творчество А. К. Лядова, И.Ф. Стравинского.



1

С. В. Рахманинов. Биография.

1

С. С. Прокофьев. Биография. «Золушка». «Александр Невский», «Ромео и Джульетта».

4

Д. Д. Шостакович. Биография. Седьмая симфония.

2

А. И. Хачатурян. Творческий путь.

1

60-годы ХХ века, творчество Р. К. Щедрина, Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина, А. П. Петрова.

2

Контрольный урок.

1

Итого:

34

III. Содержание учебного предмета

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

(1 год обучения)

Задачи I года обучения:

  • Познакомить обучающихся с конкретными произведениями всемирно известных авторов;

  • Научить разбираться в композиторских идеях, особенностях стиля и др.

  • Приобщить обучающихся к осознанию красоты музыки и ее неоспоримого влияния на человека во все периоды истории.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconДополнительные общеобразовательные программы в области музыкального...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconПрограммы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconПрограмма по учебному предмету уп. 01. «Специальность (аккордеон)»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность предметная...
«Специальность» по виду инструмента «Баян», «Аккордеон», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconФортепиано
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «народные инструменты», по учебному предмету iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск