Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор





Скачать 98.34 Kb.
НазваниеУрок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор
Дата публикации17.09.2013
Размер98.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Муниципальное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа села Нижнебалтачево Татышлинского района Р Башкортостан

Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта»

Место урока в системе уроков: первый в разделе «А. С. Пушкин», двадцатый в общем планировании уроков

Цели:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с лицейским периодом в жизни Пушкина, первой ссылкой в Кишинёв.

  2. Развивающая: углубить представления учащихся о личности Пушкина, формировать навыки анализа его произведения.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость читателей.

Тип урока: изучение историко-литературного материала.

Форма урока: беседа

Литература: 1. Учебник- хрестоматия для 6 класса

2. В. П. Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. - М., 1998

3. Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова и др. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М, 1999

4. Ресурсы Интернета

ЦОР: гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/, репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», виды Царского села, Кишинёва на слайдах

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон

Схема записи на доске:

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

И долго буду тем любезен я

народу,

Что чувства добрые я лирой

пробуждал.

Пушкин

План

  1. Пушкин в Лицее

    1. «Новая пора – Лицей»

    2. «
      Выставка книг А. С. Пушкина
      Лицейская республика». Близкий друг.

    3. ….


    4. Д. з.: 1) пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 62 – 66) по плану;

      2) выучить наизусть стихотворение «Узник»;


      .



План урока:

Этапы урока: Методы и приёмы работы:

I. Оргмомент Приветствие

II. Этап актуализации опорных Фронтальная беседа

знаний

III. Этап изучения нового материала Комментированное чтение

Слово учителя

Работа с репродукциями, книгой

Индивидуальная работа

IV. Этап работы с текстом Выразительное чтение

Выявление восприятия

Эвристическая беседа

V. Подведение итогов Рефлексия

VI. Этап информации учащихся о домашнем

задании, инструктаж по его выполнению Слово учителя

Опережающее индивидуальное задание:

  1. Историческая справка об истории создания Лицея

  2. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее».

  3. Справка о Кишинёве.

  4. Принести на урок свою любимую книгу А. С. Пушкина

Ход урока

  1. Оргмомент

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

- Здравствуйте, ребята. Обратили ли вы внимание, что наш кабинет сегодня преобразился? Что вам показалось необычным? (Столы в нашем кабинете стоят необычно).

- Да, действительно столы стоят так, как когда-то в Лицее, в котором учился гениальный поэт России А. С. Пушкин. И это не случайно. Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.

  1. Этап актуализации опорных знаний

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности Пушкина и его жизни

Фронтальная беседа:

    • Что вы знаете о детстве Пушкина, о семье поэта?

    • Какие произведения А. С. Пушкина вам известны? (Обращение к выставке книг произведений Пушкина, которая составлена из любимых книг учеников).

    • Чем вам нравятся стихи и сказки А. С. Пушкина?

  1. Этап изучения нового материала

Задачи: 1) углубить знания учащихся о личности и творчестве Пушкина;

2) продолжать обучение составлению сложного плана;

3) развивать навыки описания портретов и репродукции картины

  1. Слово учителя

- Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

  1. Работа с книгой

Дети читают статью учебника-хрестоматии под руководством учителя. После первого абзаца звучит историческая справка об истории создания Лицея /Приложение 1/. В это время демонстрируется слайд № 1, 2 с видами Царского Села.

Читая статью, составляем сложный план, который поможет подготовить её пересказ. Начало плана записано на доске. Дети вспоминают особенности сложного плана и продолжают его составление. (В хорошо подготовленном классе можно ввести понятие цитатного плана).

В процессе чтения обращаемся к гравюрам Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/. Внимание детей обращено на экран, демонстрируется слайд № 3.

Беседа:

- Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников?

- Какой из этих портретов кажется вам особенно похож на поэта той поры?

- Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещённому в хрестоматии (с. 64)?

3. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее» /приложение 2/. Ученикам предлагается рассмотреть репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене» слайд № 4 и ответить на вопросы.

Беседа:

    • Как душевное состояние юного поэта и реакция Державина переданы на картине Репина?

    • Охарактеризуйте жест и позу А. С. Пушкина. Насколько они соответствуют ситуации, запечатлённой художником?

  1. Историческая справка учащегося о Кишинёве /приложение 3/. Слайд № 5, 6

  2. Беседа по статье:

    • Что такое лицей? (Учебные заведения в некоторых странах Европы, в том числе и в России)

    • С какой целью был создан Царскосельский лицей? (Император Александр I открыл это учебное заведение для своих младших братьев, здесь же получили образование дворянские мальчики из лучших семей России).

    • Почему лицей стал рассадником вольнодумства и свободолюбия? (Война 1812 года способствовала подъёму патриотических настроений, стремлениям служить Отечеству).

IV. Работа с текстом.

Задача: через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию вольнолюбивых устремлений поэта.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Узник» учителем.

  2. Выявление первичного восприятия стихотворения.

Беседа:

    • Понравилось ли вам стихотворение?

    • Что особенно поразило вас в нём?

    • Какие слова и выражения показались вам необычными?

    • Какая картина возникает в вашем воображении?

    • Соответствует ли ваша картина предложенной репродукции? Обоснуйте. Слайд № 7

    • Какие строки стихотворения можно подписать под иллюстрацией? («Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»).

  1. Аналитическое прочтение произведения:

    • Рассмотрим первую строку стихотворения. Какие слова являются главными, несут логическое ударение? Какое чувство в ней выражено? (Ключевое слово – решётка. Выражены переживания человека, оказавшегося в неволе, за решёткой).

    • Какие поэтические средства изображают страдания лирического героя в первой строфе? (Эпитеты – «сырая» темница, «грустный» товарищ, «кровавая» пища; метафора – «вскормлённый в неволе орёл молодой»).

    • Какое пространство изображено в первом стихе? (Ограниченная решёткой тюрьма, сырая темница).

    • Какой образ противопоставляется образу неволи? (Образ воли, свободы).

    • Задание для самостоятельной работы (с. 67).

    • Стихотворение построено на антитезе – противопоставлении. (Вводится понятие антитезы (с. 70)).

    • Какими поэтическими средствами создаётся образ свободы? (Глаголу «сижу» противопоставлен глагол «улетим», решётке и темнице – тучи, гора, морские края).

    • Как «удваивается» образ лирического героя? (Образ узника сопоставляется с образом орла, вольной птицы, плохо приживающейся в неволе). В последней строфе тоже два товарища – орёл и ветер. Вспомните постоянный эпитет ветра, встречающийся в произведениях УНТ. («Вольный» ветер сопоставим с вольными птицами).

    • Перечитайте слова, которые «вымолвить хочет» орёл. К чему он призывает узника? («Давай улетим!». Орёл призывает узника к свободе).

    • Сравните картины, изображённые в первой и третьей строфах. Какие противопоставления вы здесь наблюдаете? Как изменилось настроение к концу стихотворения? («Вскормлённый в неволе орёл молодой» противопоставлен вольным птицам. В начале стихотворения настроение грустное, к концу стихотворения, где слышен призыв к свободе, выражается надежда на возможную свободу).

    • Почему тема свободы важна для Пушкина? (Свобода необходима человеку для гармоничного существования в мире. Пушкин же сам находился в ссылке, значит в неволе).

V. Этап подведения итогов

Задача: дать оценку собственной деятельности, провести рефлексивный момент для каждого ученика

Вопросы:

    1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    2. Что особенно произвело впечатление?

    3. Что показалось наиболее важным?

    4. Что помог вам понять эпиграф?

Метод незаконченного предложения:

Я понял, что …

Особенно мне запомнилось (-лся) …

Хочется сказать о …
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

      1. Пересказ статьи о лицейских годах Пушкина (с. 62 – 66) по плану

      2. Выучить наизусть стихотворение «Узник».

3) Повторить определения эпитета, метафоры, олицетворения, аллитерации, ритма, рифмы, подготовить фрагмент литературоведческого словаря (можно на слайдах)

Приложение 1

Индивидуальное сообщение «История создания Царскосельского лицея»

В Царском Селе под Петербургом был создан Лицей. Он явился продолжением лучших традиций прошлого. Когда-то Лицей – это было место близ Афин. Рядом с храмом Аполлона располагалось одно из греческих учебных заведений того времени – гимнасий, он-то и получил название "Лицей". Здесь обучал своих последователей Аристотель, воспитатель Александра Македонского.

Императрица Мария Федоровна, мать Александра Первого, хотела было отослать сыновей своих в Лейпцигский университет. Но этому решительно воспротивился император Александр I, ее старший сын. Он решил образовать в Царском Селе лицей, где бы младшие его братья могли слушать публичные лекции. Так Россия вспомнила о традициях Аристотеля…

Министр народного просвещения граф Алексей Разумовский направил царю проект образования лицея, который предлагалось учредить "в Царском Селе, с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным части службы государственной, и составляемого из отличнейших воспитанников знатных фамилий".

19 октября 1811 года, в четверг, в присутствии императора был торжественно открыт Лицей. Первыми зачислено в него было тридцать человек, и среди них Пушкин. Нижний этаж здания был отдан инспекторам и гувернерам. На втором – канцелярия, столовая, буфетная, больница и тот знаменитый конференц-зал, где перед Державиным будет выступать на выпускном экзамене юный Пушкин. Выше располагались классы, кабинет физики, газетная комната, библиотека – в галерее – и большой зал для торжеств, парадных актов, фехтования и отдыха после занятий. На четвертом этаже – спальни. Профессура жила в соседнем доме. Выдающиеся профессора – Александр Куницын, Яков Карцов– пестовали будущих выдающихся деятелей страны. Лицей был моделью идеального государства в миниатюре.

Горчаков, Пущин, Илличевский, Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Корф, Данзас – кто не знает этих выдающихся соучеников Пушкина!


Приложение 2

Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в Лицее»

Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, сердце забилось с упоительным восторгом…»

Приложение 3

Историческая справка о Кишинёве

КИШИНЕВ столица Республики Молдова, на реке Бык (приток Днестра). Известен с 1466 года. С 16 века под турецким владычеством, в 1812 присоединен к Российской империи. В 1918 г. в составе Румынии, с 1940 столица Молдавии. Церковь Рождества Богородицы (18 век), кафедральный собор (19 век) и Триумфальная арка (ныне арка Победы, 19 в.). В 60-80-е годы созданы новые промышленные и жилые районы. В городе 7 вузов (в том числе Молдавский университет), 5 театров, 9 музеев (в том числе краеведческий, исторический, художественный, А. С. Пушкина).



- -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПрограмма составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...
На сколько часов рассчитана рабочая программа 70 часов, выполняю программу за 67 часов. Урок №10 попадает на праздник Курбан- байрам,...
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок исследование русских традиций с элементами театрализации (технология, музыка) с использованием цор (цифровые образовательные...
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Цели и задачи изучения темы
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconКаталог ссылок на образовательные интернет ресурсы
...
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconАннотированные ссылки на образовательные ресурсы и средства информационной...

Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconРабота над ошибками
Модуль Обзор интеллектуальных ресурсов иос начального образования: государственные коллекции цор, открытые цор в Интернете, цор к...
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПредмет класс
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconВашего учебного проекта
Изучить информационные ресурсы Интернета. Выяснить, как защитить компьютер от вредоносных программ
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Урок за уроком. М, 1999 Ресурсы Интернета цор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск