Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»





Скачать 475.18 Kb.
НазваниеОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»
страница1/4
Дата публикации11.06.2015
Размер475.18 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского района Алтайского края

Дополнительная общеразвивающая

общеобразовательная программа

в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Народные инструменты»,

«Сольное пение»
Учебный предмет

Музыкальная литература

3(4)-летний срок обучения

р.п. Благовещенка

2014г.Программа учебного предмета разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Министерства культуры Российской Федерации
Одобрено Утверждаю

Методическим советом Директор МБОУ ДОД

МБОУ ДОД «Благовещенская ДШИ» «Благовещенская ДШИ»

_______И.А. Бокова ______Соломенникова Е.Н.

Протокол от 15.04.2014 №1 «__»_____________ 2014 г.
Разработчик – И.А. Бокова, преподаватель теоретических дисциплин МБОУ ДОД

«Благовещенская ДШИ»

Рецензент – Л.Д. Игошина, заведующая вокальным и теоретическим отделением МБОУ

ДОД «Благовещенская ДШИ»

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы искусств на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Межпредметная связь;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы работы;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Учебно-тематический план

  • Распределение учебного материала по годам обучения;


III. Содержание учебного предмета
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  • Контрольные требования;


VI. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


VII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • Учебно-методическая литература;



I.Пояснительная записка
1.1. В рамках образовательного процесса детских школ искусств занятия по музыкальной литературе играют важнейшую роль. Они способствуют разностороннему музыкальному развитию обучающихся, повышению их интеллектуального уровня и приобщению к мировой музыкальной культуре. На протяжении всего курса обучения, ученик получает необходимые навыки слушания классической музыки, осваивает теоретическую базу и расширяет кругозор.

В процессе изучения предмета «Музыкальная литература» обучающиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус. Музыкальная литература призвана формировать слушательский интерес подростков, направляя его в сторону большого искусства. Этот предмет не ставит перед учащимися трудных задач: на уроках не приходится исполнять музыку, выполнять какие-либо упражнения, а домашние задания, как правило, не отличаются сложностью. Формирование слухового внимания, что лежит в основе умения слушать серьёзную музыку, - осуществляется непроизвольно, без видимых усилий.

1.2. Срок реализации учебного предмета – 3 года.

Возраст поступающих– 10-15 лет.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» может быть увеличен на один год.

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом школы на реализацию учебного предмета «Музыкальная литература» 3 года обучения:

  • Максимальная учебная нагрузка – 210 часов

  • Самостоятельная работа – 105 часов

  • Аудиторные занятия – 105 часов

В соответствии с учебным планом занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность урока - 1 час.

Дополнительный год обучения 4 класс:

  • Максимальная учебная нагрузка – 70 часов

  • Самостоятельная работа – 35 часа

  • Аудиторные занятия – 35 часов

1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

1.5.Главной целью предмета музыкальная литература является воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения через приобщение его к музыкальной культуре. Этот предмет должен способствовать пробуждению интереса к музыкальному искусству и его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических музыкальных умений, развитию творческих способностей.

Задачи учебного предмета:

  • Формирование у детей любви и интереса к музыкальному искусству;

  • Понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

  • Развитие музыкальных способностей;

  • Подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки.

  • Способствовать всестороннему развитию детей;

  • Научить разбираться в стилях: барокко, классицизм, романтизм,

импрессионизм и т.д.;

  • Приобщить учащихся к осознанию красоты музыки, которая имела влияние на человека во все периоды истории.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу.

1.6. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально – педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. На уроках музыкальной литературы должна постоянно проводиться взаимосвязь с такими предметами, как история, литература, изобразительное искусство, сольфеджио, специальность и т.д.

1.7.Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

В настоящей программе соединены курс типовой Программы и методические рекомендации М. Шорниковой, З. Осовицкой, А. Казариновой. Предлагаемая структура образовательной программы, в основе которой лежит хронологический принцип изучения произведений, позволяет обратиться к творчеству конкретных авторов и познакомиться с особенностями творческого стиля, жанров, форм, образного содержания. Предлагается расширить круг изучаемых композиторов, произведений, изучать эпохи.
Примерные условия реализации данной программы:

- наличие учебных групп (не менее 3 человек);

- наличие учебного материала;

- портретов композиторов;

- наличие учебно-дидактического иллюстративного материала;

- наличие фоно- и аудиотеки;

- наличие аудио-, теле -, видео - , CD, DVD аппаратуры, компьютера,

интернета;

- осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и

хоровому классу, музыкальной литературе;

- соблюдение межпредметных связей;

- активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки,

самообразование педагогов.
II.Учебно-тематический план
Основной принцип построения учебного курса - принцип историзма. Логически-исследовательное изложение материала от эпохи к эпохе.

Тематическая структура предмета «Музыкальная литература»:

1. Обзорные темы.

2. Творческие портреты композиторов.

3. Краткие обзоры творчества композиторов.

4. Аналитические темы.

Программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой.

Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому плану.

Первый год обучения

1.Введение: Музыка в нашей жизни. Музыкальный язык. 3 часа

Легенды о музыке.
2.Основные средства выразительности. 2 часа
3.Инструменты, группы инструментов. Виды оркестров. 3 часа
4.Музыкальные формы – период, куплетная, 2-х и 3-х

частные формы. Вариации, рондо, сюита, фуга, соната. 5 часов
5.Жанры в музыке – марш (инструментальные и песни-марши),

песня, танец(танцы разных народов). 4 часа
6.Народная песня и ее использование в

творчестве композиторов(обработки Балакирева,

Римского-Корсакого, Чайковского). 2 часа
7. Программно-изобразительная музыка. (Произведения

Чайковского, Мусоргского, Прокофьева,

Римского-Корсакого, Сен-Санса, Лядова). 4 часа
8. Музыка и театр: а) музыка к драматическому спектаклю

Григ «Пер Гюнт»; б) балет - Чайковский «Щелкунчик»;

в) опера - Глинка «Руслан и Людмила». 6 часов
9. Строение сонатно-симфонического цикла 3 часа

10. Детская музыка копозиторов 20 века (Дебюсси,

Равель, Барток, Прокофьев, Свиридов). 3 часа
Второй год обучения

1. Культура 17 – 18 веков – новые стили и Возрождение. 1 час
2. И.С. Бах – представитель эпохи Барокко. Жизненный путь

композитора и краткий обзор творчества. Органное

творчество – хоральные прелюдии, токката и фуга ре минор. 6 часов

Сюиты. Полифонические произведения.
3. Венская классическая школа.

И.Ф.Гайдн: Жизненный путь композитора и краткий

обзор творчества. Знакомство с сонатно –симфоническим 4 часа

творчеством (на примере одной из симфоний). Сонатная

форма (на примере Сонаты для фортепиано –

ре мажор или ми минор).
4. В.А.Моцарт:Биография и краткий обзор творчества. Соната

для фортепиано -ля мажор. Симфония №40 –соль минор. 6 часов

Опера «Свадьба Фигаро».
5. Л.В.Бетховен: Биография и краткий обзор творческого

наследия. Соната для фортепиано - до минор

№8 «Патетическая». Увертюра «Эгмонт». 6 часов

Симфония №5 -до минор.

Обобщающее занятие по изучению сонатно-симфонического цикла
6. Романтизм – как художественное направление. Ф.Шуберт: Биография и краткий обзор творческого

наследия. Песни. Фортепианные произведения. 4 часа

Симфония си минор «Неоконченная»
7. Ф.Шопен: Биография и краткий обзор

творческого наследия. Мазурки. Полонезы. Прелюдии. 3 часа

Этюды. Ноктюрны.
8. Фортепианная музыка композиторов-романтиков:

Р. Шуман, Ф. Лист. 1 час
9. Развитие оперы в 19 веке в творчестве Р.Вагнера,

Д. Верди, Ж. Бизе. 2 часа
10. Развитие европейской музыки в конце

19 начале 20 века: К. Дебюсси, М. Равель. 1 час
11. Реализм, импрессионизм, символизм – как

художественное направление. 1 час
Третий год обучения

1. Древнерусская музыка, церковное пение. 1 час

2. Музыкальная культура в России в конце 18 века,

начале 19века. Русские композиторы, создатели 1 час

старинного русского романса.
3. Творцы русской комической оперы 18 века. 1 час
4. М.И.Глинка: Биография и краткий обзор творчества.

Романсы и песни. Произведения для оркестра. 7 часов

Опера «Иван Сусанин».

5.А.С.Даргомыжский: Биография и краткий обзор творчества

Романсы и песни. Опера «Русалка». 3 часа
6. Музыкальная культура в России второй половины

19 века. 1 час
7. А.П.Бородин: Биография и краткий обзор творчества

Симфония №2 си минор «Богатырская» 5 часов

Опера «Князь Игорь».
8. М.П.Мусоргский: Биография и краткий обзор творчества

Опера «Борис Годунов». Фортепианное 5 часов

и вокальное творчество.
9. Н.А.Римский-Корсаков: Биография и краткий обзор творчества

Симфонический оркестр Римского-Корсакова.

Симфоническая сюита «Шехерезада» . 5 часов

Опера Снегурочка. Опера «Сказка о царе Салтане»

10. П.И. Чайковский: Биография и краткий обзор творчества.

Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Симфония №1 «Зимние грезы». 6часов

Балеты. Опера «Евгений Онегин».
Четвертый год обучения

1. Музыкальная жизнь России в конце 19 начале 20 века. 1 час
2. А.К. Лядов: Биография и краткий обзор творчества.

Симфонические пьесы «Кикимора», «Баба-Яга», 2 часа

«Волшебное озеро».
3. С.В. Рахманинов: Биография и краткий обзор творчества.

Фортепианное творчество: прелюдии, этюды. 4 часа

Концерт для фортепиано с оркестром.
4. А.Н. Скрябин: Биография и краткий обзор творчества.

Симфонические поэмы. Фортепианное творчество. 2 часа
5. И. Ф. Стравинский: Биография и краткий обзор творчества.

Балет «Петрушка». 2 часа

6. Обзор русской музыкальной культуры 20 века. 1 час
7. С.С.Прокофьев: Биография и краткий обзор творчества.

Произведения для фортепиано . Симфония №7-

до# минор. Балет «Ромео и Джульетта». 6 часов

Кантата Александр Невский.
8. Д.Д.Шостакович: Биография и краткий обзор творчества.

Симфония №7-до мажор. Прелюдия и фуга для фортепиано –

ре мажор. Поэма «Казнь Степана Разина» 6 часов

9. А.И.Хачатурян: Биография и краткий обзор творчества.

Концерт для скрипки с оркестром. Балет «Гаянэ». 3 часа
10. Д.Б. Кабалевский: Биография и краткий обзор творчества.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром. 3 часа

11. Г.В. Свиридов: Биография и краткий обзор творчества.

Симфонические сюиты: «Время вперед!», «Метель». 2 часа
12. Р.К. Щедрин: Биография и краткий обзор творчества. 1 час
13. Представители российского музыкального авангарда.

Э.В. Денисов, С.А. Губайдуллина, А.Г. Шнитке. 2 часа
Занятия проводятся в форме комбинированного урока.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

 Урок - воспоминание;

 Урок – исследование;

 Урок – состязание;

 Урок – игра;

 Урок – повторение;

 Урок – путешествие;

 Конкурсы, викторины, познавательные игры по музыкальной литературе.

Основу изложения содержания в настоящей программе составляет группировка материала в разделы и темы. Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель - пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний.

Основной формой работы на первом году обучения должно стать прослушивание музыки. При этом нужно научить понимать содержание произведений, их жанровые особенности, структуры и выразительные средства, запоминать и узнавать музыку. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических тем. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений. Биографические уроки позволяют увидеть разносторонние связи искусства с жизнью. Они содержат сведения исторического бытового, художественного и музыкально - теоретического характера.

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западно-европейской музыки 18-19 веков: И.С.Баху Гайдну, В.Моцарту, Л. Бетховену, Р.Шуберту. Ф.Шопену, а также краткое знакомство с творчеством Р.Шумана, Ф.Листа, Р.Вагнера, Д.Верди, Ж.Бизе, К. Дебюсси, М. Равеля.

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики 19 века: М.Глинки, А.Даргомыжского, М.Бородина, Римского - Корсакова, М. Мусоргского, П.Чайковского.

Курс музыкальной литературы завершается изучением советской музыки. Этот раздел включает темы, посвященные творчеству А.К. Лядова, В.С. Калиникова, С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Д.Кабалевского, Г.В. Свиридова, Г. Щедрина с предшествующим обзорным введением. Изучение тем советской музыки необходимо тесно связывать с характеристикой музыкально — общественной жизни, наиболее значительных событий в музыкальном искусстве страны.

III.Содержание учебного предмета
Первый год обучения

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconПрограммы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconДополнительные общеобразовательные программы в области музыкального...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconФортепиано
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconПрограмма по учебному предмету уп. 01. «Специальность (аккордеон)»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск