Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №11 им. Б.А. Мокроусова» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
УП.02. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(ЗАРУБЕЖНАЯ, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ)
Нижний Новгород
2013 год
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;
Контрольные требования на разных этапах обучения;
Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс)
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
Список учебной и методической литературы
Учебники,
Учебные пособия;
Хрестоматии;
Методическая литература;
Рекомендуемая дополнительная литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета
«Слушание музыки». Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по 8 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Год обучения
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| Итого часов
| Форма занятий
| Аудиторная (в
часах)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 49,5
| 181,5
| Внеаудиторная (самостоятельная,
в часах)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 165
|
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.
В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка – 82,5 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»
мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.
1 год обучения
1 четверть
Тема
| Количество часов
| Из истории Дмш №11
истории Дмш№11.
| 1
| Введение. Место музыки в жизни человека.
| 1
| Содержание музыкальных произведений
| 1
| Выразительные средства музыки
| 2
| Состав симфонического оркестра
| 1
| Виды оркестров
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
2 четверть
Тема
| Количество часов
| Музыкальная тема ее характер и развитие.
| 1
| Музыкальная форма. Период
| 1
| Двухчастная и трехчастная форма
| 1
| Вариации и рондо
| 1
| Циклические формы. Сюита.
| 1
| Сонатно-симфонический цикл
| 1
| Строение сонатной формы
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Музыкальные жанры. Марш.
| 1
|
Народные танцы
| 1
| Бальные танцы
| 1
| Народная песня
| 1
| Народная песня в произведениях рус. композ.
| 1
| Жанры вокальной музыки
| 1
| Урок по творчеству Б.Мокроусова
| 1
| Программно-изобразительная музыка
| 2
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Музыка в театре (раздел «Балет»)
| 2
| Музыка в театре (раздел «Опера»)
| 4
| Повторение
| 1
| Контрольный урок
| 1
| Резервный урок
| 1
|
класс – 6 класс «Музыкальная литература зарубежных стран»
2 год обучения 1 четверть
Тема
| Количество часов
| История ДМШ№11
| 1
| История развития музыки от Древней Греции
до эпохи барокко
| 1
| Музыкальная культура эпохи барокко,
итальянская школа
| 1
| И.С.Бах. Жизненный и творческий путь
| 1
| Органные сочинения. Клавирная музыка.
| 1
| Хорошо темперированный клавир
| 1
| Сюиты
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Современники И.С.Баха. Г. Ф. Гендель
| 1
| Классицизм, возникновение и обновление
инструментальных жанров и форм, опера
| 2
| Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь
| 1
| Симфония Ми-бемоль мажор
| 2
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| И. Гайдн. Клавирное творчество
| 2
| В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь
| 1
| Симфония соль-минор
| 1
| Творчество Б.Мокроусова
| 1
| «Свадьба Фигаро»
| 1
| Соната Ля-мажор, другие клавирные
сочинения
| 1
| Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий
путь
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Патетическая соната
| 2
| «Эгмонт»
| 1
| Симфония до-минор
| 2
| Классический сонатно-симфонический цикл
(повторение)
| 1
| Контрольный урок
| 1
| Резервный урок
| 1
|
3 год обучения 1 четверть
Тема
| Количество часов
| Вводный урок История ДМШ№11
| 1
| Романтизм в музыке
| 1
| Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь
| 1
| Песни
| 1
| Фортепианные сочинения
| 1
| «Неоконченная» симфония
| 1
| Вокальные циклы
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
|