Конкурс методических разработок по русскому языку





Скачать 101.81 Kb.
НазваниеКонкурс методических разработок по русскому языку
Дата публикации17.09.2013
Размер101.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Федеральный сайт сетевых образовательных сообществ

«Открытый класс»

Сообщество «Год Учителя в «Открытом классе»



Конкурс методических разработок по русскому языку

Тема конкурса «Инструментарий для развития навыков самоконтроля у учащихся на уроках русского языка»

Урок русского языка в 7 классе

«Повторение изученного по теме «Причастие».

Автор: Стефанова Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

ГВ(с)ОУ «РЦО» (г. Сыктывкар,

Республика Коми)

2010 год

Урок русского языка в 7 классе

«Повторение изученного по теме «Причастие».

Цели:

  1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте.

  2. Развивающие: развивать у учащихся навыки самоконтроля, совершенствовать навыки выразительного чтения, устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.

  3. Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.

Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Презентация содержит:

  • тексты заданий и ответы к ним, демонстрационные таблицы по теме «Причастие»;

  • иллюстративный материал: портрет И. А. Бунина, репродукции картин русских художников (И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», «Родник в лесу», Г. Г. Мясоедов «Косцы», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»).

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, наглядности.

Тип урока: комбинированный.

Эпиграф к уроку:

Меняющиеся по времени года картины неба,

полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.

(И. А. Бунин)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока. Запись даты и темы урока в тетради.

В октябре 2010 года в России будет отмечаться литературный юбилей – 140 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:

Ты видишь – я твоей красы не позабыл

И, сердцем чист, твой мир благословляю,

Обетованному, отеческому краю

Я принесу остаток гордых сил.

Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.

  1. Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ.

Ребята, у каждого из вас на столе лежит Карта самоконтроля. В ходе урока вы будете оценивать свою работу по пятибальной системе.

А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии.

Примерный план ответа:

  1. Причастие как часть речи:

1) Общее значение.

2) Признаки глагола у причастия.

3) Признаки прилагательного у причастия.

  1. Действительные и страдательные причастия.

  2. Склонение причастий.

  3. Образование причастий.

  4. Синтаксическая роль в предложении.

Итак, можете поставить себе первую оценку в строке «Выполнение домашнего задания».

  1. Упражнения на отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила.

Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).

  1. Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.

  2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.

  3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.

  4. И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.

  5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.

  6. Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

  7. А лес стоит в оцепененье,

Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворож.(н,нн)ый тишиной.

Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.

Обнажённый – лишённый покрова, нагой.

Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства.

Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой.

Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» (используются схемы и таблицы).

Полученная запись в тетради:

САД

ЛЕС

ПОЛЕ

ЛИСТВА

обнажённый,

подсохший,

поредевший,

вырубленный

чернеющий,

наполнен бледной лёгкой мглой,

заворожённый тишиной

уходящее в небеса

гниющая,

опавшая,

свернувшаяся и почерневшая от мороза

Учащиеся оценивают выполнение данного задания в Карте самоконтроля.

Работа с эпиграфом. Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах (используется таблица «Причастный оборот»). Объясняется расстановка запятых в предложении.

Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить написание причастий. Соотнести номера предложений и их схемы.

  1. Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.

  2. На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.

  3. Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.

  4. Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.

  5. Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Попутно повторяются орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

«Собираются» причастия и причастные обороты, записываются в таблицу, которая принимает следующий вид:

САД

ЛЕС

ПОЛЕ

ЛИСТВА

обнажённый,

подсохший,

поредевший,

вырубленный,

наполненный туманом,

красновато чернеющий голыми сучьями

чернеющий,

наполнен бледной лёгкой мглой,

заворожённый тишиной,

уходящее в небеса,

усеянные копнами,

гниющая,

опавшая,

свернувшаяся и почерневшая от мороза,

поджаренная на солнце,

покрытая морозною росою

Проверка задания и самооценка его выполнения.

Задание 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями» (используется таблица). А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.

  1. Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.

  2. Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.

  3. Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.

  4. Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.

  5. Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.

  6. В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.

  7. Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Проверка выполнения задания, самооценка.

Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом». Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.

Задание 4. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах.

  1. Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль.

  2. Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.

  3. Она видела колокольню мелькавшую своей белизной птиц кружившихся над крестом а потом улицу выходящую в поле.

  4. Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им.

6) Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо.

7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.

Проверка: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень».

Самооценка выполнения задания.

Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте?

Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

Задание 5. А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Полученный текст сравнивается с оригиналом.

  1. Высоко полный месяц стоит

В небесах над туманной землёй,

Бледным светом леса серебрит,

Напоённые белою мглой.

  1. Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.

  2. Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.

  3. На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.

  4. Ветер не унимался. Он волновал сад, нагонял зловещие космы пепельных облаков. Из такой трёпки сад выходил совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, и каким-то притихшим, смирившимся.

Самооценка выполнения задания в Карте самоконтроля.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.

А сейчас в Карте самоконтроля посчитайте средний балл за работу на уроке. Закончите предложения:

  1. Сегодня на уроке я повторил(а) … .

  2. Сегодня на уроке я узнал(а) … .

  3. Свою работу на уроке я оцениваю на … .

Учащиеся читают получившиеся предложения.

Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс методических разработок по русскому языку iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconКонкурса методических разработок по русскому языку и литературе по...
Всероссийского конкурса методических разработок по русскому языку и литературе по теме «Мой лучший урок с применением современных...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку к умк воителевой Т. М. (34 часа) Пояснительная записка
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программно-методических материалов...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconКонкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса...
Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconКонкурс «Страна Безопасности»
Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир"
Конкурс методических разработок по русскому языку iconПрограмма по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень),Программно-методических материалов...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Конкурс методических разработок по русскому языку iconПлан-конспект урока литературы
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconТактика и техника лыжного похода
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconДвадцать лет, которые потрясли россию
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconКонкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение...
Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:...
Конкурс методических разработок по русскому языку iconКонкурс методических разработок
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск