Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся





Скачать 80.19 Kb.
НазваниеПрименение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся
Дата публикации06.09.2013
Размер80.19 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Химия > Конспект
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся

Крутова Светлана Анатольевна

Учитель химии ГОУ СОШ № 333, ЮВАО

В настоящее время перед учителями поставлена нелегкая задача обучения современного поколения школьников в условиях новых требований к процессу и результатам обучения.

В связи с этим учителя химии сталкиваются с рядом проблем, которые необходимо успешно решать.

Во-первых, на преподавание базового уровня химии в старшей школе отводится лишь один час в неделю, а содержание изучаемого материала осталось прежним.

Во-вторых, важнейшей задачей ставится развитие общеучебных умений.

В-третьих, большинство современных детей не отличаются готовностью и стремлением «грызть гранит науки», тем более, если предмет не является профильным.

Исходя из этого, методика преподавания требует новых подходов, приемов, призванных помочь решить данные проблемы. Инновационные технологии дают следующие преимущества:

  • Интенсифицировать и структурировать процесс обучения

  • Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они проявляли самостоятельность в добывании и усвоении знаний

  • Не перегружать учащихся в процессе их учебной деятельности

Одним из эффективных приемов является использование неполных (опорных) конспектов, который по своей сути можно отнести к адаптированной разновидности технологии фреймовых опор.

Технология фреймовых опор относится к технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Под фреймом (Колодочка Т.Н.) в дидактике понимается периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм, как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) при изучении материала, подвергающегося сгущению, создав универсальную каркасную структуру.

Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарии).

Основной признак технологии – увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени. Поэтому данную технологию можно отнести к интенсивным. Основной формой обучения является урок. Педагогическая наука определяет урок как систематически применяемую форму организации деятельности учителя и учащихся, целью которого является формирование и творческое развитие личности учащегося. Так как собственная деятельность ученика позволяет усвоить материал практически на 100%, главным условием успешности проведения урока и усвоения материала учащимися, должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учеников на уровне их потенциальных возможностей. Знание структуры фрейма позволяет систематизировать большой объем информации, оставляя ее при этом максимально удобной для восприятия. Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), заполненных конкретным содержанием и имеющим свое имя.

Фрейм – рамка, остов, скелет, минимальное описание явления.

Фрейм в технологии обучения – это единица представления знаний, заполненная в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены согласно ситуации.

При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц, опорных конспектов.

Основные требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова

  • Лаконичность ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400.

  • Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания.

  • Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету.

  • Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки.

  • Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы.

  • Непохожесть требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.

  • Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.


Я использую фреймовскую технологию на уроках химии как основной вид урока при изучении базового курса органической химии в 10 классах. Эта технология позволяет рационально распределять время на уроках: значительно экономить время на объяснении новых теоретических понятий и представлений, и выделять достаточно времени для закрепления нового материала и отработку навыков.

Вот, например, опорный конспект к уроку по теме: «Непредельные углеводороды. Алкены (состав, строение, изомерия, номенклатура)».




Все определения и первичные представления о строении и составе этого класса веществ уже напечатаны, а значит, не тратиться время на записывание в тетрадь, а сразу же идут комментарии и объяснения учителя к предоставленным записям, а так же демонстрация модели строения простейшего представителя класса алкенов – этилена.

Далее приводится общая формула состава веществ данного класса, а ниже таблица гомологов и номенклатуры с одним примером, которую учащиеся заполняют самостоятельно после комментариев учителя. (этап – первичного закрепление материала)

После таблицы дан алгоритм называния веществ данного класса по структурной формуле и приведены структурные формулы нескольких веществ. Причем, один пример называния вещества разобран полностью, второй частично, а остальные учащиеся называют самостоятельно. (этап – первичного закрепление материала).

Далее в конспекте даны задания:

  1. на повторение и закрепление понятия изомерии (структурной и межклассовой), и отработку навыка определять изомерные вещества по приведенным формулам.

  2. На закрепление понятия «номенклатура» и отработку навыка построения структурной формулы вещества по названию, что способствует запоминанию названий веществ данного класса и выучиванию алгоритма называния веществ.


Таким образом, если учесть структуру урока, в котором 2-3 минуты отводится на организационный момент, 10 – 15 минут на проверку домашнего задания, 5 минут на итоги урока и домашнее задание, то чистого времени для объяснения нового материала остается минут 20-25, в которые мы прекрасно укладываемся, используя технологию опорных конспектов. Так же учитывается и то, что у каждого учащегося свой темп работы. Т.е. ученики, чей темп превышает темп работы класса, имеют возможность работать в своем темпе без потери времени и независимо от темпа класса, т.к. все объяснения и задания в конспекте уже содержатся. Кроме того, есть стимул: заполнивший конспект самостоятельно раньше класса, получает оценку.

Также, методика применения фреймовых опор очень удобна для проведения практических работ по химии на протяжении изучения всего курса химии с 8 по 11 класс.

Для всех практических работ мной разработана единая таблица оформления результатов.

Это продиктовано, опять-таки, экономией времени, так как работы очень объемные по содержанию, времени и действиям, а также попыткой систематизировать и унифицировать оформление практических работ для всех классов и параллелей.

Учащиеся с первой практической работы привыкают к системе оформления данного вида работы, что позволяет им в дальнейшем не тратить время на то, чтобы сориентироваться, как записать то, что сделал, а также выдержать свой темп работы, независимо от класса. Также вырабатывается умение делать краткие и четкие записи о своих наблюдениях и выводах, т.к. пространство для записей ограничено.

Это позволяет рационально использовать время на уроке, не перегружать учащихся, вести единую систему оформления работ, что значительно упрощает проверку работ.

Ниже привожу пример практической работы в 10 классе.


Ф.И.ученика(цы)_________________________класс____ И.Т.Б.
Практическая работа №2

«Получение и свойства карбоновых кислот»

Цели работы: 1)………………………………………………………………………………………………

2)………………………………………………………………………………………………

3)………………………………………………………………………………………………

Оборудование: стакан, стеклянная палочка, штатив для пробирок, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, ложечка для веществ.

Реактивы: хозяйственное мыло, соляная кислота, гидроксид натрия, хлорид кальция, раствор перманганата калия.

Выполнение работы:

Ход работы

Наблюдения

Уравнения реакций

Приготовьте в пробирке водный раствор хозяйственного мыла.

1. Налейте в пробирку 2-3 мл р-ра мыла и прибавьте к нему соляной кислоты до образования хлопьев.

2. Теперь отфильтруйте полученный осадок, переложите его в чистую пробирку и добавьте раствор щелочи.

3. К 2-3 мл раствора мыла прилейте раствор хлорида кальция.


4. Докажите опытным путем, что олеиновая кислота является непредельной.

  1. Что собой представляют образовавшиеся хлопья?



  1. Что происходит с осадком?



  1. Что происходит?



Какое свойство карбоновых кислот иллюстрируется на данном опыте?








1.


2.


3.


4.




Выводы:

1)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2)……………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

3)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4)……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



Итак, использование конспектов с неполной информацией обеспечивает:

  • Систематизацию знаний путем определения связей (“горизонтальных и вертикальных”)

  • Усвоение большого объема информации, оставляя ее при этом максимально удобной для восприятия.

  • Эффективность использования рабочего времени.

Я начала использовать конспекты с неполной информацией в своей работе с 2008 года, совершенствуя их год от года. В качестве результатов использования этой технологии представляю вашему вниманию показатели качества обучения химии учащихся 10 классов по годам (в таблице представлены данные, показывающие успешность составления учащимися опорных конспектов с неполной информацией):

Год

2009

(за год)

2010

(за год)

2011

(за год)

2012 (диагностическая работа)

Процент качества

78%

88%

97%

90%

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconПрограмма формирования общеучебных умений и навыков модернизирована...
В основу программы формирования общеучебных умений и навыков положены основные умения учащихся, определённые целями институционного...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconПрименение опорных конспектов на уроке русского языка
Агафонов В. В. Криминалистика: краткий курс лекций – М.: Юрайт, 2013. – 184с. 10 экз
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconТема: «Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconСырчикова З. М. учитель химии высшей категории Мастер – класс «Формирование...
Мастер – класс «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии»
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconГовор Н. Н. Использование алгоритмов, блок-схем и опорных конспектов на уроках математики
Цель урока: сформировать представление об алгоритмах с ветвлениями и выработать навыки их разработки
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconДоклад на тему «Система типовых заданий для формирования личностных...
Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconСитуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся
При этом подходе помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconЧерных Использование опорных конспектов и схем на уроках информатики
Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значение. Урок формирует представление...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема. Формирование и развитие общеучебных универсальных умений и навыков как способ повышения качества знаний учащихся...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconАнализ работы методической службы моу «сош с п. Кишпек» за 2012-2013 учебный год
Мо учителей словесников «Использование современных приемов и методов работы как средство совершенствования общеучебных умений и навыков...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconПедагогические технологии, используемые педагогами гбоу сош №1420 в образовательной деятельности
...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconМетодическая разработка урока
Применение опорных понятий: отрезок, биссектриса угла, перпендикуляр, треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник,...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconФормирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как...
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований фгос ноо, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой...
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconУроках Клачко Наталья Борисовна
Анализ уроков с позиции формирования метапредметных умений на уроках учителей начальных классов
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconПроцесс поиска ответов на эти вопросы представляет собой пример ситуации
Формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся на уроках химии
Применение опорных конспектов на уроках химии для формирования общеучебных умений учащихся iconПрограмма конференции «Педагог исследователь: реалии педагогических практик» 11 апреля
Секция Практики освоения обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск