Название представленной работы:
Конспект урока русского языка в системе развивающего обучения «Имя числительное, 3 класс. ( с применением ИКТ)
Фамилия, имя, отчество учителя:
Исхакова Альфия Ибрагимовна.
Место работы, должность:
МОУ «Гимназия №1» г.Менделеевска РТ, учитель начальных классов.
Педстаж \ стаж работы по системе Л.В.Занкова: 22\10.
Учебник, по которому ведется работа:
А.В.Полякова «Русский язык. 3 класс. В 2-х частях», М., «Просвещение», 2003г.
Домашний адрес, индекс:
423650, Республика Татарстан, г. Менделеевск, ул. Советская, 14а.
Телефон: 8(85549) 2-19-75.
Электронный адрес: gimnaz0011@rambler.ru
Урок русского языка, 3 класс.
Тема: Имя числительное (первый урок по теме из трех уроков).
Цели: способствовать осознанию учащимися понятия «имя числительное», формированию умения определять имя числительное, умения отличать числительные, обозначающие количество предметов и числительные, обозначающие порядок предметов.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный аппарат, индивидуальные тестовые заданиям (автор – Исхакова А.И.), электронное приложение к уроку (автор - Исхакова А.И.) используется на 2, 4, 5, 7, 9 этапах урока, карточки со словом «восемь», с числами 2, 3, 5, 7.
Ход урока
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный момент.
Учитель:
- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка.
- Я рада, что все у вас в порядке, и вы готовы начать урок. Садитесь!
- Ребята, что вы ждёте от урока?
- Верно. Сегодня на уроке нам предстоит сделать открытие. Будьте внимательны. (Комментарий: тема и цель урока будут определены позже вместе с учащимися)
|
- Я жду интересные задания.
- Я думаю, мы узнаем новое правило.
- А я думаю, что сделаем какое-нибудь открытие!
| Актуализация прежних знаний.
На доске слова: р…сунок, х…роший, пш…ница, р…совать, ж…лтый, р…шать.(слайд №2 из электронного приложения к уроку)
Учитель: - Прочитайте слова. Что их объединяет?
- Чем различаются эти слова?
- Распределите слова по частям речи: в первый столбик имена прилагательные, во второй – глаголы, в третий – имена существительные.(слайд №3)
- Давайте проверим. Какие слова выписали в первый столбик, объясните. - Какие слова выписали во второй столбик, почему?
- Какие слова вошли в третий столбик, почему? - Проверим, какие гласные вставили? Подчеркните их.
- Поднимите руки, у кого всё выполнено верно? Молодцы!
(Комментарий. На данном этапе урока организуется работа по совершенствованию навыка грамотного письма. Вопросы общего характера и задание на группировку слов направлены на развитие мышления учащихся. А повторение ранее полученных знаний о частях речи позволяет подготовить учащихся к восприятию нового материала.)
| - Это слова с непроверяемой гласной.
- Эти слова различаются количеством слогов.
- Эти слова относятся к разным частям речи.
Выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой.
- В первый столбик выписал прилагательные: хороший, желтый. Эти слова отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета.
- Глаголы: рисовать, решать. Потому, что эти слова отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие предмета.
- Существительные: рисунок, пшеница. Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет.
Ученик отвечает, все остальные проверяют и подчеркивают.
Ученики поднимают руки.
| Словарная работа.
Учитель: - Нам предстоит познакомиться с новым словом. (выставляется на магнитную доску карточка со словом «восемь»).
|
Ученик комментирует: - В слове «восемь» два слога: во-, семь-, ударение падает на первый слог. Безударная гласная е, её нужно запомнить.
| Возникновение интеллектуального затруднения.
Учитель: - Как вы думаете, в какой столбик можно записать данное слово? (слайд № 4)
|
- Что? – восемь. Я думаю, что это существительное.
- А я не согласен. Слово «восемь» не отвечает на вопрос что?, а отвечает на вопрос сколько?
- И я думаю, что слово «восемь» не является существительным, и не глаголом, и не прилагательным.
| .
- Так что же предстоит узнать нам на уроке? - Верно. Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой частью речи.
(Комментарий. Создаётся проблемная ситуация, которая заставляет учащихся рассуждать. В ходе рассуждения учащиеся осознают проблему и формулируют её)
|
- Мы должны узнать, к какой части речи относится слово «восемь».
| Исследование проблемы.
Учитель: - Продолжите ряд слов: восемь, …..
- В какой области знаний мы используем эти слова?
- Что они обозначают?
- Можете предположить, как называются слова, которые обозначают числа?
- Верно, они называются числительными. Сделаем вывод о том, что такое имя числительное.
- Верно. (слайд №5) Давайте сравним ваше предположение с выводом в учебнике. Прочитаем правило на странице 105.
- Что можете сказать о прочитанном?
- Итак, давайте мы с вами обобщим. Что же это такое имя числительное?
- К какой части речи относится слово «восемь»?
- Почему?
- Назовите тему урока.(слайд № 6)
- Чему должны научиться на уроке?
( Комментарий. На данном этапе урока создаются условия для формирования исследовательских умений учащихся, реализуются принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности и принцип осознания школьниками процесса учения.)
|
- Десять, семь, пять, три…
- В математике.
- Числа.
- Мне кажется, что они называется числительными. - Слова, которые обозначают числа, называются числительными.
Ученики читают правило. - Мы правильно назвали часть речи.
- Но именами числительными являются не только слова, которые обозначают количество, но и еще порядок при счете.
Ученики проговаривают правило ещё раз. - Восемь – это имя числительное.
- Потому что, оно обозначает количество.
- Тема сегодняшнего урока « Имя числительное».
- Мы должны научиться находить числительные среди других слов.
| Применение полученных знаний на практике.
1.Учитель показывает карточки с числами 2, 3, 5, 7.
- Запишите числительные.
- Что обозначают эти числительные?
- Образуйте от них числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и запишите их.
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
- Какие числительные встретились в этой физминутке?
2. Выполнение упражнения № 493.
Напишите по образцу: понедельник – первый день недели, вторник - …, в доме - …этажей и т.д.
Проверка.
- Назовите числительные, обозначающие количество предметов.
- Назовите числительные, обозначающие порядок предметов при счете.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
3. Комментированное письмо предложений.
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
- Найдите числительное. Докажите свой ответ. Задание: разбор первого предложения по членам предложения и частям речи.
(Комментарий. На данном этапе урока, используя разнообразные упражнения и задания, закрепляется знание о новой части речи, формируется умение определять новую часть речи.)
|
Ученики записывают в тетради: два, три, пять, семь.
- Они обозначают количество.
Ученики записывают с комментированием.: второй, третий, пятый, седьмой.
Ученики называют. Ученики выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой.
- Два этажа, две руки, два крыла, пять пальцев, три окна.
- Первый день, второй день, третий день.
Один ученик комментирует, остальные записывают предложения.
- Числительное- первый, оно обозначает порядок при счёте.
| Самостоятельная работа.
Учитель: - А теперь мы выполним с вами проверочный тест. На столе у каждого из вас лежат задания теста. (слайд № 7)
1. Именем числительным называется:
А. часть речи, которая обозначает признак предмета.
Б. часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете.
В. часть речи, которая обозначает действия предмета.
2. Найди имя числительное:
А. стулья.
Б. бежать.
В. девять.
3. Найди числительное, обозначающее количество предметов:
А. семь,
Б второй.
В. десятый.
4. Найди числительное, обозначающее порядок предметов при счете:
А. три.
Б. шесть.
В. восьмой.
Самопроверка: (слайд № 8) 1.Б. 2.В. 3.А. 4.В. (Комментарий. Тестовое задание позволяет определить уровень первичного усвоения нового материала, а так же совершенствовать у учащихся навык самоконтроля и самооценкищихсяи саконтроля и самооценки у учащихся.)ием меры трудности, .)
|
Ученики выполняют тест с последующей самопроверкой.
Ученики смотрят на доску и сверяют со своим выполненным заданием.
| Обобщение выводов и наблюдений.
Учитель: - Наш урок подошел к концу. Какое открытие для себя мы сделали на уроке, расскажите о нем.
- А в каких других областях знаний мы можем использовать имена числительные?
|
- Я узнал, что есть часть речи числительное.
- Числительное обозначают число или порядок при счете.
- Числительными мы пользуемся на уроке математики.
- На уроке окружающего мира мы определяем температуру воздуха.
- На уроке русского языка – находим номер упражнения и страницу.
- На уроке технологии измеряем детали.
- На уроке физкультуры прыгаем в длину.
| Домашнее задание.
(слайд № 9) Выучить правило на странице 105, упражнение № 492: списать и подчеркнуть имена числительные.
Один – начало счёта. Два – чётное число. Три – нечётное число. В этой книге сто страниц.
(Комментарий. Содержание домашнего задания тесно связано с содержанием урока, позволяет закрепить полученные знания и умения.)
|
Ученики записывают в дневниках.
| |