Скачать 101.81 Kb.
|
Федеральный сайт сетевых образовательных сообществ «Открытый класс» Сообщество «Год Учителя в «Открытом классе» Конкурс методических разработок по русскому языку Тема конкурса «Инструментарий для развития навыков самоконтроля у учащихся на уроках русского языка» Урок русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие». Автор: Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГВ(с)ОУ «РЦО» (г. Сыктывкар, Республика Коми) 2010 год Урок русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие». Цели:
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран. Презентация содержит:
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска. Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, наглядности. Тип урока: комбинированный. Эпиграф к уроку: Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее. (И. А. Бунин) Ход урока:
В октябре 2010 года в России будет отмечаться литературный юбилей – 140 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений: Ты видишь – я твоей красы не позабыл И, сердцем чист, твой мир благословляю, Обетованному, отеческому краю Я принесу остаток гордых сил. Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.
Ребята, у каждого из вас на столе лежит Карта самоконтроля. В ходе урока вы будете оценивать свою работу по пятибальной системе. А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии. Примерный план ответа:
1) Общее значение. 2) Признаки глагола у причастия. 3) Признаки прилагательного у причастия.
Итак, можете поставить себе первую оценку в строке «Выполнение домашнего задания».
Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож.(н,нн)ый тишиной. Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый. Обнажённый – лишённый покрова, нагой. Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства. Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой. Проверка выполнения задания. Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» (используются схемы и таблицы). Полученная запись в тетради:
Учащиеся оценивают выполнение данного задания в Карте самоконтроля. Работа с эпиграфом. Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах (используется таблица «Причастный оборот»). Объясняется расстановка запятых в предложении. Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить написание причастий. Соотнести номера предложений и их схемы.
Попутно повторяются орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». «Собираются» причастия и причастные обороты, записываются в таблицу, которая принимает следующий вид:
Проверка задания и самооценка его выполнения. Задание 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями» (используется таблица). А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
Проверка выполнения задания, самооценка. Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом». Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов. Задание 4. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах.
Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. 5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им. 6) Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо. 7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз. Проверка: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень». Самооценка выполнения задания. Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте? Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. Задание 5. А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Полученный текст сравнивается с оригиналом.
В небесах над туманной землёй, Бледным светом леса серебрит, Напоённые белою мглой.
Самооценка выполнения задания в Карте самоконтроля.
А сейчас в Карте самоконтроля посчитайте средний балл за работу на уроке. Закончите предложения:
Учащиеся читают получившиеся предложения. Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу! |
I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | Конкурса методических разработок по русскому языку и литературе по... Всероссийского конкурса методических разработок по русскому языку и литературе по теме «Мой лучший урок с применением современных... | ||
Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Рабочая программа по русскому языку к умк воителевой Т. М. (34 часа) Пояснительная записка Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программно-методических материалов... | ||
Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | Конкурс «Страна Безопасности» Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир" | ||
Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень),Программно-методических материалов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка... | ||
Положение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков... Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен... | Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:... Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» | ||
План-конспект урока литературы Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Тактика и техника лыжного похода Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Двадцать лет, которые потрясли россию Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конкурс «Лучшее школьное методическое объединение 2014». Положение... Конкурс методических разработок урока в контексте требований фгос ООО для учителей русского языка и литературы «Современный урок:... | Конкурс методических разработок Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |