Отчёт руководителя
ШМО учителей начальных классов
за 2013-2014 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов продолжало целенаправленную работу по формированию прочных знаний, умений и навыков, определяемых Программами начального обучения ФГОС.
В очередном учебном году школьное методическое объединение учителей работало над выявлением оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребёнка, способствующих развитию личности младшего школьника и решало следующие задачи:
обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся,
проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности,
выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания,
создавать новые условия для самообразования учителей
и полной мере были выполнены учителями все задачи.
Работающих учителей в начальных классах – 4. Иванова М.Н.- учитель высшей категории, Васильева Т.П., Федорова А.В. – учителя перовой квалификационной категории с высшим педагогическим образованием. Второй год работает учителем начальных классов Лазарева К.Ю., которая получает высшее образование в ЧГПУ им.И. Я. Яковлева. Педагоги Васильева Т.П., Иванова М.Н., Лазарева К.Ю. работают по программе ФГОС по УМК «Школа России».
Учителя М.Н. Иванова и Т.П. Васильева с большим стажем работы, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. ».. К.Ю. Лазарева и А.В. Федорова ответственно относятся к классной документации, составлению конспектов уроков, внедрению в урок приемов развивающего обучения, соблюдают нормы проверки тетрадей и дневников, методики проведения родительских собраний и классных часов. Учителя заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда.
Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, прочности, осознанности, связи теории с практикой. Правильно выбирают методы и формы обучения, контролируют знания, умения и навыки учащихся, используют дифференцированный подход по отношению к домашним заданиям. Много работают по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности. Внедрение ИКТ учителями осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, использование готовых обучающих программ, разработка и использование собственных авторских программ.
В плане обмена опытом учителя начальных классов на районном этапе Республиканского конкурса «Учитель года-2014» познакомились с опытом работы учителей начальных классов Канашского района.
№
п/п
| Ф.И.О.учителя
| Школа
| Предмет
| Тема урока
| Класс
| Тема классного часа
| 1
| Марина Николаевна
Иванова
| МБОУ
«Сугайкасинская СОШ»
| Русский язык
| Согласование имён прилагательных с именами существительными
| 3
|
| 2
| Валентина Геннадьевна
Павлова
| МБОУ
«Хучельская ООШ»
| Математика
| Повторение пройденного материала
| 1
|
| 3
| Елена Васильевна
Семенова
| МБОУ
«Большебикшихская СОШ»
| Литературное чтение
| В гостях у сказки
| 3
|
| 4
| Светлана Николаевна
Васильева
| МБОУ
«Ухманская СОШ»
| ОРКСЕ
| Защитник Отечества
| 4
|
| 5
| Ирина Николаевна
Андреева
| МБОУ
«Ухманская СОШ»
| Литературное чтение
| Семья
| 2
|
| 6
| Антонина Панкратовна
Григорьева
| МБОУ
«Напольнокотякская СОШ»
| Математика
| Путешествие в космос
| 4
| «Чувашская вышивка»
| 7
| Лариса Петровна
Минаева
| МБОУ
«Шибылгинская СОШ»
| Русский язык
| Сочетания ЖИ и ШИ
| 1
| «Твой школьный друг-портфель»
| В ходе реализации плана работы ШМО было организован просмотр внеклассных мероприятий А.В. Федоровой, и она была направлена на районный конкурс Республиканского этапа «Самый классный классный -2014» и стала Лауреатом.
Учителя и учащиеся начальной школы принимали активное участие в предметной неделе русского языка.
Работа в начальных классах построена так, чтобы повысить интерес детей к учёбе, развивать творческие способности, активность учеников. Учиться должно, быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы. Одним из наиболее действенных способов формирования нового отношения к познанию является проведение предметных недель.
Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации учащихся с 18 по 23 ноября 2013 года в МБОУ «Сугайкасинская СОШ» прошла неделя начальных классов. Принцип проведения предметной недели - каждый ребенок является активным участником всех событий недели.
Дни недели
| Мероприятия
| Количество детей
| Ответственные
| 18 ноября
| 1. Линейка. Открытие недели начальных классов. Награждение призёров школьной интеллектуальной игры младших школьников среди 3-4- классников
2. Открытые уроки
Чувашский язык, 1 класс, Т.П. Васильева
Математика, 4 класс, А.В. Федорова
Литературное чтение, 2 класс, К.Ю.Лазарева
Русский язык, 3 класс, М.Н.Иванова
| 33 ученика
10
10
5
8
| Иванова М.Н.
Федорова Г.А.
Кузьмина Е.Н.
| 19 ноября
| Участие в фестивале методических идей учителей начальных классов в МБОУ «Шихазанская СОШ» им.М.Сеспеля Канашского района
| 26 учеников
| Лазарева К.Ю.
| 20 ноября
| Классный час в 1 классе «Я среди людей, люди вокруг меня»
Классный час во 2 классе «От чего зависит настроение»
| 10 учеников
5 учеников
| Васильева Т.П.
Лазарева К.Ю.
| 21 ноября
| Классный час в 4 классе «Друг в моей жизни»
Детскому писателю В. Ю. Драгунскому -100 лет (30 ноября, 1913-1972г.г.) викторина
| 10 учеников
33 ученика
| Федорова А.В.
Иванова М.Н.
| 22 ноября
| Классный час в 3 классе «Правда и ложь какие они?»
Математическая викторина для 1-4 классов
Выставка поделок «Подарки своими руками»
| 8 учеников
33 ученика
33 ученика
| Иванова М.Н.
Федорова А.В.
Учителя начальных классов
| 23 ноября
| Отчёт о проведении недели начальных классов
|
| Иванова М.Н.
| Неделя прошла в назначенные сроки. В план внесены некоторые корректировки.
Учителя дополнительно к запланированному плану дали открытые уроки:
Чувашский язык, 1 класс, Т.П. Васильева
Математика, 4 класс, А.В. Федорова
Литературное чтение, 2 класс, К.Ю.Лазарева
Русский язык, 3 класс, М.Н.Иванова.
Кристина Юрьевна участвовала в фестивале методических идей учителей начальных классов в МБОУ «Шихазанская СОШ» им.М.Сеспеля Канашского района, урок литературного чтения во 2 классе.
Отменили выставку «Лучшая тетрадь. Вместо этого награждали призёров интеллектуальной игры младших школьников среди 3- классов на линейке.
Классные руководители также провели классные часы по тематике воспитательного плана. На каждом мероприятии участвовали все учащиеся каждого класса. Особенно активны были учащиеся 3-4 на математической викторине. Особо отличившиеся получили сладкие призы.
Викторина «Детскому писателю В. Ю. Драгунскому -100 лет» была проведена по плану, красочная презентация активизировала работу учащихся. Послушали аудиозапись рассказа «Волшебная буква».
Большое место занимает доклад руководителя ШМО Марины Николаевны Ивановой «Самообразование учителей начальных классов».
I. Самообразование педагога.
Самообразование педагога –
целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью,
приобретение систематических знаний в области педагоги,
интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Необходимость самообразования педагога диктуется
1. самой спецификой учительской деятельности,
2. реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда.
Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
необходимость поиска и анализа новой информации;
желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
соответствие современным требованиям;
конкуренция;
общественное мнение;
интерес к делу.
II. Формы организации самообразования педагога.
1. Специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) Повышение квалификации, работа по теме самообразования;
Ф.И.О. педагога
| Категория
| Курсы
| Образование
| Стаж
| Темы самообразования
| Иванова Марина
Николаевна – руководитель ШМО
| высшая
| 2010
| высшее
| 28ой год
| Формирование познавательного интереса у учащихся начальных классов
| Васильева Татьяна
Петровна
| первая
| 2012
| высшее
| 23ий год
| Организация формирующего оценивания учащихся начальных классов на уроках математики через систему тестов, памяток-инструкций и проверочных работ.
| Федорова
Алиса Вячеславовна
| первая
| 2012
| высшее
| 10 лет
| Использование электронных образовательных ресурсов на уроках
| Лазарева Кристина Юрьевна
|
| 2012
| Средне-специальное,
получает
высшее
| 2ой год
| Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
|
2. Работа в методических объединениях (анализ и обсуждение рабочих программ, проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег):
а) Школьное методическое объединение МБОУ «Сугайкасинская СОШ» Канашского района Чувашской Республики помогает педагогам в решении конкретных проблем, обмена опыта между педагогами, развития педагогических и творческих способностей и профессионального роста педагогов. Тема ШМО: Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель: выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию личности младшего школьника.
Задачи:
-совершенствовать обучение и воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС;
-оказывать посильную помощь педагогам в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС;
-укреплять психофизическое здоровье учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе;
-искать пути развития познавательного интереса и творческой активности младших школьников (в целях выявления одарённых детей).
б) МО учителей начальных классов Канашского районав) участие в Республиканском, Всероссийском семинаре «Проектирование современного урока».
3. Проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений (выступления на педагогических советах, родительских собраниях «УУД», «Что такое ФГОС»).
4. Индивидуальная самообразовательная работа.
средств массовой информации,
вычислительной оргтехники,
библиотек, музеев,
исследований, экспериментов,
формирования портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности (анализ и самоанализ, мониторинг своей деятельности и деятельности коллег). Учителя 1-3 классов работают по ФГОС, а Иванова М.Н. в своей работе использует метод С.М. Лысенковой.
III. Результат самообразования.
Только в результате плодотворной и кропотливой работы можно прийти к личностному и профессиональному росту педагога и выработать свой индивидуальный стиль. А индивидуальный стиль работы успешного учителя
предполагает развитие авторского мышления учителя,
проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды,
предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы,
прогнозировать результаты своей деятельности,
выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
1. 1 место на интеллектуальных играх младших школьников –Николаева Юлия (4 класс) по математике - учитель Федорова А.В.
2. Использование методов и приёмов современного урока, качественное изменение структуры урока в связи внедрением ФГОС.
1.Участие в Фестивале учителей начальных классов (Иванова М.Н.-2012-13 уч. год, Лазарева К.Ю. - 2013-14 уч. год.)
3. Рабочие программы 1-3 классов с достоинством выдержали обрнадзор.
4. Обмен опытом по рабочим программам с учителями начальных классов Шибылгинской, Хучельской, Ухманской, Ямашевской, Сеспельской, Караклинской, Тобурданосвской, Среднетатмышской, Ачакасинской ОУ Канашского района.
5. Выставление рабочих программ на сайте российского образовательного портала ПроШколуРу.
6. В целях пропаганды и внедрения личностно-развивающих, компетентно-ориентированных образовательных технологий, представления и популяризации педагогического опыта работников образования, актуализации интеллектуальных и творческих способностей педагогов с 15 октября по 10 декабря состоялся Всероссийский творческий конкурс методических разработок конспектов уроков и учебных занятий. Иванова М.Н., Васильева Т.П., Федорова А.В. и Лазарева К.Ю. приняли участие в данном конкурсе.
М.Н. Иванова получила Диплом Лауреата Всероссийского конкурса методических разработок конспектов учебных занятий Центра интеллектуального развития «Академия таланта», Диплом Лауреата Всероссийского профессионального конкурса методических разработок «Педагогическая мастерская» в номинации «Конспект урока» Центра интеллектуального развития «Академия таланта», Грамоту Районного управления образования за участие в районном фестивале «Русский человек без родни не живёт»
Васильева Т.П., Федорова А.В. и Лазарева К.Ю. получили Сертификаты Всероссийского конкурса методических разработок конспектов уроков.
Все учителя получили Благодарность отдела образования Пушкинского района Санкт-Петербурга Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Павловский», ожидаются результаты участия во Всероссийской предметной олимпиаде «Пятёрочка».
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Немаловажную роль сыграли учителя в подготовке и проведении школьных праздников: День Пожилых, День Матери, Новогодний утренник, День защитника Отечества, Утренник к 8 марта, ко Дню Победы. Интересно прошло мероприятие в 4 классе «Прощание с начальной школой». В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности, разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.
Учащаяся 4 класса Николаева Юлия стала призёром на интеллектуальных играх младших школьников и приняла участие на республиканском уровне. Это говорит о том, что А.В. Федорова старалась использовать приемы, способствующие развитию у учащихся познавательных интересов и развитию интеллектуальных способностей учащихся.
Анализ работы начальной школы показывает, что в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала работа всего методического объединения учителей начальных классов. Коллектив учителей начальных классов оценивает работу МО на «удовлетворительно». Анализируя вышесказанное можно, предложить в 2013-2014 учебном году продолжить работу, углубив ее содержание и скорректировав задачи.
Работа ШМО была запланирована следующим обрзом:
Цель:
Выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию личности младшего школьника.
Задачи:
совершенствовать обучение и воспитание младших школьников в условиях перехода на ФОГС;
оказывать посильную помощь педагогам в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников в условиях перехода на Ф ГОС;
укреплять психофизическое здоровье учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе;
искать пути развития познавательного интереса и творческой активности младших школьников (в целях выявления одарённых детей).
План работы на 2012-2013 учебный год
№
заседаний
| Месяц
| Тематика заседаний
| 6
| Август
| Анализ работы за прошлый учебный год
Обсуждение и утверждение плана работы методобъединения на новый 2013-2014 учебный год.
Рассмотрение рабочих программ учителей начальных классов
Рассмотрение текстов контрольно-измерительных материалов в 1-4 классах (Входящий мониторинг)
План работы с одарёнными детьми
Внеурочная деятельность в начальных классах.
| 7
| Ноябрь
| Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы
Овладение новыми формами организации урока
Утверждение плана недели начальных классов
| 8
| Март
| Метапредметный подход важное условие целостного развития и саморазвития школьника.
Алгоритм разработки метапредметного урока
| 9
| Май
| 1. Анализ работы ШМО учителей начальных классов.
2. Подведение итогов работы учителей начальных классов по внедрению ФГОС второго поколения за 2013-2014 учебный год.
|
Руководитель ШМО Иванова М.Н. |