Скачать 59.64 Kb.
|
Выступление на районной секции учителей русского языка и литературы учителя Шайковской средней школы №2 Захарченко О. А. на тему: «Применение опорных схем на уроках литературы в старших классах». План.
Сторонники же, среди которых Любимов О.И. (создатель методики ОСК), Мелехина В.В., Мещерякова М.И., Богомолова Т.И., Малыхина Е.В., утверждают, что схема лишь средство постижения текста. Так Мелехина В.В., Мещерякова М.И., Богомолова Т.И. – каждая по-своему – обосновали преимущества данного методического приёма:
Приняв за исходные положения о возможности и целесообразности применения схем-опор на уроках литературы, назовём цели и принципы, которые были заложены в методику «первопроходцем» «Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» Виктором Фёдоровичем Шаталовым. Среди целевых ориентаций можно выделить следующие:
Среди принципов:
«Заслугой Шаталова В.Ф., - как считает автор книги «Современные образовательные технологии» Селевко Г.К., - является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке». Следовательно, можно ожидать, что использование опорных схем на уроке литературы даст подобный результат? (В моей практике, в частности, на уроке по пьесе «Гроза» Н.Островского с применением опоры уровень общей активности – 85%, высокой активности – 53%). Если мы говорим «за», то есть признаём эффективность данного приёма, то должны знать, как он «работает», как подойти к творческому процессу переосмысления текста и его шифровки. На помощь школе приходит наука. А.Б.Есин в книге «Принципы и приёмы анализа литературного произведения» даёт советы литературоведу-практику:
Автор методики работы по ОСК, Любимов О.И., не используя термин «доминанта», обращается к тому же принципу: ищет 1-2 магистральные темы, которые организуют всю аналитическую работу. «При соблюдении этого условия урок приобретает чёткость и глубину, позволяет сосредоточиться на главном, не разбрасываться», - отмечает он. (С этими положениями согласны и учителя-методисты Ильин Е.Н., Лазарева В.А. Так Ильин Е.Н. в книге «Как сдать экзамен по литературе?» в рубрике «Из блокнота словесника» пишет: «Дело не в том, сколько и какой информации получить или выдать, а как обработать её, чтобы она стала знанием». Если смотреть шире, то этот приём – одно из условий эффективности образовательной технологии и, что немаловажно, гарантия здоровьесберегающего характера обучения. В брошюре «Инновационная деятельность современного педагога» Никишина И.В. отмечает: «Наиболее актуальным и первоочередным является грамотное структурирование содержания, выделение ключевых понятий, закономерностей, межпредметных связей и продумывание на их основе рациональной логики процесса обучения».) Широта охвата тем, изучаемых на основе схем-опор в старших классах («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – Любимов О.И.; «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, «Отцы и дети» И.С.Тургенева – Лазарева В.А.; «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина – Афанащенко, от «Слова о полку Игореве» до «Поднятой целины» М. Шолохова – в пособии для учителя «Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах» Богомоловой Т.И.), доказывает их необходимость и эффективность (иначе не был бы так плодотворен методический поиск в этом направлении. Сравнить хотя бы книги Богомоловой Т.И.(1994 г), Мещеряковой М.И. «Литература в таблицах и схемах» (2000 г), Мироновой Ю.С. «Литература. Схемы и таблицы» (2006 г)).
Предлагаю обсудить примеры разных схем-опор по плану:
(Далее – презентация схем, комментарий к ним, обмен мнениями, ответы на вопросы о применении схем на уроке. См. Приложение.) Вывод: Опыт работы на основе опорных схем убеждает в их целесообразности и широком диапазоне возможностей (от выявления структуры и содержания отдельного понятия до определения внутренних (логических) связей между отдельными произведениями. Применение опорных схем повышает:
Являясь элементом технологии сотрудничества, создаёт благоприятную атмосферу сотворчества учителя и ученика. Приложение № _1. К изучению рассказа А.П.Чехова «Ионыч». Предлагаю учащимся опорную схему для рассуждения:
Сходство с математической формулой и «принцип работы» делают опору эффективной для запоминания. 2. Обобщающая схема на уроке по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»
помогает решить сразу несколько задач: |
Урок "Курская битва" Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных... | Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление... | ||
Говор Н. Н. Использование алгоритмов, блок-схем и опорных конспектов на уроках математики Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки | В работе представлена разработка (конспект) Технологии: компьютерного урока (интерактивное устройство mimio), игровые, комментируемое управление при использовании опорных схем,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока с применением инновационного направления «Технология использования опорных схем и конспектов» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составление опорных схем; работа с новыми терминами и понятиями; индивидуальная и групповая работа с текстом учебника, анализ материалов... | ||
Применение опорных конспектов на уроке русского языка Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Равновесные процессы», «Электролитическая диссоциация», создание опорных схем, освоение алгоритмов и решение задач по теме, изучение... | ||
Пояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х... Круговороты азота, углерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение опорных понятий: галактика, вселенная, планеты, небесные тела, созвездия, солнечная система, метеор | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение опорных понятий: обмен веществ, обмен белков, жиров, углеводов, пищеварение, всасывание | Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере... | ||
Теория графов Сейчас почти в любой отрасли науки и техники встречается применение графов. В физике при построении электрических схем, в химии и... | План работы опорных, базовых школ, ресурсных, учебно-методических... Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности младших школьников | ||
Урока: «Обобщение по теме Птицы» ... | Повторительно- обобщающий урок в 5 классе по учебнику Кузовлева В. П Урок начинается с актуализации опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов через игровую ситуацию. Рационально выбрано... |