Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки





НазваниеДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки
страница1/6
Дата публикации01.10.2014
Размер1.1 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа №11 им. Б.А. Мокроусова»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

УП.02. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(ЗАРУБЕЖНАЯ, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ)

Нижний Новгород

2013 год

c:\users\пользователь\desktop\понедельник\рецензии\новая папка\img_0006.jpg

Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка




  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;



  1. Учебно-тематический план



  1. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;




  1. Требования к уровню подготовки обучающихся



  1. Формы и методы контроля, система оценок




  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

  • Контрольные требования на разных этапах обучения;




  1. Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс)



  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;



  1. Список учебной и методической литературы

  • Учебники,

  • Учебные пособия;

  • Хрестоматии;

  • Методическая литература;

  • Рекомендуемая дополнительная литература.




    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета

«Слушание музыки».
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами
предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

  1. Срок реализации учебного предмета


Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Итого
часов

Форма занятий

Аудиторная (в

часах)

33

33

33

33

49,5

181,5

Внеаудиторная
(самостоятельная,

в часах)

33

33

33

33

33

165


Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.

В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка – 82,5 часа.

  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий


Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»


  • мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.




  1. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»


Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:


    • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;

    • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

    • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;




    • знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;

    • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;




    • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);




    • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

    • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета


Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;




  • описание дидактических единиц учебного предмета;




  • требования к уровню подготовки обучающихся;




  • формы и методы контроля, система оценок;




  • методическое обеспечение учебного процесса.


В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Учебно-тематический план и содержание учебного предмета
«Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.



  1. Методы обучения


Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);




  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);




  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).




  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации
учебного предмета «Музыкальная литература»:


    • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

    • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

    • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

    • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

    • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета
«Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.

1 год обучения

1 четверть


Тема

Количество часов

Из истории Дмш №11

истории Дмш№11.

1

Введение. Место музыки в жизни человека.


1

Содержание музыкальных произведений

1

Выразительные средства музыки

2

Состав симфонического оркестра

1

Виды оркестров

1

Контрольный урок

1



2 четверть


Тема

Количество часов

Музыкальная тема ее характер и развитие.

1

Музыкальная форма. Период

1

Двухчастная и трехчастная форма

1

Вариации и рондо

1

Циклические формы. Сюита.

1

Сонатно-симфонический цикл

1

Строение сонатной формы

1

Контрольный урок

1



  1. четверть




Тема

Количество часов

Музыкальные жанры. Марш.

1




Народные танцы

1

Бальные танцы

1

Народная песня

1

Народная песня в произведениях рус. композ.

1

Жанры вокальной музыки

1

Урок по творчеству Б.Мокроусова

1

Программно-изобразительная музыка

2

Контрольный урок

1



  1. четверть




Тема

Количество часов

Музыка в театре (раздел «Балет»)

2

Музыка в театре (раздел «Опера»)

4

Повторение

1

Контрольный урок

1

Резервный урок

1



  1. класс 6 класс «Музыкальная литература зарубежных стран»


2 год обучения 1 четверть

Тема

Количество часов

История ДМШ№11

1

История развития музыки от Древней Греции

до эпохи барокко

1

Музыкальная культура эпохи барокко,

итальянская школа

1

И.С.Бах. Жизненный и творческий путь

1

Органные сочинения. Клавирная музыка.

1

Хорошо темперированный клавир

1

Сюиты

1

Контрольный урок

1




  1. четверть




Тема

Количество часов

Современники И.С.Баха. Г. Ф. Гендель

1

Классицизм, возникновение и обновление

инструментальных жанров и форм, опера

2

Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь

1

Симфония Ми-бемоль мажор

2

Контрольный урок

1



  1. четверть




Тема

Количество часов

И. Гайдн. Клавирное творчество

2

В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь

1

Симфония соль-минор

1

Творчество Б.Мокроусова

1

«Свадьба Фигаро»

1

Соната Ля-мажор, другие клавирные

сочинения

1

Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий

путь

1

Контрольный урок

1



  1. четверть




Тема

Количество часов

Патетическая соната

2

«Эгмонт»

1

Симфония до-минор

2

Классический сонатно-симфонический цикл

(повторение)

1

Контрольный урок

1

Резервный урок

1


3 год обучения 1 четверть



Тема

Количество часов

Вводный урок История ДМШ№11

1

Романтизм в музыке

1

Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь

1

Песни

1

Фортепианные сочинения

1

«Неоконченная» симфония

1

Вокальные циклы

1

Контрольный урок

1


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconФортепиано
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность предметная...
«Специальность» по виду инструмента «Баян», «Аккордеон», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconДополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы...
Г. А. Жуковская, заведующая теоретическим отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при Московской государственной...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Народные инструменты», «Духовые инструменты». Данная дисциплина включена в обязательную часть предметной области «Теория и история...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconПрограммы в области музыкального искусства «фортепиано», «струнные...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconДополнительные общеобразовательные программы в области музыкального...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconОбщеобразовательная программа в области хореографического искусства...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconОбразовательная программа в области музыкального искусства «духовые и ударные инструменты»
«Специальность» по виду «ударные инструменты», далее – «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Предметная область по. 0 Теория и история музыки iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Благовещенская детская школа искусств» Благовещенского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск