Скачать 1.18 Mb.
|
МБОУ «Семёновская СОШ» Порецкого района Чувашской Республики Программа работы с одарёнными детьми по литературному чтению в 4 классе Срок реализации: 2012-2013 учебный год Составитель: учитель начальных классов Кочеткова С. Ю. с. Семёновское 2012 г. 1.Введение На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МОУ гимназия № 9 в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
Задачи программы:
Используемые понятия. Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками. Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач. Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии. Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности. Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов. 2. Описание модели работы с одаренными детьми Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми. Основные направления реализации программы.
- внедрение передовых образовательных технологий; - укрепление материально-технической базы; .
- повышение профессионального мастерства педагогов; - организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми; - научно-методическое и информационное обеспечение программы.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: школьного, районного, республиканского (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки). Главные принципы реализации программы.
Направления деятельности: - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми; - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного, республиканского уровня; - проведение массовых мероприятий внутри объединения; - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми. Методическая работа педагога:
Работа с родителями. Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий. 3.Программы работы с одаренными детьми ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРА. ШАГ ЗА ШАГОМ. 4 класс» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы. Программа «Литературное чтение для одаренных. 4 класс» для начальной школы разработана в контексте системы начального обучения, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств. Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами. Все вышесказанное определяет цель настоящей программы – пробудить интерес к литературе, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью. Программа рассчитана на детей 9 -11 лет. Занятия предполагают быть многоплановыми: изучение истории литературы, работа с литературоведческими терминами, литературное сотворчество. Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса - Литература как искусство слова. Литературный процесс от древности до наших дней. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы. - Фольклор. Основные жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, считалки, игры. Небылицы. Основные приемы создания небылиц. - Сказка. Виды сказок. Как строится сказка. Русские народные сказки. - Сказки народов мира. Общность сюжетов в сказках народов мира. Самостоятельный анализ сказки. - Русские сказочники. Сочинение сказки. Вариант сочинения сказки по предложенному началу. - Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни. «Два Ивана – солдатских сына». «Финист – Ясный сокол». «Жена - доказчица». «Снегурочка». «Святогор - богатырь». - Духовная литература. Основные жанры духовной литературы. Библия.-. Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи. «Слово о полку Игореве». «Поучение Владимира Мономаха». - Эпические жанры. Литературная сказка и фольклорная. - Сказочная традиция в русской литературе. Литературная обработка фольклорных сюжетов. Литературные приемы создания сказочной ситуации. - Тема, идея сказки и их образное воплощение. Герой в сказке. Мораль в сказке. - Как рождается сказка. Создание сказки по пословице. -. Книжная полка. Писатели – сказочники. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг. - Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа. - Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Юмористический рассказ. Детективный рассказ. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский. - Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон. - Тайны рассказа. Творческая мастерская. Мой первый рассказ. - Книжная полка. Из литературы XIX века. И. А. Крылов, И. А Тургенев, А. П. Чехов. - Повесть. Жанровые особенности повести: сюжет, время, герой. - Автобиографические повести. Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. М. Твен. - Сюжет для повести. Творческий практикум. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. - Сказочная повесть. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести. Ю.К. Олеша. - Лирика как род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев. - Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст. - Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации. Начальное понятие о фигурах поэтической речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории. - Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений. - Секреты поэтического мастерства. Первый поэтический опыт. - Книжная полка. Из литературы XX века. - Драматические жанры. Автор в драме. А. Н. Островский, С. Я. Маршак, Е.Л. Шварц. - Творческий практикум. - Писатели Чувашии. Экскурсия в библиотеку. - Современные писатели – детям. Список литературы 1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Книга для чтения в 3 классе «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 4 классе «В океане света» – М.: Баллас,2008 2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 2009 3. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 2000 4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 2007 5. Маршак С. Я. Любимые детские стихи. – СПб., 2004 6. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. Приложение к книгам для чтения «Свободный ум». – М.: Баласс, 2005 7. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение,2001 8. Уроки сказки. – 2-е изд., - М.: Педагогика, 2010 ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная грамматика. 4 класс» Пояснительная записка Курс кружка по русскому языку – часть единого непрерывного курса обучения в начальной школе, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в начальной школе. Предметом обучения является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку – это овладение учащимися четырьмя компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой. Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Целью кружковой работы по русскому языку в начальной школе является развитие личности ребенка. В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая в постоянном диалоге с миром и с самим собой; 3. формирование у детей чувства языка; 4. воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; 5. сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, пи- сать и слушать на родном языке. Учебно – тематическое планирование (68 часов)
Литература 1. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. М., 1985 2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1987. 3. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах. Кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1991. 4. Волина В. В. Учимся играя. – 2003. 5. Гин С. Мир фантазии. М., 2001 6. Журжина Ш. В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс. – М.: Просвещение, 1999. 7. Задачи конкурса «Русский медвежонок». 8. Из истории русских слов. Словарь-пособие. – М., Школа-Пресс. 1993. 9. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2003. 10. Материалы журнала «Начальная школа». 11. Материалы журнала «Начальная школа: плюс, минус». 12. Превращения слов: Кн. для учащихся нач. классов. Сост. А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991. 13. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1991. 14. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987. 15. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985. 16. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л., 1981. 17. Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. 18. Я познаю мир. Русский язык: Дет. Энциклопедия. Авт. – сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. ПРОГРАММА КРУЖКА «Математика для одаренных. 4 класс» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Математика для одаренных детей. 4 класс» предназначена для детей, проявляющих повышенный интерес к математике. Целями занятий являются:
Отличительными особенностями данной программы является использование моделирования. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии. Чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха, можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но ее решение старым способом приводит либо к неудаче, либо нерационально. Ребенок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности, и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу, нужно конструировать новый вид модели. У детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений. Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Математика для одаренных детей. 4 класс» (68 часов)
Литература
4. Методические разработки по организации работы с учащимися (диагностические методики, методические разработки занятий) Разработки занятий школьного психолога по работе с одаренными Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:
Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30 – 40 минут. |
Психолого-педагогическое обоснование работы с одарёнными детьми ... | Программа работы с одарёнными детьми по математике (3 4 класс) Составитель:... Закон РФ от 24. 07. 1998 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» | ||
Внеклассное мероприятие по литературе, 6 б 27 Учителя рус языка, истории, музыки Верещагина Е. И Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми.... | Доклад «Организация работы с одаренными детьми во внеурочное время» Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать... | ||
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | Авторская рабочая программа по немецкому языку для работы с одарёнными детьми Разработано Европе (на немецком языке говорят народы пяти стран: Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурга) и, наконец, большим вкладом... | ||
План работы с одаренными детьми гбоу сош №2091 Методическое объединение... Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный... | Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию | ||
Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных... | ||
Социальная работа с одаренными детьми Социальная работа с одаренными детьми: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. И. В. Плющ. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа работы с одаренными детьми по географии в 6 классе В процессе урока мы будем заполнять сопроводительный лист, которым вы сможете воспользоваться для повторения материала дома и при... | Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Конспект открытого урока по литературному чтению. Тема : А. П. Чехов. Ванька Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... |