Скачать 98.34 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа села Нижнебалтачево Татышлинского района Р Башкортостан Тема: «А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта» Место урока в системе уроков: первый в разделе «А. С. Пушкин», двадцатый в общем планировании уроков Цели:
Тип урока: изучение историко-литературного материала. Форма урока: беседа Литература: 1. Учебник- хрестоматия для 6 класса 2. В. П. Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. - М., 1998 3. Б. И. Турьянская, Л. А. Холодкова и др. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М, 1999 4. Ресурсы Интернета ЦОР: гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/, репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене», виды Царского села, Кишинёва на слайдах Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон Схема записи на доске:
План урока: Этапы урока: Методы и приёмы работы: I. Оргмомент Приветствие II. Этап актуализации опорных Фронтальная беседа знаний III. Этап изучения нового материала Комментированное чтение Слово учителя Работа с репродукциями, книгой Индивидуальная работа IV. Этап работы с текстом Выразительное чтение Выявление восприятия Эвристическая беседа V. Подведение итогов Рефлексия VI. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Слово учителя Опережающее индивидуальное задание:
Ход урока
Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию - Здравствуйте, ребята. Обратили ли вы внимание, что наш кабинет сегодня преобразился? Что вам показалось необычным? (Столы в нашем кабинете стоят необычно). - Да, действительно столы стоят так, как когда-то в Лицее, в котором учился гениальный поэт России А. С. Пушкин. И это не случайно. Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве поэта. У каждого из нас есть свой Пушкин: Пушкин-поэт, Пушкин-сказочник, Пушкин-прозаик. Пушкин помогает нам постигать мир. Литературный курс 6-го класса предлагает вам познакомиться со стихотворениями, повестями и даже романом А. С. Пушкина. Итак, навстречу Пушкину.
Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности Пушкина и его жизни Фронтальная беседа:
Задачи: 1) углубить знания учащихся о личности и творчестве Пушкина; 2) продолжать обучение составлению сложного плана; 3) развивать навыки описания портретов и репродукции картины
- Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?
Дети читают статью учебника-хрестоматии под руководством учителя. После первого абзаца звучит историческая справка об истории создания Лицея /Приложение 1/. В это время демонстрируется слайд № 1, 2 с видами Царского Села. Читая статью, составляем сложный план, который поможет подготовить её пересказ. Начало плана записано на доске. Дети вспоминают особенности сложного плана и продолжают его составление. (В хорошо подготовленном классе можно ввести понятие цитатного плана). В процессе чтения обращаемся к гравюрам Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» /1822/ и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» /1935/. Внимание детей обращено на экран, демонстрируется слайд № 3. Беседа: - Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников? - Какой из этих портретов кажется вам особенно похож на поэта той поры? - Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещённому в хрестоматии (с. 64)? 3. Индивидуальное сообщение учащегося «Пушкин на публичном экзамене в Лицее» /приложение 2/. Ученикам предлагается рассмотреть репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на Лицейском экзамене» слайд № 4 и ответить на вопросы. Беседа:
IV. Работа с текстом. Задача: через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию вольнолюбивых устремлений поэта.
Беседа:
V. Этап подведения итогов Задача: дать оценку собственной деятельности, провести рефлексивный момент для каждого ученика Вопросы:
Метод незаконченного предложения: Я понял, что … Особенно мне запомнилось (-лся) … Хочется сказать о … VI. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
3) Повторить определения эпитета, метафоры, олицетворения, аллитерации, ритма, рифмы, подготовить фрагмент литературоведческого словаря (можно на слайдах) Приложение 1 Индивидуальное сообщение «История создания Царскосельского лицея» В Царском Селе под Петербургом был создан Лицей. Он явился продолжением лучших традиций прошлого. Когда-то Лицей – это было место близ Афин. Рядом с храмом Аполлона располагалось одно из греческих учебных заведений того времени – гимнасий, он-то и получил название "Лицей". Здесь обучал своих последователей Аристотель, воспитатель Александра Македонского. Императрица Мария Федоровна, мать Александра Первого, хотела было отослать сыновей своих в Лейпцигский университет. Но этому решительно воспротивился император Александр I, ее старший сын. Он решил образовать в Царском Селе лицей, где бы младшие его братья могли слушать публичные лекции. Так Россия вспомнила о традициях Аристотеля… Министр народного просвещения граф Алексей Разумовский направил царю проект образования лицея, который предлагалось учредить "в Царском Селе, с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным части службы государственной, и составляемого из отличнейших воспитанников знатных фамилий". 19 октября 1811 года, в четверг, в присутствии императора был торжественно открыт Лицей. Первыми зачислено в него было тридцать человек, и среди них Пушкин. Нижний этаж здания был отдан инспекторам и гувернерам. На втором – канцелярия, столовая, буфетная, больница и тот знаменитый конференц-зал, где перед Державиным будет выступать на выпускном экзамене юный Пушкин. Выше располагались классы, кабинет физики, газетная комната, библиотека – в галерее – и большой зал для торжеств, парадных актов, фехтования и отдыха после занятий. На четвертом этаже – спальни. Профессура жила в соседнем доме. Выдающиеся профессора – Александр Куницын, Яков Карцов– пестовали будущих выдающихся деятелей страны. Лицей был моделью идеального государства в миниатюре. Горчаков, Пущин, Илличевский, Вольховский, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Корф, Данзас – кто не знает этих выдающихся соучеников Пушкина! Приложение 2 Индивидуальное сообщение «Пушкин на публичном экзамене в Лицее» Пушкин вспоминал: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда я дошёл до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, сердце забилось с упоительным восторгом…» Приложение 3 Историческая справка о Кишинёве КИШИНЕВ столица Республики Молдова, на реке Бык (приток Днестра). Известен с 1466 года. С 16 века под турецким владычеством, в 1812 присоединен к Российской империи. В 1918 г. в составе Румынии, с 1940 столица Молдавии. Церковь Рождества Богородицы (18 век), кафедральный собор (19 век) и Триумфальная арка (ныне арка Победы, 19 в.). В 60-80-е годы созданы новые промышленные и жилые районы. В городе 7 вузов (в том числе Молдавский университет), 5 театров, 9 музеев (в том числе краеведческий, исторический, художественный, А. С. Пушкина). - - |
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного... На сколько часов рассчитана рабочая программа 70 часов, выполняю программу за 67 часов. Урок №10 попадает на праздник Курбан- байрам,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок исследование русских традиций с элементами театрализации (технология, музыка) с использованием цор (цифровые образовательные... | ||
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) Цели и задачи изучения темы | Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | ||
Каталог ссылок на образовательные интернет ресурсы ... | Аннотированные ссылки на образовательные ресурсы и средства информационной... | ||
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока | ||
Работа над ошибками Модуль Обзор интеллектуальных ресурсов иос начального образования: государственные коллекции цор, открытые цор в Интернете, цор к... | Предмет класс Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета | ||
Вашего учебного проекта Изучить информационные ресурсы Интернета. Выяснить, как защитить компьютер от вредоносных программ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) |