Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики





Скачать 71.49 Kb.
НазваниеЧерных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики
Дата публикации12.10.2013
Размер71.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики


Р.М. Черных

Руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Устинова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Идея кодирования знаний возникла в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Вслед за этим такие же схемы начали появляться в методических пособиях по информатике. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов в виде классной доски со схемами, чертежами и записями, которые учитель должен был воссоздавать при объяснении. Так постепенно развивалась идея обучения на основе компактных опорных сигналов.

Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но когда математик В. Ф. Шаталов, предложив свои опорные сигналы, попытался распространить сферу их применения на другие школьные дисциплины, реакция последовала весьма неоднозначная. И дело не только в том, что работе с ними он придал качественно новое содержание. Предложенный им способ работы с опорными конспектами был представлен (вольно или невольно) как чрезвычайно эффективный и универсальный. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха.

Практика показывает, что успешное изучение информатики в школе практически невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. Кроме этого, информатика - неповторимый и достаточно своеобразный предмет. И именно поэтому, сегодня появляется необходимость обратить пристальное внимание на технологию использования опорных конспектов, разработанную В.Ф. Шаталовым.

Наглядная конструкция - любой специально отредактированный или вновь созданный текст, которому придается определенная структура для более быстрого и эффективного восприятия информации. Когда мы намеренно изменяем привычное форматирование текста, то уже создаем наглядную конструкцию. Как правило, она содержит образ (элемент языка художественного произведения), значительную часть смысловой нагрузки несут обозначения.

Если в конструкции обозначения-символы играют главную роль, это опорная конструкция (ее не прочитывают, а просматривают). Опоры - это совокупность слов и обозначений.

Опорные конструкции подразделяются на конспекты, формулы и сигналы.

Опорный конспект (ОК) - развернутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющая быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации (рис.1).



Рис. 1. Опорный конспект

Признаки ОК: предельная лаконичность, структурированность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость) и воспроизводимость.

Опорный конспект передавать разноплановую информацию любого объема и сложности. Специфика отображаемых фактов и понятий определенным образом сказывается и на тексте самой конструкции. Развернутая, значит, имеющая большой объем текста (обозначений и ключевых слов), разделенного на 2-5 частей, дающая насыщенную фактами картину жизни целой эпохи или содержательный анализ крупного общественного явления. Главная идея темы выражается обычно через конфигурацию отдельных блоков. Большая плотность материала делает необходимым расположение его по нескольким графическим уровням и 2-3 - цветовым. В такую "лекцию" вживляется несколько ОС, которые придают характерное "выражение лица" опорному конспекту. Самый удачный вариант сигнала - одно обозначение, которое цепляет, "дает установку" на запоминание и делает это хорошо тогда, когда выглядит броско, неповторимо, неотразимо. Именно при его помощи информация мгновенно актуализируется. В преподавании информатики самостоятельного значения опорный сигнал не имеет, его текст расширяется до 5-15 обозначений, получается формула.

Опорный конспект, как средство обучения, вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства. Ведь чем больше опор, тем упорядоченнее материал, что значительно облегчает усвоение нового.

Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини блоки, в среднем, каждый опорный конспект состоит из восьми (десяти) таких, помеченных номерами миниблоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий.

Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

С самого начала разработки опорных конспектов в их основу положен принцип «минимум слов, максимум знаков», а не словесно-понятийные сигналы, так как работа учащихся с опорными конспектами и параллельное прочтение учебного материала позволяет развивать абстрактное мышление, при этом уровень абстрагирования возрастает настолько, что ученики начинают записывать лекции в виде авторских опорных конспектов. Стоит отметить, что при разработке опорных конспектов учителю очень важно, не перегружая их дополнительным материалом, нагрузить максимумом информации при минимуме символов и знаков. По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

  1. Блочное модульное построение учебного материала.

  2. Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания.

  3. Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений.

  4. Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

Работа с опорными конспектами может включать несколько основных этапов, реализуемых на уроке. Рассмотрим фрагмент объяснения нового материала по теме «Компьютерные сети» в 9 классе (в процессе подготовки материала ОК был использован учебник И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. Базовый курс»). Объяснение нового материала сопровождается постепенным заполнением опорного конспекта, который может быть использован в дальнейшем и на этапе закрепления, систематизации, обобщения и контроля знаний.

Объяснение нового материала:

Компьютерная сеть – это система компьютеров, связанных каналами передачи информации (рис. 2).



Рис. 2. Компьютерная сеть

29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км — в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) — провели сеанс связи. Чарли Клайн (Charley Kline) пытался выполнить удалённое подключение к компьютеру в SRI. Успешную передачу каждого введённого символа его коллега Билл Дювалль (Bill Duvall) из SRI подтверждал по телефону. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд человек (около четверти населения Земли) (рис. 3).



Рис. 3. Компьютерная сеть

Локальная сеть (в пределах помещения, предприятия) дает возможность пользователям не только быстро обмениваться информацией, но и более эффективно использовать ресурсы объединенных в сеть компьютеров: внешнюю память, устройство печати, сканер и другие технические устройства, а также программное обеспечение.

Однора́нговые сети - это компьютерные сети, основанные на равноправии участников. В таких сетях отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел является как клиентом, так и сервером (рис. 4).



Рис. 4. Однора́нговая сеть

Сеть с выделенным сервером организована по следующему принципу: имеется один центральный компьютер (сервер) и множество подключенных к нему менее мощных компьютеров - рабочих станций. Центральная машина обычно имеет больший объем внешней памяти, к ней подключены устройства, которых нет на рабочих станциях (принтер, сканер, модем для выхода в глобальную сеть и пр.) (рис. 5).



Рис. 5. Сеть с выделенным сервером

Общая схема соединения компьютеров в локальной сети называется топологией сети. Вариант соединения компьютеров, когда кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой, называется ЛИНЕЙНАЯ ШИНА. Если к каждому компьютеру подходит отдельный кабель из одного центрального узла, то реализуется локальная сеть типа ЗВЕЗДА. Обычно при такой схеме соединения центральным узлом является более мощный компьютер.

Глобальные сети связывают между собой многие локальные сети, а также автономные компьютеры пользователей. Размеры глобальных сетей не ограничены. Существуют корпоративные, национальные и международные глобальные сети (рис. 6).



Рис. 6. Глобальные сети

Сейчас наиболее популярными услугами Интернет являются всемирная паутина, веб-форумы, блоги, Интернет-магазины, социальные сети, электронная почта и списки рассылки, файлообменные сети, Интернет-телевидение, IP-телефония, , веб-чаты и мессенджеры, поисковые системы , Интернет-реклама и пр. (рис. 7).



Рис. 7. Наиболее популярные услуги Интернета

Таким образом, обучение информатике с использованием опорных конспектов и схем позволяет решить проблему совместимости в одном классе учащихся с различными темпераментами. Не секрет, что при быстром темпе ведения урока флегматики и меланхолики теряются, не успевают следить за мыслью учителя и выполнять все задания. Замедленный темп урока, наоборот, заставляет скучать холериков. Они начинают отвлекаться, нарушать дисциплину, им просто неинтересно на уроке. Колебания внимания и темпа урока, различная степень обобщения материала, неоднократная его проработка, позволяет усвоить практически весь учебный материал на уроке, при минимуме самостоятельной работы во внеурочное время.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconГовор Н. Н. Использование алгоритмов, блок-схем и опорных конспектов на уроках математики
Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока с применением инновационного направления «Технология использования опорных схем и конспектов»
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconУрок "Курская битва"
Основная идея преподавателя истории – формирование рационального мышления на основе создания опорных схем и использования опорных...
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconПрименение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся
Углубить понятия об общности свойств гомологов, обусловленных сходством состава и строения. Рассмотреть химические свойства на примере...
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconТема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики icon«использование материалов музея на уроках информатики»
В рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» эта работа...
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconПрименение опорных конспектов на уроке русского языка
Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconО. А. на тему: Применение опорных схем на урок
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литературная критика эпохи классического реализма»
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в вузе 15
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconВ работе представлена разработка (конспект)
Технологии: компьютерного урока (интерактивное устройство mimio), игровые, комментируемое управление при использовании опорных схем,...
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconИспользование метода проектов на уроках информатики
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconДоклад «использование метода проектов в развитии творческого мышления...
...
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconЗаседание методического объединения №1
«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и информатики в условиях нового фгос»
Черных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск