О. А. на тему: Применение опорных схем на урок





Скачать 59.64 Kb.
НазваниеО. А. на тему: Применение опорных схем на урок
Дата публикации07.09.2013
Размер59.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Выступление на районной секции учителей русского языка и литературы учителя Шайковской средней школы №2 Захарченко О. А. на тему:

«Применение опорных схем на уроках литературы в старших классах».
План.

  1. Методическая целесообразность применения опорных схем.

  2. Классификация опорных схем.

  3. Работа с опорными схемами на уроках литературы в старших классах.




  1. Ещё в 90-е гг. XX в. на страницах методических журналов разгорелась полемика по вопросу принципиальной возможности фиксации художественного текста в виде формул, знаков, символов, т.е. схематично (Аркин И.И. – Крот Ю.Ф.). Противники данного приёма выдвигали опасения: не сама ли схема станет предметом изучения? Зачем она уроку литературы?

Сторонники же, среди которых Любимов О.И. (создатель методики ОСК), Мелехина В.В., Мещерякова М.И., Богомолова Т.И., Малыхина Е.В., утверждают, что схема лишь средство постижения текста.

Так Мелехина В.В., Мещерякова М.И., Богомолова Т.И. – каждая по-своему – обосновали преимущества данного методического приёма:

  • Мелехина В.В. обратила внимание на повышение информативной плотности урока, совершенствование навыков самообразования;

  • Мещерякова М.И. указала на то, что схемы существенно облегчают усвоение сложных теоретических понятий, дисциплинируют мышление;

  • Богомолова Т.И. определила место приёма в структуре урока (схема используется на этапе осмысления нового или закрепления, обобщения изученного), акцентировала внимание на развивающей функции приёма, его воспитательной роли (воздействие произведения эффективнее).

Приняв за исходные положения о возможности и целесообразности применения схем-опор на уроках литературы, назовём цели и принципы, которые были заложены в методику «первопроходцем» «Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» Виктором Фёдоровичем Шаталовым.

Среди целевых ориентаций можно выделить следующие:

  • формирование ЗУН;

  • обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными.

Среди принципов:

  • динамический стереотип деятельности, применение опор как ориентировочной основы действий.

«Заслугой Шаталова В.Ф., - как считает автор книги «Современные образовательные технологии» Селевко Г.К., - является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке».

Следовательно, можно ожидать, что использование опорных схем на уроке литературы даст подобный результат? (В моей практике, в частности, на уроке по пьесе «Гроза» Н.Островского с применением опоры уровень общей активности – 85%, высокой активности – 53%).

Если мы говорим «за», то есть признаём эффективность данного приёма, то должны знать, как он «работает», как подойти к творческому процессу переосмысления текста и его шифровки. На помощь школе приходит наука. А.Б.Есин в книге «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» даёт советы литературоведу-практику:

  • прочитать произведение свежим, не отягощённым догмами взглядом, как в первый раз;

  • определить содержательные доминанты произведения, которые объединяют все его конкретные элементы (среди таких доминант Есин выделяет типы проблематики, разновидность пафоса, идею).

Автор методики работы по ОСК, Любимов О.И., не используя термин «доминанта», обращается к тому же принципу: ищет 1-2 магистральные темы, которые организуют всю аналитическую работу. «При соблюдении этого условия урок приобретает чёткость и глубину, позволяет сосредоточиться на главном, не разбрасываться», - отмечает он. (С этими положениями согласны и учителя-методисты Ильин Е.Н., Лазарева В.А. Так Ильин Е.Н. в книге «Как сдать экзамен по литературе?» в рубрике «Из блокнота словесника» пишет: «Дело не в том, сколько и какой информации получить или выдать, а как обработать её, чтобы она стала знанием». Если смотреть шире, то этот приём – одно из условий эффективности образовательной технологии и, что немаловажно, гарантия здоровьесберегающего характера обучения. В брошюре «Инновационная деятельность современного педагога» Никишина И.В. отмечает: «Наиболее актуальным и первоочередным является грамотное структурирование содержания, выделение ключевых понятий, закономерностей, межпредметных связей и продумывание на их основе рациональной логики процесса обучения».)

Широта охвата тем, изучаемых на основе схем-опор в старших классах («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – Любимов О.И.; «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Отцы и дети» И.С.Тургенева – Лазарева В.А.; «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина – Афанащенко, от «Слова о полку Игореве» до «Поднятой целины» М. Шолохова – в пособии для учителя «Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах» Богомоловой Т.И.), доказывает их необходимость и эффективность (иначе не был бы так плодотворен методический поиск в этом направлении. Сравнить хотя бы книги Богомоловой Т.И.(1994 г), Мещеряковой М.И. «Литература в таблицах и схемах» (2000 г), Мироновой Ю.С. «Литература. Схемы и таблицы» (2006 г)).

  1. Осмелюсь предложить Вашему вниманию разработанные мною и апробированные на уроках в старших классах схемы – опоры. Начнём с их классификации:

  • схемы структурного (обобщающего) характера (например, по роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, пьесе «Вишнёвый сад» А.П.Чехова);

  • логического характера (к рассказу А.П.Чехова «Ионыч», переход от пьесы М.Горького «На дне» к роману «Мать»);

  • теоретико-практического характера («Что такое обломовщина?» - по роману «Обломов» И.А.Гончарова).

Предлагаю обсудить примеры разных схем-опор по плану:

  • возможности данного типа схемы;

  • как она «работает» на уроке.

  1. Возможности схем-опор:

  • структурного (обобщающего) характера:

      • помогают увидеть своеобразие произведения в целом (как со стороны внешней, структурной, так и со стороны содержательной), если используются на первом занятии в системе уроков (дедуктивный метод);

      • обобщить уже изученное о произведении – на заключительном уроке;

      • организовать повторение или подготовку к экзаменам;

  • схемы логического характера:

      • устанавливают логические связи между явлениями действительности, компонентами текста и пр., помогая проникнуть в глубь содержательной стороны произведения;

      • устанавливают логические связи между отдельными произведениями одного автора, помогая увидеть их связь, место в творчестве писателя и осуществить логический переход от изучения одного произведения к другому;



  • схемы-опоры теоретико-практического характера:

  • дают представление о явлении, кроющемся за литературным термином, понятием;

  • помогают организовать работу с текстом, наполняя данное понятие конкретным содержанием.

(Далее – презентация схем, комментарий к ним, обмен мнениями, ответы на вопросы о применении схем на уроке. См. Приложение.)
Вывод: Опыт работы на основе опорных схем убеждает в их целесообразности и широком диапазоне возможностей (от выявления структуры и содержания отдельного понятия до определения внутренних (логических) связей между отдельными произведениями. Применение опорных схем повышает:

  • уровень информативности урока;

  • уровень активности учащихся на уроке;

  • долю самостоятельной работы учащихся;

  • прочность запоминания материала на основе логических связей и ассоциаций.

Являясь элементом технологии сотрудничества, создаёт благоприятную атмосферу сотворчества учителя и ученика.

Приложение № _


1. К изучению рассказа А.П.Чехова «Ионыч». Предлагаю учащимся опорную схему для рассуждения:


Личность

Деньги

=

Старцев

Ионыч



Сходство с математической формулой и «принцип работы» делают опору эффективной для запоминания.
2. Обобщающая схема на уроке по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»


Символ – железная дорога – «разлом жизни»

Беда – гибель дворянских гнезд, утрата связи со счастливым, светлым прошлым, беспомощность перед будущим.


Символ – гибель вишневого сада.

Фирс.




Вина – растерянность, нежелание что-либо изменить в жизни, измениться самим; неумение трудиться, бесполезность для наступающей жизни, покорное ожидание участи.

Символ – звук лопнувшей струны.

Лопахин, Аня, Петя.





Душа человека.

Раневская

Гаев

Пищик

Варя

Епиходов

Шарлотта





помогает решить сразу несколько задач:





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconУрок "Курская битва"
Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconЧерных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconГовор Н. Н. Использование алгоритмов, блок-схем и опорных конспектов на уроках математики
Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconВ работе представлена разработка (конспект)
Технологии: компьютерного урока (интерактивное устройство mimio), игровые, комментируемое управление при использовании опорных схем,...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока с применением инновационного направления «Технология использования опорных схем и конспектов»
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составление опорных схем; работа с новыми терминами и понятиями; индивидуальная и групповая работа с текстом учебника, анализ материалов...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПрименение опорных конспектов на уроке русского языка
Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Равновесные процессы», «Электролитическая диссоциация», создание опорных схем, освоение алгоритмов и решение задач по теме, изучение...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х...
Круговороты азота, уг­лерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение опорных понятий: галактика, вселенная, планеты, небес­ные тела, созвездия, солнечная система, метеор
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применение опорных понятий: обмен веществ, обмен белков, жиров, углеводов, пищеварение, всасывание
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПрименение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся
Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconТеория графов
Сейчас почти в любой отрасли науки и техники встречается применение графов. В физике при построении электрических схем, в химии и...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПлан работы опорных, базовых школ, ресурсных, учебно-методических...
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности младших школьников
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconУрока: «Обобщение по теме Птицы»
...
О. А. на тему: Применение опорных схем на урок iconПовторительно- обобщающий урок в 5 классе по учебнику Кузовлева В. П
Урок начинается с актуализации опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов через игровую ситуацию. Рационально выбрано...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск