Аннотация к рабочей программе по литературе
11 класс
1.Адресность
Рабочая программа составлена для МАОУ «Артинский лицей для учащихся 11 класса (базовый уровень)
2. Место предмета в структуре основной образовательной программы.
Концепция данной программы – реализация требований ФГОС по литературе. Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
УМК: учебник – хрестоматия в двух частях под редакцией Зинина С. А., Сахарова В. И., Чалмаева В. А.
Издательство: М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007 год».
3. Цели и задачи курса
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
Обучающийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению литературных произведений,
воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении,
совершенствовать устную и письменную речь.
4. Структура и содержание программы
Обучающийся, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого обучающегося.
Перечень литературных произведений, предназначенных для изучения в 11 классе, определяется в соответствии с принципами:
основа содержания: художественные произведения золотого фонда русской классики и поэзии серебряного века
критерий отбора: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям; культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования;
последовательность представления: этапы развития русской литературы (принцип построения курса на историко-литературной
основе): конец 19 века, литература рубежа эпох, литература о гражданской войне и Вов, литература «оттепели», современная и постсовременная литература
ориентация на возрастную специфику: учёт перспективы развития личности учащегося, широкий спектр их интересов (произведения, написанные специально для детей и подростков в соответствии с задачами их развития, а также произведения с высокими художественными особенностями, гуманистическим пафосом, богатством проблематики, оказывающие позитивное влияние на личность обучающегося).
преемственность содержания: в 11 классе основной школы, требуется обобщение и систематизация полученных знаний в 5-10 классах и ставятся задачи предпрофильной подготовки учащихся.
Перспективность: в соответствие с требованиями времени русская классическая литература содействует формированию личности, способной к саморазвитию, самореализации и социализации, путём формирования читательской компетентности и осознания учеником своих интересов и способностей.
5. Основные образовательные технологии.
В процессе обучения используются следующие технологии (методики) обучения:
деятелностные, практико-ориентированные и личностно-ориентированные технологии;
технологии развивающего обучения;
методы проектов и исследовательских работ;
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
проблемное изложение;
частично-поисковый;
исследовательский.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов:
уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении),
семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя),
аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию;
эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответов на проблемный вопрос, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих черт.
6. Требование к результатам освоения учебного предмета
Ученик должен
знать:
— логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII—XIX вв.;
— основные литературные направления русской литературы 19 —20 вв.;
— краткие биографические сведения об изученных писателях;
— содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;
уметь:
— определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
— использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;
— давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
— свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;
— ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.
7. Место учебного предмета в БУП.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных предметов. Для изучения литературы в 11 классе отводится 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю)
8. Формой контроля, предусмотренной курсом, являются
письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося),
написание сочинений на литературные темы,
беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
График контрольных работ по литературе в 11 классе
Месяц
|
| Сентябрь
| Входной контроль
Тема: Теория литературы
Форма: Литературоведческий диктант
| Декабрь
| Административная контрольная работа
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Анализ лирического произведения по творчеству поэтов «Серебряного века»
Форма: Сочинение
| Март .
| Административная контрольная работа
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Анализ эпизода эпического произведения. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Форма: Сочинение
| Май
| Административная итоговая контрольная работа
Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теории литературы и анализу стихотворения и эпизода» Форма: тест в форме ЕГЭ
| График текущих контрольных работ по литературе в 11 классе
Месяц
|
| октябрь
| Контрольное сочинение по пьесе М. Горького «На дне»
| январь
| Реферат по теме «Литературный процесс 30-40 годов 20 века» (тему выбирает учащийся)
| февраль
| Тест по творчеству Б. Л. Пастернака
| апрель
| Контрольное сочинение по творчеству писателей и поэтов периода ВОв
| |